Институт культуры. Д Мороз и пляшет и поёт

Игорь Исетский
      За пару недель до нового, 1978-го года в детских садах, школах, Дворцах культуры начались представления, называемые в народе просто – «ёлки». Многие студенты челябинского института культуры подрабатывали на новогодних праздниках. Требовались люди на роли дедов Морозов. В детсадах, к примеру, коллективы женские. «Снегурочки» имеются, а вот «дедушек» нанимали. Учительница английского языка Жанна Калмановна после занятий попросила меня и Вовку Куникова задержаться.
     - Хотите подзаработать? В детский сад на ЧТЗ (Челябинский тракторный завод и район города с таким же названием, - прим. авт.), куда я вожу сына, требуется два человека на четыре ёлочки. Садик не бедный, платят по десять рублей за преображение в дедушку Мороза.
     Мы переглянулись. Оба находились в недоумении. Знали, что за «ёлку» платили в различных учреждениях от шести до десяти рублей. Некоторые студенты нахватывали выступлений и неплохо зарабатывали. Нам предложили самые высокие ставки, но ни я, ни Вовка не имели никакой актёрской практики. Лишь на посвящении в студенты участвовали в представлении на институтской сцене. Но там всей группой, не страшно. Тем более, в массовке... Не сговариваясь, оба затараторили, что, если бы умели, а то никак, при всём уважении… Отказались, одним словом.
     Преподаватель улыбнулась:
     - Подумайте немножко. Я пока никому другому не скажу о новогоднем заработке.
     Добрая женщина Жанна Калмановна. Именно нам решила оказать услугу. Да скажи она студентам в коридоре о «шабашке», вопрос решился бы в минуту.
    
     - Вовка, - шепнул я Куникову на лекции. - А ведь ничего сложного нет. Имеется  сценарий. Дедушка-то мало чего говорит. Вспомни детство. Похороводит с детками, да подарки раздаст. Стишки послушает, сам немного побазарит…
     - Да я тоже думаю, зря отказались. Это же типа профессиональное, в дальнейшем пригодится.
     На очередной перемене мы разыскали нашего учителя по иностранному языку и сказали: согласны. 
     После занятий добрались до детского сада. Получили сценарии. Роль Деда Мороза оказалась не такой простой, как я представлял. После того, как дети начнут звать дедушку Мороза, следовало войти в зал и под аккомпанемент пианистки низким и «царственным» голосом петь:

     «Разыграйтеся, метели,
     Гнитесь ниже сосны, ели,
     Всё, что есть в моём лесу,
     Всё засыплю, занесу!» *

     Куплет песни и несколько предложений выучили дома. На следующий день прорепетировали в детсаду выступление. Всё получилось. Затем один день (утро и вечер) отработал Куников, второй – я. Володька пришёл со мной (деньги обещали выдать после заключительного выступления).
    
     Пока я пел, плясал и общался с детьми и Снегуркой, Куников строил мне рожи из коридора. Довольный, он-то ещё вчера отработал.
     Я отплясывал танец, введённый в сценарий, очевидно, продвинутым методистом. Её типовые постановки, видимо, не устраивали. Может, не прав я, но не помню, чтоб дедушка Мороз солировал в танце, похожем на индейский.
     Понятно, в городе институт культуры. Скорее всего, методист его и окончила. Но нет народного театра под рукой. Туго с работой во дворцах культуры, если в городе профильный институт. Вот и начинаются в детских садах «элитные постановки». Это не для каждого зрителя. Это почти как Феллини или Тарковский на соответствующем уровне. Но разве допустимо отплясывать кумиру детей в шубе, да ещё в хорошо отапливаемом помещении? Моё лицо стало краснее яркого грима, намазанного на щеках и носу.
    
     …В кабинете директора нам выдали по двадцать рублей.  Правда, заведующая сказала:
     - Интересно, вы оба на утренних ёлках выступали не так чтобы очень… а к вечеру расходились, будь здоров как. Мне понравилось. Талантливые ребята. А всё-таки, почему ваши навыки, что ли, проявились лишь вечером? И у одного, и у другого?
     Вовка усмехнулся:
     - Эх, если бы по сто грамм подавали, как артисту перед выходом.
     - А что заранее не сказали? - всплеснула руками начальница, - ведь имеется спирт у фельдшера!
     - Владимир пошутил. Неужели к детям и с перегаром? - успокоил я женщину. 
     Довольные мы распрощались с сотрудниками детского сада и двинули к остановке. Начинало темнеть. Навстречу нам шли трое парней. Один постарше, лет двадцати пяти, двое примерно нашего «нежного» возраста. «Незнакомые прохожие», изрядно выпившие, преградили дорогу. Старший ткнул Вовку пальцем в грудь.
     - Куда шагаете, не узнаёте, что ли? Три года жил в лесу и забыли!
     - А чё в лесу-то? - робко спросил Володя.
     - На зоне срок тянул. А ты думал, я лесничий, да?! - В голосе недавнего зека звучала угроза.
     - Ребята, - сказал я, - мы студенты. Первый год в Челябинске. Ищем квартиру…
     - Ладно, ученики, - снисходительно сказал бывший зек. - Шуруйте отсюда и знайте, что Золотник вернулся!
     Мы прошли дальше и облегчённо вздохнули.
     - Вернулся он, Золотник хренов, - нервно хохотнул Куников.
     - Ладно, обошлось. И людей вокруг немало. Сейчас несколько остановок и мы дома.
     - В гастроном заскочим. Купим чего-нибудь типа торта с заработка-то.
     - Непременно, Вовчик. Только ограничимся ли мы кондитерским изделием? Всё же нечто вроде стресса перенесли.

   

     *- «Песня Деда Мороза», музыка Н.Потоловского, слова Н.Новикова.