Одесские рассказики. О природе любви к черчению

Сергей Моргульцев
       Когда мальчику четырнадцать лет или совсем уже скоро будет пятнадцать, появляются разные новые намерения. Например, купить цветы предмету своих тайных желаний. Для этого нужны деньги. Но родители его "кормят-поят-одевают" - и чего мальчику еще надо, спрашивается? Какие деньги? Не выдумывай!
       От этого отказа мальчику еще больше хочется денег. Он учится в шестьдесят девятой школе на Якира, он немного отличник и совсем не бандит, трясущий мелочь с мелких. Так где же раздобыть эту пару копеек, как говорят в Одессе про любую сумму меньше миллиона?
       А тут еще это нудное, заумное, убойное черчение. Такое что-то, похожее на геометрию, странное занятие с тонкими линиями и ровным почерком справа внизу. И еще вдруг дикое задание этого очкастого дядьки в костюме: сделайте своими руками и принесите мне вот такую модель. Да, внизу вот такое фигурное основание, на нём цилиндр с отверстием по центру, всё это из единого куска дерева, вот по этим размерам. А я говорю: получится!
       Чёрт знает что. У него - получится. Вот сам бы и мастерил! Кто это будет делать своими руками? Да никто!
       Но мальчику уже очень сильно нужны деньги на цветы, и уже что-то торкнуло его на уроке черчения, что-то родилось в этой светлой голове юного брюнета.
       Вечером он обращается к папе-офицеру, военному инженеру, и просит его сделать "на работе" заданную модель. Папа рассказывает о трудолюбии, о том, что он всегда всё сам... Но секунд через двадцать, удивлённо рассмотрев эскиз, соглашается помочь. Дня через два мальчик получает из рук отца деревянную модель по заданным размерам, которую сделали в военных мастерских.
       Дальше начинается то, чему ни в школе, ни в книгах не учат, но оно происходит, я вам мамой клянусь! И всё благодаря этому идиотскому школьному заданию по черчению. Вы еще не поняли, откуда мальчик возьмёт деньги на цветы? Ну так вот.
       Для начала мальчик сдаёт чертёжнику модель и – единственный в классе – получает ПЪЯТЬ. Именно ПЪЯТЬ!
Но мальчик не первый, кто сверкнул выполненным заданием. Он уже видел пару штук моделей, сданных из других классов, с иными размерами. Они стояли на шкафу, в учительской, рядом с классными журналами. И мальчик начинает работать по своему плану.
       После урока черчения он выходит из класса вслед за преподавателем и тайно сопровождает его до учительской. Мальчик видит, что его модель поставлена теперь на тот же шкаф, рядом с журналами. Отлично! Но сейчас, на перемене, в учительской полно народу. Чертёжник вставляет журнал восьмого "Д" в надлежащую ячейку и с довольным видом уходит домой.
      Мальчик имеет авторитет у учителя по литературе. Именно его, этого мальчика, учитель следующего урока просит принести журнал. Мальчик идёт за журналом и в тихой безлюдной учительской берёт со шкафа журнал... и заново присваивает себе ту трёхмерную деревянную штуку, которую он недавно сдал учителю черчения.
       После уроков мальчик несёт модель домой, до черноты красит натуральное дерево раствором марганцовки – и назавтра продаёт этот артефакт соседу по парте. Три рубля! Такие деньги у соседа по парте имеются, отец у него ходит в загранку старпомом на сухогрузе.
      В следующую субботу сосед по парте предъявляет чертёжнику деревянную фиолетовую модель и получает твёрдую ПЪЯТЬ. А наш мальчик на литературе, следующей за черчением,  по указанию учительницы вновь отправляется за журналом в учительскую. Он берёт со шкафа журнал восьмого "Д" и ту самую диковинную деревяшку. Дома мальчик на балконе трижды красит модель белой масляной краской, которой отец недавно покрывал дверь санузла, там в банке еще кое-что оставалось..
      И вот снова три рубля, уже от другого одноклассника с водоплавающим отцом. Снова твёрдая ПЪЯТЬ в следующую субботу новому счастливцу. Но как-то уже очень пристально рассматривал чертёжник эту рукотворную штуковину, прикладывая линейку то так, то этак.
       На литературе учительница опять отправляет мальчика за журналом, почётнее поручения в школе нет, можно посмотреть все оценки всех учеников! Мальчик вновь готовится похитить модель, которая стала реальной валютой…
       Но все модели со шкафа исчезли...
       А шо вы хотели?! Или вы думаете, мальчик, что вы таки умнее чертёжника в костюме и очках? Ой, не надо, я вас умоляю. Ну если только Вы оказались немного хитрее, так это да. Или просто подфартило. Ну и скажите спасибо, что Вас не зашухерили с поличным.
       Пора подбивать бабки.
       Мальчик купил цветы, подарил их кому надо и пусть это останется для остальных, как говорится, за рамками. Мальчик поимел в четверти и по году ПЪЯТЬ по черчению и шесть рублей талантливо заработанных денег. В начале семидесятых годов прошлого века это было не просто так, это была почти бутылка марочного коньяка типа "Чайка"(без двух рублей двенадцати копеек), - а для школьника это были вообще солидные деньги.
       Тогда за пять рублей можно было пошить на себя брюки у частного мастера. Правда, из Вашего собственного материала, но это еще рубля два, не больше. Были в моде накладные карманы. И еще для сознательных старшеклассников были в моде городские олимпиады по черчению, к которым мальчик неожиданно для себя пристрастился.
       Вскоре цветы потребовались снова. Пришлось изыскивать новые способы добывания денег для личной жизни - и они тоже оказались успешными. А шо вы хотите? Вы хотите, чтобы талант вдруг остался без копейки денег? Щас! Ему еще не семьдесят лет, котелок варит как надо.
       Черчение осталось в душе мальчика странной, непонятной симпатией на всю оставшуюся жизнь. Вскоре после школы это занятие стало приносить ему уже по семьдесят рублей, хотя, к сожалению, всего лишь в месяц - аж до самой срочной службы на Черноморском флоте.
       Но об этом как-нибудь потом.