Спасибо

Рабжан Балданов
          1988 год. Корабль стоит в ремонте в Польше, в Гдыне. Если есть возможность, то в свободное время гуляем «куда глаза глядят». Не помню, куда нас занесло, но нагулялись так, что надо было срочно найти WC. Нашли, платный, зашли.
          Тему закрыли, выходим. На выходе, на стуле сидит худенькая не высокая старушка. Проходим, т.е. выходим, и я отдаю деньги за всех. Старушка встаёт, берёт деньги, склоняет голову и говорит «данке шон»  прижимая деньги двумя руками к груди. 
          Вышли в полной растерянности. Подобные платные услуги у нас в стране уже были, но что бы так брали плату!?
          Что это было? Всё списали на меня, мой гардероб, я был при галстуке, в чёрном плаще и чёрной шляпе. Может быть, но тогда старушка должна была бы встать и при нашем, моём появлении – а,  этого не было.
          Можно покрутить пальцем у виска и сказать: «Ну и чудак, вспоминает события двадцатилетней давности и ищет в этом какой-то смысл!». Всё правильно, так и есть, а смысл в том, что «спасибо» действительно было сказано человеку в чёрном плаще и шляпе. А вот почему - ?  Выглядел интеллигентно?  Сомневаюсь, в 29 лет-то. Здесь было другое – я видел страх и покорность. Это было эхо, эхо войны, оккупации, пережитых невзгод.