Шишовка... 8-9гл

Елена Варнавинская
                -8-
      Когда Светлана пришла к Полине Архиповне, та сообщила, что её поселят к хорошей одинокой женщине; машина из сельсовета довезёт; дом находится за рекой, рядом с библиотекой.
       Тётя Нюра, глазастая, в тёплой душегрейке,валенках, встретила жиличку по-доброму.Устроила экскурсию по дому. В комнате уютно, чистенько. На стене фотографии. На стол поставлен самовар, и они знакомятся за чаем. Всю жизнь тётя Нюра работала на ферме, муж погиб на войне, а единственный сын погиб несколько лет назад. Служил в Мурманске, остался на севере, стал ходить в море, а утонул на рыбалке в реке Кола. Как потеплели глаза  пожилой женщины,когда узнала, что Светлана из Мурманска, знает хорошо  речку Колу, порожистую, быструю... Да, такая трагедия... Живёт одиноко в Шишовке,где жили её родители и  родители мужа.
      Потом Светлана долго сидела над уроками.  Хотелось необычно провести первые в своей жизни уроки, взять учеников за живое...Утром проснулась рано.Хозяйка подтопила печку, приготовила завтрак. Так хорошо дышится здесь! Да,другой,абсолютно другой воздух! По дороге в школу все здороваются, ощущение такое, что уже давно живёт здесь. В своей шубке и белом пуховом берете, она, конечно, выделяется. Валенки убрала, форсит в сапожках. Школа встретила тишиной и запахом березовых дров. Приготовила доску, каждому на стол положила высказывание о русском языке.Ждёт своего первого урока, веря, что только с любовью к детям можно стать учителем...Какие огромные окна в классе! А за ними - настоящий русский пейзаж! Дети заходят,садятся за парты. Звенит звонок - не электрический, а колокольчик.Светлана Алексеевна понимает, что это начало её педагогического пути.Дети внимательно глядят, ловят каждое слово и жест. Она знакомится с ними, а потом беседует,задаёт вопросы, которых нет в учебнике: "Как вы думаете,зачем мы изучаем русский язык? Назовите мне добрые и злые слова! А почему словом можно убить? А знаете ли вы тайны слов? А что обозначают наши имена?..."   Дети заговорили, раскрылись на первом уроке. Оживились, когда заговорили о диалектах,которые используют в речи их родители и они сами.
После звонка окружили стайкой стол,задавали вопросы, радовались хорошим оценкам, пытались рассказать о своих проблемах.
    Счастливая и усталая, Светлана Алексеевна шла домой мимо церкви, сосен,по снегу с  шишками. Тревожно кричали вороны, а у неё на сердце было так светло. Она поняла, что не ошиблась в выборе профессии.
      Поздно вечером открыла блокнотик и записала:
14.10. Я провела первые в своей жизни уроки. Кажется, все получается!
 

                -9-
14.11. Уже месяц в Шишовке,в моей Шишовке. Позади волнения. Я сразу повзрослела. Нет места хныканью. Я живу! Я - учитель, может, пока неопытный, но  стараюсь.Дети доверчиво относятся ко мне. На русском сочиняем стихи. За окном такой чудесный вид! Стихи сами стучатся, просятся в класс...Как хорошо написала Наташа Медведева:
         На гроздья рябинки одели шапчонки из снега,
         Как будто замёрзли они.
         На фоне лазурного неба
         Живые горят огоньки.

15.11. Появились первые поклонники. Смешно. Кто-то пытается проводить,кто-то приглашает в клуб на танцы и в кино. Я всех ставлю на место. Сразу говорю, что у меня есть любимый человек.На некоторых не действует. Даже через  учеников и тетю Нюру пытаются добиться расположения. Среди них совсем юнцы и парни, которым пора семьёю обзаводиться. Внимание приятно, но так не хочется тратить время на объяснения...Ходят женихи под окном, как в старых фильмах о деревне. Ещё гармони не хватает. Правда, тут и гитаристы есть.
 
18.11. Как здесь красиво и вечером, и утром! Именно здесь вдруг начинаешь ощущать, как прекрасна жизнь. Вчера  бежала одна в темноте страшной от Татьяны Алексеевны... Мимо церкви, через мостик... Остановилась у реки, взглянула на небо и чуть не вскрикнула. Небо! Таким я его не видела.Звёзды, Млечный путь... Далеко и близко-близко. Ощутила себя маленькой песчинкой в этом огромном мире. А утром? Снег лежит нетронутый, чистый до голубизны. Иду в школу, а в голове звучат слова:" Я недотрога-недотрога, хожу по нетронутому снегу". Да, я сама прокладываю свою дорогу

19.11. Я никогда не знала, что такое русская баня. Моя хозяйка просто влюбила меня в эту процедуру! А какие у неё ароматные веники! Как она любит париться! И рядом с ней я стараюсь не отставать! Берём с собой мёд, мажемся им! Кожа становится шёлковой,нежной. Из бани прибегаем - садимся за самовар. Моя дорогая тётя Нюрочка рассказывает о своём муже, как познакомились, как ждала его с фронта.Оказывается, несколько человек всего вернулись домой после войны, да и то инвалидами. Вся тяжесть легла на женщин. До сих пор поражаются, как пережили голод, горе,потерю молодых своих мужей.Я думаю,какой же духовно сильный наш народ.

30.11. Завтра первый день зимы. Мои дни летят. Читаю-перечитываю Тургенева,Толстого, Чехова. Выслала зачётные работы в институт. Как хорошо относятся местные жители ко мне. Почти каждый день что-нибудь несут: яиц, мёду, творога...Я растолстею. Да, теперь  знаю, что такое русская печка. Как колобок каталась на лежанке. Прогревает хорошо! Уже два одеяла подстелила, а бока аж горят. Чудо! А за окном ветер воет, снег валит. Кот ко мне привык. Спит,урчит в ногах. Тётя Нюра ревнует его ко мне.