В помощь минобрнауке

Николай Бородастов
Николай Бородастов
В помощь МИНОБРНАУКЕ


1. КАКИМ  БЫТЬ  РОССИЙСКОМУ  НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

1. Известно. Парадигма (модель) действующего Российского образования традиционная, оно знаниево-стандартизированное: «Знания – сила», пред-метное стандартизованное обучение, цель;  знания «впрок», т.е.  для дел бу-дущих,  при этом становление личности Человеком квалифицированным ; забота личная, причем его реализация не обеспечена методически, т.е. техни-ко-организационными средствами, приемами действий и рекомендациями. Мнимый  учеными переход к личностной парадигме связан, таким образом, с решением дидактических задач синтеза знаниево-стандартизированного и личностно-вариативного компонентов образования с построением образова-тельной системы, поистине, нового поколения. Но пока даже круг задач – неопределенность. А что же ныне,  в первую очередь необходимо россий-скому образованию ХХ1 века,  когда стране  на всех постах требуется квали-фицированный человек?
Очевидно, в переходной модели образования необходимы изменения цели, алгоритма, форм, методов и средств образования для   индустриализации практики обучения неотложным самообразованием личности в творчестве, а возможно это   лишь методами известной новой развивающее-тренировочно-состязательной и квалиметрической науки  «Профессиональное творчество» (ПТ).

2. Идея. Образованию в России ХХ1 века  быть прежде всего  мерным по объему  и потокам информации, прозрачным по целям, формам, методам, средствам и принципу контроля умений, чтобы стать необходимым и доста-точным условием для безотлагательно-деятельностных  процессов формиро-вания развитой личности  нового типа - как  личности светлой и резерва сознательных и опытных кадров, как действенной скрепы гражданского общества,  как Человека многогранного,  нацеленного на возвышение квалификации  своей и гражданского общества, на укрепление физического, духовно-нравственного здоровья и патриотизма, и потому радеющего смолоду  за творчество в труде,  за индустрию образования практикой проблемного самообразования методами науки «Профессиональное творчество», за укрепление благосостояния и могущества Родины.
 
3. Обоснование. Эффекты действующего образования слабы, неустойчивы, неопределенны, а опасности бытия возрастают. В частности, обозреватели подчеркивают следующие негативные эффекты:
 Евгений Гонтмахер: Неопределенность планов власти демотивирует общество/ Ситуация, когда власть не может сформулировать общую для 142 млн. россиян перспективу, – самая опасная точка нашего сегодня.
Кирилл Харатьян: У государства кончились образцы для подражания. Государственная патриотическая работа, о которой очень много и даже горячо говорилось все время новой российской государственности, бессмысленна.
Константин Симонов: Противоречивые стимулы к труду. Выпускники школ совершенно не горят желанием идти в рабочие.

4. Технико-технологическое обеспечение. Основаниями новой парадигмы служат единая семиродовая структура творческого труда, единая общая технология профессионального творчества, реально используемая  во всех сферах творческой  деятельности человека, единая мера учебной информации, единый  принцип индустрии образования самообразованием,  единство способов объективного публичного контроля  качества образования и метод объективного «экзамена на чин». Они в совокупности  с другими методами представлены в новой науке «Профессиональное творчество» общего образовательно-развивающе-состязательно-квалиметрического назначения и в практикуме высокого самообразования.

5. Управленческие решения.  В управлении  предполагаются Минобрнау-ки и  его регональные структуры. При этом «Мерное образование» - с опорой на индустрию образования в практике проблемного смообразования. Индустрия  образования практикой проблемного самообразования – это принцип наиболее активного,  усердного сочетания  традиций классно-урочного  просвещения  и  практики освоения науки «Профессиональное творчество»  с целью физического, морального, интеллектуального,  духовно-нравственного и патриотического оздоровления молодежи и всей российской нации. А для мотивации индустрии образования власть  вводит в конституционном порядке для молодежи «привилегию на  добровольное бесплатное проблемное самообразование».
6. Организационные решения. К организации новой модели образования привлекаются органы власти, министерства, политические партии  и бизнес - как потребители кадров высокой квалификации.
Силами педагогического корпуса страны совершенствовать его элементы, в частности, главные из них:                - наука «Профессиональное творчество» как основа;
   - основные средства имеющиеся – для приспособления их  по новому назначению: школьный клуб  ПТ для раутов  и смотр-конкурсов  групповой деловой игры «Профессиональное творчество»;
  - принципы и формы организации проблемного высокого (по науке) само-образования: деловая игра и смотр-конкурс; Инф – новая  мера и единица учебной информации  для самоообразования и формирования  системных образовательных потоков; Инфизация информации – методика создания  инфов для НОР силами учителей, студентов, старших школьников; НОР – Национальный образовательный регистр  как главная библиотека проблем-решений  для мерного образования и практики самообразования; Дом учителя – региональный центр единения сил и оптимизации  методов, идей, целей и направлений образования, и др.

7. Исполнительские решения. Они должны быть неотложными и комплекс-ными. В журнале «КоммерсантЪ. Власть»,  №11, 2010 г,  была представлена модернизация России как «Предсмертная модернизация». Более свежие взгляды на Россию представлены выше в п. 1. С учетом  фактически склады-вающейся тенденции эволюции России в  числе первоочередных  этапов государственной значимости желательны следующие решения:
- законодательное и деятельностное обеспечение в  регионах практики по освоения молодежью в деловых играх основ науки «Профессиональное творчество». Для этого  прежде необходимо переиздание  (многотиражное) книги «Практикум высокого самообразования»;
- осознание и обеспечение ревалоризации резерва национальных кадров на факультетах вузов - как условие достижения  объявленного властью ускоренного 25-миллионного кадрового обеспечения нанотехнологий;
 -  Ускоренное обновление модели  народного образования как Национальная идея демократической России – это главное условие однонаправленных национальных действий, ведущих к успеху модернизации  во всех сферах по принципу «Россия, вперед!»;
Лозунг: «Могущество России прирастать будет творчеством!» - как выражение сути модернизации с опорой ее на инициативы людей, а не  только на богатства недр Сибири. 

 
2. КАКОЙ БЫТЬ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

1. Известно. Какой  быть российской школе ХХ1 века –  ныне никто, даже новый министр государственного образовательного ведомства, не знает: «пар» из  остроты постановки этой проблемы властью «выпущен»  «по умолчанию»  большинством школ России,  они не  причастны к стратегическому мышлению в границах стандартизации образования, а педагогический корпус страны не знаком  с новой наукой «Профессиональное творчество.  Когда Дмитрий Медведев, посетив в  рамках рабочей поездки по Краснодарскому краю общеобразовательную школу №55 в селе Измайловка заявил, что ожидает от каждой из 52 тысяч российских школ разработки собственной стратегии развития на ближайшие 5-10 лет,  то на встрече с учителями он отметил, любая школа, даже самая маленькая, должна получить свою программу развития и добавил: «это должна быть не маниловщина, но в то же время это должен быть, что называется, полет фантазии», и уточнил: иначе нам не выжить. Такой жесткий подход высшей власти  к  проблеме «Какой быть Российской школе» означает системный кризис и  ключевой вопрос,  «Как быть»: быть  всем, стране - основе  современной Российской цивилизации, Государству как  управляющему бытием страны, гражданскому обществу - организатору российского бытия, и человеку, исполнителю программ развития. Закономерность такого  вопроса к  перспективам России подтверждают  известные факты. В 2000 году,  когда Россия была еще на переломе  своего духовно-экономическо-политического образа,  уже была поставлена проблема «Какой быть Российской школе», а в Кремле силами 5000 делегатов была принята концепция  развития российского образования до 2010 года, а уж затем она была не выполнена,  а затем стали невыполнимыми и  ненужными без публичного анализа «стратегия 2020» и мотивация  корпуса учителей  десятков тысяч российских школ.  А ведь ныне российскому учителю,  не  обученному проблемному творчеству, перегруженному задачами  улучшения  неэффективного стандартизованного образования,  замученному  бесплодными псевдовоспитательными  работами второй половины дня и упреками родителей и общественности,  - ему же не до стратегических разработок, не до «полета фантазий». Ему выжить – и то труднее, чем многим другим гражданам. И вот на этом фоне российская  молодежь по  уровню интеллектуализации  переместилась  в мире за последние 40 лет с 2-3 места на 52-55-е.  Как следствие, российское гражданское общество переродилось и ослабло  так, что ныне ему, по убеждению  Президента Путина, стали необходимы дополнительные скрепы, чтобы оно не развалилось от напряжений модернизации.
Кризисное состояние вызывает и «пролонгирует» «перенедопонимание» российской нацией  главных сущностей  по основам учебного труда - целям, задачам, принципам и методам, средствам и организации.  В частности. У нас до сих пор «в ходу» знание - сила, а в действительности – молодым необходимы умения многоплановые, как быть:  быть здоровым физически, духовно-нравственно и в патриотическом аспекте; любить и создавать семью; иметь навыки в труде семи родов - чтобы формировать  трезвые «виды» на  свое малое предприятие; воспитывать в себе смелость по освоению восточных просторов Родины – для сохранения и умножения ее могущества в веках. А знания - ныне они не служат даже скрепом  российской нации, достаточным для модернизации. Необходимые инновационные  идеи и решения «вытекают» из представлений о народном образовании ХХ1 века.

2. Идея. Российской школе ХХ1 века необходимо быть не  только индивидуальным учреждением, ограниченным четырьмя стенами, узким комплексом традиционных классов,  кабинетов, технических средств и педагогических традиций, она должна стать   частью нового более широкого  комплекса 
назначения региональной значимости для возвышения квалификации учащейся и внешкольной молодежи  в практике добровольного мотивированного освоения науки «Профессиональное творчество».

3. Обоснование. Ныне стихийно сложившиеся «ветви» модернизации  по отраслям «обросли»   пустословными импровизациями так густо,  что  от этого ее идея  утратила притягательность  для профессионального творчества, саму модернизацию в воображении  стало проще уподобить  столпотворению у  Вавилонской башни, решения на действия много проще  волевые, т.е. случайные, не сообразные  фактическому ходу дела,  с учетом исторического печального опыта многих стран.  В противовес этому, выявленная выше идея имеет в основе авторские исследования и публикации  от 2000-2008 г.,   направленные, в частности, в 2009 г. на конкурс «ДЕРЖАВА-2009».
4. Технико-технологическое обеспечение реализации. России необходимы инновационные  решения инициативные, притягательные  для выбора лучших решений. В авторском арсенале  имеются методические материа-лы, представленные в конце этой статьи /1-10/. 
5. Организационные решения. Организационные проблемы относятся к разным сферам государственной, общественной, личной, семейной  и кор-поративной деятельности /1, 3 и др./, мотивируют их Правительства госу-дарственное и региональные, а главное звено – Минобрнаука и ее регио-нальные структуры.
6. Управленческие решения. Управленческие проблемы относятся к разным сферам государственной, общественной, личной, семейной  и корпоратив-ной деятельности /1, 3 и др./ и, главное, они  все автоматически включаются   в игровую деятельность молодежи при условии: исключить из обихода образования и воспитания древний  тезис «Лень мать всех  человеческих пороков», «Знание – сила» и т.п. Лень природою дана, а мудрости природы  человека перечить – человеку навредить.
7. Исполнительская деятельность. Это сфера стратегических решений для анализа, сопоставления и корректирования действий, планируемых  и представляемых на  всех предыдущих шести этапах алгоритма профессионального творчества,  с опорой  действий личности на принцип природосообразности и национальных потребностей. В частности,   для всех уместна практика высокого самообразования в деловых  играх «Профессиональное творчество» (ПТ: на пути низвержения Триады главных человеческих пороков- в массовой идейно-патриотической деятельности по главным направлениям ; в форумах  «Социализация», «Антитриада»,  «Мо-дернизация»; когда человек высокой квалификации – цель высокого образования,  то Человек культуры - норма российского образования, а ПТ – главное  формирующе-технологическое средство.
В этих   новых напряженно-мобилизационных обстоятельствах  уместно  вспомнить  популярные представления  жизни из эпохи Шекспира, когда  в  фантазиях людей  цивилизованный  мир был как театр,  а  вся  жизнь - игра, а люди в ней актеры. Иногда   и теперь  так говорят: жизнь - игра.   Пусть  это образное представление жизни-игры уже иное,  но будут еще  более за-метные изменения. Об этом свидетельствует сама  постановка  властью заглавной проблемы перед учителями,  не обученными стратегическим подходам, а за  их инициативами последуют возвышение значимости учителя  в народе и государстве,  а за этим - широкая практика по возвышению  уровней интеллекта,  физического, духовно-нравственного и патриотического здоровья  молодежи, квалификации Человека, деловых свойств российского общества.  А  тогда квалифицированный Человек –  самая активная единица развитого общества, общества  высокой квалификации. Потому, чтобы  России выжить, да и не только  выжить, а стать могущественной,  надо всем нам, каждому из нас быть  в  «игровой» роли одной, -  в роли квалифицированного Человека  (с большой буквы),  а  разучивать его  функции одинаково  всем - по  одному Учебнику (тоже с большой буквы) и НОР.  Если вдуматься в этот  не неожиданно возникший замысел, то это же  будет …  так просто. И скучно.  Но интрига   состоит в том, что пока нет  неоспоримо  приемлемого  всеми знания  о том, каковы они - единая для всех роль Человек квалифицированный, и один для всех Учебник жизни,  и НОР, и новая школа России.  Потому  ныне так нужна всероссийская кооперация  интеллектуальных сил  для создания и  применения дополнительной скрепы российского общества - новой школы.  А что иное?  Иное не создать «одной левой», и по приказу и не применить как жвачку. Работать надо. Над собой. Каждому.  А как, и что? А все это понятно и возможно лишь  в  широкой практике ПТ, дома и в недрах школы ХХ1 века.  А  пока … мыслить учиться негде, и повода  к этому нет, если все учатся по стандартной программе.

Список  авторских научных работ по теме:
1. Бородастов Н. И.  Качество и управление качеством образования /Материалы У1 региональной научно-технической конференции «Вузовская наука  – Северо-Кавказскому региону». – Ставрополь: СевКавГТУ, 2002.
2. Бородастов Н. И. Качество образования: системный подход.  –  Ставрополь, СевКавГТУ, 2002. – 141 с.
3. Бородастов Н. И.  Об организации качества образования  и обустройстве России/Материалы научно-методической конференции СевКавГТУ «Качество высшего профессионального образования: обеспечение, контроль и управление». –  Ставрополь,  СевКавГТУ,  2003.
4. Бородастов Н. И.   Профессиональное творчество: самоучитель. – Ставрополь,  СевКавГТУ, 2003. – 246 с.
5. Бородастов  Н. И. Введение в специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство». Учеб. пособие. –  Ставрополь,  СевКавГТУ,  2004. 108 с
6. Бородастов Н. И.   Мерное образование: авторский проект. –  Ставрополь,  СевКавГТУ,  2005. – 69 с.
7. Бородастов Н. И. Семинедельник практики самостроя личности.  –    Ставрополь,  СевКавГТУ,  2006. – 261 с.
8. Бородастов Н. И. Практикум высокого самообразования.  –  Ставрополь,  СевКавГТУ,  2008. – 227 с.
9. Бородастов  Н. И. Региональный  молодежный комплекс МАЛГОРОД для подготовки кадров малого бизнеса (рукопись).       
10. Бородастов  Н. И. Региональный  молодежный комплекс ММАЛГО-РОД подготовки кадров малого бизнеса  для малолюдных регионов Рос-сии (рукопись).       
 
Автор Николай Иванович Бородастов,
Ставрополь, май 2013 г.