Офицерство и звания

Александр Волосков
               

Понятие Офицер в разных источниках трактуется по-разному, и чем ближе эта трактовка к нашим дням, тем она  более расплывчата. Например Большая Советская Энциклопедия -1950 года: «... лицо КОМАНДНОГО состава армии, флота, авиации ...», или Советская Военная Энциклопедия -1977 года: «...лицо КОМАНДНОГО(начальствующего ) состава в вооруженных силах ...», а уже Википедия наших дней: «... должностное лицо силовых структур ...», т.е. сейчас это любой субъект силовой структуры  протирающий в ней штаны и отвечающий за полторы бумаги на своем письменном столе, причем никогда ничем не командовавший и не представляющий, что это такое, но он тоже  офицер!?

А сейчас обратимся к истокам – само возникновение слова officium или officiarius латинского(римского)  происхождения и возникло одновременно с рождением  профессиональных регулярных войск – Римских Легионов. Две тысячи лет назад эти войска отличались отточенной  военной выучкой,  железной дисциплиной, искусным владением оружием, физической закалкой, и на все это опиралась лучшая военная тактика того времени – тактика неподвластная никаким другим военным формированиям их современности.  За счет  этой тактики и высоко профессиональных командных(читай офицерских) кадров древнеримское государство разрослось до небывалых размеров и простиралось на всю западную Европу, включая Британию, весь север Африки и часть западной Азии. Просуществовало Римское государство в этих границах более полутысячи лет. На, прямо скажем, оккупированных территориях царил образцовый порядок и Римский закон, опирающийся на гладиусы легионов, командиры которых - легаты зачастую являлись и Римскими наместниками провинций. А их офицеры – трибуны, принипилы и центурионы были костяком легионов и опорой  Римского владычества.

Примечательно, что в до имперский период  легионерами могли быть только граждане Рима, а уже в начале имперского периода  легионерами могли быть и варвары – жители захваченных территорий, но офицерами только римляне! И Рим продолжал процветать и расширяться! А как только в начале III-го века н.э. офицерами легионов стали назначать не римлян, то есть резко ослабили основу армии - через несколько десятилетий Великий Рим развалился, империя перестала существовать – так как не стало надлежащего качества стержня армии и государственности!

А если взять историческую эпоху  Нового времени в России, то трудно не согласиться с утверждением  нашего современника историка Сергея Волкова:

« ... полутора столетий офицерство в России не только полностью входило в состав дворянского сословия, но и было наиболее привилегированной частью этого сословия. Офицеры, как профессиональная группа, в социальном плане стояли выше любой другой социально-профессиональной группы населения в стране. Они обладали наиболее престижным статусом в русском обществе того времени. И вряд ли случайно, что именно этот период ознаменован самыми славными победами русского оружия, именно за это время Россия раздвинула свои границы в Европе предельно далеко(какими они и оставались с тех пор до конца его существования),  и именно в то время она была сильнейшей державой мира, занимая в нем такое положение, какое не занимала никогда ни в прошлом ни в будущем. Вторая половина восемнадцатого века и первая половина девятнадцатого столетий поистине были «золотым веком» русской государственности.»

В подтверждение его слов приведем еще один яркий пример роли офицерства в государственности. В России к началу Первой мировой войны в вооруженных силах было 40 тысяч КАДРОВЫХ офицеров, большинство потомственные дворяне и потомственные военные. С началом войны было создано несколько десятков школ прапорщиков с 3-х месячным циклом обучения, а военные(юнкерские) училища перешли на сокращенную 4-х месячную программу и выпускали уже не подпоручиков, а тоже прапорщиков. В эти военные учебные заведения принимали всех, имеющих хоть какое-то образование, т.е. выпускников гимназий и реальных училищ. И через 3-4 месяца офицерами становились вчерашние крестьяне(до 60%), мещане, рабочие, купцы и даже священнослужители.

Примечательно что на фронте гибель КАДРОВЫХ офицеров была в процентном отношении в 2-3 раза выше, чем в среде так называемых «офицеров» военного времени. А это показатель отношения к своему долгу. В итоге к 1917 году в российской армии было уже до 300 тысяч офицеров, среди которых число кадровых составляло менее 8%! И опять к месту приведем слова историка Волкова:

«... тип довоенного офицера – потомственный военный(во многих случаях потомственный дворянин), носящий погоны с десятилетнего возраста – пришедший в училище из кадетского корпуса и воспитанный в духе безграничной преданности престолу и отечеству, практически исчез».

Результаты этого разжижения офицерской массы мы прекрасно знаем  - Великая и неделимая Россия перестала существовать!

К мистике или совпадению можно привести тот факт, что как только в Красной армии в начале 1943 года вернули офицерские звания и обратно ввели погоны, наступил коренной перелом в Великой отечественной войне и фронт постепенно покатился на запад.

Уточним для себя какими качествами и достоинствами  должен обладать офицер. Прежде всего это командир, то есть лицо имеющее в своем подчинении личный состав, за который он несет ответственность круглые сутки.  Отвечает за обучение, воспитание, поступки своих солдат, за их профессионализм и боеготовность, за их внешний вид и состояние духа, за их денежное, вещевое и пищевое довольствие. Отвечает  за комплектацию, состояние и сохранность  техники и вооружения. В военное время(для чего и нужна армия!)  это вдохновитель и организатор боя, войсковой операции, маневра, обороны, это военный тактик своего уровня. Это он принимает решение, добивается его выполнения и несет полную ответственность за результаты принятого решения. Это он несет ответственность за потери в живой силе и технике своего воинского формирования. Это он и бог и царь и воинский начальник, это он буквально за все в ответе – командир, офицер! Кроме того офицер это военный суперпрофессионал, отдавший свою жизнь военному делу, имеющий честь и достоинство, и принявший присягу на верность.

Качество офицерского командного состава, его профессионализм можно познать только в сравнении c общей массой военнослужащих. Офицер должен резко выделяться не только своими профессиональными военными знаниями и навыками, но и быть прежде всего психологическим лидером, образцом  морали и общекультурного поведения, обладать широким диапазоном познаний в самых различных сферах, т.е. быть высоким военным интеллигентом. А все эти качества и достоинства человек приобретает по двум каналам: наследственность и воспитание-обучение.  И как не может быть в рядовой общеобразовательной школе 100% выпускников - золотых медалистов, так не может быть в воинском коллективе 50% офицеров. Офицер, это прежде всего в положительном смысле лидер, несущий на себе нагрузку и ответственность перечисленные выше.

В современных вооруженных силах России, в войсках, штабах, учебных заведениях и других формированиях количество офицерских должностей(не должностных едениц) можно сократить более чем в двое, причем без ущерба боеготовности и функциональности. И одновременно резко повысить уровень требований к любой офицерской должности, особенно линейной командной. Вместо  сокращенных  офицерских должностей  ввести должности прапорщиков(восстановить институт) и сержантов-контрактников.

Сокращение численности офицеров в вооруженных силах сразу повысит  имидж оставшихся и привлекательность статуса офицера, одновременно сократится потребность в выпускниках военных училищ(институтов), а конкурсность абитуриентов соответственно вырастет, причем для поступающих ввести тестирование(не формально-бумажное) на лидерство и психологическую устойчивость.

Выпускникам училищ в
зависимости от  уровня успеваемости, лидерства и командной    перспективности,присваивать  звания:офицер(погон с просветом без звездочек), мл.лейтенант и лейтенант. Очередное звание для первых двух категорий присваивать(при соответствующих заслугах) через пол-года. Для всех выпускников военных училищ(за редким исключением специфических профессий), первая офицерская должность – командир взвода.
Для прапорщиков и сержантов обучение соответственно два и один год с узкой технической или организационной(командной) специализацией и строгое использование по специальности, а не по принципу – куда пошлют.

Немного о рисках профессии. В инженерных войсках среди офицеров-саперов, занимающихся разминированием, из 100 человек в год гибнет два и двое становятся инвалидами. В тех же группах разминирования процент гибели солдат и сержантов в 4 раза меньше! И это потому, что самое трудное и опасное выполняют офицеры. Среди летного состав ВВС тот же процент гибели – 2 %, и это в мирное время!

Вспомним ВО войну. Во время наступления или обороны жизнь командира взвода-роты исчислялась днями.
Пример: мой отец после училища в 1943 году сразу попал в офицерский резерв полевой армии – 200 человек от мл.лейтенанта до капитана. Первая неделя прошла спокойно, но тут армия перешла в наступление, и в течение следующей недели от резерва не осталось никого.

Сейчас коснемся самих офицерских званий, напомним, что они делятся на категории младших, старших и высших офицеров. Мл.лейтенант и маршал – это одна каста высочайшего  военного достоинства – они оба офицеры. И требования к ним к обоим должны быть тоже высочайшие. Глубоко ошибочный подход относиться к присвоению очередных офицерских званий как к наградам. Звание должно соответствовать должности. Может быть звание ниже занимаемой должности, это значит офицер перспективный. Но если звание выше занимаемой должности, то это могло произойти только по рекомендации  офицерского суда чести(мы не принимаем во внимание форс-мажорные обстоятельства, скажем издержки военных реформ насаждаемых гражданскими лицами).

Все мы знаем, что полком должен командовать полковник, а ротой капитан, ну пусть отдельной и отдельно дислоцированной  майор, так и должно быть. Но нельзя за какие-то ни было заслуги присваивать очередное звание не соответствующее должности. Можно поощрить любыми другими способами, от благодарности до медали или ордена, а если это подвиг, то присвоить звание Героя. Напомню, что Герой(России, СССР) это не награда, а почетное звание, которое присваивается одновременно с награждением высшим орденом(Ленина) и вручением отличительного знака «Золотая звезда». Если заслуги связаны с руководством войсками, можно и должно выдвинуть офицера  на следующую должностную ступень, а потом убедившись в его соответствии новой  должности присваивать очередное звание. Но ни в коем случае  не «награждать» воинскими званиями – это дискредитирует не только само звание, но и достоинство офицера.

В качестве отрицательного примера можно привести «награждение» воинскими званиями бывших офицеров – участников ВОВ, они сейчас все полковники в отставке! Это дискредитация звезд и просветов, у них самих к офицерским званиям появилось пренебрежительное отношение. А ведь в войсках полковник – это громадная величина!

Приведу положительные примеры настоящих полковников: мой, ныне покойный, сосед по дому Александр Андреевич Гончаренко, кавалер ордена Ленина, в 50-х годах его смешанная авиационная дивизия четыре года подряд признавалась лучшей дивизией в Приб.ВО. А генерала ему не дали, видите ли академии у него не было, а сделать дивизию лучшей в округе смог и без академии, и без академии был настоящим, высоким военным интеллигентом с достоинством и честью.

К настоящим полковникам относится и покуситель на жизнь Гитлера Клаус фон Штауффенберг – начальник штаба резервной армии в Берлине в 1944 году – вдумайтесь в масштабы и ответственность! Примечательно, что в момент назначения начальником штаба армии он еще был подполковником. А начальником штаба Петроградского военного округа в 1917 году был полковник Полковников – и масштабы и ответственность и политический момент!
 
Приведем несколько сравнительных оценок значимости и и ответственности офицеров  равного звания. Например командир полка – полковник, и преподаватель военного училища, начальник цикла – тоже полковник. Разве сопоставимы их уровни ответственности, физической и психологической нагрузки, объемы занятости и нервное напряжением. Это же как представители разных планет или цивилизаций, т.е. небо и земля!

Или тот же командир полка и секретарь военного совета армии(округа), тоже оба полковники и та же разница в нагрузке и ответственности. А звания и денежное обеспечение у них почти одинаковые. Спустимся пониже, в войска. Возмем полк, в котором командир роты капитан, и ПНШ полка тоже капитан, разницу чувствуете?

А сейчас замахнемся на генералов. Возьмем мною весьма уважаемого, патриота России полковника царской армии, генерал-майора Временного правительства, генерал-лейтенанта Советской армии графа Алексея Алексеевича Игнатьева. Наш генерал на заре своей военной карьеры, сразу после окончания пажеского корпуса командовал в кавалергардском полку хоз.взводом ... и все! После этого адъютантские и мелкие штабные должности, свиты их высочеств, академия ГШ, дипломатическая работа и преподавательская в академии ГШ ВС СССР. И сравним его с другим генерал-лейтенантом, командующим 40-й армией в ДРА Борисом Громовым, у которого под началом в разное время от 40 до 100 тысяч  войск  находящихся в состоянии боевых действий и ответственность за целую страну. Сравните не сравнимое!


На основании изложенного напрашивается на мой взгляд несколько выводов-пожеланий:

А. Понизить на одну ступень уровень званий глубоко штабных, преподавательских и других нестроевых должностей и даже целых структур – например военной прокуратуры.

Б. Денежное довольствие прямого командно-начальствующего состава должно разительно отличаться в большую сторону от остальной массы офицерских кадров.

В. Определенные категории линейных офицеров, например с командира роты(батареи) и выше, обеспечить  ординарцами-водителями.

Г. Для линейного командного состава в парадной и повседневной форме ввести особые знаки отличия, например звезды в красном очертании, или в центре каждой звезды - рубинового цвета вставка в виде кристалла.

Е. Для абсолютно всех офицеров Вооруженных сил ввести требование: уметь элементарно командовать мотострелковым подразделением, соответствующим его званию во всех видах боя(было одно время при Г.К.Жукове).

Ж. Любая воинская структура, будь то музыкальная, медицинская, прокурорская или даже штабная, должна в течение очень короткого времени превращаться в мотострелковое подразделение соответствующее своей численности.

З. Рассмотреть возможность создания института военных чиновников вместо некоторых категорий офицеров, а также вместо некоторых структур и служб. Причем чиновники тоже принимают воинскую присягу. Примеры структур военных чиновников:  снабженческо-интенданские службы, прокурорско-судебные структуры, армейские священники, финансовые структуры, военная администрация(канцелярии больших штабов), полевая почта, музыкально-танцевальные структуры, а вот к медицинским структурам нужно отнестись очень осторожно и выборочно.

И. Расширить и укрупнить сеть суворовских и нахимовских училищ.

А сечас немного об обесценивании офицерского звания в некоторый силовых структурах, скажем в милиции-полиции. Например в ГИБДД все инспекторы стали офицерами, можно не быть даже старшим инспектором, но все равно дослужиться до капитана. Сам видел еще в 80-е годы в Москве и Питере на перекрестках майоров – регулировщиков, это же дискредитация звания!

Сравните, отец моего лучшего армейского друга  – майор Михаил Долганов в 60-тидесятые командовал на севере отдельной строительной ротой, личного состава 200 человек, с прикомандированными до 800 и соответствующие численности задачи. Так кто из них настоящий майор!? А скажем участковые инспекторы в полиции сейчас дослуживаются тоже до майоров, хотя в 50-е и 60-е, в зависимости от масштабов участка могли быть и сержантами. А посмотрите кто в судах охраняет уголовников – сплошь офицеры полиции! А в 60-е были рядовые ВВ, а начальник конвоя – сержант. Ну и наконец вспомним фильм «Место встречи изменить нельзя» - кто начальник отдела МУРа – капитан Жеглов, а сейчас это полковничья должность.   Все это достаточно грустно.


Вильнюс,  21 сентября 2012 года.