Улица кота Маркиза. Чаплыгин

Анатолий Баюканский
Нужно признать, что наша палочка-выручалочка водка не всегда приносит облегчение, не всегда помогает выходить из трудного положения, а порой даже усугубляет его. Мне хочется кратко рассказать о человеке, с которым мы были совсем недавно знакомы, и который так безвременно ушел из жизни. У меня хранится медаль Центра космонавтики, которую мне вручил этот человек за рассказ о космонавтах. Полковник Александр Николаевич Беседин, активный участник разработки космических полетов «Союз-Аполлон», и многих других известных на весь мир проектов. За свои оригинальные инженерные решения он был награжден орденом и похвальными грамотами, но работа в космическом Центре принесла ему не только заслуженную славу и уважение космонавтов, но и огорчения. Дело в том, что во время испытаний одной из ракетных систем Александр Николаевич был облучен, и его здоровье стало неуклонно ухудшаться. Ни врачи, ни больницы ему не помогали. И тогда главный врач космического Центра в беседе тет-а-тет сказал: «Александр Николаевич, вам надо уехать куда-нибудь в глубинку, где есть река, лес, и пожить там годика два, тогда может быть, у вас всё восстановится, а жизнь в городе вас погубит. Послушайтесь моего совета».
Беседин, понял, что медики ему помочь уже не в силах и уговорил жену, работницу московского издательства, переехать на родину ее родителей в Липецкую область, в город Чаплыгин. Там они купили большой дом с видом на реку и лес, и все бы ничего, но жена Александра Николаевича с трудом переносила сельскую жизнь и все время рвалась в Москву, хотя оставить мужа долгое время не решалась.
Хорошо помню его удивительно доброе лицо с тонкими чертами и приветливым взглядом. Он часто приезжал к нам в редакцию газеты «Лекарь», мы долго разговаривали о жизни, о его бывшей работе, о животных, которых бывший полковник любил с детства.
Беседин вёл в нашей газете рубрику о братьях наших меньших. Много писем приходило в адрес Александра Николаевича, где читатели рассказывали о своих любимцах, домашних питомцах. Его советы помогли многим, особенно одиноким людям. Беседин охотно делился с ними собственным опытом: его жена все-таки оставила Александра Николаевича одного в огромном доме, в котором кроме «Маркиза» никого не было. Это был пушистый белый красивый кот персидской породы, настоящий благородный маркиз. Это животное понимало его состояние и всегда пыталось помочь хозяину. Маркиз укладывался на самые больные места Беседина (ноги, шею, грудь) и боль отступала. Тяжелобольной Александр Николаевич не стыдился изливать свои горестные чувства четвероногому другу. Подошла зима, кот Маркиз не отходил от больного хозяина, постоянно около него дежурил. Однажды, когда Александру Николаевичу стало совсем плохо, кот выскочил на улицу и… каким-то образом сумел привести соседа из ближайшего дома. Зиму они пережили с трудом. Но чуть потеплело, появились первые зеленые всходы, расцвели деревья, Александр Николаевич приободрился, встал на ноги и начал выходить с котом Маркизом на прогулку. Это была странная картина: по сельской улице важно шествовал кот, а за ним, на некотором расстоянии, шёл прихрамывающий худощавый человек. Люди не смеялись над ними, они уже знали эту горькую историю, когда знаменитый человек, вдруг оказался никому не нужен. Его жена и сын улизнули в столицу и видно совсем забыли о нем, навещая его все реже и реже. Тогда Александр Николаевич стал заливать свою обиду и боль водкой. Маркиз всегда сидел рядом, наблюдая, как его хозяин меняется на глазах, как он напивается и падает на пол. Так продолжалось довольно долго. Первым не выдержал такой жизни кот. Александр Николаевич похоронил верного друга в палисаднике, на клумбе среди цветов и собственноручно написал табличку: «Здесь покоится мой верный друг, кот Маркиз, который разделил со мной моё одиночество». Вскоре из Чаплыгина нам позвонили: «Умер ваш космонавт».
Последним желанием Александра Николаевича было сохранить память о коте Маркизе, собственно это желание и было исполнено соседями. Они понимали, что рядом с ними жил прекрасный человек с большой доброй душой, которого, к сожалению, никто, кроме кота, не мог понять и утешить. Жители окрестных домов между собой начали называть свою улицу именем кота Маркиза. Не знаю, может быть, такое название этой улицы существует еще и сегодня.