Навстречкин

Леонид Абросимов
Дальние дороги… Вы как мозоли. Свести или вылечить которые никогда не удастся. Вы всегда со мной. В моей памяти. Помню почти каждую кочку. И чем больше километров намотано, тем она твёрже. Как теперь я понимаю и уважаю труд водителей дальнобойщиков… Выматывающая тряска в кабинах советских автомашин. Стук колёс и частенько боковые полки плацкартных вагонов. Очереди в билетные кассы и ожидание лётной погоды. Взлёты и посадки. «Метеоры» и «Ракеты». Подножки товарных вагонов и кабины БелАЗов. На чём только не приходилось ехать. Да и география командировочных поездок широка. От Архангельска, города с высокими деревянными тротуарами, до Одессы. И от Риги, где русскую речь «не понимали» уже в то время, до Приморского края. От самой северной станции Свердловской железной дороги «Полуночное». Название, которого не знал никто, кроме местных жителей и конвойных УИТУ. И где в одной из зон в тех местах сидел, ожидая своего конца, Чекатило. И до села Шушенское на Алтае, название которого известно не только в России. Ехал, летел, ходил на теплоходах, шёл пешком. Много шёл…
На нашей метростроевской автобазе было много хороших и надёжных водителей. Лёша Конкин, Коля и Володя Волковы, Миша Минеев, Женя Дуденков, Виктор Навстречкин, Володя Фролов - разве всех перечислишь. Со всеми мы были в командировках, спали бок о бок, вместе ели. Понимали друг друга с полуслова. Каждого можно было посылать отдельно - всё сделают как надо. Мы так впоследствии и делали. Но в первые поездки, или когда надо было решать отгрузку срочно и в главке или в сторонних организациях, где надо проявить выдумку, смекалку, может быть, даже наглость или хитрость, ехал я -  и такое случалось частенько. Бланки УПТК, управления строительства, доверенности, всегда были с собой.
Иногда, зная, что я в Москве, вдогонку мне звонили коллеги из Горького, или даже из Главтоннельметростроя, прямо на участок Мосметростроя или на базу, где я грузил наши метростроевские машины.
«Забери наряд на оборудование или мрамор, или что-то ещё». И я ехал, подписывал заявки, письма «за начальников УПТК», за кого угодно, лишь бы выдали наряд, команду на отгрузку. И в Горьком об этом все знали, и в Главке тоже. Но все закрывали на эти «несущественные мелочи» глаза, зная, что цель оправдывает средства. Время дорого. Оформляя «как положено», теряли бы каждый раз не меньше недели. В один такой момент я получил наряд на шпунтовыдёргиватели. Это такие большие, железные штуки, при помощи которых и вибрацией, ими создаваемой, вытаскивался из земли шпунт Ларсена или балки большого размера. При этом экономились весьма значительные средства. Ведь ту же балку или шпунт можно было использовать неоднократно. И не надо защищать дополнительные фонды. Получить эти самые штуковины было давней мечтой нашего управления. Меня нашёл начальник ОМТС Главка Алексей Носаев: «Приезжай, забери распоряжение на отгрузку через Мосметрострой. Один - для вас, другой - для Мосметростроя».
Получив московскую доверенность, я позвонил  в Горький. Там мне сказали: «Будет возможность увезти домой оба, вези. Москва себе ещё сделает. Нет - так ладно». Проблема была ещё и в том, что вес у каждого из них был пять с половиной тонн. Общий вес – одиннадцать. Машина у меня была - старенький восьмитонный бортовой КамАЗ Виктора Навстречкина. Пришлось обманывать всех.
«Витя - говорю, - что, твой старичок увезёт восемь с половиной, девять тонн?» «Тяжело, конечно, но увезёт». «Берём обе чушки?» «Хрен с ним, берём» - ответил он. Представителя и машины с Мосметростроя в Люберцах на заводе изготовителе не оказалось. Обе чушки аккуратно легли в кузове КамАЗа. Тот под их тяжестью присел. «Здесь, наверное, больше девяти тонн» - заметил Виктор. Машина с трудом и тяжёлым воем медленно разгонялась. Виктор вспотел и напрягся. «Везёт как на себе», - подумал я. Поездка эта была долгой и тяжёлой. По дороге дважды, на выстрел, лопалась старая резина. «Здесь ни хрена не девять тонн», - повторял он, - наверное девять с половиной или даже десять. Ты, наверное, точно знаешь, сколько здесь!?» Я понуро молчал. Мне было жалко Виктора. Жалко его старого Татарина, расплющенного по дороге тяжёлым грузом, которого он по-своему любил и за которым следил, и как за своим  ухаживал. Но на кого, же мне ещё было надеться и положиться, как не на Виктора и его машину. Однажды он уже спас мне жизнь, когда на этом же КамАЗе сломался замок дверки с моей стороны. На левом повороте я, заснув, «пошёл на выход». Виктор правой рукой успел схватить меня за запястье левой руки… Остановившись, привязал дверку резиновым жгутом из аптечки. Всё, никуда не денешься. Но я уже до конца дороги не спал. Разгрузившись и отогнав с Виктором машину на автобазу, мы достали купленную по дороге бутылку. Виктор сильно устал. Закусив, я признался, что «вес был немного другой». Выпучив чёрные глаза, он перекусил свою вечную спичку в зубах: «Я чувствовал, что здесь что-то не так! Убью!» И успокоившись, сказал: «Если бы ты сказал мне это в Люберцах, я бы не повёз.  А может и повёз. А?» Я промолчал. Его чёрные, узкие, восточные усики затряслись от смеха, и мы пожали друг другу руки. Приехав на следующий день  в управление, я был встречен на лестнице главным диспетчером, который затащил меня к себе. «Слушай, я сам прохиндей, видал прохиндеев, но такого не видел». Он открыл свой дипломат… «Ты в Главк и Мосметрострой пока не езди. Из Москвы звонили…»
 С Носаевым мы потом помирились. У него день рождения 8 марта. В ОМТС главка он был единственный мужчина. Принимая от всех цветы, он заметил меня: «У, зараза, и ты здесь? … Пойдёшь ко мне работать? Мне такие как ты нужны. Ха-ха-ха». А вот с Мосметростроем отношения долго были натянутыми. Нам никак не могли этого простить