Я помню яблоневый сад

Михайлова Ольга Анатольевна
И опять в бушующем цветенье старинный яблоневый сад.* Я хожу под яблонями в цвету,  и лепестки летят с деревьев, словно снежинки. 
Меня подхватывает весенней метелью. Машинально срываю с ветки  бутон и прижимаю холодный от росы цветок к лицу.  «Остынь», - твержу себе, а  лёгкий майский ветерок уносит вдаль воспоминания, которые, казалось,  так крепко держала в ладошках детская память.Почему яблоневый сад? Отчего он  ассоциируется с детством? Есть ли «возраст»  у памяти?

Ещё одна моя весна и цветущие  яблони.

В мае месяце они особенно хороши. Солнце золотит всё вокруг нежным светом. Так тепло и радостно на душе. Птицы подзадоривают  песней друг друга.  Розовые платочки яблоневого цвета  от неосторожного  прикосновения руки обсыпаются и тихо падают вниз. Разве не так случилось со мной в детстве? История, ставшая семейной легендой. Сколько нежности, ожиданий и чистой, светлой печали вложено в мой незатейливый рассказ.

Это было юной весной.  Молодые родители, яблоневый сад.

- Оленька… - слышатся  голоса откуда-то из-за деревьев.

Прежде чем обрядиться в первую воздушную листву, яблони  сплошь покрываются молочно-розоватой «пеной». Момент рождения нежно-розовых кончиков лепестков из цветочных почек яблони никого не оставляет равнодушным. Душистые, белого, розового или красноватого оттенков бутоны благоухают. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное «раздражение» памяти.

Чувствую пьянящий запах цветущего сада. Влюблённый в яблони весенний ветерок* срывает лепесточки,  и в воздухе кружатся бело-розовые «снежинки». Ловлю их, крепко зажимая в ладонях, но они почему-то не тают.  Яблони в нетающем снегу.* Дивный весенний вальс.

- Оля. Оленька…

Я поднимаю голову выше, чтобы лучше видеть и слышать дыхание яблоневого сада.  Вокруг – стройные стволы незнакомых пока детскому мышлению деревьев.
Мне  год и шесть  месяцев отроду. Вторая в моей жизни весна. Первые самостоятельные шаги по земле.

Переваливаясь с ножки на ножку, я шагала с утра до вечера -  мне хотелось быть самостоятельной. Родители поощряли моё желание и всячески помогали в этом. Они отходили на расстояние вытянутой руки и звали: « Оля. Оленька». И я смело шла  в протянутые навстречу мне руки.  Папа с мамой целовали  доченьку в щёчки, отбегали на новое расстояние  и ещё раз подзывали к себе.

В тот майский день  мы пришли на прогулку в большой совхозный яблоневый сад. И родители устроили игру  и со мной, и между собой. Они прятались за деревьями, перебегая от одного к другому. После каждой пробежки  звали меня – «Оля. Оленька».

Могла ли я в столь раннем возрасте чувствовать, понимать и так хорошо запомнить все подробности события?  Я слышала эту историю от родителей много раз,  с годами уже  кажется, что помню всё  сама.  И потому –  рассказ мой от первого лица.

- Оленька, Оля  - какие  красивые голоса. 

- Оленька, - мамин  похож на звуки горного  хрусталя. Он зовёт кружиться  вместе с облетающим  с яблонь цветом.  И я кружусь в «вальсе снежинок», мой первый бал.  А ещё мне хочется  смеяться вместе с мамой её  неповторимым  звонким  смехом. 

- Оля, - в  хорошо поставленном голосе отца – уверенность и спокойствие, что делает меня храброй,  и я, прервав танец,  иду на их  голоса. Сочетание силы и умиротворения. Весенний коктейль.

- …Облетает с яблонь белый ... цвет…  - мама  смеётся и быстро перебегает к следующему дереву, увлекая за собой отца.

- «… Всё пройдёт как с белых яблонь дым…»*, - папа явно стремится нагнать маму, но она уворачивается.

Улыбнувшись, он принял игру, наслаждаясь тем, как любимая ловко ускользает из его рук. При этом родители ни на минуту не забывают обо мне: «Оля. Оленька»

И мне нисколечко не страшно,  для меня – это наша игра.  Радостно бегу по влажной от росы траве. Как все дети этого возраста, я достаточно уверенно стою на ногах. Редко падаю, хорошо поворачиваюсь и легко преодолеваю неровности на земле. Поэтому – родители спокойны за меня.

Но вот я зацепилась за что-то и упала в траву. «Ах», - вскрикивает мама.
Весенняя зелень - мягкая и густая, мне совсем не больно. Секунда-две, и  вместо рёва я опёрлась одной рукой на корягу-обидчицу и привстала на ножках, отряхнув испачканные в земле ладошки.  У меня получилось!
И  снова бегу.

- Видишь, какая она у нас смелая. А ты, Тамара,  боялась, - облегчённо перевёл дух отец. Он наклонился, погладить меня по голове. Чуть отвлёкся и...

– Тамара! Ты где?

- «Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»*, - из глубины сада долетает до нас  дразнящий голос мамы. Она воспользовалась неожиданным кратковременным «нарушением»  хода игры и спряталась за одним из деревьев. За каким из них? Папа замер на месте и чуть склонил голову, пытаясь понять, откуда слышен мамин голос.

- Оля. Толя. Оленька. Толенька.

- Ах,  так, -  притворяется  он сердитым. – Ну, держись! «Свирель запела на мосту, и  яблони в цвету. И ангел поднял в высоту звезду зеленую одну, и  стало дивно на мосту смотреть в такую глубину… бело-розовый душистый цвет…»* 

Он бежит в сторону мамы и вдруг переходит на шаг: «Посмотри, Тамара, это же, как у нас. Бело-розовый душистый цвет».

Мама  оставила   затею с прятками  и вышла из своего укрытия.  И вот они стоят, взявшись за руки. Влюблённые –  друг в  друга, в нас с сестрёнкой, в жизнь и в русскую поэзию.

Я наконец-то догоняю  родителей. Ма… па…

- Ты слышала? Она сказала – мама!

- Нет, папа! –  настаивает мама. И в её голосе так и  слышится  нежность.

- У нас,  – воспроизвожу я собственную и только родителям понятную  версию  весенней радости.

- Наша дочь сказала первое слово!

- У-у-у, люди, мы самые счастливые-е-е-е!

Родители, как  дети, радостно прыгают вокруг меня, а  мне хочется повторять за ними всё-всё: движения, смех, улыбку.


Я крепко закрыла глаза и юлой завертелась на месте.  А когда остановилась, глазёнки  открыла -  никого... И голосов почему-то не слышно, только коричневые стволы яблонь вокруг.

Оказывается, родители спрятались за стволом самого большого дерева. Они просто хотели подсмотреть за мной, мало им игры в «понарошку». А там и поцеловались, весна ведь! Время любви и обновления. Губы опять слились в поцелуе. И ещё раз...

Я  снова зажмурилась -  наверное, подумала, что так получу картинку обратно: мама, папа и их Оленька.

С закрытыми глазами сделала шаг, другой, третий. И наткнулась на что-то жёсткое. Это была яблоневая веточка. А на лбу у меня появилась ранка.

Целующиеся  родители спохватились – «помню»  их охи-ахи, смущенные и испуганные лица.

Ранка зажила быстро. На её месте сохранился небольшой шрам, как свидетельство, выданное весенним цветущим яблоневым садом. 

Какое-то время спустя папа оставит в заветной тетрадке, именуемой «Историей семьи», запись на память:
 
«Помнятся детские твои глаза -  на нас устремлены.
И не забыть их никогда… цвета морской волны.
Помнятся первые твои шаги ...  и метинка на лбу».

С сада снова дует ветер. Он кружит вихрем срывающиеся с деревьев лепестки и воспоминания. Почему яблоневый сад? Отчего именно он?  Ещё одна весна. И яблоневая метель в саду. Так странно, но она греет мне душу...




***
«И опять в бушующем цветенье старинный яблоневый сад», автор строк Зоя Завадовская
«Всё пройдёт как с белых яблонь дым…» С.Есенин («Не жалею, не зову, не плачу» С.Есенин, 1921)
«Влюблённый в яблони весенний ветерок» ( заимствовано, стихотворение «Яблони», Владимир Набоков)
«Яблони в нетающем снегу» (стихотворение «Весенняя яблоня» Игорь Северянин, 1910 г.)
«Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне» (С.Есенин, 1921 г.)
«Свирель запела на мосту, и  яблони в цвету. И ангел поднял в высоту звезду зеленую одну, и  стало дивно на мосту смотреть в такую глубину… бело-розовый душистый цвет…»* (А.Блок, 22 мая 1908)