Родник. Игорь Русаков

Литклуб Листок
        Сам не знаю, как так получилось, но именно меня пригласили быть проводником по Горному Алтаю для съемочной группы одного очень знаменитого режиссера. Имя его известно практически каждому – я не люблю хвастаться, поэтому давайте вместе придумаем ему псевдоним. Ну, например, Эльдар… Эльдар Рязанов? Нет, пусть уж будет просто – Режиссёр…

        Вобщем, как на меня вышла его ассистентка, ума не приложу, но в последнее время я действительно много путешествовал по Горному Алтаю, стал понимать кое-что из мироощущения местных жителей. И сам уже не просто верю в Духов – Духов перевалов, рек, родников, гор – но и воистину стараюсь относиться ко всему в природе, как к живому…

        Что касается киногруппы, то моя задача состояла только в том, чтобы найти подходящее место для съёмок, исходя из пожеланий режиссера: живописность и красота, нужный ракурс, свет, доступность и вместе с тем уединенность… И обязательное условие – родничок.

        Было у меня такое заветное место, его-то я и «нашёл»: родник на небольшом пригорке, который я собственноручно, предварительно испросив разрешения у родника, обкладывал камнями из реки, небольшая речка рядом, и если взять удачный ракурс, то в кадр попадал небольшой высоты, но всё-таки водопад…

        Я смотрел, как азартно, профессионально и творчески работает режиссёр, и про себя отмечал, что это человек, который точно знает, чего он хочет: каждый кадр в его голове как будто уже был снят, и оставалось лишь перевести его в киноформат…
       Он виртуозно выстраивает диалоговую сцену героев фильма с акцентированным присутствием в кадре расписного фарфорового чайника «под Гжель»… А вот уже снимает тот же чайник лежащим в мелкой быстрой горной речке – среди эллипсовидных камней и играющих на воде солнечных зайчиков… Даже я догадываюсь, что это нужно ему для создания в фильме некой философской паузы с фоном из классической музыки и звуков струящейся воды – словом, композиция в стиле «а-ля Тарковский»…

      Наконец, пришло и время съёмок у родника. По сценарию главные герои фильма должны подойти к нему и напиться живительной воды, не прерывая своего диалога…

- Виктор, - позвала меня ассистент и, когда я подошел, показала, что родник замолчал – воды в нём не было…
        Хотя еще вчера, когда я показывал это место режиссеру и ассистентам, родник журчал, как обычно – весело и добродушно… Я не мог понять, что случилось. Но пока я со смущением наблюдал за происходящим, режиссер, узнав, что произошло, уже раздавал команды: «Арсений, принеси воды из реки в большой бутыли… Лей вот здесь сверху… Стой так, чтоб не попасть в кадр… Мотор!»

        Получалась полная иллюзия того, что родник жив. Съёмки не были сорваны. Но в моём сердце всё происходящее вызывало одно лишь чувство: так нельзя! так нельзя! так нельзя…

        Уже через полчаса режиссер, удовлетворенный просмотром полученного материала на своём маленьком мониторчике, скомандовал «снято!», и вся группа оперативно устремилась к очередному запланированному месту съёмок.

        «Так нельзя, - обращался я то к одному, то к другому участнику съёмок, - вы ведь должны почувствовать святость этого места, святость родника, святость Природы…» Но меня никто не слышал: увлечённые творческим безумством рождения нового произведения искусства все убежали. Рядом остался стоять только лишь восьмилетний мальчуган Димка, сын одной из ассистентов режиссёра, деливший со съёмочной группой все неудобства кочевой жизни…

- А почему нельзя? – спросил он.

Я наклонился над родником и ответил:

- Потому что он живой… И потому, что люди должны научиться не только брать, но и отдавать…

- А что можно отдать роднику?

- Много чего: уважение, любовь, благодарность… Ведь если мы не поблагодарим человека, который нам помогает, он может подумать, что нам его помощь, может быть, и не нужна… Так же и с родником… Прежде чем напиться, мы должны с ним хотя бы поздороваться… Или помолиться…

        В бутыли, оставленной у родника Арсением, оставалось еще немного воды – я взял её и тоже начал лить в родник, хотя смысл моих действий был теперь совершенно другим.

- Здравствуй, родник, - говорил я. – Если ты устал, и в тебе недостаточно сил, то подкрепись и испей этой воды из реки, питаемой сотней подобных тебе родников. Если ты обижен грубостью и неучтивостью пришедших сюда людей, то прости их – нас просто никто не учит ни возможности, ни необходимости разговора с Природой вообще и с родниками в частности. Переехав на Алтай, я и сам поначалу относился к родникам не более, как к текущей из водопроводного крана воде... Благодарю тебя за твою Любовь – ту силу, с помощью которой ты выталкиваешь на поверхность земли столь необходимую для нашего существования воду. Воду, несущую нам и энергию для жизни, и информацию для нашей духовной эволюции… Посмотри, даже река стала менее полноводной от того, что ты перестал давать ей свои, вроде бы крошечные, силы…

        Я стоял на коленях с пустой бутылью в руках, и только нам с Димкой довелось увидеть чудо: из молчавшего до моих покаянных слов родника вдруг потекла холодная чистая вкусная и о-чём-то-журчащая вода…

       Я умыл живительной влагой своё лицо и выпил пару пригоршней, сердечно послав роднику своё обычное «благодарю», но специально для Димки  произнёс вслух:

- Большое тебе спасибо, родничок!

Димка смотрел на меня, как на величайшего волшебника, затем подошёл к роднику и словно бы погладил текущую воду. Я чувствовал, что вместе с пробуждением родника, пробуждалась Димкина душа, и воистину слышал, как вся Природа вокруг приветствовала это пробуждение…

Игорь Русаков,
15 апреля 2013 г.