Череда глупостей

Владимир Андреев 50
               
         
 Предисловие

  Пока будет существовать человечество, не иссякнут спо- ры  и  размышления  на  тему:  в  чем  же  смысл  жизни?  И  что это  такое  вообще  -  жизнь?
              Ответам  несть  числа,  и  у  каждого  он  свой.  Диапазон  высказываний   от  « Как здорово! »   до  «Пропади   всё   пропа-дом!»
А  мой  вариант  где  -  то  посередине,   сдобренный   из- рядной  долей  юмора:
 «Жизнь  -  череда  больших  и  маленьких   глупостей,  но некоторые  из  них  приятно  вспомнить».
 Вот   о   разных   глупостях  ( причём   не  только   с  моей стороны)  и  пойдёт  речь  в  этих  записках.
                САМОЕ — САМОЕ
   Самое   приятное   воспоминание   детства:   выходишь на    крыльцо   нашего,    на   пять    семей,   деревянного    дома,  что   располагался   на   улице    Папанинцев,   позже    переиме-нованной    в    проспект    Победы;   в   руке  -   ломоть   чёрного хлеба    с    солью;    срываешь    с    грядки   пёрышки   лука   -   и подобного   гастрономического   блаженства    в   своей    жизни я   больше   не   припомню.
Самая   большая   обида:   наверное,   года   в   четыре   я понял,    что    родился    не    совсем    таким,    как   сверстники -  соседи,   когда   услышал   в   свой    адрес    обидное   прозвище «одноглазый"  -   за    то,    что   закрывал   левый   глаз,   не   вы-держивавший   яркого   света.    Поначалу   я   огрызался,   лез   в драку,    но    вскорости    понял    бесполезность    такой     своей реакции   на   оскорбления  ( к   тому   же   некоторые   из  оппо-нентов    были   старше   и   сильнее   меня ) ,  и   в   дальнейшем делал   вид,  что   не   слышу   выпадов   в   свой   адрес.   В   раз- ного   рода   уличных   играх    неполноценность   зрения    я    не ощущал;    но   дома,   глядя    в   зеркало   после   первых   обзы-валок,   я    обнаружил   разницу    между    зрачками,   а   закры-вая    правый    глаз,   словно    погружался    в    густой   туман    с трудно   различимыми   предметами.   Тогда   мне   было невдо-мёк,   что    этот    врождённый   дефект   не   даст   мне   освоить ряд    профессий,    заиметь    свою    машину.... Но    сейчас,    на седьмом   десятке,   я   об   этом   нисколько   не   жалею.
        Самый   большой   страх:   когда   меня,   пятилетнего, сосед - семиклассник   решил   научить   плавать    и   сбросил   с   лод-ки   в   воду.   Извлечённый   со   дна   реки    и   приведённый   в чувство,    я   наотрез   отказался    продолжить    «обучение»    и стремглав   унёсся   домой,   благо     дом   был   в   двух   кварта-лах от реки.
         Самый    омерзительный    поступок    связан    опять   же   с рекой   и   с   соседом.   Мой   несостоявшийся   инструктор  пла-вания...подбил   меня    на   кражу   понравившейся   ему   обуви у    одного    из    купавшихся    в    Вологде.   Но   за   всё   в   этой жизни    нужно   платить,  и   я   заплатил    сполна,   будучи   сам обворованным   четыре   раза.    Причём   в   одном   случае   ли-шился   именно   обуви.
         Самое   замечательное   времяпрепровождение  -  в   парке Вологодского   паровозовагоноремонтного    завода,   точнее,  в его   летнем   кинотеатре,   куда    у    меня    был    относительно свободный    доступ   -   благодаря   деду,   который   работал    в парке   художником.
        Помню   его   любимый   анекдот.
       Диалог   у   кассы:
           -Тётенька,сколько стоит билет в кино? 
             - Десять  копеек.
             - Дайте   мне,   пожалуйста,   за   пять,   я   одним    глазом смотреть   буду.
           Никогда   этот   анекдот   я   не   воспринимал   как   намёк   на    ущербность   зрения.
           Боже,   сколько    замечательных   фильмов    я   тогда   по-смотрел!    И    музыка    в    большинстве    из     них     настолько проникла    в    моё    сознание,    что    я    ходил     и    постоянно напевал    полюбившиеся    мелодии.    Именно    оттуда    корни моей   музыкальности.
                НЕ СУДЬБА
              Мой   детский   мирок,   простиравшийся   на   несколько кварталов,     неожиданно     увеличился.      Родители     повезли      меня   в   Ленинград,   где   жила   сестра    моей   матушки,   тётя Шура.   Из   той   поездки   в   памяти,   да   и   то   смутно,  сохра-нился   один  -  единственный    факт.     Услышав,    как    я    вос-произвожу    только    что    услышанные    по    радио   мелодии, тётушка   была   поражена.
      - Зина, -  сказала   она   сестре, -  его   надо   отдать   в   музы-кальную   школу.   Такой   талант   пропасть   не   должен!
           И   по   её   настоянию   я   был   отведён   на   прослушива-ние...  вот    куда   именно,   сказать   не   могу,    да    и   матушка моя,   рассказывая    мне    об    этом,    не     смогла    объяснить,  где   мы   были:   то   ли   в   школе,   то   ли    в   училище...Само-   му   мне    помнится   лишь    одно:   я   стоял   возле   пианино, а   какой - то   дедушка (так  мне  казалось  из - за  его седых волос) нажимал   на    клавиши   и    просил   меня   пропеть   извлечён-ные    звуки.    По    всей   видимости,   он   остался   мной   дово- лен,  поскольку   сказал:
              - Когда   семь   лет   исполнится - приводите.
     Но   для   этого (сущая мелочь!) надо   было   жить   в   Ленин-граде.
         Вот   так   и   осталось   моё   музыкальное    «образование» на    уровне    услышанного    по    радио,    по   телевидению   да на    грампластинках.   «Но сожалений   горьких   нет»,   как   пел герой    известного   фильма.    Может   быть,   при   моей   непо-седливости ,  а зачастую   несобранности,    ничего   бы   путного из    этой    учёбы   не   вышло.    Ведь   не   хватило   мне   терпе-ния,   чтобы,   будучи   уже   одиннадцатилетним,   освоить  игру на баяне,   занимаясь   в    кружке   при   вышеупомянутом   пар-ке.     Львёнок   в    нашем    классическом   мультике   с   его   ко-ронной   фразой    «Я   не   люблю  лежать,   я   люблю  бегать»  -  мой   портрет  примерно  до  четырнадцатилетнего  возраста.
                ШКОЛА  :  ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
            Таким,   как   я,   непоседам    любое   обучение   даётся   с трудом.    А   ведь    школа    предполагает    дисциплину,    ника-кие    самовольные   действия    не   только   не   поощрялись,   а пресекались,   причём    весьма   сурово.
       Причин,   по   которым   меня   выдворяли    из   класса,   бы-ло   превеликое   множество.   Однажды   вообще   едва   не  ис-кючили   из   школы -  было   это   в   седьмом   классе.
             Встряска    подействовала,    и     последние      два     года (  школа    номер    32,    находившаяся    на     улице      Мира     в деревянном    двухэтажном    здании,    была    тогда    «восьми-леткой»)  я   подвергался   репрессиям   всего    раз    пять,   при-чём   по   причине,   которую   считал   благородной,    а    препо-даватель    русского     языка    и   литературы  -  возмутительной  и   недопустимой.
             Конфликты   с   «литератором»   происходили   во   время контрольных    работ   -  изложений    и    сочинений.    Давались они   мне   сравнительно   легко  (сказывалась   моя    любовь   к чтению,  к   которому   я   пристрастился     с  пятого   класса),    и закончив    работу    раньше    времени,   я   тщательно   скрывал это,   потихоньку    помогая    одноклассникам,    обращавшимся ко   мне.   Кто  -  подсказать    построение    фразы,   кто  -  устра-нить   ошибки...
              И    вот    однажды    наш    «литератор»   застал   меня   в момент    проверки    тетради   соседа   с   параллельного   ряда. Побагровев   от   возмущения,   он    схватил   злополучную   тет-радь   и   на    глазах    её    хозяина   порвал   в   мелкие   клочья.  А   меня,   схватив    железной   пятернёй   за   плечо,   подтащил к   двери   и    вытолкнул    в    коридор.    Плечо    потом   болело целую    неделю,    а    оценка    за   сочинение   была   снижена - вместо    привычной   «пятёрки»   стояла   «четвёрка».    Правда, с   плюсом.
          В  дальнейшем    педагог    был    ко  мне  особенно внимателен  во  время   письменных   работ.   Определив по  моему   поведению,  что   «контролька»   готова,   он тут же забирал у меня тетрадь, а самому указывал на дверь.
                Звали   этого   человека    Александр   Васильевич   Гла-дышев.    Мы    все    его  побаивались,  считали   излишне   стро-гим.    Но   теперь,   полагаю,    всем   нам   стала   ясна   причина такой   строгости.
              Человек   прошёл   войну.   Четыре   года   смерть  дыша-ла    ему   в   лицо,   а   рядом    с   ним   кого - то   валила   с   ног. И    ему    хотелось   быть   уверенным,    что   все   эти   жертвы - не    зря.    Что    следующее    поколение  ( то   есть   мы )   будет грамотным,      умеющим      решать      проблемы      лично,     не рассчитывая    на   чью  -  то    подсказку;   в   том   числе   и   спо-собным   встать   на   защиту   Родины,   если   понадобится.
           Были   школьные   предметы,   к   которым   душа   не   ле-жала,    были    любимые.    К    последним   относилась   литера-тура  (несмотря   на   вышеописанное)  и  -  немецкий   язык.
          ...Из  - за   болезни   я    начал   учёбу   в   пятом   классе   на три    недели    позже,    а    придя    в    школу,    узнал,   что   наш класс    поделили    на    две   части,   и   одна   часть   будет   изу-чать    английский   язык,   а   другая   ( к   ней   отнесли   меня ) - немецкий.     И    насколько    помню,    никакого    протеста     во   мне    это    не    вызвало.    Всё   -   таки   с   момента   окончания войны   прошло   семнадцать   лет,   и    к   немцам   уже   не   от-носились    как    к    врагам.    Более   того  -  отдавали   должное   их    умению   работать.    Те   дома,    что    построили    пленные по   всей   России,   до   сих   пор ( а   это   более   полувека) стоят без   единой   серьёзной   трещинки.
          Не   хочу   выглядеть   гречневой   кашей,   которая, соглас-но    поговорке,    сама    себя   хвалит.    Но   факт   есть   факт:   к концу    учебного    года     во    время    присутствия    на   уроках  немецкого    представителей    гороно ( городского   отдела   на-родного   образования )   вызывали    к    доске   главным   обра-зом    меня    и    ещё   одну   мою   одноклассницу,    Машу   Его-рову.
                А    лёгкость   в   усвоении   материала   я   отношу   не столько    на    счёт   своих   способностей.   Главное -  в   умении педагога    подать    материал.   Ещё    один    момент:   не   хоте-лось    позорить    фамилию,     ибо     преподавала     немецкий - Галина    Матвеевна    Андреева.
                Хочется   честно   признаться:   были   среди   уроков   и такие,    на    которые    идти    не    хотелось,    причём    не   мне одному.    И   дело   тут   не   в   квалификации   и   человеческих качествах    учителей.   Просто   не   было   интереса   к   данным предметам!     А   обязательность   присутствия   вызывала   про-тест,   выражавшийся   по - разному:   от   болтовни   до   устрой-ства   короткого   замыкания  -   сунул   в   розетку   заколку   для волос (для   такого   дела   не   жалко) ,  и   всё  -  класс погрузил-ся   во   тьму,   урок   сорван.
               А   вот   на   немецком   никого   на   подобные   подвиги не    тянуло.    Чтоб    кого    Г М.   из   класса   выгнала  -  вообще такого   не   припомню.   И   неспроста   именно   урокам немец-кого  я   посвятил   песню,   которую   написал   десять   лет   спу-стя   после   окончания   восьмилетки.
            Было если - так отринешь ли?
            Мы, на прозвища находчивы,
            Лишь её одну  Галинушкой
            Звали ласково, без отчества,
                За глаза - понятно каждому,
                Кто сидел за партой ранее.
                Как воды в пустыне жаждущий,
                Ждали с нею мы    свидания.
      В  классе тихо появляется.
      Взгляд весёлый и приветливый.
       Только как она меняется,
       Коль урока не ответишь ты.
               Тяжела та двойка в пятницу,
               Будто за год её вывели.
               А чьё сердце больше ранится,
               По её волосам не видно ли?
                Кто   -  то    с   иронией    скажет:    ну   вот,    одного - единственного    учителя    счёл    достойным   уважения,    да   и то    скорее    как    однофамильца.    Конечно   же,   это   не   так.   Я    благодарен    всем   преподавателям   математики,   физики, химии   как   в   32 — й   школе,  так   и   в   29 — й,   где   получил аттестат   «десятилетки».    Благодарен   за   то,   что   они   поня-ли,   каждый   для   себя:   этому   парню   мой   предмет  в   жиз-ни    не    пригодится,    он    типичный    гуманитарий.   И   с   лёг-ким   сердцем   все   они   поставили   мне   "тройки".
                А  НА ЧТО  Я  ГОДЕН ?
          Лёгкое   похмелье  от  шампанского  на   выпускном  улету-чилось.     Аттестат   о   среднем   образовании  (пусть  и  с  дале-ко   не    лучшими    оценками )  -  на руках.    Что дальше?   если учиться,  то   где?   И   на   кого?
            Во   многих   семьях   дети   идут   по   стопам   родителей. И   тут  самое  время   рассказать   о   тех,   кто   дал   мне  жизнь.
                Зинаида   Михайловна   и   Виктор   Иванович,   Зина   и Витя,   познакомились    во    время     Великой     Отечественной войны,   когда    они,    пятнадцатилетние,    пройдя   экстренное обучение,    включились    в    работу   по   обеспечению   фронта всем   необходимым:   Зина  -  снарядами,   Витя - паровозами и вагонами.
                Когда    я    вижу    сегодня    на    автобусной   остановке нынешних    пятнадцатилетних  ( в   одной   руке   -   сигарета,   в другой  -  бутылка    пива,    причём    даже    у    девчонок ) ,     то задаю   себе   вопрос:   а   смогли   бы   они   четыре   года    про-жить   под   девизом   «всё   для   фронта,    всё    для    победы», выкладываясь   по   полной,   недосыпая,   при   довольно  скуд-ном   питании?   И прихожу   к   выводу:   вряд   ли.   Не   то  вос-питание.   Точнее,   полное   его   отсутствие.
             Но   вернусь   к   моменту   выбора   дальнейшего   пути.
             Из   родительских   профессий   более   привлекательной была    матушкина:    токарь.    Обучиться    ей    можно   было   в машиностроительном   техникуме.   Туда   я   и   направился.
              И   как   будто   снова   оказался   в   своём   детстве,   и  в памяти   ожила   та   старая   обзывалка.    Мне    было   отказано  в   приёме   с   формулировкой   «плохое  зрение».
                Шёл    домой   и    размышлял:   «И   на   что   я   вообще годен    с    таким    зрением?.. А    если    ещё    и    в   армию   не возьмут?»    Это     сейчас     уклонение    от    воинской    службы   чуть   ли   не   доблестью   считается,   а  тогда,  в   шестидесятых годах    прошлого    века,   всё    было   с   точностью   до   наобо-рот:  на   тех,   кто   не   был   призван,  смотрели  с   сожалением — «наверное,   больной».    Не   служил  -   вроде  как  и   не  му-жик.
                На   домашнем   совете   решили:   буду   работать   на находившемся    рядом    с     домом     заводе      «Ремсельмаш» вместе    с    родителями    -   к    тому    времени    они   перешли туда   с   ВПВРЗ.   Меня   приняли   в   моторный   цех.
                Прошёл    год.    Вернувшись    однажды   с   работы,   я нашёл   в   почтовом   ящике   повестку    из  военкомата.  Отпра-вившись   в   назначенный   день   и    час    на    призывную    ко-миссию  ( она   располагалась   тогда   на   улице   Челюскинцев, в   клубе    Всероссийского   общества   глухих ) ,  ожидал    услы-шать    нечто    похожее    на    то,   чем    меня   «обрадовали»   в техникуме.
                После    полного    обследования    мне    было   велено подождать   в   вестибюле.   Точнее,   это   был   зал   для   танце-вальных   вечеров.  Присев  в  углу,  я  незаметно   для   себя  за-дремал.  И   вдруг   сквозь   дрёму   услышал:
               - Кто здесь Андреев?
              Подняв   голову,  я   увидел   вышедшего   из   дверей,  за которыми   располагалась   комиссия,   офицера.  Встал  с  места:
          -Я!
           - Ну - ка,   голубок, -  сказал   офицер, -  иди   сюда.   Я тебе сейчас   путёвочку   выпишу.
               И   уже   вечером   следующего   дня   на   улице   Элева-торной,   возле   здания,   в   котором   располагалась  известная столовая   «Ёлочка»,  стояли   ребята   с   рюкзаками  и   «банны-ми»    чемоданчиками,    а   перед   неумелым    пока  ещё  стро-ем   прохаживался   майор,  чью войсковую   принадлежность  я определить   не   мог   по   незнанию   знаков   различия,   и   го-лосом     радиосказочника     Николая     Литвинова     вкрадчиво говорил:
               -Ну   вот,   ребятки,   повезу  я   вас   в   тёплые   края — в Белоруссию..
               Далее   он   объяснял   нам,   как   вести    себя   в   доро-ге,   а    под    конец    уже    твёрдым   голосом   приказал   выло-жить   всё   спиртное.   В   итоге   на   свет   божий   были   извле-чены   три    бутылки    водки    и    одна  -   початая  -  портвейна. Майор   недоверчиво   покачал головой:    и    это   всё?   На   сто шесть    человек   -   четыре     «пузыря»?     Он     велел     своему помощнику,   сержанту,    устроить   личный   досмотр  каждого. Вино  -   водочный    арсенал   увеличился   ещё   на   семь   еди-ниц.    Заодно   было   изъято   около   двадцати   ножей.   А   за-тем    один    из    призывников,   не   смея   ослушаться  приказа ( а    ведь    мог    бы  -  присяга  -  то   ещё   не   принята! ),  начал бить     бутылки     о    край    железной    урны,    и   ни   одну   не разбил   с   первого   удара.   Оно   и   понятно  -  жалко ведь.
            Через   полчаса   наша   команда,   сопровождаемая   тол-пой   провожающих   родственников,   двинулась   на   железно-дорожный вокзал.
      
                МОСКОВСКИЕ  ПРИКЛЮЧЕНИЯ
             Уж   если   мне,   городскому   жителю,   многое   из   уви-денного    в    Москве    было   в    новинку,   то   что   говорить   о пацанах,   попавших   в   нашу   команду   из   дальних   районов: Никольского,   Нюксенского,   Великоустюгского...Высокие   сво-ды   Ярославского    вокзала,   по   сравнению   с   которым   наш вологодский    вокзальчик    выглядел     как     лилипут     против Гулливера;   толпы    людей,  снующих    туда  -  сюда;    наконец, метро,   поначалу    вызвавшее    страх  -   во    время   движения  по    эскалатору    были    опасения,    что     ногу     зажмёт   куда-нибудь,    а    при   посадке   в   поезд  -   что   кто - нибудь   неча-янно   может   столкнуть   тебя    вниз,    на   рельсы.    Но,   слава богу,   наш    переезд    с    Ярославского    вокзала   на   Белорус-ский   обошёлся   без   травм   и   падений.
             Пересчитав   всё   «поголовье»,   майор   объявил:
          - Сейчас, -  он   глянул   на   часы,  -  двенадцать   двадцать. В   девятнадцать   ноль -  ноль   вы   все   должны   быть   на   ме-сте,   а   пока    погуляйте;   только    далеко   не   разбредайтесь, чтоб   не    заблудиться.    Раньше  -   то   кто   из   вас   в   Москве бывал?  -   и    не    дождавшись    утвердительных   ответов,  ре-зюмировал:  - То - то!   Да,   и   вот   ещё   что:   алкогольных   на- питков   не   покупать!   Только лимонад!    К    нарушителям   по прибытии   на   место   будут   применены   санкции.
            Последнее   слово   было непонятным, но по тональности звучания всей фразы ничего хорошего оно не сулило.
         - Всем   всё   ясно?...Разойдись!
          Через   несколько   минут   на   вокзальных   диванах   оста-лось   человек   тридцать.   Некоторые,   обрадовавшись     осво-бодившимся   местам,   решили   прилечь.   Кто  -  то   взялся   за чтение;    кто  -  то     решил    перекусить,    купив    лимонад    на стоявшем   неподалёку   передвижном   лотке.   Ранее   я  видел такие   на   вологодских   улицах:   половина    «каталки»   занята стеклянной    витриной,    а    на   второй   установлены   на   спе-циальном   приспособлении   три   конуса   с   разными   соками и краниками   внизу.
            Мы   с   никольчанином   Колькой,   с   которым   познако-мились    по    дороге,   сидели   и   уплетали   домашние   бутер-броды,   запивая   купленным   соком.   Внезапно   ровный   вок-зальный   гул   разорвал   женский   визгливый   голос,   букваль-но   за   нашими   спинами:
         - А   почему   только   десять   копеек?   Где   ещё   две?
             Мы   оглянулись.   Возле   лотка   стояла   дородная   жен-щина  (сегодня   я   сравнил   бы   её   по комплекции   с   извест-ной   актрисой   Наталией   Крачковской)  и   тыкала   пальцем   в стоявшее    на   прилавке    блюдечко    с   монеткой.    Стало   яс-но,    что    пассажирка,    выпив   лимонад,   решила   сдать   пус-тую    бутылку,    но   вместо   положенных   двенадцати   копеек получила    лишь    десять.  -   Где    ещё    две    копейки,    я   вас спрашиваю?
               Продавщица,    находившаяся    с    покупательницей    в одной     весовой     категории,    ответствовала   явно   недруже-любным    тоном:
            - А   я   так   принимаю.
              - Так   вы,   может,   и   по   копейке   будете   принимать? - всё   больше   распалялась   пассажирка.
              - Захочу -  и   по   копейке, -  не   осталась   в   долгу   тор-говка.    Но   видя,    что    скандал   привлёк   слишком   большое внимание,    а   также   решительность    оппонентки,   порылась в   кармане   форменного    фартука    и    с   вызовом   швырнула на   блюдечко   монету:  -  На,   подавись   своей   двушкой!
          - Сама   не   сдохни!  -  пассажирка   явно   хотела   оставить последнее   слово   за   собой.   Взяв   отвоёванное,   она   удали-лась    с    достоинством    царицы.    А    торговка,   плюхнувшись на   стул,   шипела   вслед   уходящей:
            - Понаехало   тут   жлобьё!   За   копейку   удавиться   гото-вы!... А    вам    чего    надо? -   накинулась   она   на   очередного покупателя. -  Достали   уже!
             И.   порывышись   в   недрах   лотка,   извлекла   и   поста-вила   на   прилавок   табличку   с   надписью   "ОБЕД".
             Посчитав,    что    «бесплатный    спектакль»   закончился, мы    с    Колькой    вернулись    к    недоеденным   бутербродам.     Перекусив,    завели     разговор    сразу    обо    всём    и     ни    о   чём.    И    за    разговором   совсем   забыли,   кто   мы,   где   мы  и   куда   направляемся.
             Нашу    беседу    прервал    грохот,    раздавшийся    сзади нас.   Оглянувшись,   я   увидел   следующую   картину.
             Наглая   торговка   лежала   на   кафельном   полу,  рядом -  опрокинутый    стул,   а    на   прилавке   стояла   бутылка   вод-ки,   в    которой    содержимого    осталось    на   два   пальца,   и рядом   надкусанный   пирожок.   Вот   так   пообедала!
            Среди   пассажиров,   наблюдавших   за   происшествием, раздались   реплики:
           - Как   таких   на   работе   держат?
           - А   кто   у   нас   не   пьёт - то?
             - Так   ведь   пьёт -то   она   за   наш   счёт!   Видели   ведь, как   она   работет:   с   одного   две   копейки   сшибёт,   с     дру-гого -  пятак,   с   третьего - вообще   гривенник!  Это  сколько  за день - то   набежит!
                И   тут   в   дело   вмешался   наш   майор,   о   котором  мы    как  - то   уже   и   позабыли.   Отправив   сержанта   за  ми-лицией,    он    приказал    нам   встать   кольцом   вокруг   торго-вого   лотка   и   никого   не   подпускать.   Народу   в  оцеплении хватило   и   без   меня,   поэтому   я   остался   сидеть.
              Минут   через   десять   появился   сержант  в   сопровож-дении    трёх    милиционеров.     Майор    обрисовал   ситуацию старшему   группы.
              Наше   оцепление   расступилось.   Двое   милиционеров подняли    с    пола    торговку,    но    ноги    ей   плохо   подчиня-лись;    чуть    ли    не    волоком    крепкие    молодые   мужчины сопровождали   её   в   свой   пикет.  Следом   третий  сотрудник катил    лоток.    Бросив    на    него    взгляд,   я   заметил,   что   с полок   витрины   исчезли   все   пирожки   и   кексы.   Куда   они девались,   можно   было   догадаться    по   довольным   физио- номиям   некоторых   наших   парней.
             Тем   временем   стали   возвращаться   остальные   ребя-та.   Глянул   на   вокзальные   часы  -  без   пяти   семь.   Сержант   объявил   построение.
            Перекличка   выявила   отсутствие   тринадцати   человек. Майор    заволновался:     куда   они   могли    деться?    Сержант тут   же   отправился   на   поиски.
               Но   едва    он   скрылся   в   одном   крыле   здания,   как  с   противоположной   стороны   появились  «пропащие   души». Подходили   робко,   опасаясь   нагоняя.
               Зря   опасались.   Узнав,   что   они,   оказывается,   были на    Красной    площади,    майор    лишь   улыбнулся   и   ничего не   сказал.   Во  -  первых,   опоздание   было   незначительным. А   во — вторых,   ему,   как   человеку,   судя   по   всему,  интел-лигентному,     не    хотелось     портить     настроение     ребятам  своими   нотациями.    Да   и   за   что   их   ругать?   Восемнадца-тилетние   парни,   за   всю   свою   недолгую   жизнь   не  бывав-шие   даже   в    райцентре,    получили    возможность    увидеть столицу  -   «сердце   Родины»,   как   в   известной   песне   поёт-ся.   Когда   ещё   представится   такой   случай?
           ..По   прибытии   на   место   службы   стало   ясно,  почему призывная   комиссия   меня   не   забраковала.    Ведь   главное в   роте   охраны,   куда   определили   семнадцать   человек   из нашей   команды  -  это    умение    стрелять.     А   при   стрельбе левый   проблемный   глаз   всё   равно   приходилось   бы   за-крывать. 
                « ДРУЖБА НАРОДОВ »
            О   том,  что   наша   страна   многонациональна,   я  узнал ещё   в   школьные   годы.   Но   наяву   с  представителями   дру-гих   народов   довелось   встретиться   только   в   армии.
         Был   в   нашей   роте   дагестанец.   Был   узбек,  по - русски чётко   произносивший   одно   слово -  "санчасть".   Украина бы-ла    представлена   семью   солдатами   и   старшиной,   челове-ком    суровым,    но    по   большей   части   справедливым.   Ко-мандовал   одним   из   взводов (судя   по   фамилии)  болгарин. Два   эстонца,   три   латыша.    Но   больше    всего   было   граж-дан   третьей   прибалтийской   республики  -  литовцев.
        Около   двадцати   парней,   прибывших   в   гарнизон  неде-лей    позже    нас,    в   роте   держались   особняком;   говорили между    собой   на   языке,   поначалу   казавшемся   мне   осно-вательно   исковерканным   русским.   Впоследстви   мне   стала ясна   причина   такой  обособленности:   прибалты   просто опа-сались    провокаций    со    стороны    «оккупантов»,    каковыми они   считали   русских.   Согласно   нашим   учебникам   истории тех    лет,    имело   место   добровольное   вхождение    Прибал-тики   в   состав   Советского   Союза ,   но   с   точки   зрения   ла-тышей,   литовцев   и   эстонцев,   это    было   оккупацией.    Сам от   них   слышал.
          Уже   и   не   вспомнить   причины   того   мелкого конфлик-та,    но    в    завершение    его    один    из   литовцев   бросил   в мой   адрес   пару   слов   на   своём   языке.   Смысла   я   не   по-нял,   но   почувствовал,   что   это   оскорбление.   Меня  просто-напросто   «послали».
             Предполагая,   что   подобное   доведётся   услышать   не раз,   я    решил    узнать,   что    означают   эти   слова,   и   потом придумать    достойный    ответ.    Со    своим   вопросом   я    ре-шил    обратиться   к   ефрейтору  -  литовцу,   долговязому   доб-родушному    парню,    год   уже    прослужившему.   Имени   его  я    не   знал,    но    слышал    пару     раз,     как     его     называли      вновь   прибывшие   земляки.    Так   и   обратился  -  и   получил по   шее,   правда,   удар   был   символический.   Не   успел    ос-мыслить   произошедшее,  как   услышал:
             -Меня   зовут   Йонас,   запомни!   А   то,   что   ты   сказал, это   прозвище,   переводится   как   «длинный».    От    земляков стерплю,   от   других  -  нет.   Понял?
             - Понял.
            - Ладно.   Говори:   что   хотел?
            На   мой   вопрос   он   улыбнулся:
             - Это   кто   тебе   так   сказал?...Марюс?...Ну,  этот   мо - о- жет!   Вобщем,  он   тебе   сказал:   «Иди...»
             Второе   слово   писать   неловко,   но   его   значение   из-вестно   всем:   сходить   в   туалет   «по-маленькому».
         - А   как   по-литовски   будет   "сам"?
               Услышав   ответ,  поблагодарил   Йонаса.   Теперь   оста-лось   дождаться   очередного   выпада   в   свой   адрес.   К    от-ражению   я   уже   готов.
            Буквально   через   три   дня,   услышав   ту   же   фразу   от того    же    Марюса,    я     запустил    в     него     приготовленный «снаряд».
           - Откуда   узнал? -   только   и   смог   вымолвить   мой   оп-понент.
               И - странное   дело! -  после   этой   стычки   у   литовцев  в   отношении    ко    мне   исчезла    предубеждённость.    Более того.   Они... стали    учить    меня   своему   языку!   Обращались ко   мне   с   каким - либо   вопросом    или   просьбой    по  -  ли-товски    и   тут    же    давали   перевод.    Даже    звали   меня на   свой     лад,     переделав     фамилию    в    имя:    Андреюс.    Вот сорок   лет   с   гаком   прошло,   а   я   до   сих   пор    помню   не-которые   слова    из    литовского;    а    однажды    даже   сподо-бился   на   стишок   из   двух   строчек,   адресованный    одному из   своих   учителей.   Стишок,   правда,   нелестный,     критиче-ский:   имярек   «здоровый,   как   лошадь,    но   большой    лен-тяй».   Тот,   кому   это   было   адресовано,    не   обиделся.    Его поразил   сам   факт,   что   человек   смог   что  - то   срифмовать на   чужом   для   себя   языке.
              Однажды   я   сидел   в   ленкомнате   незадолго   до   от-боя   и   корпел   над   письмом   домой.    Современной     моло-дёжи   не   понятно,   что   такое   «ленкомната».   Раньше   в  ка-ждом   воинском   подразделении   было   помещение, напоми-нающее   школьный   класс,   одну   из   стен   которого  занимал стенд   с   биографическими   материалами   из   жизни  Ленина.
            За   соседним   столом   склонился   над   письмом    один из   литовцев,   Стасис.    Его   поза   и   сосредоточенность    про-извели   на   меня   впечатление;   захотелось   «тряхнуть   стари-ной».   Когда - то   в   детстве   я   увлекался   рисованием  -   ска-зались   дедовские   гены,   да   и   отец   рисовал   неплохо.
            Бланк   «боевого листка»,   простой   карандаш  «Тактика-ТМ»...
            Не   сразу,   но   заметил - таки   Стаська,   чем   я   занима-юсь .    Когда   портрет   был   почти   готов  (  оставались мелкие штрихи),   он   подошёл   ко   мне:
           - Пародик!  (по - литовски   «покажи»).
             Глянул   на   рисунок,   улыбнулся,  а   затем (вот   уж чего   не   ожидал! )   сложил   вчетверо   и   сунул   в   конверт.
           - Погоди! -  заволновался   я.  - Не   всё   ещё   готово!
           - А   мне   кажется,   нормально.
           - Так   ты   заголовок   хотя   бы   оторви!
                Стаська    вынул    из   конверта   моё   творение   и,   со-гнув,   отделил    верхнюю    кромку,    где    рядом   со   словами  «Боевой    листок»    в   левом   углу   значилось:   "Из   части   не выносить!".
 
.                Ж Е Р Т В А   К А Л Л И Г Р А Ф И И
          Не знаю,   как   сейчас,   а   тогда,   сорок   лет   назад,   сол-датские    письма    подвергались    цензуре,    дабы    в    них   не содержалось    сведений,      составляющих      военную      тайну.  Одна    из    таких    проверок   имела   для   меня   роковые    по-следствия.
                Вызвал   меня   к   себе   замполит   роты   и,   похвалив мой    почерк,    предложил    заняться   оформлением   карауль-ных    ведомостей.    Я    согласился,    наивно    полагая,   что   за это  получу   какие - то   послабления   по   службе,    но    быстро избавился   от   своих   заблуждений.
          Во - первых,   ведомости   приходилось   оформлять  после обеда,   когда  другие  отдыхали  перед   нарядом.   Во - вторых,   меня   по  -  прежнему    ставили   в   караулы.   А   в -  третьих  (и   это   главное)  - стали   одолевать    «просители».
            Состав   всех   трёх   караулов   оглашался   перед    после-обеденным    отдыхом.    И    только   я   уединялся   в   кабинете командира    роты,    только    приступал   к   переводу    ведомо-стей    в    чистовой    вариант,   обязательно    находился   некто, не   согласный   со   своим   назначением.
           В    приоткрытую    дверь   просовывается   голова   Васи:
          - Поставь   меня   на   такой - то   пост!
          - Как   же   я   поставлю?   Всё   расписано.
          - Да   ладно   тебе!   Думаешь,   начкар  (начальник   карау-ла)  будет  в   это   вникать?   Ему   до   лампочки,   кто   на   ка-ком   посту   стоит.
            - А   вместо   кого?   С   кем   меняешься?
            - С   Серёгой.
             - Погоди,   я   переставлю,   а   он   после   меня   в    поро-шок   сотрёт.   Вот   пускай   сам   скажет,  что   согласен.
              Если    вторая    сторона    была    не    против   замены,   я   без   колебаний   вносил   её   в   ведомость.   Но   бывало   и   по другому.
           - Поставь   меня   на....пост!
           - Вместо   кого?
           - Вместо....
           - А   он   согласен?
           - Да   какая   разница!   Ставь,   и   всё!
                Мой    отказ    вызывал   гнев   оппонента.   В   дальней-шем   это    привело   к    ухудщению   отношений   с   нескольки-ми    сослуживцами,   и    как   следствие - к   происшествию,   во многом   изменившему    мою   дальнейшую   жизнь.    Впослед-ствии    я    не    раз    возвращался    в    мыслях   к  той   истории. Поначалу    был    зол   на   отцов  -  командиров,  но   со   време-нем,   попробовав   поставить   себя   на   их   место  ( по   совету человека,   рассказ   о   котором   впереди) ,  пришёл   к  выводу: иначе   они   просто   не   могли   со   мной    поступить,    выбрав из   двух   зол   меньшее.   К   тому   же   на   ситуацию  повлияли и   другие   истории   криминального   характера,   имевшие   от-ношение   к   нашей   роте.   И   сначала   следует   рассказать    о них.
                « ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПНИКИ »
              Шёл   четвёртый   месяц   службы.   Вернувшись   как - то раз   утром   из   караула,   я   заметил   среди   находившихся   в казарме   ребят   какое - то   тревожное   ожидание.  Путём  рас-спросов    выяснил:   в   гарнизоне   ЧП.   На   охраняемом   нами (!)    складе    похищен    ящик    с     патронами.    Ведётся    след-ствие.
          Лично   ко   мне   случившееся   отношения   не   имело.   А вот   получить   наряд   вне   очереди   за   грязный  подворотни-чок   было   вполне   реально.   Достав   из   прикроватной    тум-бочки    швейный    наборчик,    при    этом    подивившись,    что его   никто   не   спёр (увы,   случалось   такое,   и   не   раз,   и  не только   со   мной) ,   я   направился   в   бытовую   комнату.   Уже заканчивал   шитьё,   как   вдруг   в   спальном   помещении  раз-дался   гневный   голос   старшины.
           Осторожно   выглянув   из   дверного   проёма,   я   увидел следующую   картину.
            Старшина   в   сопровождении   дежурного   по   роте про-хаживался   вдоль   коек.  Вот    он   подошёл   к   одной   из   них и   со   словами    «Это   что,   к    чертям   собачьим,   за   заправ-ка?»   сорвал   одеяло   и   бросил   на   изголовье.     Особое   от-ношение   старшины   к   заправкам   коек   было   всем   извест-но.   С   каждым   сдёрнутым   одеялом    увеличивалось    число «нарядчиков»,   то   есть   тех,   кто   после   отбоя,  прежде   чем лечь,   будет   наводить   порядок   в   подсобных   помещениях:  бытовой   комнате  (где   я   как   раз   находился),   умывальной, туалете,   сушилке.
           Мою   койку  (ура!)   старшина   не   тронул.    А   когда    он рванул   одеяло   на   предпоследней   койке   нашего   ряда,   на пол   со   стуком   упали   два   патрона...
           Сомнений  не   было:   патроны   из   похищенного  ящика. Они    отличались    по    виду   от   тех,   которые   мы   получали, заступая   в    караул.    Но    стрелять   ими    из   карабина   было можно.
          Быстро   установили   хозяина   «заряженной» койки, нахо-дившегося    в    данный    момент   в   карауле.   На   следующий день    с   ним   беседовал   следователь.
          Задержанный   клялся,  что   не   имеет   к   краже   никако-го   отношения.    На   вопрос   «откуда   у   вас   патроны?»   вра-зумительного   ответа   не   последовало.
            - Учтите,-   заметил   следователь,-   мы   всё   равно   най-дём    преступников.    Но    тогда    и    вы    сядете    на    скамью подсудимых   рядом   с   ними   за   укрывательство.
           Такая   перспектива   парнишку   явно  не   обрадовала.   С трудом    выдавливая    из    себя     слова,    он    признался,    кто   дал   ему   эти   патроны.
            Вечером   того   же   дня   был   задержан   рядовой   Т.,   а после   его   признательных   показаний  -  сержант   Л.
         ...Всё   было   просто   и   глупо.   Рядовой   стоял   на   посту. Сержант    в    качестве    разводящего    пришёл    его    сменить.  Выставив    на    пост    сменщика,    Л.    повёл    Т.    в    караулку. Идя    вдоль     ограждения,   рядовой   заметил   в   сетке   боль-шую    дыру.   Тут  -  то    у    него    и    возникла     эта     дурацкая   идея,    которой    он    поделился    с    сержантом.   И   возникла ещё    большая    глупость:    Л.,    которому   до   долгожданного «дембеля»    осталось   всего   два   месяца,   пошёл   на   поводу у   Т.,   прослужившего   меньше   года.
             В    октябре    состоялся    открытый    суд.   Итог   печален   для    обоих:    у    рядового    срок    «службы»    увеличился     на полтора    года,    а    сержант    вернулся   к   своим   родным   на два   года   позже.
            Спустя   месяц   после   суда   всему   составу   роты   пока-зывали   фотографии,   на    которых   оба   осуждённых   сидели на   нагретом   солнцем   пригорке;   лица   у   обоих   были   сия-ющие,   довольные;   молодой   в   вытянутой   вверх   руке  дер-жал   карабин   с   примкнутым    штыком,    на   котором   болта-лась   ворона,    подстреленная,    по   всей    видимости,   одним из   украденных   патронов.
                Так   что   прав   юморист,   подкорректировавший    на-родную   мудрость:   «Хорошо   смеётся   тот,   кто   смеётся   без последствий».
                « М У Т Н О Е     Д Е Л О »
             До  Нового   года   оставалось   около   месяца.   Октябрь-ский   суд   и   его   итог   уже   начали   забываться.   И   тут - бац! - новое   происшествие.     Снова   следствие.   Правда,   до   суда на   этот   раз   не   дошло.
             А   случилось   вот   что.
           Ночью   в   третьем   карауле  (том   самом,   где   с  одного из   складов   украли   патроны)   на   одном   из   постов  раздал-ся   выстрел.   Начальник   караула   и   разводящий,   прибыв  на место,    обнаружили    часового    лежащим    возле   смотровой вышки.   Рядом   лежал   карабин,   а   кисть   левой   руки   была в   крови.
             По    версии    часового,    выстрел    был   случайным.   Он сидел    на    вышке,   задремал    и   во   сне   скатился   вниз   по лестнице.    Падая,    задел    на    карабине    спусковой   крючок  и...
            Такое   объяснение   вызвало   недоверие   как   команди-ров,   так   и   следствия.   Выстрел   невозможен,   если    патрон не    заслан   в   патронник,   а   карабин    поставлен   на   предо-хранитель.    А   если   ни   то,  ни    другое   условие   не   соблю-дено  -  налицо   нарушения   Устава.     Да   и  не   самострел   ли это?
             Часовой   на   эти   сомнения   ответил   просто:   нарушил Устав,    потому    что   -   боялся.    Накануне    всех    караульных предупреждали   о   бегстве  пятерых    заключённых    из   нахо-дившейся    километрах    в    восьми    от    гарнизона   исправи-тельно  -  трудовой    колонии.   Вот   отсюда   и   патрон   в   пат-роннике,   и   предохранитель   «отключён».
          Так   и   металось   следствие   между   версиями   о   само-стреле   и   несчастном   случае,   в   итоге   приняв   вторую.  Де-ло   закрыли.   Паренёк  продолжил   службу.   Правда,  повреж-дённая   кисть  (пуля   по   касательной   обожгла    два   пальца) с    тех    пор    мёрзла    на    холоде,   и   в   караул   его   ставили только   в   тёплые   дни.
                РЕМАРКА ПО ПОВОДУ
             Для    дальнейшего    повествования    необходимо    дать информацию   о   месте   моей   службы.   В   пределах  допусти-мого -  даже   сейчас,  спустя   сорок   с   лишком   лет.
           Гарнизон   представлял   собой   дополнение   к   аэродро-му.   Именно   аэродром   и   объекты    его    жизнеобеспечения находились    под    охраной    первого    караула.    Всего     было двенадцать    постов,    из   них    четыре   трёхсменные  ( кругло-суточные),   остальные   восемь   двухсменные  -   с   вечера   од-ного   дня   до   утра   другого.    Разница   была   в   том,   что   на двухсменке   караульный,    отстояв    на   посту   два   часа,   сле-дующие   два   отдыхал,   а   на   трёхсменке   режим   иной:  два часа   на   посту,   два   часа  -  так   называемая   «бодрствующая смена»,   и   лишь   потом   два   часа   отдыха.
           Именно   бодрствующая   смена   должна   была   реагиро-вать    на   всякого   рода   ЧП.   А   они,   эти   самые   ЧП,   возни-кали   с   пугающей   периодичностью.
                НЕУДАЧНАЯ ДЕГУСТАЦИЯ
            Выпрыгнув   из   кузова   машины,   я   стремглав   понёсся к   дверям   караулки,   на   бегу   вспоминая   майора,   что  при-вёз    нас    сюда,    и   его    слова    о    «тёплых   краях»:    ничего себе    «тёплые»!    Да   наш   февраль   куда   мягче   и   суше!
              Два    часа    бодрствования    пролетели    незаметно.    В карауле   были   шахматы,   шашки,   домино.   Можно   было    в это   время   и   письмо   домой   написать.
            Начальник   караула   скомандовал:   «Подъём!»   Спящие зашевелились,   подымались   нехотя.   Ещё   бы!    Неспроста   в армейской    среде    бытует    определение:       «Часовой   -   это труп,  завёрнутый   в   тулуп,   замученный   до    слёз   и   выбро-шенный на мороз».
            Встали    не    все   -   двое    так    и    остались   лежать   на топчанах.     Это    были    стоявшие    на     двухсменных     постах   мой   земляк    Колька  ( не  помню   точно,   из   какого   района)  и   литовец   Видас,   которого   все   звали   по  -  нашему    Вить-кой.    Пытаясь    их    разбудить,   разводящий   уловил   исходя-щий   от   обоих   запах   самогонки.   Немного   поколебавшись,  кинулся   к   аптечке,    достал   пузырёк   нашатыря   и   кое - как привёл   их   в   чувство.
         - Когда   успели   нажраться,   придурки? -   с гневом   обру-шился   на   них   начкар. -  Кто   вас   напоил?
           Но   вразумительного   ответа   так   и   не   дождался.   По-размыслив,    решил:
          - Ладно.   Выставим   их   на   посты.   На   холоде   протрез-веют.     И   смотрите,  -  начкар   обернулся   к   остальным   при-сутствующим,   -   все   молчок!   Никто   ничего   не   видел,   ни-чего   не   знает.
             Загрузили   субчиков   в   машину,   и   вскоре   она   скры-лась    в    снежной    круговерти.    А    я,    едва   лёг   на   топчан, тут   же   и   уснул.
               Проснулся   от   голоса...нашего   замполита.   С   трудом соображая,    откуда    он   взялся   в   караулке,   открыл   глаза -  и   увидел    плутовски    улыбающуюся   физиономию   разводя-щего.   И   всё   понял.
                Разводящий,   Славка,   был   еврей.    И   как   большин-ство   евреев,   талантлив.    А   талант   его   заключался   в   уме-нии    подражать    любым    голосам.     Голос    замполита    был наиболее    похож    на    оригинал.    Это - то   и   сбило   с   толку не   только   меня,   но   и   всех   отдыхавших.
              ...Караульная   машина   двигалась   по   направлению   к аэродрому,   раскачиваясь   из   стороны   в   сторону   на   заме-тённой   снегом   дороге.   И   вдруг - стоп!   В   чём   дело?
               Отогнув   полог   тента,   я   глянул   по   ходу   движения. Метрах    в    десяти    перед    машиной,    раскинув   в   стороны руки,   животом   на   карабине   лежал   Колька.
              Затащив   его   в   машину,   двинулись   на   дальние   по-сты,   где   и   нёс   службу (правда,   весьма   своеобразно)   наш охмелевший   «интернационал".
             Литовец    спал,   прислонившись    спиной    к     самолёт-ному   шасси.   Карабина   рядом   с   ним   не   было.
              Начальник   караула,   предчувствуя   большие   неприят-ности,   не   стесняясь   в   выражениях,   бил   Витьку   по щекам: « Куда   оружие   дел?"   Но   ответа   так   и   не   дождался.
              Искать    карабин    в   такой    темени  ( был   третий   час ночи)  не   имело   смысла.   Да   и   Витьку   требовалось  срочно отвезти   в   тепло,   дабы   не   простыл   совсем.
              Когда   рассвело,  карабин   нашли...под   чехлом,   укры-вающим     шасси,     возле     которого     часовой    и    спал.   Вот   ведь   как:   пьяный  -  пьяный,   а   соображалка  -  то   работала! Понимал,    что    мог   в   ночи   кто  -   нибудь    воспользоваться его   «отключкой».   Хотя   бы   очередной   беглец   из  колонии.
           Серьёзного   наказания   в   виде   "губы"  (то   есть,   гаупт-вахты )   проштрафившимся    избежать   удалось.   Спас   их   де-фицит    кадров.    И   без    того    на   некоторых   постах   прихо-дилось   держать   людей   по   три  -  четыре    дня.    В   сложив-шейся   ситуации   гауптвахта   выглядела   курортом.
               Вскоре   друзья   по   несчастью   раскрыли   секрет   сво-его   захмеления.
               Они     стояли    вместе    на    Колькином   посту  (  чтобы скучно   не   было ),   и   вдруг    на   соседнем   посту,   охрана   с которого   была   снята,   мелькнула    тень,   и   затем   хлопнула дверь   вагончика.   Решили   проверить,   кто   это.
             Оказалось,  пришёл   техник  -  предстояли   учебные   по-лёты.    Вот   он  -  то   и   угостил   часовых.   Каждый   выпил   по стакану  ( если  верить   рассказчикам)  самогонки,  а   на   закус-ку   техник   дал   им   по   галете.
             На    холоде   друзья   держались,    а   во   время   отдыха в   караулке   их   и   развезло.    «Убойная»   вещь -  белорусская  самогонка!
                Д В А  Д У Р А Ц К И Х  В Ы С Т Р Е Л А
                Как - то   не   получается   жизнь   в   нашей   роте   без приключений.   За   неполные   десять   месяцев  -  три   громких дела,   связанных    с    оружием.     На    их    фоне   сентябрьский неудачный    поход    в    «самоволку»    по   водосточной    трубе ( упала   вместе   с   беглецом )  и   новогодняя   драка   с    пред-ставителями    соседнего    подразделения    выглядели    сущим пустяком.    Но    впереди    ждало    нас    ещё    более  экстрава-гантное   событие.
                В   украинской   диаспоре,   к   тому   времени   за   счёт зимнего    призыва    разросшейся    до   одиннадцати    человек, Лёху   Зимина   почему  -  то    игнорировали   все    земляки.   Да  и   с   остальными   ребятами   общего   языка   он   не   находил. Возможно,    именно    это    и    явилось    причиной   неожидан-ных    поступков.    Хотел    привлечь   к   себе   внимание   таким образом?   Или   март   подействовал?
              ...В     караульном     помещении     было     относительно  тихо.   Сопение   спящих   перемежалось   со   стуком  игральных кубиков:    в    игровом   арсенале    караула   появились   нарды. Играли   двое   ребят   из   бодрствующей   смены,  а   ещё   двое готовились   заменить   проигравшего.
             Внезапно   за   окном   раздался   звук   выстрела.   А   мо-жет,   показалось?     Но   нет.    Из    своего    кабинета   выбежал лейтенант,   начальник   караула,   и   крикнул:
            - Караул,  в   ружьё!
             Бодрствующие   побросали   кости,  и   через   полминуты караульная    машина    рванула    в    сторону   склада    спецтоп-лива.
              Прибыв   на   место,  тревожная   группа   увидела   Лёху, стоящего   на   коленях   возле   рельсовых   путей,  по   которым на    склад    подвозили    горючее.    Отложив   в   сторону   кара-бин,   он   щупал   боковую   сторону    рельса,   как   слепой,   чи-тающий   книги,   изданные   по   методу   Брайля.
             - Ты   стрелял?-  с   места   в   карьер   взял   начкар.
              Повернув   голову   и   не   вставая   с   колен,   Лёха   тихо произнёс:
             - Я.
             - Куда?   В   кого?
             - В   рельсу.
            - Зачем?!!!
            - Хотел   проверить,   пробьёт   её   или   нет.
             После   такого   признания   начкар   совершенно   вышел из   себя   и   отвесил   Зимину   увесистый   подзатыльник.
            - Идиот!.. А   если   бы   пуля   в   ёмкость   с   горючкой отрикошетила?   Что   бы   от   тебя   осталось   вообще?...
                Лейтенант    подозвал   к   себе   разводящего: -   Посто-ишь    за    него,    до    пересменки    сорок    минут  осталось.    А   ты,  -  он   повернулся   к   Лёхе, -  бегом   марш   в   машину!
             И   добавил   ещё   пару    «связующих».
             Не    знаю,    как    именно   был   наказан   Лёха   за   свою выходку,   но   в   конце   марта   он   опять   «отличился».
            Снова   первый   караул,   и   пост   опасный -  склад   ГСМ. На   этот   раз   Зимин   стрелял   в   землю:    хотел    узнать,    на-сколько   глубоко   пуля   уйдёт.
               Реакция   командования   части   была   незамедлитель-ной    и    резкой.    Через    неделю    Лёха   был    «комиссован». Проще  говоря,   отправлен   домой   как   негодный   для   даль-нейшего   прохождения   службы.
             Мог   ли   я   тогда   предполагать,   что   всего   через  три недели   сам   попаду   в   схожую   ситуацию?


                ДАЛЕЕ:
  Тихомиров  снова  склонился  над  тетрадью, и  вдруг  затрясся  от  безудержного  смеха.
                - Ты  что?
  Вместо  ответа  он  передвинул  тетрадь  по  столу  в  нашу  сторону,  не  переставая  смеяться.  Мы  глянули-  и  смех  грянул  ещё  оглушительней.  Последняя  запись  гласила: "Мы  ещё  наших  девочек  не..."