Наденьте шапку. Природа антисемитизма

Геннадии Полубесов
Преамбула: В этом тексте не рассматриваются конкретные случаи антисемитизма.
Я лишь счёл своим долгом поделиться соображениями о психологических мотивах, лежащих в его основе, так как даже очень умные люди не принимают в расчёт то, что на их взгляд чересчур просто, чтобы заслуживать внимания. Вот они и запутывают себя и других всякими нерелевантными объяснениями. Этакое "Горе от ума". Почему горе? - да потому, что лучше понимать правильно, чем неправильно. Тогда можно надеяться на какой-то прогресс и улучшение. Истину лучше не заметать под ковёр.
------------------------------------------------
Я, как радушный хозяин, предполагаю, что вы пришли с миром и добрыми намерениями. Вы вправе ожидать, что и автор этой странички никого не хотел задеть. И это правда. А если в каком-то месте вам показалось, что это не так, то, поверьте, это могло случиться лишь против воли автора, единственно, по причине несовершенного владения речью.

Начинается с завязки, а заканчивается примечаниями и пояснениями, вынесенными в конец, чтобы не перегружать деталями основной текст.

Основной идейный посыл: Люди в среднем не лучше и не хуже друг друга. Просто у каждого своя траектория, колея. Колесо в эту колею попадает зачастую раньше, чем человек научится направлять его по своей воле. Колея не связывает вас навечно, и если она перестаёт вас устраивать, то вы можете выбраться из неё, но это потребует усилий воли и мысли. *1)

И последнее: Если вы не согласны и хотите высказать свои соображения, не делайте этого с пылу, в состоянии чрезмерного раздражения. Дайте себе остыть.
------------------------------------------------
ИТАК...


Когда отпустили вожжи и барьеры снизились, проявился интерес и появился спрос на библию.
Правда, в книжных магазинах и на лотках искать её было пока делом бесперспективным.
Юсим, муж моей сестры, книголюб, прознал, что библию возможно купить или заказать через синагогу.
Но он жил в Чебоксарах, а я работал в Пущине. Два - три часа до центра Москвы. Ну он меня и надоумил наведаться в синагогу.
Чуток поколебавшись - всё же не просто неверующий, но ещё "не коммунист, и даже не еврей", отыскал я улицу Архипова, и, слегка робея от этого вопиющего несоответствия: я и синагога! - приоткрыл дверь и просочился в полумрак коридоров. Внутри было тихо и безлюдно. Сказал в пространсво: "Здрасте".
В ответ - тишина. Медленно поднялся по лестнице, стянув с головы ушанку, памятуя, что мужчины в церквях шапки снимают. Медленно продвигаюсь, озираясь. На православный храм не похоже.
Неожиданно из за спины раздался голос: "Молодой человек, наденьте шапку. У нас не принято с непокрытой головой."
Я подчинился и назвал причину своего визита. Человек вежливо объяснил, что вообще-то библии иногда привозят, но увы, сейчас нет. Возможно, он не доверял случайному пришельцу.
Ничего не поделаешь, я раскланялся и вышел на морозную улицу.
Библию Юсим себе и мне достал где-то позже.
Я тогда попробовал начать читать, наткнулся на бесконечный перечень, кто кого и за кем родил. Не в характере моём было перескакивать по диагонали и я просто забуксовал и увял на первых страницах.
Много позже я ближе познакомился с тем, как это всё когда-то происходило "на самом деле", по замечательному роману-эпопее Томаса Манна: "Иосиф и его братья".

Там много пластов. И вот один из них очень убедительно раскрывает корни формирования антисемитизма. Устойчивость этого явления в обществе, его неистребимость, побуждает к осознанию и объяснению. Мне, как и многим из вас, довелось услышать массу несостоятельных объяснений. Все они носят вторичный характер и разбиваются о многочисленные примеры сходных обстоятельств, которые в отношении других народов не приводят к столь выраженному неприятию. Большинство людей, включая и очень умных евреев, ищут обоснование то в  зависти к успешности и благополучию, то в круговой поруке, то в ненависти на врождённо-генетическом уровне.
Мученичество Христа предъявляют к обоснованию антисемитизма те, кто и так уже определился в своём отношении к евреям, а значит, по недомыслию либо намеренно искажают суть дела. С одной стороны, вся эта история представляет чисто внутренние "разборки" евреев с евреями, где даже апостолы были евреями, не говоря о самом Христе, откровенно проповедовавшем прежде всего для евреев, чем он и навлёк на себя преследование властей, видевших угрозу стабильности.
Но ведь из логики священного писания всё происшедшее было предопределено и заранее известно Иисусу, включая "предательство" Иуды и отречение Петра. Но главное - весь сценарий был открыт богу-человеку наперёд. Отсюда и покорная решимость испить чашу, уготованную Всевышним. Ведь если бы не было этих мучений, не было бы воскресения. Мир сегодня был бы иной, вплоть до того, что и само христианство могло не состояться.
Вдумайтесь в это!
Грехи человечества не были бы искуплены. Это столь очевидно, что я прошу прощения у мыслящей части читателей за трюизмы. Ведь остаётся ещё много людей, над которыми "поработали" политики, отведя их от осмысления и подсунув готовенький суррогат "истины".
А истиная причина настолько явно лежит на поверхности, что на неё не обращают достойного внимания. Говорят же: хочешь избежать внимания к предмету, оставь его на виду.

Антисемитизм - это побочное и неизбежное следствие гениальной находки, которой является вплетение во весь эпос и Ветхий завет идеи выделенности-избранности.

Этой идеей пронизаны сценарии всех праздников, обоснования ритуалов, тексты молитв, псалмов и преданий. Из года в год повторяется активное вовлечение и посвящение детей с самого раннего возраста в круг этих идей и ритуалов с использованием игровых привлекательных моментов.
Нет в мире равной по всеобъемлющей настойчивости системы объединения своих и отделения их от чужих (это вообще хорошо известная объединяюще/разъединяющая роль религии, но в иудаизме она достигла максимального выражения). Вы только всмотритесь в сюжет картины: "Танцующие с горы Мерон" из дома-музея Рубина. Этим людям хорошо вместе, и больше им никто не нужен.

Гениальность и эффективность доказаны и передоказаны историей, когда Тора явилась для евреев виртуальным государством, цементирующим народ в рассеянии.

Так вот, наглядным ключом к пониманию и, если угодно, к доказательству приведённого утверждения является одна из центральных историй романа Томаса Манна - история Иосифа Прекрасного. Со всей очевидностью перед нами раскрывается подоплёка нарастающей антипатии братьев к Иосифу, вызванная его избранностью отцом. Он и сам эту выделенность охотно принимает, как должное и заслуженое, вживается в эту роль и не раз демонстрирует братьям. Кульминацией стал пересказ им своих снов, пронизанных непомерной гордыней Иосифа. Это переполнило терпение братьев, вызвало их неприязнь и ярость, и даже порицания и упрёки любящего отца.

В результате братья посчитались с ним, едва не погубив его, но даже после этого, чудом спасшись, Иосиф так и не изменил своей сути. Лишь став мудрее и осторожнее, он своей нужностью "повязал" правителей Египта, а свой успех и бедственное положение, в котором оказались братья, расчётливо использовал для демонстрации своего могущесва, всесилия, торжества и превосходства. По сути сны сбылись: их снопы поклонились его снопу.
Прежде чем полностью им открыться, он поиграл с братьями в кошки-мышки, подвергнув унизительному испытанию младшего из братьев, непричастного к той тёмной истории наказания Иосифа.
В конечном итоге Иаков "почти" простил Иосифа за то, что тот не пощадил отцовской любви и отложил отцовскую радость за своё "воскрешение" до "удобного" момента. Да, почти. Понимая взвешенность и продуманность, просчитанность Иосифом его жизненной стратегии, Иаков поэтому не стал впустую тратить упрёки. Он просто в свою очередь не посчитался с ожиданиями Иосифа и на свой лад изменил приоритеты в благословении детей своего любимца.
Круг замкнулся. Когда-то отец в отношении к Иосифу позволил возобладать сердцу над разумом, что едва не привело к трагедии, а теперь он же и уязвил Иосифа, который по сути оказался продуктом и заложником этой выделенности.
При всех талантах и выдающихся качествах Иосифа, некоторые его поступки небезупречны с точки зрения современной морали, однако при том, Иосиф - любимейший сын не только Иакова, но и любимейший герой всего народа Израилева и поныне.

Характерно то, что яростная реакция братьев была очевидно непропорциональна вызвавшей её причине. Вот это надо хорошо учитывать. Реакция не обязана быть взвешенной, так как она не бывает немедленной, она запаздывает, накапливается и потом прорывается. Мы сами обусловливаем причину, но вот только следствием управлять не можем: оно не в наших руках.

В этом-то всё и дело, что наше поведение порою запускает в обществе триггер, нелинейно усиливающий первопричинное раздражение, и этот многократно усиленный эффект обрушивается бумерангом на наши головы. Эффект домино, где каждый следующий падучий объект тяжелее предыдущего, а толкнув первую фишку, мы уже не в силах предотвратить дальнейшее развитие процесса: https://www.youtube.com/watch?v=dojzskT1LAY
Лёгкое нажатие на курок ведёт к вылету бронебойной пули.

Идея избранности со временем трансформировалась в массовом сознании и стала трактоваться расширительно. На первоначальный смысл указывает выдающийся мыслитель Бенедикт (Барух) Спиноза: "Бог ко всем равно милостив, а евреи были избраны только в отношении общества и государства" и "всякий иудей, рассматриваемый сам по себе вне общества и государства, не имеет никакого дара Божия больше других и между ним и язычником нет никакого различия."
/Богословско-политический трактат, глава III /
Но спиноз на свете мало, большинство же рады обманываться. Для них эта идея сродни лести, она заразительна и заразна. Так ласкает самолюбие, проникает в мозг и развращает его. Полезна она может быть лишь в раннем детстве, когда ребёнок должен слышать, что он любим и лучше всех на свете. 
В случае еврейской традиции воспитания, детям во всех ежегодных праздниках и ритуалах отведена своя заметная роль.
Критическое переосмысление исключительности не предусмотрено в этой системе, поэтому и мал процент взрослых, преодолевших это испытание.

Спиноза писал свой трактат, когда евреи утратили заповеданную землю, а следовательно, согласно писанию, и какую бы то ни было избранность. *2)

Но сами евреи, ведомые духовенством, не смирились с утратой и стремились, насколько это возможно, соблюдать свою часть обета в одностороннем порядке даже в рассеянии и старались сохранить в соответствии с этим все внешние признаки своей исключительности. Всё: внешний вид, кашрут, обрезание, инициацию, праздники, литургию...

Общественная реакция имеет аналогом усилитель с положительной обратной связью, ведущей к лавинообразному самовозбуждению и зашкаливанию.
Неизменно последовательный, непрекращающийся веками, взлелеянный, впитанный с молоком комплекс превосходства и избранности, отделённости, способен "накачать лазер" внешних социальных слоёв, недостаточно защищённых самоуважением.

Своекорыстие вождей, науськивающих эту невежественную толпу, разряжает энергию её возбуждённого состояния, усугубленного реальными несправедливостями и несостоятельностью государства, на эту беспокойную нацию-мишень.
Таким образом с антисемитизмом покончить невозможно, не отказавшись от одной из центральных, основополагающих концепций иудаизма. А это привело бы к разрушению основ самой этой религии, возможно, задолго до того, как в её недрах зародились бы истоки христианства.
Да и христианство не состоялось бы без своей центральной идеи, без свидетельств о мучинечистве Христа. Только понимая это, помня о пуповине, связывающей иудейство и христианство можно лишь надеяться загнать антисемитизм в неопасные рамки, но для этого надо бесконечно поумнеть сразу и гоям, и евреям, и начать относиться к идее избранности, как к исторически-культурной традиции, перестав так буквально воспринимать текст писания, как это уже произошло с многими другими догматами религии. Нужно избавиться от комплексов превосходства и неполноценности, и снисходительнее относиться к "национальной гордости великороссов", коей подвержены все народы (кто больше, кто меньше).
До конца это сделать невозможно. Эта сладкая идея нет-нет да пошевелится в потаённых уголках души. Так пусть там себе и таится! Мы же не все наши мысли и деяния обнажаем перед посторонними и даже близкими. Для того и нужен ум и самоконтроль, чтобы не восстановить против себя дюжих братьев Иосифа. Ну не любят они этого, а сдержать свой гнев ещё не умеют. Мудрости и снисходительности не хватило. Вот дело чуть и не кончилось катастрофой для Иосифа!
"Ор ле гоим" - светоч для иноверцев.  Поосторожнее бы с этим! Это налагает такую ответственность, какую не под силу нести, и несоответствие заявки и исполнения лишь добавляет масла в огонь.

Впрочем, "пусть первый камень бросит тот, кто без греха". Не узнаем ли мы себя вот в этом отрывке из "Похвалы глупости":
"...природа не только каждого смертного одарила личным тщеславием - она постаралась снабдить народы и даже отдельные города некоей общей Филавтией. Поэтому британцы заявляют исключительные притязания на телесную красоту, музыкальное искусство и хороший стол. Шотландцы тешатся своим благородством и родством с королями, а также тонкостью ума. Французы только себе приписывают приятную обходительность. Парижане уверены, будто они превыше всех стоят в науке богословия. Итальянцы присвоили себе первенство в изящной литературе и красноречии, а посему пребывают в таком сладостном обольщении, что из всех смертных единственно лишь себя не почитают варварами. Этой блаженной мыслью более всех проникнуты римляне, которым доселе снятся приятные сны о древнем Риме. Венецианцы счастливы сознанием своего знатного происхождения. Греки мнят себя творцами всех наук и приписывают себе достохвальные деяния древних героев. Турки, это скопище настоящих варваров, притязают на обладание единственно истинной религией и смеются над суеверием христиан. Но куда слаще самообольщение иудеев, которые доселе упорно ждут своего Мессию и цепко держатся за Моисея. Испанцы никому не согласны уступить в том, что касается воинской славы, Немцы бахвалятся высоким ростом и знанием магии."

Возможно, я что-то пропустил, но мне не довелось ранее повстречать однозначно выраженный взгляд на историю Иосифа, как на очевидную аналогию и модель формирования антисемитизма.
 
Ещё большую очевидность этой модели придаёт поучительная сказка-притча, которую я слышал так давно, что мне не удалось удержать в памяти её автора. Перескажу своими словами:

- В одном селении жили две девочки, подружки-неразлучницы. Уж настолько они были дружны, что завидев их все говорили: "Вон идут подружки "не разлей вода". "Так они дружны, что ничто не в состоянии нарушить эту дружбу". Незнакомец проходил через то селение и услышал эти похвалы. Он сказал, что готов биться о заклад, что легко их рассорит. Не поверили ему. Тогда он стал по любому поводу приводить одну из них другой в пример, восхищаться ею и хвалить. Не прошло и пары дней, как девочки перестали разговаривать друг с другом.
Итак, всему есть своя цена и плата. За консолидацию платят отчуждением от остального мира http://vk.com/gpolubes#/photo154075349_276325330

(Ссылки на прозе ломаются на "нестандартных" символах. Поэтому, кто захочет их открыть, надо скопировать всю строку в адресное поле)

*1)МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Реквизит: капелька воображения
- Представьте себе такую искусственно сконструированную ситуацию: грудного ребёнка из интеллигентной еврейской семьи украла цыганка. Дело было до революции.
Мотаясь по стране, цыганка с младенцем оказалась в стойбище чукчей. Загнулась там от цинги, а ребёнка выходили чукчи. Его брат-близнец вырос и стал профессором математики, очень недурно играл на скрипке, доказал какую-то теорему, отказался получить международную премию за неё. Но вы бы допустили роковую ошибку, поменяв братьев местами. Олени у профессора разбежались бы по тундре и их загрызли бы волки, а он сам пропустил бы угрозу пурги, не сумел бы правильно упаковаться в сугробе и в итоге чукчи нашли бы его окоченевший труп.
Его брат, напротив, в совершенстве овладевший всеми чукотскими премудростями, отличался от аборигенов лишь большими печальными глазами, но перемещённый в центр России, где нет тюленей и оленей, оказался, как пингвин в Сахаре. Спился и тоже замёрз в подворотне. Колея! http://osiktakan.ru/ethnos/map_rass_ev.html

*2)"В настоящее время у иудеев нет ровно ничего, что они могли бы приписать себе как преимущество перед всеми нациями. Что же касается того, что они, будучи рассеяны и не составляя государства, в продолжение стольких лет сохранялись, то это нисколько не удивительно после того, как они настолько обособились от всех наций, что возбудили к себе ненависть всех, и притом не только внешними обрядами, противоположными обрядам других наций, но и признаком обрезания, который они добросовестно соблюдают. А что их очень сохраняет ненависть наций, это подтвердил теперь опыт."
"...но в отношении разума и истинной добродетели ни одна нация от другой не отличается, и, стало быть, в отношении к этим к этим вещам ни одна предпочтительно перед другой не избирается Богом."
/Богословско-политический трактат, гл. III /