Шурупы

Леонид Абросимов
Машины не выдерживали такой интенсивной эксплуатации, часто ломались. Даже новые. Наверное, многие помнят Большие красные Татры с чёрными круглыми носами - капотами. Первые десять Татр пришли на метростроевскую автобазу. А тут срочно надо было привезти из Москвы двадцать тонн путевых шурупов. Шурупы представляют собой металлический, по виду похожий на обыкновенный шуруп, но размером много больше, сто семьдесят мм на двадцать семь и весом около трёхсот пятидесяти грамм каждый.  Бортовых машин не хватало в городе. И Разумовский мне сказал: «Жди дня три». Все понимали, если Москва даёт сегодня – надо брать сегодня. Не возьмёшь сегодня – завтра не будет! Я предложил взять Татру.   «На них ещё номеров нет, их ещё не зарегистрировали в ГАИ!» - возмущался главный инженер автобазы Николай Николаевич (в народе Коля – Коля), но решение было принято наверху. Водитель, которого посадили на мою машину,  до этого на Татре не работал. Он взял с собой двадцатилитровую канистру  автомобильного масла: «На всякий случай». Никто другой из наших водителей на них тоже не работал. Никто не знал, каковы эти машины в эксплуатации. Руководства по эксплуатации не было. А ехать было надо, и мы поехали. Доехали нормально. До Балашихи. Там на светофоре у большого  перекрёстка провалилось сцепление. Скорости не включаются, светофор трижды перемигнул все циклы. С места тронуться не можем. К нам подошёл старший лейтенант. «Вы чё сюда спать приехали?» Мы объяснили ситуацию. «Убирайте отсюда свой гроб с музыкой, сейчас начальство поедет. Мне ещё из–за вас по шее не хватало». Водителю всё же удалось кое – как съехать с перекрёстка, и мы встали у обочины смотреть, что случилось. «Вот приключение, даже не знаю куда лезть, - проворчал он, - машину посмотреть даже не успел. С какой стороны к этой корове подходить?» Наконец, разобрались. Сняв лючок посередине пола кабины, увидели течь из резиновой трубки гидравлической подачи масла. Разобрав узел, увидели, что сжевало манжет на штуцере. Масло вытекло, герметичности нет, давления нет, сцепление не работает.
«Что будем делать? Выходной день - ни автобазы, ни автопарки не работают». Негде взять запчасть починиться. «Хорошо, что масло взял», - сказал водитель, - и у чехов, значит, тоже брак делают». «Ладно, голь на выдумки хитра, сейчас что-нибудь придумаем».  Он порылся в своей сумке с инструментами, нашёл изоленту, намотал на манжет и, поставив его на место, залил масло. «Поехали!» Стараясь, как можно реже выжимать педаль сцепления, мы доехали до места погрузки. Утром загрузились без проблем магнитом и выехали домой. Доехав до участка №5 СМУ-2 нашего Горметростроя, выгрузились, подняв кузов самосвала (хорошо, что взяли самосвал - выгружать удобно), и опять сломались. Изолента не манжет, ресурс её кончился, масло опять всё вытекло. Но здесь, дома, всё проще. До автобазы доставили машину на жёстком сцепе, а там нашли и новый манжет.