Книги. май-2, 2013. пост 8

Неравнодушный Обыватель
Шкала оценок:
1 - мусор, не брать в руки
2 – бумага стоит дороже напечатанного на ней текста
3 – литература домохозяек
4 – банальность и вторичность
5 - неплохо, читать для разнообразия
6 - качественная литература, стоит прочесть
7 - ещё чуть-чуть, и было бы блестяще
8 - блестяще, гигантское поле для размышлений
9 - шедевр, читать непременно
10 - Тора, Евангелия


О запрете обсценной лексики, Уголовном кодексе в картинках и примере творческой беспомощности

Что обиднее: «Не будете ли вы так любезны в метафорическом смысле отправиться в анальное
отверстие?» (требование ФЗ №34 от 05.04.13) или старое доброе «иди в жопу»?
Риторический вопрос

Я приветствую вас в блоге Неравнодушного Обывателя! Со всей неистовой неравнодушностью не перестаю поражаться феноменальным и контрразумным, контрчеловеческим усилиям наших законодателей, без малейшего намёка на усталость (ГД даже прозвали, кажется, бешенымтм законодательным принтеромтм органом) регламентирующих высосанные из пальца проблемы на злобу дня. Вот один из последних примеров - чуть более месяца назад в России принят закон, запрещающий нецензурную брань в СМИ. Воздержусь от собственной позиции, полностью растворившись в словах двух willi-nilli подвернувшихся мне за это время людей. Валерий Панюшкин удачно сравнил мат с каловыми массами. Цитирую: «Защищать великий, могучий, правдивый и свободный русский язык от его же собственной обсценной лексики - так же глупо, как защищать человеческий организм от его же собственных каловых масс. Если из организма исчезли вдруг каловые массы, это значит, что организм умер, вскрыт, выпотрошен и забальзамирован». А Виктор Пелевин (в тему «Бэтман Аполло» вышел) выступил в защиту литературы: «Следует различать бытовой мат и художественный. Первый - мерзок, второй - единственное национальное достояние русского человека, которое ещё не сумели похитить те, о ком нельзя говорить (Уже похитили. – НО). И вот теперь хотят отнять (Уже отняли. – НО) - и тянут, тянут к нему свои чёрные клешни, науськивают своих заливистых шавок…». Возвращаюсь к книжкам, показавшимся мне интересными в текущем полумесяце. Но до этого новая рубрика «NONFICTIONNEWS» - краткие новости литературы.
NFN1. В Японии вышел новый роман Харуки Мураками «Бесцветный Цукуру Тадзаки и годы его странствий». Уже через неделю решили допечатать миллионный дополнительный тираж. Первый тираж - 500 000 экземпляров продали за 5 дней, из него 350 000 – в первый день.
NFN2. 14 мая в магазинах США и Канады появился новый роман Дэна Брауна «Инферно». В России он выйдет в середине лета, но хотя бы, как обещается, под оригинальной обложкой.
NFN3. В самом ближайшем будущем в Россию придёт Amazon. Компания с оборотом в 61 миллиард долларов по итогам 2012 года. В результате, я думаю, Озон и другие отечественные интернет-магазины заплачут и, со временем, вымрут. Что жалко.


Главная задача российского государства вовсе не в том, чтобы обогатить чиновника.
Она в том, чтобы сделать человеческую жизнь невыносимой.
В. Пелевин, «Бэтман Аполло»

Книга 1. Александр Терехов, «Натренированный на победу боец»
Для чего. Один из самых самобытных писателей современной России.
О том, кто. Биография Александра Терехова (1966) – довольно скучна - работал в молодости корреспондентом, служил в армии, закончил факультет журналистики МГУ, сотрудничал с журналами «Огонёк» и «Совершенно секретно», затем стал главным редактором газеты, а в 1999 – директором пресс-центра одной из московских префектур, где проработал до конца 2000-х. И никто бы не вспомнил о нём, если бы не огромный роман «Каменный мост» 2009 года – написанный в жанре псевдодокументалистики, за который он получил вторую премию «Большой книги». В этот момент о Терехове заговорили, как о серьёзном писателе, а он закрепил свой успех романом «Немцы» (2012), оцененным премией «Нацбест». Но на самом деле творческая биография этого писателя началась гораздо раньше – в 1995 году – романом «Натренированный на победу боец», о котором я сегодня и расскажу.
И ещё. Я встречал Александра Терехова на книжных выставках два раза – второй раз удалось даже перекинуться парой фраз. Это было в прошлом году. Он спросил меня, что я думаю о «Каменном мосте», на что мне нечего было сказать – 800-страничный фолиант с 2009 года пылился в книжном шкафу – у меня не хватало духа взяться за него. И только недавно я сделал это. А сегодня я возвращаю свой долг рассказом о хорошо забытой, но как никогда актуальной, вещи – романе «Натренированный на победу боец».
Когда и где. Начало 90-х. Россия, маленький городок Светлояр.
О чём. Двое дератизаторов (истребители крыс) отправляются из Москвы в город Светлояр по просьбе мэра этого города. Одну половину города оккупировали крысы. Срочность заказа обусловлена тем, что через две недели к ним должен приехать президент России с целью празднования 1000-летия Светлояра. Подготовка праздника ведётся всеми способами - насыпаны фальшивые курганы со «славянскими» гробницами, из областных музеев свезены ценности для наполнения этих курганов, подготовлена «легенда» «тысячелетнего» города, идут репетиции встречи президента – с хлебом-солью, кокошниками, оркестрами, и даже сотворением чудес (от прикосновения руки президента должен прозреть мальчик) – одним словом происходит то, что сейчас, в 2013 году нам уже перестало казаться бредом и сумасшествием, хотя по сути именно им и является. Достаточно вспомнить найденные нашим президентом амфоры, прирученные тигры и журавли, построенные в честь приезда одноразовые дороги, потёмкинские деревни и запертые в своих квартирах вдоль пути его следования люди. Постепенно, в течение двух недель действия романа, нарастает напряжение приближающейся катастрофы – все словно сходят с ума и превращаются в нелюдей. А параллельно существует другая цивилизация – крысиная. У неё свои интересы. Но она вдруг каким-то образом начинает коррелировать с человеческой, и становиться непонятным – кто есть кто. Оставлю финал открытым…
Кто. Два крысолова. Жители Светлояра. Крысы.
Как. Три соображения. Первое. Терехов всегда очень глубоко погружается в материал – в историю – «Каменный мост», в особенности московской коррупции – «Немцы», в психологию и физиологию крыс – разбираемая книга. В ней столько подробностей из жизни крыс и так всё натуралистично описано, что если бы «… боец» была бы просто исследованием крысиного поведения, её уже стоило бы прочитать. Но она, к счастью, много большее. Второе. Не верится, что книга написана 18 лет назад и при другом президенте – столько в ней содержится сегодняшнего: и хаотичный поиск «национальной идеи», и переписывание истории, и старение (в зависимости от желания губернатора и ловкости местных краеведов) городов – в один год отмечается 500-летие, а через пять лет – уже 600-летие. И третье. Терехов, как настоящий писатель, позволяет себе быть сложным в прочтении – действие часто обгоняет слова, которыми описано (или события происходят одновременно), и нарочито неаккуратным в построении фраз. Например: «Она пухлой ладонью с некрашеными ногтями держала блестящее яблоко над блюдцем - сок плакал туда. Она укрыла волосы синей атласной повязкой — освободившиеся белые кудри не доставали бровей, оставили на виду гладкие щеки, плавно уходящие в шейную мякоть за подбородок, тяжело расплываясь на плечах, стекая в грудь, разбухнув буграми».
Цитата. «Моряк подскaзaл. У них нa корaбле поймaют пяток крыс и зaпирaют в стaльной ящик. Жрут друг другa, остaется один, кто всех. Нaзывaется крысиный король. Когдa его отпускaют, стaя прыгaет от него в море».
Что, кроме. «Каменный мост». «Немцы». «Мемуары срочной службы».
На сколько. 6 баллов.


Нужно ли человеку что-либо помимо жизни и искусства?
Я думаю, что нет: больше не нужно ничего, сюда входит всё настоящее.
Д. Хармс, из письма К. Пугачёвой, 1933 год

Книга 2. Джесси Келлерман, «Гений»
Для чего. Чтобы оценить новое имя - молодое американское дарование.
О том, кто. Джесси Келлерман (1978) – классический американец из типичной американской еврейской семьи. Родители – доктора медицины. Джесси закончил ортодоксальную еврейскую школу в США, религиозное училище в Израиле, затем в Гарварде изучал психологию. Потом увлёкся драматургией, и как финал – сейчас пишет книги в жанре детектива, коих уже четыре. Пример оказался заразительным - три его младшие сестры и родители также начали писать и издавать детективы. Но Келлерман оказался наиболее успешным в семье автором - с первого же романа «Зной» Келлермана полюбили читатели и критики. Его детективы – не типичны, они насквозь пропитаны философскими и психологическими идеями – в результате мы имеем скорее философско-психологическую драму, усиленную детективным сюжетом.
И ещё. 1. Келлерман, как, например, Ю Несбё, тоже играет на гитаре в рокгруппе - в Don't Shoot the Dog. 2. Он, в отличие от, скажем, Ю Несбё, - ортодоксальный иудей.
Когда и где. Наше время. Нью-Йорк.
О чём. Итан Мюллер – галерист. Живёт и действует в соответствии с правилами этого специфического жёсткого бизнеса. У него есть отец, очень богатый, с которым Мюллер не общается много лет, несмотря на его усердные попытки. Однажды помощник отца подбрасывает Итану такую находку, которая становится переломной не только во всей его карьере, но и в жизни. Благодаря ей он может разбогатеть больше, чем отец, но может и потерять всё, включая жизнь. Этой вещью являются рисунки сумасшедшего художника, однажды бесследно сгинувшего – но не просто рисунки, а полторы сотни тысяч пронумерованных рисунков, образующих огромную цельную картину. Всё, что происходит с Мюллером с момента этой находки, - и есть содержание романа. Это захватывающая история, местами проваливающаяся в другую историю – обозначенную автором, как прелюдия. Она – своеобразный приквел к основной теме. В общем, вопрос здесь только один – кто же этот гений – Итан, художник Виктор Крейк или автор, Джесси Келлерман?
Кто. Итан Мюллер. Виктор Крейк – художник. Предки Мюллера. Мэрилин – гр. жена Мюллера. Саманта Макгрет – любовница Мюллера. Тони Векслер – помощник отца Мюллера.
Как. Есть книги, которые влюбляют в себя с первых же страниц – что-то в них содержится такое, что моментально вступает в реакцию с твоими ожиданиями от книги или просто настроением, самочувствием. Эта книга – из таких. Для того, чтобы втянуть меня в свою интригу, у неё оказалось всё – гениальная завязка с безумной картиной из 150000 фрагментов, загадка и самой этой картины, и личности её автора, и т.д. и т.п. Но Келлерман не выжал из этого сюжета всего, что можно было выжать – сохрани он градус напряжения до конца книги хотя бы в десятую долю от первоначального, и это был бы шедевр – что-то вроде «Парфюмера» Зюскинда или «Осиной фабрики» Бэнкса. Но, к сожалению, получилась просто хорошая книга, интеллектуальная, красивая, пёстрая и небанальная. И аккуратно и профессионально написанная. Без безуминки, как биография самого автора.
Цитата. «Шедевр становится шедевром, а художник художником, когда я заставляю вас вынуть из кармана чековую книжку».
Что, кроме. «Зной». «Философ».
На сколько. 5 баллов.


Если те, кто меня критикует, увидели бы, как я шагаю по волнам Темзы,
они сказали бы: это только потому, что она не умеет плавать.
М. Тэтчер

Книга 3. Бенджамин Лакомб, «Ундина»
Для чего. Прекрасный подарок любителю комиксов или другу-кидалту.
О том, кто. Бенджамин Лакомб (1982) – молодой, но уникальный французский художник и иллюстратор. Он с самого детства мечтал стать мультипликаторам, грезя творчеством Тима Бёртона и студии Уолта Диснея. Художественное образование получил в Высшей Государственной школе декоративного искусства. Параллельно с учёбой Лакомб неустанно работал над своими творческими проектами, и, как результат, в 19 лет выпустил свой первый комикс-бук и проиллюстрировал несколько книг. На сегодняшний день Лакомб сотрудничает со многими мировыми издательствами и регулярно принимает участие в выставках в мировых столицах. Тема творчества Лакомба - сказки и волшебство.
И ещё. Я не случайно упомянул эту книжку, как возможный подарок для друга-кидалта. Лакомб действительно является живой иконой для кидалтов – причём, как в сфере живописи, так и в области сказок, которые он пишет.
Кто. Ульрих и Ундина. Ганс и Евгения.
Когда и где. Если это случилось, то могло случиться, когда угодно и где угодно.
О чём. В европейской традиции ундины – это духи юных девушек, покончивших с собой из-за несчастной любви, живущие, как правило, в реках и озёрах. Они завлекают мужчин и соблазняют их, поскольку уверены, что если родят от них ребёнка, обретут бессмертную душу. Непосредственно для «Ундины» Лакомба исходным материалом стала повесть «Ундина» Фридриха де ла Мотт Фуке с похожим сюжетом, написанная в 1811 году. Он рассказал, что задумал написать сказку ещё в детстве, когда впервые услышал эту историю. Образы трагичной и романтической любви с годами становились ярче и рисованнее – и в какой-то момент они перешли грань реального, создав целый мультяшно-сюрреалистичный мир со своими сказочными жителями и нечеловеческими страстями. Вот этот мир задумчиво-отстранённых лиц (включая и морд собачек и рыбок) и предстоит вам увидеть в этой книжке – кстати, помимо роскошных рисунков, красочно и тщательно выполненных и отпечатанных на мелованной бумаге, в ней есть специальные плёночные вставки с иллюстрациями, оживляющими мир «Ундины».
Как. Хорошая иллюстрация книгу как правило улучшает. Но в случае с Лакомбом всё сложнее - она её создаёт. Иллюстрации в Ундине делают сказку былью, оживляют персонажей, придают всей истории невозможную, казалось бы, динамику, и в результате дарят читателю настоящее волшебство. Слова в ней даже излишни. У меня есть непереведённая на русский «Белоснежка» Лакомба – как мне кажется, лучшая интерпретация образов классической сказки – так вот, я с удовольствием иногда пролистываю её, совершенно не являясь поклонником комиксов. Именно поэтому я и обрадовался, узнав, что в продаже появилась новая сказка Лакомба. И купил её. И спешу рассказать о ней вам.
Цитата. «- Я должна открыть тебе тайну. Не знаю, захочешь ли ты после этого остаться со мной, - прошептала Ундина...»
Что, кроме. «Мелодия любви». «Волшебные бабочки». «Белоснежка».
На сколько. 5 баллов.


Достославные пьяницы и вы, досточтимые венерики…
Ф. Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Книга 4. Уголовный кодекс Российской Федерации (в рисунках А. Меринова)
Для чего. Подарить друзьям-адвокатам или друзьям-правонарушителям.
О том, кто. Не считая Госдурытм Госдумы, полноценный соавтор, превративший скучный текст в занимательный комикс, Алексей Меринов (1959) – российский художник-карикатурист. Специального образования не получил. Сначала в Строительном управлении рисовал плакаты: «Не стой под стрелой!», «Устал – отдохни!». Потом пришёл в редакцию «МК» художником, где и работает всю свою сознательную жизнь (с 1988 г.). Помимо того, что проиллюстрировал более двадцати книг – сборник кулинарных рецептов, сборник изречений ВВП, Налоговый и другие кодексы, выпустил около десятка альбомов с карикатурами, сейчас открыл собственную постоянно-действующую галерею. Лауреат различных фестивалей и премий.
И ещё. В 2012 году очень колоритный Меринов снялся в клипе молодой рок-банды SADME в образе таинственного персонажа в длинном чёрном плаще. И ещё-2. Меринов дважды катался с известной ритм-н-блюзовой командой Crossroads в гастроли по Англии.
Когда и где. 2013 год. Россия.
О чём. Издательство «Манн, Иванов и Фербер» время от времени издаёт прекрасные книжки – недавно я представлял вам перевод «Семейного ужина» известного кулинара Феррана Адрия. «Уголовный кодекс» в иллюстрациях А. Меринова – очередной подарочный фолиант от «Манна, Иванова и Фербера» - на хорошей бумаге, с яркими иллюстрациями, качественно скроенный, с интересным содержимым. Причём, УК взят не абы какой, а новейшей редакции, вступающей в силу в 2013 году. Так что всё по-честному. И карикатуры очень смешные. А сам автор – отдельное произведение искусства – брутальный огромный мужик с серьгами, седыми длинными волосами, в бандане, татуировках, с хищным благородным носом и хитрым прищуром.
Кто. Нарушители УК РФ.
Как. Если у вас есть друг – адвокат, председатель ОП, прокурор или следователь – то есть тот, для кого УК – не нечто сакрально-далёкое, а что-то насущно-повседневное, и кому его содержимое уже навязло в зубах, то для такого друга – книжка Меринова – лучший подарок на день рождения. Но это не всё - если вы приобретаете книгу себе, то не просто покупаете развлекуху на день, пока будете листать, а удачно вкладываете деньги. Первый раз такой кодекс (в чёрно-белом исполнении) выходил в 1997 году, второй - в 2003-м. Оба издания были мгновенно распроданы, а к настоящему дню стали библиографической редкостью, и до сих пор их разыскивают любители творчества художника и коллекционеры необычных книг.
Что, кроме. «Арт-обстрел: Альбом карикатур». «Углы: Альбом». «Питайтесь и улыбайтесь. Рецепты художника». «Налоговый Кодекс РФ».
На сколько. Конечно, это не вполне чтение, но 5 баллов заслуживает.


Умный человек никогда не ответит дважды одинаково на один и тот же вопрос.
М. Марр, «Случайные наблюдения и размышления»

Книга 5. Юлия Гиппенрейтер, «Общаться с ребёнком. Как?»
Для чего. Это очень важная книга для родителей, умеющих учиться.
О том, кто. Юлия Гиппенрейтер (1930) - современный российский психолог. В 1953 году закончила отделение психологии философского факультета МГУ. В 1975 году получила степень доктора психологических наук, а в 1978 году - звание профессора психологии. На данный момент является профессором факультета психологии МГУ. Является одним из крупнейших российских специалистов в области психологии восприятия, психологии внимания, психофизиологии движений, а также нейро-лингвистического программирования (она стала одним из первых сертифицированным НЛП-мастером в России). Автор многочисленных публикаций по психологии. Гиппенрейтер – жена (имела два брака, первый муж - её двоюродный брат, Вадим Гиппенрейтер, второй - математик Алексей Рудаков), мама (трое детей - две дочери от первого брака, третий - от второго), бабушка и прабабушка.
И ещё. В свои 83 года Гиппенрейтер продолжает активно трудиться, проводит тренинги, обучающие группы в области детско-родительских отношений, консультирует в сфере детских и семейных проблем.
О чём. Есть такое направление в семейной психологии, которое основано на эмпатическом слушании. Его ещё называют клиентоцентрированным направлением психологии. Книга «Общаться с ребенком. Как?» относится именно к этой психологической школе и состоит из уроков для родителей по самым основным проблемным местам в общении с детьми. Пример. Урок первый называется: Безусловное принятие. В нём рассказывается о том, как безусловно принимать своего ребенка, как любить его «просто за то, что он есть». Далее – больше. И сложнее. Каждая глава книги – это урок – с правилами, примерами, домашними заданиями, иллюстрациями. Читая книгу, осваивая приёмы активного слушания, примеряя полученное знание на своих детях (это в идеале, а так – это просто захватывающее чтение), удивляясь быстрому эффекту от рекомендуемых психологических практик, получаешь настоящее, подлинное удовольствие. Но это уже рекомендация, а не описание книги. Тем не менее…
Кто. Родители и дети.
Как. «Общаться с ребёнком. Как?» - книжка не только для молодых родителей, пытающихся не совершить ошибки своих родителей и воспитать своего ребёнка гармоничнее и душевно-комфортнее, чем они. Это – просто увлекательно рассказанная история взаимоотношений взрослых и детей. И может быть полезна и для детей, и для бездетных, и для бабушек и дедушек (а для них-то в первую очередь, ибо кто, как не они, вносят деструктивную и дестабилизирующую составляющую в воспитание наших детей). А также для всех, кому интересны человеческие коммуникации, человеческое общение и достаточно неочевидные и невытекающие из повседневного человеческого опыта правила и закономерности. У этой книги есть и продолжение – «Продолжаем общаться с ребёнком. Так!». В общем, те, кому важно взаимопонимание и доверие в семье, должны приобрести и ознакомиться с работами Юлии Гиппенрейтер. 
Цитата. «Избегайте общаться с ребёнком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лёжа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза - первые и самые сильные сигналы  о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребёнок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчёта в том».
Что, кроме. «Продолжаем общаться с ребёнком. Так!» «Психология личности». «Психология внимания». «Психология мышления». «Психология памяти».
На сколько. 6 баллов.


Не следует молиться, чтобы окончились беды, ибо когда кончатся беды, кончится и жизнь.
Поговорка, идиш

Сегодня в рубрике «TOPSHIT-май» - бразильский писатель Паоло Коэльо со своим новым романом «Манускрипт, найденный в Акко». Я всегда творчество Коэльо оценивал, как беззубое, но «Манускрипт…» превзошёл все мои самые крайние негативные характеристики. Надо сказать, что со времён «Алхимика», «Вероники…» и «Дьявола и сеньориты Прим», когда я полностью разочаровался в писателе, я перестал покупать его новые книги, однако сделал исключение в случае с «Манускриптом…», чтобы, во-первых, поделиться мнением с вами, и во-вторых, посмотреть, не начал ли Коэльо писать лучше. Отвечаю одновременно на оба вопроса – не начал. Его творчество – такое же слабое и беззубое, как и раньше, только к нему теперь можно добавить ещё один эпитет – беспомощность. Не детская умилительная неловкость, а отталкивающая хроническая немощь и дисфункция взрослого (с тем лишь замечанием, что для больного его недуг не является предметом гордости и не выставляется напоказ – поэтому больного и жалко). Именно эту творческую беспомощность мы и заклеймим сегодня, как порок (пусть и писательский, а не общечеловеческий).
Два слова об авторе. Паоло Коэльо (1947) – бразильский писатель и поэт. В молодости лечился в психиатрических лечебницах из-за обнаружившейся шизофрении, в 20 лет примкнул к популярному в Бразилии движению любительского театра, потом много путешествовал по латинской Америке и Африке, увлёкся мистицизмом. Вернувшись, писал стихи для песен, стал членом анархистской организации, основавшей свою общину – в 1964 году её разогнала полиция, а участников арестовала. Коэльо позднее выпустили, признав невменяемым. Позднее с Коэльо произошёл духовный переворот – он встретил некоего человека, которого в своих книгах называет Джей, - и стал яростным католиком. С той поры он периодически совершает паломничества, постится в пустыне и пишет книги с христианско-мистическим содержанием, которых продано более 300 миллионов экземпляров.
Два слова о сюжете книги. Он крайне странный. 1099 год, Иерусалим. Накануне штурма Иерусалима крестоносцами жители всех возрастов и разного вероисповедания собрались послушать загадочного старца Копта. Собравшиеся задают ему различные вопросы - о том, что такое тревога, верность, любовь, секс, красота, счастье – всё то, что, как мне кажется, вряд ли должно волновать людей, которые через несколько часов должны погибнуть. Особенно про красоту или секс. А старец Копт отвечает – витиевато, притчево, и естественно – нудно и сверхбанально. И интеллектуально беспомощно.
Я вообще не назвал бы это литературой, потому что литература так не делается. Литература – там, где есть игра ума, самоирония автора, где КВ – коэффициент выразительности («отношение красоты, выразительности и глубины текста к красоте, выразительности и значительности использованных слов»; – привет моему американскому другу) - больше единицы, где текст, помимо одного измерения – длины, имеет ещё и ширину, и глубину (ещё один привет), где незримо витает некая сверхидея, ищущая возможности пронзить твой мозг или царапнуть твоё сердце. Здесь ничего этого нет – здесь всё очень беспомощно и совершенно не работает.
Ситуацию с «Манускриптом…» усугубляет и то, что он написан в виде притчи – а притча это очень рискованно – получается либо гениально (и потому мы зачитываемся библейскими и даоистскими притчами), либо отвратительно. Хуже плохой притчи – «ложно-многозначительной, едва прикрывающей тривиальность мысли-формулы искусственным иносказанием» (я уже в третий раз обращаюсь к моему американскому другу – пора бы раскрыть его имя – Михаил Марр) может быть только притча со словами, написанными БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. И «Манускрипт…» - как раз тот самый случай, хотя формально буквы в нём стандартного размера.
Подведём итог – мертворождённый уродец под названием «Манускрипт, найденный в Акко» - слишком беспомощен, чтобы добраться до наших ушей, не говоря уже о сердце или мозге.
Паоло Коэльо, таким образом, первый претендент на звание победителя рубрики «TOPSHIT-май» с приговором – беспомощность.


Чтобы вдохнуть в народ отвагу, нужно заставить его ужаснуться самому себе.
К. Маркс

РЕЙТИНГ «THEBEST2013»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД ИЗДАНИЯ/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ

1. Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите… !»/ 2012 (1985)/ США/ 8/ 8,6
2. Исаак Башевис-Зингер, «Шоша»/ 2012 (1978)/ Израиль/ 8/ 8,3
3. Евгений Водолазкин, «Лавр»/ 2012/ Россия/ 8/ 8,3
4. Жозе Сарамаго, «Евангелие от Иисуса»/ 2009 (1991)/ Португалия/ 8/ 7,1
5. Виктор Пелевин, «Бэтман Аполло»/ 2013/ Россия/ 7/ 9,9
6. Карл Фруде Тиллер, «Замыкая круг»/ 2013/ Норвегия/ 7/ 8,5
7. Джек Керуак, «В дороге»/ 2012 (1960)/ США/ 7/ 7,6
8. Эммануэль Каррер, «Лимонов»/ 2012/ Франция/ 7/ 7,0
9. Амос Оз, «Мой Михаэль»/ 2012 (1967)/ Израиль/ 7/ 6,8
10. Питер Хёг, «Дети смотрителей слонов»/ 2013/ Дания/ 7/ -
11. Ферран Адрия, «Семейный ужин»/ 2012/ Испания/ 6/ 9,5
12. Э. Радзинский, «Апокалипсис от Кобы», книга 3/ 2013/ Россия/ 6/ 8,5
13. Джеффри Евгенидис, «А порою очень грустны»/ 2012/ США/ 6/ 8,4
14. Эрленд Лу, «Фвонк»/ 2013/ Норвегия/ 6/ 8,0
15. Марина Степнова, «Женщины Лазаря»/ 2011/ Россия/ 6/ 8,0
16. Павел Басинский, «Святой против Льва»/ 2013/ Россия/ 6/ 6,0
17. А. Терехов, «Натренированный на победу боец»/ 2012 (1995)/ Россия/ 6/ 4,5
18. Милан Кундера, «Встреча»/ 2013/ Чехия/ 6/ -
19. Альберт Эйнштейн, «Мир, каким его я вижу»/ 2013 (1931)/ США/ 6/ -
20. Александр Иличевский, «Город заката»/ 2012/ Россия/ 6/ -
21. Оке Эдвардсон, «Танец ангела»/ 2013/ Швеция/ 5/ 10
22. Харуки Мураками, «1Q84», книга 3/ 2012/ Япония/ 5/ 7,8
23. Джесси Келлерман, «Гений»/ 2012/ США/ 5/ 6,5
24. Борис Гребенщиков, «Трамонтана»/ 2013/ Россия/ 5/ -
25. Паоло Вирно, «Грамматика множества»/ 2013/ Италия/ 5/ -
26. Ричард Бренсон, «Достичь небес»/ 2012/ Британия/ 5/ -
27. Солон, «Космические хроники»/ 2013/ Албания/ 5/ -
28. Бенджамин Лакомб, «Ундина»/ 2013/ Франция/ 5/ -
29. Уголовный кодекс в картинках (А. Меринов)/ 2013/ Россия/ 5/ -
30. Джоан Роулинг, «Свободная вакансия»/ 2013/ Британия/ 4/ 7,6
31. Мо Янь, «Страна вина»/ 2013/ Китай/ 4/ 6,2
32. Эдуард Лимонов, «Illumination»/ 2012/ Россия/ 4/ -


РЕЙТИНГ «TOPBABYBOOKS»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ
1. Эрик Карл, «Очень голодная гусеница»/ 2013 (1969)/ США/ 6/ 10
2. Ю. Гиппенрейтер, «Общаться с ребёнком. Как?»/ 2012 (1994)/ Россия/ 6/ 8,3
3. М. Ибука, «После трёх уже поздно»/ 2011 (1971)/ Япония/ 6/ 7,7
4. М. Чудакова, «Не для взрослых! Время читать»/ 2012/ Россия/ 6/ 6,4
5. С. и Л. Хокинг, «Джордж и большой взрыв»/ 2012/ Британия/ 6/ -
6. Катарина Киери, «Совсем не Аполлон»/ 2012/ Швеция/ 6/ -
7. Рони Орен, «Секреты пластилина»/ 2012/ Израиль/ 5/ 7,0
8. И. и Л. Тюхтяевы, «Школа зоков и Бады»/ 2012/ Россия/ 5/ -


РЕЙТИНГ «TOPSHIT»

МЕСЯЦ/ НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ПОРОК/ ЖАНР
Январь/ Коко Шанель, «Жизнь, рассказанная ею самой»/ ложь/ автобиография
Февраль/ Александра Маринина, «Оборванные нити»/ жадность/ детектив
Март/ Владимир Мединский, «Стена»/ тщеславие/ истор.-прикл.
Март/ Павел Астахов, «Невеста»/ пошлость/ крим. роман
Апрель/ Никита Джигурда, «Вертикаль русского мата»/ глупость/ поэзия
Апрель/ Э.Л.Джеймс, «Пятьдесят оттенков свободы»/ безвкусие/ эротика
Май/ Николай Стариков, «Сталин. Вспоминаем вместе»/ лицемерие/ история
Май/ Паоло Коэльо, «Манускрипт из Акко»/ беспомощность/ притча


РЕЙТИНГ «TOPCOUNTRIES»

№/ Происхождение автора
1 Россия - 19
2 США - 6
3 Британия - 4
4 Израиль - 3
5 Швеция - 2
5 Норвегия - 2
6 Япония - 2
7 Франция - 2
8 Испания - 1
9 Италия - 1
11 Китай - 1
12 Албания - 1
13 Дания - 1
14 Чехия - 1
15 Португалия – 1
16 Бразилия - 1
ИТОГО 48




PS: Вот я обругал сегодня Коэльо за нарочито-бессмысленную притчевость. А есть ли достойные слуха притчи? Конечно. Не привожу в пример библейские, перескажу старую еврейскую, чтобы не быть голословным. «Старый орёл летел над пропастью, неся на спине орлёнка, и вдруг спросил: - Сын мой! Из последних сил я несу тебя на своей спине. Ответь мне - когда я буду старым и дряхлым, а ты - взрослым и сильным - понесёшь ли ты меня так же, как я тебя? - Нет, отец... - ответил орлёнок, - потому что, когда я буду взрослым и сильным, я понесу так своего сына...»
PPS: и капельку о наболевшем. В эти праздничные дни состоялось событие, значение которого сложно переоценить – да, оно чуть не было отменено и прошло криво, да, оно совпало с гибелью человека, монтирующего сцену, и последующей оккупацией сцены органами полиции, да, пришло не сто, а всего лишь тридцать тысяч человек, да, ничего не было слышно (в том числе и из-за летающего низко полицейского вертолёта), да, это событие почти ничего не изменило в участи политзаключённых и политическом климате страны, да, пришедшие люди были хмуры и расстроены ощущением бессилия, да, всё это так – однако митинг 6 мая в защиту свободы – а я говорю именно о нём, не канул в небытие. И очень примечательны слова писателя Бориса Акунина на этом митинге, озвучившего общее мнение о разочаровании в «теории малых дел» и о невозможности дальнейшего сотрудничества с режимом – он сказал: «Пожалуйста, знайте: тот из вас, кто даст себя уговорить, со своим добрым именем может распрощаться. Навсегда… Всякое сотрудничество с этой властью называется позорным словом «коллаборационизм»… Не пачкайтесь. Пусть вокруг власти останутся только воры, лизоблюды и люди без репутации…»

Hasta la vista. НО