Братья Наливайко

Людмила Дейнега
          На старом кладбище районного центра сиротливо стоят рядом две могилы. Сюда каждый день приходит высокая худая женщина, внешне очень похожая на фотографии, что на скромных белых памятниках. А с фотографий улыбаются молодые красивые парни, которых друг от  друга вообще трудно отличить. Нет, они не близнецы. Разница между ними всего два года, как в рождении, так и в смерти…
       Рыжая единственная дочь Ивана Алексеевича Пономарева выходила когда-то замуж по большой любви. Ее жених, пожалуй, затмевал по статности всех женихов округи. Впервые в Доме культуры для них делали комсомольскую свадьбу. Председатель колхозного правления Силантьев вручил ключи от новенького коттеджа, а профком завода, где работала Валентина бригадиром, подарил молодым «Москвич». Родители тоже постарались на славу: со стороны жениха преподнесли всю мебель, со стороны невесты – бытовую технику. А друзья торжественно одаривали постельными принадлежностями, посудой, светильниками и куклами. Бабули удивили всех наборами подушек и одеял, а тетки и дядья для юмора прикатили две красивых голубых  коляски с сосками и ползунками…
 Сторож дядя Матвей, загадочно посмотрев на всех, позвал с собою молодых сильных парней. Они-то и внесли прямо на сцену Дома культуры, отполированные и сделанные на славу, две деревянные детские кроватки. Хохот стоял вокруг.
    Разрумянившаяся невеста в длинном белом платье была особенно хороша. «Скромна», - отметили все присутствующие…
     Семья Валентины и Николая Наливайко радовала и колхоз, и завод своими успехами, вместе они отдыхали в санаториях по путевкам предприятий, воспитывали родившихся сыновей. Разница между Сергеем и Володей была ровно два года, так как оба родились второго сентября, но их все принимали за братьев-близнецов, потому что они были похожи друг на друга, как две капли воды, и неразлучны, как две верные подружки.
      Сергея призвали в армию поздней осенью, а Вовка уговаривал родителей вместе с ним посещать воинскую часть, где служил его старший брат, которому он писал письма, как невесте, каждый день первые полгода.
     Николая Наливайко неожиданно избрали партийным секретарем и на любимую охоту времени почти не оставалось. После очередной партийной конференции, когда участники фотографировались на порожках  райкома, к Николаю Васильевичу подбежал взволнованный одноклассник Володьки: «Помогите! Я убил Вашего сына!» Николай бросился к дому. В кресле он нашел бездыханное тело младшего сынишки.
   Расследование показало, что он был убит пулей из охотничьего отцовского ружья, долгое время висевшего заряженным на стене. Одноклассник сына, балуясь, прицелился прямо в голову Вовке: «Сдавайся, не то буду стрелять!» Вовка, улыбаясь, ответил: «Русские не сдаются!» Предательски щелкнул курок. Раздался выстрел. А потом дикий крик друга…
      В армию Сергею ничего не сообщали о случившемся. Боялись за его жизнь. А когда он вернулся, то сразу понял, почему письма от брата писала мать… Что дело совсем не в сломанной правой руке Володи, которая долго не срастается…
     Сергей поседел за одну только ночь. Увидев утром старшего сына, мать закрыла рот руками…   
  Отец застыл на месте…
   «Не уберегли! А ведь обещали!» - зло бросил Сергей и  громко хлопнул калиткой. Домой его привезли через неделю от бабушки, где он пил, не переставая… А потом он стал пропадать у друзей. Часто его находили на могиле брата…  Врачи пытались делать успокоительные уколы.
    Через год родители были ошарашены сообщением о том, что Сергея надо лечить от наркотической зависимости…
   Его определили на лечение в лучший по тем временам санаторий. Дважды возвращали  туда обратно. В день смерти Володи через два года Сергей, не мигая, смотрел на фотографию братишки в черной красивой рамке…   Он с трудом встал, когда в калитку кто-то постучал, выглянул в окно. На улице стояли их общие с братом друзья.  «Сынок, пригласи ребят в дом, помянем Володю…», - тихо сказала мама.
«Хорошо», - ответил Сергей и медленно пошел к двери. «Что-то не то…»,- успела подумать Валентина, когда услышала тревожные крики с улицы.
    Одновременно с ней выбежал Николай…
Сергей лежал у калитки… В голубых чудесных  глазах сына, казалось, застыло небо… Несколько ребят пытались делать ему  искусственное дыхание. Все было бесполезно. Сергей был мертв. Подъехавшая скорая помощь констатировала остановку сердца…
  Странную фотографию нашли на  письменном столе Сережи. Два одинаковых памятника рядом, на них приклеены фотографии двух братьев: Владимира и Сергея…
    Валентину долго лечили врачи-психиатры.
Теперь она не работает. Но каждое утро ровно в восемь ее можно встретить в божьем храме, зажигающей поминальные свечи.
    Николай, заботливо ведя жену вечерами  от двух могилок под руку, трепетно обнимает ее худенькие опущенные плечи…


                16.05.13