Мамайские праздники

Евгений Габелев
Что русскому хорошо, то немцу смерть.




Случились тут недавно на нашей земле весенние праздники. Две восхитительных недели безделья, сразу превращенные кем в череду торжеств, кем в приятное застолье на лоне природы, а кем и в предлог для изнурительного землепашества на огороде. А я за эти дни погулял, подумал, да и статью написал.


Так что, теперь ваш черед читать.


ОРДА


Сколь русского человека ни корми, а он все в лес смотрит. И стоит суровой руке родины на денек-другой отпустить вожжи, так сорвется и убежит, и скроется из виду огромными скачками в буйных кустах. И вскоре след его обнаружится на неведомых дорожках, переплетенный со следами неведомых зверей.


А там ищи его, что ветра в поле. Недаром говорят, что народы России, да и государственность ее, проистекают от Орды. И как были мы ордой диких кочевников, так и остались. И отечество наше, некогда жившее сообществом свободных городов, став жертвою Орды, почерпнуло у нее свои обычаи и институции.


Так что, город нам враг. От того мы живем как азиаты, мыслим как азиаты, и убегаем из городов, как азиаты. Хотя, постепенно цивилизация все равно берет свое. Город охотится на нас в лабиринте улиц. Но по весне, когда мир расцветает и пробуждается к жизни, нам хочется вернуть давно позабытую свободу.


Тогда наступает странное время. Две недели в мае, когда мы становимся первобытной ордой. Гены воинов, охотников и скитальцев на время овладевают нами. И мирные горожане жарят на кострах бессчетные килограммы мяса, словно они только что убили мамонта. И пьют, будто собираются напиться на год вперед.


Потом мы возвращаемся. При этом приходится грустить о двух противоположных вещах. Нам жаль, что праздники кончились, и пора на работу. Но еще больше жаль без толку потраченного времени. Хотя, на самом деле, нам не о чем жалеть. И все эти сетования – не более чем часть ритуала окончания праздника.


Так что, я тоже недурно отдохнул.


ПЕРВОЕ


Майские праздники, как известно, начинаются первого мая. Когда-то, это была вальпургиева ночь. Время, когда силы тьмы слетались на шабаш. Женщины, вступившие в связь с чертом, обретали в эту ночь способность летать. Колдуны и маги мужского пола добирались до цели, пользуясь тайными заклятьями.


На вершине Лысой Горы им являлся Князь Тьмы в окружении свиты демонов. С ним ведьмы и маги предавались немыслимым ритуалам и сатанинскому веселью. Их милые забавы, судя по всему, и послужили образцом нынешнего праздника. Так что, сегодня мы наследуем весьма древней и уважаемой традиции.


Подробности сатанинского разгула сохранило перо средневекового хрониста. Впрочем, если верить ему, все сводилось к сексуальным распутствам, столь изощренным, как того требовала мятущаяся плоть хрониста. Так что, слухи о бесчинствах были явно преувеличены монашествующими завистниками.


Минули века, и древний праздник бесов присвоили себе большевики. К тому же, эти добрые господа не только не чурались аналогии, но и регулярно на нее намекали.  Символом у них была все та же пятиконечная звезда. А празднества их, так называемые маевки, явно многое позаимствовали у колдовского шабаша.


После победы бесов, звезду Люцифера сделали символом государства. Адское буйство вышло из тьмы, и приняло форму торжественного шествия нечистой силы по главной площади страны. Победившие демоны шли стройными рядами, с развернутыми кумачовыми знаменами и барабанным боем.


Тут было от чего убежать в лес…


ШЕСТОЕ


После главного праздника, словно хвост за змеей, следует череда малых. День свободной прессы и день радио. Занятно, что их изобретение бесы присвоили себе. А еще в эти дни они празднуют день рождения своего ужасного Маркса. Но вслед за тем приходит шестое мая. И это уже совсем другая история.


Шестое мая. День разгрома российской демократии. День разгона митинга на Болотной. В этот день либеральные идеи и европейский путь развития были демонстративно и публично отвергнуты. С этого дня все пошло в другую сторону. И может статься, что теперь нам предстоит надолго вернуться в орду.


Хотя, многим из европейски мыслящих людей представляется, будто произошедшее тогда было досадной оплошностью. И откат в прошлое не станет окончательным выбором страны. Но, есть все основания полагать, что они могут ошибаться. Слишком глубоко пустила в нас корни дикая азиатская степь.


Похоже, мы выбрали путь орды. Путь, отвергающий ценности, рожденные городской культурой Запада. Путь, уводящий нас в глубины азиатской деспотии. Кажется, мы вновь проскочили еще одну историческую развилку. Возможно, она была последней. И теперь ничто не удержит Русь среди стран городской Европы.


Орда отвергает город, с выработанными им идеями либерализма, статусом гражданина, и правами личности. Так что, возможно, когда-нибудь этот день станет новым государственным праздником. И новые власти введут обычай отмечать его парадом победы, маршируя по площади закованным в сталь строем.


А люди будут смотреть, и махать флажками.


ДЕВЯТОЕ


Естественно, что разгром оппозиции для действующих властей намного важнее, чем давно ставшая историей победа над фашизмом. Тем более, распорядись судьба иначе, они столь же предано служили бы победившему новому порядку. Что многое объясняет в гротескном характере празднования победы.


Чем дальше от истоков праздника, тем больше радость. С каждым годом громче звуки салюта. Все больше танков и ракет проходит по площади, что бы продемонстрировать миру военную мощь страны. Все больше одетых форму людей, чеканя шаг, словно роботы, маршируют по ней торжественным маршем.


В этой нарастающей вокруг священного праздника суете с каждым годом чувствуется что-то до крайности нездоровое. И если в истоках своих победные торжества были искренни и чисты, отражая естественную радость за наше спасение от фашистского рабства, то чем дальше, тем больше смещаются мотивы.


Сейчас это праздник власти. Торжество, к которому народ, не говоря о немногих оставшихся в живых победителях, имеет касательство крайне малое. День Победы становится информационным поводом для решения собственных задач правящей группы. Еще один повод предстать в роли наследников победителей.


Демонстрация военной силы и бесконечное напоминание о страданиях и жертвах, перенесенных народом, используются как средство для нагнетания тревоги. Правящая группа пытается создать иллюзию окруженного врагами острова. Испугать, представ в качестве последнего защитника и надежной опоры.


При этом, обычно ей это легко удается.


СТАЯ


Очевидно, что психологически здоровому человеку не может быть приятно созерцание орудий убийства. Любование военным парадом, культ боевой техники, военно-патриотическое воспитание молодого поколения, суть свидетельства психологического нездоровья общества. А лечиться оно явно не желает.


Ощущение нарастающей изоляции и враждебного окружения, мечтающего, как бы навредить нам, естественное при параноидальном мышлении, характерно и для дикой орды. Орда создается духом страха. Атмосфера страха заставляет людей оставить интерес к повседневному созиданию, и сбиться в стаю.


Испуганная стая начинает во всяком движении видеть крадущихся врагов. Внутренними врагами оказываются те, кто взывает к разуму, или просто не участвует в истерии. Внешними врагами при этом становятся все вокруг. Зато, народ получает возможность ощущать себя избранным для особой цели.


Каждодневное и настойчивое сопротивление врагу, и непрестанная бдительность к его замыслам, становятся сутью и смыслом существования общества, в котором оно и находит себе оправдание. Орда не строит городов и не ремонтирует дороги, не вкладывается в образование, и не интересуется искусством.


Разумеется, встревоженной орде требуется хан. Возникшая словно из ниоткуда, по мановению величественных сил судьбы фигура, равная по мощи богам. Хан, это воплощение самого духа орды. Ее разум, воля и сердце. Его любят, уважают и боятся. Даже если он нагл, вороват и глуп. Главное, что он есть.


При этом совершенно не важно, кто он.


КАРНАВАЛ


Однако, есть во всем этом что-то до крайности несерьезное. То, что было трагедией, ныне разыгрывается как фарс. Великая красная орда восставших пролетариев, готовых поглотить мир, сменилась процессией ряженых. Две недели обжорства на лоне природы - вместо бури, призванной изменить мир.


Хотя, Первомай не сразу превратился в ночь бесовского шабаша, а изначально был вполне милым развлечением. Древний день обновления природы, праздник начала лета. Выражение естественной радости от окончания зимы и дождливого межсезонья. Юная жизнь приходит на смену старой, и весь мир обновляется.


Новая религия, сменившая архаичное почитания природы, объявила все, связанное со старыми обычаями, делом нечистой силы. Так что, новый пролетарский праздник стал восстановлением исторической справедливости. Хотя, его история, со всеми этими перевертышами, смотрится крайне гротескно.


Еще более карнавальной была эпопея шестого мая. Маскарадная революция, имитирующая реальную борьбу. Комичные плакаты, море веселья и белых лент, вместо вооруженных отрядов, штурмующих оплот тирании. А потом власть, разрешившая эти милые забавы, передумала и показала зубы.


Кульминацией карнавала, безусловно, является День Победы. Страна, потерпевшая историческое поражение, празднует победу над врагом, давно превратившимся в друга. При этом, большая часть ее граждан не хотят, и не станут больше никого побеждать. И может, так действительно будет лучше для всех.


Вот такие у нас нынче праздники.