Без колеса

Леонид Абросимов
Даже в хорошо отлаженном приборе или механизме, рассчитанном на стабильную работу в течение нескольких лет, иногда что-нибудь ломается. Телевизор, например. Или свет (электричество) отключается. Или ружьё раз в год стреляет. Ну а уж на стройке без поломок не бывает. То кран сломается, то трос рвётся, то бетон в миксере застынет - не выковырять потом. Но чаще всего пробивали, резали и прокалывали колёса автомобилей. Причём колёса машин крупнотоннажных. И если на обычных машинах колесо можно быстро заменить, на наших это было сделать проблематично из-за большого веса последних. Колесо КрАЗа поднять одному сложно. Но были у нас крепкие ребята - водители. Коля Карпов или Миша Минеев справлялись сами. Но иногда и запасок не хватало. На Татрах с этим  было проще. Любое пробитое колесо менялось местами с любым передним. Или просто,  снималось переднее колесо и ставилось на место пробитого, и ехали так, без колеса. Конструкция позволяет. А вот на ЗИЛ-157 так не поедешь.
Один раз едем по улице Кузбасской, спускаемся с железнодорожного моста в районе автобусной остановки «Рынок автозапчастей». Видим, нас обгоняет с левой стороны большое колесо. «Да ведь это наше!» - удивлённо воскликнул Валера (водитель). Потихоньку притормаживая, останавливаемся. Обойдя машину, убедились, что на правой стороне действительно отсутствует эта необходимая для движения деталь. Колесо, получив свободу, набрав скорость, убежало далеко вперёд. Пересекло шоссе и бухнулось в болото у мостика. Встречные машины, чудом избежав столкновений, разбежались в разные стороны. Найдя злополучное колесо, мы выкатили его к дороге. Но поднять его не смогли. Пришлось вызывать погрузчик.  Уехать по другим делам я не мог, в кузове находился только что полученный спирт в количестве сорока декалитров. Оставлять его без присмотра было легкомысленно. День был потерян.
С этой машиной связано ещё несколько историй. Попала она в руки новому водителю. Звали его Виктор: Витя – цыган. Он любил её как родную мать. Стройный, курчавый, черноглазый парень «запал» на нашу Валюшку, но это  другая история. Витя был честным и исполнительным водителем. На работе. Бывало, он приезжал утром на совершенно неузнаваемом ЗИЛке, вымазанном в грязи по самые края бортов. «Витя, где ты лазил?» - спрашивали мы. «С болота сено вывозил, - отвечал он, - военной машине военная работа». Цыган, одним словом.
Однажды зимой ездили мы с ним в Москву. Машину Витя наладил так, что она летала как ласточка. Останавливавшим нас по дороге гаишникам втирал очки: «Да не может ЗИЛ-157 быстро ездить - трёхосная машина. Она шестьдесят еле идёт». На что те молча показывали радар - там было девяносто. На обратном пути отказала печка. Стёкла моментально замёрзли. Ехать дальше невозможно, да и холодно очень. Витя нашёл резиновый гофр, просунул в моторный отсек. Небольшое тепло стало поступать на стекло водителя. Отогрев маленькое окошечко и глядя в него как в амбразуру, поехали тихонько дальше. На других окнах был намёрзший снег.  Мне запасливый цыган выдал старую телогрейку. Засунув ноги в рукава, я немного согрелся. Сам он надел валенки. Как в валенках можно управлять автомобилем я не знаю, но домой мы доехали.