Когда мальчику четырнадцать лет или совсем уже скоро будет пятнадцать, появляются разные новые намерения. Например, купить цветы предмету своих тайных желаний. Для этого нужны деньги. Но родители его "кормят-поят-одевают" - и чего мальчику еще надо, спрашивается? Какие деньги? Не выдумывай!
От этого отказа мальчику еще больше хочется денег. Он учится в шестьдесят девятой школе на Якира, он немного отличник и совсем не бандит, трясущий мелочь с мелких. Так где же раздобыть эту пару копеек, как говорят в Одессе про любую сумму меньше миллиона?
А тут еще это нудное, заумное, убойное черчение. Такое что-то, похожее на геометрию, странное занятие с тонкими линиями и ровным почерком справа внизу. И еще вдруг дикое задание этого очкастого дядьки в костюме: сделайте своими руками и принесите мне вот такую модель. Да, внизу вот такое фигурное основание, на нём цилиндр с отверстием по центру, всё это из единого куска дерева, вот по этим размерам. А я говорю: получится!
Чёрт знает что. У него - получится. Вот сам бы и мастерил! Кто это будет делать своими руками? Да никто!
Но мальчику уже очень сильно нужны деньги на цветы, и уже что-то торкнуло его на уроке черчения, что-то родилось в этой светлой голове юного брюнета.
Вечером он обращается к папе-офицеру, военному инженеру, и просит его сделать "на работе" заданную модель. Папа рассказывает о трудолюбии, о том, что он всегда всё сам... Но секунд через двадцать, удивлённо рассмотрев эскиз, соглашается помочь. Дня через два мальчик получает из рук отца деревянную модель по заданным размерам, которую сделали в военных мастерских.
Дальше начинается то, чему ни в школе, ни в книгах не учат, но оно происходит, я вам мамой клянусь! И всё благодаря этому идиотскому школьному заданию по черчению. Вы еще не поняли, откуда мальчик возьмёт деньги на цветы? Ну так вот.
Для начала мальчик сдаёт чертёжнику модель и – единственный в классе – получает ПЪЯТЬ. Именно ПЪЯТЬ!
Но мальчик не первый, кто сверкнул выполненным заданием. Он уже видел пару штук моделей, сданных из других классов, с иными размерами. Они стояли на шкафу, в учительской, рядом с классными журналами. И мальчик начинает работать по своему плану.
После урока черчения он выходит из класса вслед за преподавателем и тайно сопровождает его до учительской. Мальчик видит, что его модель поставлена теперь на тот же шкаф, рядом с журналами. Отлично! Но сейчас, на перемене, в учительской полно народу. Чертёжник вставляет журнал восьмого "Д" в надлежащую ячейку и с довольным видом уходит домой.
Мальчик имеет авторитет у учителя по литературе. Именно его, этого мальчика, учитель следующего урока просит принести журнал. Мальчик идёт за журналом и в тихой безлюдной учительской берёт со шкафа журнал... и заново присваивает себе ту трёхмерную деревянную штуку, которую он недавно сдал учителю черчения.
После уроков мальчик несёт модель домой, до черноты красит натуральное дерево раствором марганцовки – и назавтра продаёт этот артефакт соседу по парте. Три рубля! Такие деньги у соседа по парте имеются, отец у него ходит в загранку старпомом на сухогрузе.
В следующую субботу сосед по парте предъявляет чертёжнику деревянную фиолетовую модель и получает твёрдую ПЪЯТЬ. А наш мальчик на литературе, следующей за черчением, по указанию учительницы вновь отправляется за журналом в учительскую. Он берёт со шкафа журнал восьмого "Д" и ту самую диковинную деревяшку. Дома мальчик на балконе трижды красит модель белой масляной краской, которой отец недавно покрывал дверь санузла, там в банке еще кое-что оставалось..
И вот снова три рубля, уже от другого одноклассника с водоплавающим отцом. Снова твёрдая ПЪЯТЬ в следующую субботу новому счастливцу. Но как-то уже очень пристально рассматривал чертёжник эту рукотворную штуковину, прикладывая линейку то так, то этак.
На литературе учительница опять отправляет мальчика за журналом, почётнее поручения в школе нет, можно посмотреть все оценки всех учеников! Мальчик вновь готовится похитить модель, которая стала реальной валютой…
Но все модели со шкафа исчезли...
А шо вы хотели?! Или вы думаете, мальчик, что вы таки умнее чертёжника в костюме и очках? Ой, не надо, я вас умоляю. Ну если только Вы оказались немного хитрее, так это да. Или просто подфартило. Ну и скажите спасибо, что Вас не зашухерили с поличным.
Пора подбивать бабки.
Мальчик купил цветы, подарил их кому надо и пусть это останется для остальных, как говорится, за рамками. Мальчик поимел в четверти и по году ПЪЯТЬ по черчению и шесть рублей талантливо заработанных денег. В начале семидесятых годов прошлого века это было не просто так, это была почти бутылка марочного коньяка типа "Чайка"(без двух рублей двенадцати копеек), - а для школьника это были вообще солидные деньги.
Тогда за пять рублей можно было пошить на себя брюки у частного мастера. Правда, из Вашего собственного материала, но это еще рубля два, не больше. Были в моде накладные карманы. И еще для сознательных старшеклассников были в моде городские олимпиады по черчению, к которым мальчик неожиданно для себя пристрастился.
Вскоре цветы потребовались снова. Пришлось изыскивать новые способы добывания денег для личной жизни - и они тоже оказались успешными. А шо вы хотите? Вы хотите, чтобы талант вдруг остался без копейки денег? Щас! Ему еще не семьдесят лет, котелок варит как надо.
Черчение осталось в душе мальчика странной, непонятной симпатией на всю оставшуюся жизнь. Вскоре после школы это занятие стало приносить ему уже по семьдесят рублей, хотя, к сожалению, всего лишь в месяц - аж до самой срочной службы на Черноморском флоте.
Но об этом как-нибудь потом.