Школьный годы

Владимир Смирнов 38
Вечный двигатель. Где-то  в третьем  классе у меня появилась идея. В паровозе монтируем электрогенератор соединенный  трансмиссией с колесами паровоза. Между паровозом  и железнодорожным составом вставляем движитель,  в котором колеса приводились в движение электродвигателями питаемые от электрогенератора (прообраз электровоза, которого тогда не было). Состав разгоняется паровозом, электрогенератор подает напряжение  на прообраз электровоза и он везет поезд. Паровоз нужно прекратить топить углем.   Потом на уроках физики в старших классах  мы узнали, что вечных двигателей в природе быть не может, я был обескуражен.

Советским кинематографом был выпушен в прокат ряд фильмов  «Молодая гвардия» по А. Фадееву, «Повесть о  настоящем человеке» по Б. Полевому. Купить  билет на фильмы было проблема. Часами выстаивали очередь в кассу за билетом. Фильмы, нас детей, поражали драматизмом и трагической судьбой молодогвардейцев,  трудностями раненого летчика Маресьева  и его желание с ампутированными ногами летать на истребителе,   о  его победах в воздухе над врагами. Умели в то время идейно подпитывать патриотизм у подрастающего поколения. И тут же фильмы  о подвигах  повелителя обезьян - Тарзане по Эдгару Райсу Берроузу, идейного  вдохновителя моего любимого  фантаста Рея  Брэдбери. Фантастический рассказ, которого    «И грянул гром»  поражал.
«Экельс, охотник-любитель, успешно  провел выборы кандидата в президенты – либерала. За большие деньги отправляется на сафари в Мезозойскую эру вместе с ещё несколькими охотниками. Однако охота на динозавров обставлена жёсткими условиями: убить можно  то животное, которое должно и без этого вот-вот погибнуть (например, убитое сломавшимся деревом), а возвращаясь, необходимо уничтожить все следы своего пребывания (в том числе вытащить из тела животного пули), чтобы не внести изменения в будущее. Люди находятся на антигравитационной тропе, чтобы случайно не задеть даже травинку, поскольку это может внести непредсказуемые потрясения в историю.  Во время охоты Экельс, увидев тиранозавра, впадает в панику и сходит с тропы. После возвращения в своё время охотники неожиданно обнаруживают, что их мир изменился — иная орфография языка, у власти вместо президента-либерала стоит диктатор. Причина этой катастрофы тут же выясняется: Экельс, сойдя с тропы, случайно раздавил бабочку и вмешался в эволюцию  жизни на планете Земля. Тревис, охотник – напарник Экельса, поднимает ружьё. Щелкает предохранитель. Последняя фраза повторяет название рассказа: …И грянул гром».
Экстренная вставка. Шестого июня 2012 года великий фантаст  Рей  Брэдбери в возрасте 91 года умер.

Март месяц 53   года.  По-время урока в класс вошла директор школы и сказала: «Ребята! Умер Иосиф Виссарионович Сталин»!  Мы до этого слышали по радио информацию о заболевании Сталина. Но заострять свое внимание на этом не  стали. Мы считали, что Сталин будет жить вечно. Знали одно Сталин: Вождь, Учитель и Отец Советского народа! И вот такая история. Класс зарыдал. Плакали учителя. Был организован почетный караул около скульптуры Сталина, красных знамен  с траурными, черными лентами. Караул состоял из двух школьников с пионерскими галстуками и менялся каждые пятнадцать минут. Школа оскорбила. Девятого марта,  день похорон, объявили не рабочим днем. Мы школьники пятого класса мало что знали, да и не только мы,  что творилось в стране. 
 По случаю смерти Сталина начался прием в комсомол.  Приняли в комсомол и меня. В нашей  школе №12 особенность –  после приема в комсомол мы два года ходили в школу с комсомольскими значками и  в пионерских галстуках и стриженные «наголо - под Котовского».  Нарушение формы одежды  и длинные волосы наказывались. Классный руководитель внедрила правило. Дежурный по классу, кроме содержания классной доски в порядке, уборки бумажек с полу, составлял  для классного руководителя записку со списком фамилий одноклассников, кто нарушал дисциплину: разговаривал с соседями, получал замечания от учителя, отвлекался от занятий. Список был обильный, но честный. Самое интересное было потом. Дежуривший вчера,   занес мою фамилию в список нарушителей, а  сегодня дежурю я и я его поймаю. За малейшую оплошность его фамилия в списке нарушителей. Этим самым поощрялось доносительство друг на друга. Обид не было, а порядка на уроках стало больше.
Вера Ивановна Колосова, классный руководитель, проделала большую работу по достижению стопроцентной успеваемости в классе. В этом была в какой-то степени показуха, у некоторых учеников отсутствовала способность нормально учится, им ставили положительные оценки,  их было немного, в основной массе поставленная задача была  выполнена.  Наш класс пригласили  в Центральный Дворец Культуры  (ЦДК) на слет пионеров, где мы на сцене продекламировали литературный монтаж- приветствие к пионерам города. 
Жили мы небогато. Мать и два «спиногрыза»- я с братом Анатолием.  Зарплата матери где-то  400-450 рублей в месяц. Денег хватало только на питание. Мать нашла выход с проблемой питания. Два раза в месяц, в дни аванса и получки на базаре покупала свиную голову и варила с головизной щи. Было сытно. А я свиной головизной, в  детстве, наелся на всю жизнь. 
 Матери посоветовали, взять ссуду на строительство дома и построить дом.  Это еще более напрягло наш семейный бюджет. Где-то, через два года у нас был свой дом, состоящий из  двух небольших комнат и кухни. 
Жили за счет огорода и картофельного поля. Предприятие  весной наделяло  рабочих землей «по полтары сотки на члена семьи»,  первоначально не паханной. Приходилось лопатами ее вскапывать. Позднее землю стали наделять паханной. Мы «сажали» картошку, обрабатывали, и накапывали ее до ста ведер.  Это помогало нам зимой выживать. Основная масса  горожан выращиванием картошки занималась  постоянно. После войны выращенную картошку вывозили с поля (10-15 км) на себе с помощью двухколесной ручной тележки. Кто имел корову, запрягали в тележку корову. Позднее, предприятие стало выделять  автотранспорт для вывозки картошки с поля. Сейчас как у Самуила Маршака:
«Ныне выленились бабы
Или плечи стали слабы,
 Речка спятила с ума,
По домам пошла сама».

Горожане  прекратили выращивать картофель.
В наших продовольственных супермаркетах  сегодня продают картофель, привезенный из Египта, свежую редиску, привезенную из Израиля, Болгарский – сладкий перец из Китая, яблоки и груши из Аргентины.
 Город Мариинск, картофельный климатический рай, где бригада картофелевода  Марии Картавой  собирала рекордные урожаи картофеля. Бригадир  была награждена золотой медалью Герой Социалистического труд и орденом Ленина. В Мариинске  сооружен памятник картофелю, и горожане испытывают трудности с реализацией картофеля.
   
Рутинная система занятий в школе. После школы выполнение задания на дом (домашние работы). При получении  положительной оценки в классный журнал, задания на дом можно было делать только письменные, устные дней пять  не обязательно. Вероятность  вызова к доске не большая,  опытные  учители иногда «вызывали к доске» на следующий день и двойка тебе обеспечена. Нахватаешь двоек, потом их героически исправляешь.
В младших классах я в серьез увлёкся чтением  книг. Читал все подряд. Что  читать нужно,  что читать можно, что читать нельзя. Этому способствовала любовь к чтению моей матери. Кроме книг, желательно- обязательных которые я брал в  детской библиотеке, я читал книги, которые она приносила домой для себя, чтиво не желательное для школьников младших классов. Эти знания литературы в дальнейшем были не лишними.

Здания школ города обсажены тополями. Тополя с годами разрослись.  В классных комнатах сумрачно, освещение парт было значительно ниже требования СНиПа.  У меня стала развиваться близорукость.  С первой парты стало плохо видно, что написано на доске, успеваемость стала падать. Очки приобрести в аптеках было сложно, да и стеснялся ходить в очках.  Я после восьмого класса пошел работать разнорабочим на Электроламповый завод.
 Сейчас вокруг школ эти заросли тополей вырубили.


Хотели и умели проводить воспитательную работу. Каких только кружков не было в школе, на производстве и в ВУЗах - на все вкусы. На заводе администрация завода задумала организовать заводской духовой оркестр, сказано - сделано. Купили комплект инструментов для оркестра, нашли работника-кладовщика склада готовый продукции Остапчука Владимира. Поручили ему,  за небольшую дополнительную плату, создать духовой оркестр. Секретарь комсомольской организации завода Павел Ларин, бывший моряк, собрал парней комсомольцев  желающих учиться играть в оркестре.  Это было осенью, а весной на Первомай, праздничная колона  работников предприятия  на демонстрации прошла перед трибунами, со своим оркестром, который играл марш- «Триумф победителей».

Стиляги.   В пятидесятые годы мы, и я в том числе, ходили в широченных штанах  клеш, с шириной по низу штанины 32-34 см, стриженные наголо «под Котовского», в  белых рубашках, воротник которых заправляли  поверх ворота пиджаков. Все это кроме последнего было старомодно и уныло. После пятьдесят седьмого года, время проведения фестиваля молодежи и студентов в  Москве, в Советском союзе   появилось молодежное течение - стиляги, подражание в одежде и поведении зарубежным гостям. Многое нам советским людям все это было в новинку.  Яркой иллюстрацией этого течения художественный фильм Шахназарова «Стиляги».
Инициативный  комсомол  объявил войну:
-брюкам «дудочкам», с неширокой штаниной, которые были практичней при носке, и требовала меньше ткани на пошив; 
-длинным волосам (прическа - канадка), которые были контрастом к прическам стрижки «под ноль или как исключение под бокс»;
- клетчатым рубашкам, не заправленным в брюки, которые придавали яркость одежде молодежи.
Актив распарывал узкие штанины на парнях, выстригал местами волосы у длинноволосых. Я ничего крамольного в этих брюках и пышных прическах не видел. Когда стал студентом, в ателье при студгородке, обузил штанины своих брюк. Но, в какой-то степени консерватизм к внешнему облику в институте остался. Девушкам до семидесятых годов запрещался вход в учебные корпуса в брюках, кроме спортивного корпус №9.
 В семидесятых годах мне пришлось учился на курсах повышения квалификации при Ленинградском политехническом институте. Я видел табличку на  молодежном клубе  при Нахимовском училище, написанная по металлу масляной краской. «Девушкам в сапогах и брюках вход на молодежные вечера  категорически запрещен». 
 Сейчас время другое.  Каждый одевается, как хочет, ведет себя так, он считает нужным.
 Но есть и свои крайности.  Сегодня молодая мама, модно одетая, в городском, ухоженном сквере прогуливает свое чадо на коляске, и пьет  «пиво из горла» покуривая при этом сигарету в компании со своими «товарками», такими же мамашами.