Вечный двигатель. Где-то в третьем классе у меня появилась идея. В паровозе монтируем электрогенератор соединенный трансмиссией с колесами паровоза. Между паровозом и железнодорожным составом вставляем движитель, в котором колеса приводились в движение электродвигателями питаемые от электрогенератора (прообраз электровоза, которого тогда не было). Состав разгоняется паровозом, электрогенератор подает напряжение на прообраз электровоза и он везет поезд. Паровоз нужно прекратить топить углем. Потом на уроках физики в старших классах мы узнали, что вечных двигателей в природе быть не может, я был обескуражен.
Советским кинематографом был выпушен в прокат ряд фильмов «Молодая гвардия» по А. Фадееву, «Повесть о настоящем человеке» по Б. Полевому. Купить билет на фильмы было проблема. Часами выстаивали очередь в кассу за билетом. Фильмы, нас детей, поражали драматизмом и трагической судьбой молодогвардейцев, трудностями раненого летчика Маресьева и его желание с ампутированными ногами летать на истребителе, о его победах в воздухе над врагами. Умели в то время идейно подпитывать патриотизм у подрастающего поколения. И тут же фильмы о подвигах повелителя обезьян - Тарзане по Эдгару Райсу Берроузу, идейного вдохновителя моего любимого фантаста Рея Брэдбери. Фантастический рассказ, которого «И грянул гром» поражал.
«Экельс, охотник-любитель, успешно провел выборы кандидата в президенты – либерала. За большие деньги отправляется на сафари в Мезозойскую эру вместе с ещё несколькими охотниками. Однако охота на динозавров обставлена жёсткими условиями: убить можно то животное, которое должно и без этого вот-вот погибнуть (например, убитое сломавшимся деревом), а возвращаясь, необходимо уничтожить все следы своего пребывания (в том числе вытащить из тела животного пули), чтобы не внести изменения в будущее. Люди находятся на антигравитационной тропе, чтобы случайно не задеть даже травинку, поскольку это может внести непредсказуемые потрясения в историю. Во время охоты Экельс, увидев тиранозавра, впадает в панику и сходит с тропы. После возвращения в своё время охотники неожиданно обнаруживают, что их мир изменился — иная орфография языка, у власти вместо президента-либерала стоит диктатор. Причина этой катастрофы тут же выясняется: Экельс, сойдя с тропы, случайно раздавил бабочку и вмешался в эволюцию жизни на планете Земля. Тревис, охотник – напарник Экельса, поднимает ружьё. Щелкает предохранитель. Последняя фраза повторяет название рассказа: …И грянул гром».
Экстренная вставка. Шестого июня 2012 года великий фантаст Рей Брэдбери в возрасте 91 года умер.
Март месяц 53 года. По-время урока в класс вошла директор школы и сказала: «Ребята! Умер Иосиф Виссарионович Сталин»! Мы до этого слышали по радио информацию о заболевании Сталина. Но заострять свое внимание на этом не стали. Мы считали, что Сталин будет жить вечно. Знали одно Сталин: Вождь, Учитель и Отец Советского народа! И вот такая история. Класс зарыдал. Плакали учителя. Был организован почетный караул около скульптуры Сталина, красных знамен с траурными, черными лентами. Караул состоял из двух школьников с пионерскими галстуками и менялся каждые пятнадцать минут. Школа оскорбила. Девятого марта, день похорон, объявили не рабочим днем. Мы школьники пятого класса мало что знали, да и не только мы, что творилось в стране.
По случаю смерти Сталина начался прием в комсомол. Приняли в комсомол и меня. В нашей школе №12 особенность – после приема в комсомол мы два года ходили в школу с комсомольскими значками и в пионерских галстуках и стриженные «наголо - под Котовского». Нарушение формы одежды и длинные волосы наказывались. Классный руководитель внедрила правило. Дежурный по классу, кроме содержания классной доски в порядке, уборки бумажек с полу, составлял для классного руководителя записку со списком фамилий одноклассников, кто нарушал дисциплину: разговаривал с соседями, получал замечания от учителя, отвлекался от занятий. Список был обильный, но честный. Самое интересное было потом. Дежуривший вчера, занес мою фамилию в список нарушителей, а сегодня дежурю я и я его поймаю. За малейшую оплошность его фамилия в списке нарушителей. Этим самым поощрялось доносительство друг на друга. Обид не было, а порядка на уроках стало больше.
Вера Ивановна Колосова, классный руководитель, проделала большую работу по достижению стопроцентной успеваемости в классе. В этом была в какой-то степени показуха, у некоторых учеников отсутствовала способность нормально учится, им ставили положительные оценки, их было немного, в основной массе поставленная задача была выполнена. Наш класс пригласили в Центральный Дворец Культуры (ЦДК) на слет пионеров, где мы на сцене продекламировали литературный монтаж- приветствие к пионерам города.
Жили мы небогато. Мать и два «спиногрыза»- я с братом Анатолием. Зарплата матери где-то 400-450 рублей в месяц. Денег хватало только на питание. Мать нашла выход с проблемой питания. Два раза в месяц, в дни аванса и получки на базаре покупала свиную голову и варила с головизной щи. Было сытно. А я свиной головизной, в детстве, наелся на всю жизнь.
Матери посоветовали, взять ссуду на строительство дома и построить дом. Это еще более напрягло наш семейный бюджет. Где-то, через два года у нас был свой дом, состоящий из двух небольших комнат и кухни.
Жили за счет огорода и картофельного поля. Предприятие весной наделяло рабочих землей «по полтары сотки на члена семьи», первоначально не паханной. Приходилось лопатами ее вскапывать. Позднее землю стали наделять паханной. Мы «сажали» картошку, обрабатывали, и накапывали ее до ста ведер. Это помогало нам зимой выживать. Основная масса горожан выращиванием картошки занималась постоянно. После войны выращенную картошку вывозили с поля (10-15 км) на себе с помощью двухколесной ручной тележки. Кто имел корову, запрягали в тележку корову. Позднее, предприятие стало выделять автотранспорт для вывозки картошки с поля. Сейчас как у Самуила Маршака:
«Ныне выленились бабы
Или плечи стали слабы,
Речка спятила с ума,
По домам пошла сама».
Горожане прекратили выращивать картофель.
В наших продовольственных супермаркетах сегодня продают картофель, привезенный из Египта, свежую редиску, привезенную из Израиля, Болгарский – сладкий перец из Китая, яблоки и груши из Аргентины.
Город Мариинск, картофельный климатический рай, где бригада картофелевода Марии Картавой собирала рекордные урожаи картофеля. Бригадир была награждена золотой медалью Герой Социалистического труд и орденом Ленина. В Мариинске сооружен памятник картофелю, и горожане испытывают трудности с реализацией картофеля.
Рутинная система занятий в школе. После школы выполнение задания на дом (домашние работы). При получении положительной оценки в классный журнал, задания на дом можно было делать только письменные, устные дней пять не обязательно. Вероятность вызова к доске не большая, опытные учители иногда «вызывали к доске» на следующий день и двойка тебе обеспечена. Нахватаешь двоек, потом их героически исправляешь.
В младших классах я в серьез увлёкся чтением книг. Читал все подряд. Что читать нужно, что читать можно, что читать нельзя. Этому способствовала любовь к чтению моей матери. Кроме книг, желательно- обязательных которые я брал в детской библиотеке, я читал книги, которые она приносила домой для себя, чтиво не желательное для школьников младших классов. Эти знания литературы в дальнейшем были не лишними.
Здания школ города обсажены тополями. Тополя с годами разрослись. В классных комнатах сумрачно, освещение парт было значительно ниже требования СНиПа. У меня стала развиваться близорукость. С первой парты стало плохо видно, что написано на доске, успеваемость стала падать. Очки приобрести в аптеках было сложно, да и стеснялся ходить в очках. Я после восьмого класса пошел работать разнорабочим на Электроламповый завод.
Сейчас вокруг школ эти заросли тополей вырубили.
Хотели и умели проводить воспитательную работу. Каких только кружков не было в школе, на производстве и в ВУЗах - на все вкусы. На заводе администрация завода задумала организовать заводской духовой оркестр, сказано - сделано. Купили комплект инструментов для оркестра, нашли работника-кладовщика склада готовый продукции Остапчука Владимира. Поручили ему, за небольшую дополнительную плату, создать духовой оркестр. Секретарь комсомольской организации завода Павел Ларин, бывший моряк, собрал парней комсомольцев желающих учиться играть в оркестре. Это было осенью, а весной на Первомай, праздничная колона работников предприятия на демонстрации прошла перед трибунами, со своим оркестром, который играл марш- «Триумф победителей».
Стиляги. В пятидесятые годы мы, и я в том числе, ходили в широченных штанах клеш, с шириной по низу штанины 32-34 см, стриженные наголо «под Котовского», в белых рубашках, воротник которых заправляли поверх ворота пиджаков. Все это кроме последнего было старомодно и уныло. После пятьдесят седьмого года, время проведения фестиваля молодежи и студентов в Москве, в Советском союзе появилось молодежное течение - стиляги, подражание в одежде и поведении зарубежным гостям. Многое нам советским людям все это было в новинку. Яркой иллюстрацией этого течения художественный фильм Шахназарова «Стиляги».
Инициативный комсомол объявил войну:
-брюкам «дудочкам», с неширокой штаниной, которые были практичней при носке, и требовала меньше ткани на пошив;
-длинным волосам (прическа - канадка), которые были контрастом к прическам стрижки «под ноль или как исключение под бокс»;
- клетчатым рубашкам, не заправленным в брюки, которые придавали яркость одежде молодежи.
Актив распарывал узкие штанины на парнях, выстригал местами волосы у длинноволосых. Я ничего крамольного в этих брюках и пышных прическах не видел. Когда стал студентом, в ателье при студгородке, обузил штанины своих брюк. Но, в какой-то степени консерватизм к внешнему облику в институте остался. Девушкам до семидесятых годов запрещался вход в учебные корпуса в брюках, кроме спортивного корпус №9.
В семидесятых годах мне пришлось учился на курсах повышения квалификации при Ленинградском политехническом институте. Я видел табличку на молодежном клубе при Нахимовском училище, написанная по металлу масляной краской. «Девушкам в сапогах и брюках вход на молодежные вечера категорически запрещен».
Сейчас время другое. Каждый одевается, как хочет, ведет себя так, он считает нужным.
Но есть и свои крайности. Сегодня молодая мама, модно одетая, в городском, ухоженном сквере прогуливает свое чадо на коляске, и пьет «пиво из горла» покуривая при этом сигарету в компании со своими «товарками», такими же мамашами.