Я - агностик

Зиновий Эрман
Гамлет :
«Есть в мире тьма,  Гораций, кой- чего,
Что вашей философии не снилось».
Шекспир «Гамлет, принц Датский»
Перевод Пастернака.
Действие 1, сцена 5


1. НЕПОЗНАВАЕМАЯ  СУЩНОСТЬ  МИРА
 
Уже у первых сообществ людей существовали ритуалы, отражающие мистическую веру  в  некую высшую силу, которая властвует над окружающей средой и человеком.  С появлением крупных этнических образований появились основы религиозных учений.  В начале господствовало многобожие, породившее многочисленные религиозные мифы. Фантастическое отражение внешних обстоятельств, в форме внеземных сил, господствующих над человеком, видел в религии Энгельс. Но религия была необходима для объяснения, пусть и фантастического, зависимости природы и судьбы людей от высших сил. Это понимание примиряло с неизбежностью несчастья и смерти. Оказывая колоссальное влияние на поступки людей, религия подчас играла решающую роль в общественных отношениях и в государственных делах. Религия и сейчас является идеологическим механизмом, обеспечивающим солидаризацию людей через сакрализацию общественных связей.
Общество с давних пор карало еретиков и отступников. Греческий учёный Протагор в 411 г.  до Р.Х. был приговорён  к изгнанию, а книги его сожжены за высказывание : «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому слишком многое препятствует такому знанию, - и вопрос тёмен, и людская жизнь коротка».
Но уже тогда было достаточно безбожников, скептиков, материалистов. Эпикуреец Лукреций Кар в 1веке после Р.Х.  писал : «Когда человеческая жизнь рухнула на землю под мертвым грузом предрассудков, чьи  мерзкие черты грозно взирали на смертных со всех четырёх четвертей неба, человек Греции был первым, кто вызывающе поднял свои глаза смертного, первым выпрямился и храбро принял вызов. Выдумки о богах не сломили его ...».

Различные цивилизации по своему интерпретировали устройство и ценности мира, создавая поэтому разные религии. Со временем почти везде многобожие уступило  место монотеизму. Для этого были, конечно, исторические предпосылки, связанные с общественными и государственными интересами. Но нельзя исключить роль возростающего понимания единства в устройстве мира и взаимосвязанности событий.

Между 5 и 6 веками до Р.Х. сформировались в окончательном виде философские концепции иудаизма, зороастризма (близкого к монистическому верованию с единым верховным богом  Амурамаздой). В это же время, хотя индийские арии почитали многие божества, их мудрецы   создали концепцию заключающуюся в том, что различные божества на самом деле разные аспекты одной высшей силы. Они называли её - Истина.

Во времена предшествующие христианству в Греции и Риме многие мыслители отвергали языческих богов, но каждый , кто осмеливался научно объяснить природные явления, считался посягнувшим на устои общества. Историк Полибий во 2 веке до Р.Х. объяснял: «Качество, которое явно ставит Римское государство выше всех остальных, - это сущность религиозных убеждений римлян. Я считаю, что государство является сплочённым именно за счёт того, что у других народов считается достойным упрёка, -  я имею в виду безотчётное суеверие. Всё, что связано с ним, облекается в такие пышные формы и является настолько неотъемлемой частью общественной и частной жизни римлян, что ничто не может искоренить это...Эта политика, возможно, не являлась бы необходимой, если бы можно было по- строить государство, состоящее из мудрых людей».

Платон в своих «Законах» детально описывает религиозные убеждения, которые правительство должно разрабатывать и навязывать обществу во благо государства.

Понадобилось два с половиной столетия после появления иудео-христианства, чтобы в восточном Средиземноморье возобладало учение Христа. Первоначально это была религия  бедных, угнетённых, нуждающихся в утешении. Учитель обещал: «Блаженны нищие духом, ибо есть царство Небесное. Блаженны голодные, ибо они насытятся. Блаженны плачущие, ибо  они будут смеяться ...».

Несмотря на некоторую схоластическую расплывчатость понятия святой Троицы, бог у христиан, как и у иудеев и мусульман, - один, увидеть его никто не может, говорил он только с немногими пророками и место его нахождения не ясно. Люди уже знали, что мир велик и смешно было говорить, что боги собираются на горе Олимп. По сути, это была глубокая философская концепция о неком Духе, правящим миром, исходя из своих законов. Правда, эти законы придумывались создателями религии, но выдавались за божьи.

Одной из причин  первоначального неприятия монотеизма греческими и римскими столпами общества был антисемитизм, связанный со странной, на их взгляд, кастовостью иудеев, нежеланием последних подчиниться космополитизму, принятому в Римской империи. Об этом писали и Цицерон, и Тацит. Поэтому при распространении христианства появилось течение среди эллинизированных граждан Римской империи, для которых сын еврейки Христос не  подходил в качестве божьего сына и спасителя. Этого недостатка избежал гностицизм (gnosis –гр. знание, учение, познание), который  соединил в себе элементы греческих легенд, мистицизм, восточные учения и христианство. Гностики проникали в мир сверхчувственного путём созерцания бога . Эта философская спекуляция, упоминается здесь только в связи с тем, что в 1869 году английский философ и учёный Томас Генри Гексли  придумал термин «агностик». Гексли находился под впечатлением учения Дарвина, считал материалистическое понимание жизни единствено правильным. Основной аксиомой его учения был посыл, что первичная причина и сущность мира неведомы и непостижимы.

Собственно, скептиков и нигилистов хватало во всех веках. Известно сократовское  высказывание : «Я знаю только то, что ничего не знаю» . Иначе выразили мысль о непознаваемости Спиноза и Лейбниц. Они утверждали, что разум человека не может постичь необходимость вещей в целом, но в реальном мире всё устроено самым наилучшим образом. В громадном философском наследстве Иммануила  Канта (1724 – 1804 ) многое созвучно агностицизму в его понимании априорного характера времени, пространства и всех категорий науки. Кант пытался отделить явления доступные человеческому познанию в опыте, от  «вещей в себе», от сущности вещей, которая не может быть определена опытом. Существование бога, по  мнению Канта, подтверждалось появлением мира и его планомерному порядку. Бог не может быть воспринят в любом опыте, не принадлежит к миру явлений. Религия – совокупность всего нашего долга, как божественной заповеди и бога как высшего идеала. Но все религиозные институты, догмы и ритуалы – простое заблуждение.

Не столь категорично, но к четкой мысли о невозможности представить образ бога склонялось большинство философов нового времени. Гегель подразумевал, что бог - это мировой разум, «абсолютный дух». Под терминами:  «Абсолют» подразумевалась – единственная  реальность,
а « Абсолютная  идея» - высший пример единства. Объяснить это простым языком невозможно. Но заметим, что лучшие умы приходили к выводу, пусть и без научных оснований,  о невозможности постигнуть, кем, как и почему создан мир. Но вот Энгельс и Ленин высмеивали агностиков, называя их «стыдливыми материалистами, боящимися признавать существование объективного мира». Ленин писал, что нет вещей непознаваемых, есть только ещё непознанные.

До середины 20 века научные и религиозные взгляды на происхождение Вселенной и человечества были кардинально различны. Научные открытия последнего времени заставили даже церковных деятелей приспособить их религиозные догмы к признаваемым всеми фактам. В тридцатых годах 20 века вышла книга «Феномен человека», написанная священнослужителем – иезуитом и биологом Пьером Тейяр де Шарденом. Он писал: «Вселенная - это цельное природное образование, находящееся в состоянии развития, которое на планете Земля естественным путём трансформировало переход от неживого к живому. Но развитие  биосферы Земли носит явно выраженный направленный созидательный характер».

«Свидетели Иеговы» выпускают книги, в которых первая значительная часть посвящена изложению новейших научных данных о Вселенной и развитии жизни на Земле. В завершение этого раздела задаётся вопрос: «Существует ли заботливый творец? ». Вторая половина книги представляет собой попытку увязать библейские сведения с новым видением мира.

Предположения о вселенском разуме, признание непостижимости  мирового порядка высказывали и учёные с мировым именем. Альберт Эйнштейн, не признавая веры в бога, в определённую личность, говорил о космическом религиозном чувстве, которому неведомы догмы и представления о боге, похожем на человека. Андрей Сахаров в Нобелевской лекции говорил, что он сторонник «космологической гипотезы, согласно которой развитие Вселенной повторяется бесконечное число раз..., где мы, как вспышка во мраке, возникли на одно мгновение из чёрного небытия бесконечного существования материи, осуществить требование Разума...».

Объективно, с опорой на известные научные факты, говорится о возможном существовании «организующего начала» в книге профессора, доктора технических наук Реомара Ровенского «Развивающаяся Вселенная», которая широко используется ниже. В длинной истории наблюдаемой Вселенной, которой по данным астрофизиков от 10 до 20 млрд лет, существование человечества – миг, когда Вселенная кажется застывшей. С чего всё началось? Теория Большого Взрыва появилась в первой половине 20 века. Но вот Барри Паркер в книге «Мечта Эйнштейна – в поисках единой теории строения Вселенной» замечает: «Если смотреть с Земли, то Вселенная кажется одинаковой во всех направлениях. Плотность распределения галактик и их тип в целом одинаковы. Более того, одинаковы во всех направлениях и характеристики реликтового излучения. Однако, возникает вопрос, почему это так. Если предположить, что Вселенная родилась, скажем 18 млрд лет назад, то галактики, которые находятся сейчас на расстоянии 20 млрд световых лет, никак не могли «вступить в контакт» друг сдругом, так как иначе сигнал должен был бы двигаться со скоростью, большей световой, а это, как мы знаем, невозможно. Иначе говоря, Большой Взрыв был  настолько мощным, что некоторые районы ранней Вселенной оказались полностью отрезанными друг от друга и по мере расширения так и остались изолированными. Как же получилось, что эти области одинаковы?»

По современным представлениям ведущая роль в образовании Вселенной принадлежит вакууму. Его исходная модификация имела предельно высокую плотность энергии, которая создала условия для антигравитации. Она господствовала очень короткое время, ничтожные доли секунды. За этот краткий миг пространство распространилось на расстояние на много превышающее видимую сейчас Вселенную. Выделившаяся энергия превратилась в последующем  в материю с привычной для нас гравитацией.
Приведённый пример характеризует сложность понимания космических событий. Человеческий разум не может представить  ни первоначальное состояние Вселенной до взрыва, ни энергию, потребную для производства его. Но вот, что стало ясно в последнее время: развитие Вселенной носит направленный характер, от исходного хаоса к нарастающей упорядочности. Очевидно, Вселенная - высокоорганизованная структурированная система, составные элементы которой закономерно возникали на определённых этапах развития.

Но вот ещё один пример планетарного порядка. Совсем недавно американские учёные на
основе изучения изотопов вольфрама лунного и земного грунтов установили, что Луна, как планетное образование, возникла на 80 млн лет позднее, чем  Земля. Это не соответствует различным гипотезам об одновременном происхождении Земли и Луны из общей космической массы, отдавая предпочтение гипотезе «Гигантского столкновения». Согласно последней гипотезе около 4 млрд лет назад  произошло катастрофическое касательное столкновение Земли с неким космическим телом. В результате сформировалась затем Луна, ставшая спутником Земли.  Если это так, то нужно представить такой астрономический парадокс: существует планета Земля, вращающаяся вокруг Солнца, и вдруг появляется у неё спутник, да ещё с параметрами массы и орбиты, обеспечивающими существование жизни на Земле. Известно, что Луна стабилизирует движение Земли вокруг оси, без Луны на Земле температурные колебания были бы экстремальными, Луна вызывает приливы и отливы океанов и морей, что сыграло важную роль в появлении жизни на суше. Английские ученые Кпихт и Вутлер склоны считать происхождение Луны специальным посылом.

Кстати, расчеты показывают, что если бы расстояние от Земли до Солнца было всего на 5% меньше, то 4 млрд лет назад на Земле  начался бы парниковый эффект – перегрев. А при расстоянии на 1% больше, то 2 млрд лет назад началось бы оледенение.

Не  расставаясь пока с мировыми загадками, обратим внимание на физические постоянные,
к которым относятся скорость света в вакууме, постоянная Планка (минимальное значение дискретных порций энергии в микромире), гравитационная постоянная (ударная сила притяжения между частицами, обладающими массой), заряд и масса электрона и протона. Ученые определили эти величины при разных эксприментальных исследованиях, а затем постулировали их постоянство. Но затем было подсчитано,что изменение этих постоянных хотя бы на 10% сделало бы невозможным существование видимой нами Вселенной.

Непостижимая сложность материи открывается и в микромире. Сегодня известны четыре уровня в нём:  молекулярный, атомный, нуклонный (протон и нейтрон) и кварковый. Ещё полвека назад казалось, что ядро атома и летающие вокруг электроны – заканчивают микромир. Но теперь известны три класса элементарных частиц, у которых размер недоступен измерению: лептоны, кварки и бозоны. Достойны восхищения открытия исследователей, сумевших установить наличие и большое разнообразие этих частиц. Две Нобелевские премии были присуждены за экспериментальное  подтверждение существование кварков и  дробного электрического заряда, составляющего часть заряда электрона. Эти исследования приводят к пониманию, что абсолютная элементарность не существует, частицы любого уровня бесконечно сложны, что, видимо, где-то за кварковым уровнем проходит граница между микромиром и вакуумом.

Потрясающая сложность мироздания от космоса до мельчайших частиц материи при полной
согласованности функционирования получила у некоторых ученых название «тонкая подстройка». Об этом свидетельствуют и четыре фундаментальных физических взаимодействия : гравитационное, электромагнитное, сильное (связывает протоны и нейтроны в ядре атома) и слабое (управляет распадом радиоактивных элементов). Все эти силы связаны между собой по уровню взаимодействия и по предположениям теоретиков существует общая теория сил или полей.

Чтобы покончить с космическими и физическими проблемами, последний пример: проблема скрытой (тёмной) массы. Новейшие методы астрономических наблюдений позволили определить массу галактики двумя способами. Эти два способа дают разные результаты, отличающиеся на порядок величины. Это может означать, что на перифирии галактики существует тёмное гало, содержащее неизвестные объекты другой природы, чем известная нам материя. У астрономов нет сомнения в присутствии скрытой массы вещества во Вселенной, превышающей в 10 раз известную нам материю. Есть утверждения, что кроме «тёмной» материи  существует и «тёмная» энергия.

Приведённые выше примеры должны были дать представление не столько о сложности миропорядка, сколько о невозможности его окончательного познания человечеством. Чем больше открытий,  тем труднее объяснить закономерность и первопричиность усложнений. Сущность мира - непостижима.

2. ПРОГРАММА - ЖИЗНЬ  НА  ЗЕМЛЕ

Пока известен только один вариант существования  развитой органической жизни, реализованной в локальном образовании с мощным источником энергии в виде центральной звезды и семейства связанных с ним планет. На одной из них существует жизнь. Как она возникла?
Органические молекулы присутствуют в метеоритах, прилетающих на Землю. Поэтому существует гипотеза о внеземном «посеве» жизни на нашей планете. Другие утверждают возможность преобразования  неорганического вещества в первые органические молекулы на Земле. Для этого необходимо, чтобы первичная атмосфера Земли содержала метан, аммиак, пары воды, а отсутствие озонового слоя обеспечивало жесткое ультрафиолетовое излучение. Единственный, подтверждённый лабораторными опытами, переход к органическому соединению произведён при таких условиях после электрического разряда. Затем должны были образоваться и накопиться в океане  в достаточных количествах молекулы различных видов. На следующем этапе произошёл переход от молекул к биомолекулярным комплексам, начался обмен веществ и точное воспроизведение определённых молекул и комплексов. Наконец, завершился переход от биокомплексов к оформившейся клетке, возникла жизнь.

Привычное обывательское представление о клетке, как о простейшем образовании, далеко от истины. Клетка имеет ядро –центр управления, где также формируются рибосомы, ответственные за синтез белков. Вблизи центра находятся хромосомы, содержащие  ДНК, основной генетический план. В клетке есть центр, ответственный за производство молекул, обеспечивающих клетку энергией. Внешняя клеточная мембрана контролирует внешние связи клетки. Это приблизительное описание, наверняка, будет усложнено в последующих открытиях.   

Важным условием для возникновения и усложнения первых органических и мономолекулярных соединений была постепенная трансформация атмосферы Земли с увеличением количес-
тва кислорода до 22%. Можно утверждать, что акт рождения земной жизни был одноразовым и нет никаких признаков, что он повторялся в последующей истории. С тех пор как появилась биосфера планеты жизнь порождается только жизнью.

Далее процитируем  Ровинского по его замечательной книге «Развивающаяся Вселенная» :
«В последнее время вскрыта чрезвычайная структурная и функциональная сложность «живого» и законов, управляющих его развитием. Высочайшая степень организованности и саморегулирования жизни не могли возникнуть из-за случайных стечений обстоятельств. Жизнь - это одна из самых высоких известных человеку форм упорядочности вещества, которая может возникнуть только по достижению Развивающейся Вселенной определёной стадии эволюции и только в таких её локальных системах, где предыдущее развитие подготовило необходимые условия для перехода к столь высокому уровню упорядочности».

После появления клеток началось образование многоклеточных организмов. Затем  жизнь разветвляется, распадается на отдельные подразделения. Выделяется растительная ветвь,  способная осуществлять фотосинтез и животный мир, питающийся растениями. Дальнейший путь приводит к животным с твёрдым скелетом и образованию высших животных. В течении развития действуют эволюционные законы, обеспечивая выживание наиболее  приспособленным к среде обитания. Борьба за существование среди организмов приводила к отмиранию тех, которые из-за отсутствия соответствующих качеств не смогли выжить. Наиболее выносливые размножались и передавали свои свойства потомству. Вновь приобретённые пригодные для выживания качества закреплялись, способствуя образованию новых видов. Так утверждалось  у Дарвина в «Происхождении видов путём естественного отбора» (1859г.). 

Но эволюционной теории Дарвина недостаточно, для объяснения развития животного мира на Земле. Существенное влияние на жизнь оказывали изменения геологического облика планеты, падения космических тел, изменения состава биосферы. Например, смены магнитных полюсов Земли с плюса на минус с предшествующим сильным ослаблением магнитного поля повторяются с регулярностью по различным данным с периодом от 400 до 800 тыс. лет. При этом резко меняются условия, в чатности ионосфера перестаёт защищать от жесткого гамма-излучения.

Но каждый раз после катастрофы, изменения условий, гибели значительной части животного мира жизнь развивается к более высшим формам, наблюдается новая тенденция к упорядочности. Характерно, что устраняются те формы фауны, которые хотя и достигли в предшествующий период расцвета, но господство их препятствовало совершенствованию жизни. Известно «мезозойское вымирание», произошедшее 65 млн. лет назад, когда погибли морские и крылатые рептилии и динозавры. Есть предположение, что первопричиной послужил удар полученный Землей из космоса в район полуострова Юкатан. Но важно, что после этого «вымирания» развитие получили первые млекопитающие, в мезозое влачившие жалкое существование в виде мелких грызунов.

Другим важным событием мезозоя было разделение литосферных плит, в результате которого образовался Американский континент. В дальнейшем растительный и животный мир континентов развивался вне взаимного влияния до переселения в Америку людей около 20 тыс. лет назад. И что же, в обоих случаях эволюция привела к развитию и высших типов млекопитающих. В Америки не появилось лошадей, но были ламы, пумы представили семейство кошачих. Общая закономерность развития животных на континентах свидетельствует об общей направленности и близости форм. Одно существенное исключение: на Американском континенте не появились общие предки человека и высших типов обезьян.

Общая направленность к высшему не исключила различия вариаций и отклонений. Важно понять, что биологическая эволюция протекает не случайными путями, у неё направленный характер.
Почему на громадном Американском континенте не было известной археологам попытки создания человекоподобного существа ответить сложно. Древнейший известный науке общий предок человека и обезьян жил на территории от Индии до Африки примерно 14 млн лет назад. Следы человекоподобных найдены в Африке в нескольких местах. Уже 3 млн лет назад там были прямоходящие, умевшие делать простейшие орудия труда. Примерно 80 тыс.лет назад появился Homo sapiens. Как предполагают, опираясь на археологические находки, это событие произошло в районе Африканского Рога.

Произошло ли это путём генной мутации из-за внешних условий  или всё определил случай, достоверно утверждать не может никто. Конечно, это была целая группа особей одного вида, участвующая в процессе скрещивания между собой. Появление популяции с признаками, обеспечивающими преимущество перед другими, приводит всегда к ускоренному развитию вида и распространению ореала его обитания. Уже через несколько тысяч лет люди обитали не только в Африке, но и на просторах Азии.

Интересно отметить, сколь ускоренно протекает изменение биологического вида в связи с изменением условий жизни. Судя по своим африканским родичам, первые люди были темно-кожие. Можно утверждать, что цвет кожи менялся по мере продвижения на восток и северо-восток Азии. Наверное, те кто пришли на восточное побережье Ледовитого океана и те, кто затем переправился через пролив в Америку имели общие корни. Но американские индейцы, жители южных широт, – краснокожие, а у жителей побережья кожа из-за постоянного ношения одежды - светлее. Хотя родство между аборигенами Аляски и Чукотки невозможно отрицать.

Перечисленные примеры понадобились для того, чтобы пояснить мысль о непознанности нами задач Программы создания  жизни на Земле. Должна ли она была закончиться появлением людей, и именно в таком образе. Или захват человечеством планеты произошёл самопроизвольно, благодаря необыкновенной плодовитости и стремительной приспособляемости к любым условиям. Вот выжили миллионы лет назад аллигаторы, не самые разумные животные. 

На этих вопросах смыкаются наука и философия. Карл Ясперс (1883- 1969) заметил, что наука предоставляет философии потенциальные пути познания, результаты исследований, делая философию зрячей. А философия придает системе наук внутренний связывающий их смысл. Какой смысл должна придать современная философия таким научным фактам, как развивающаяся Вселенная и появление в биосфере Земли Разума и роли человека? В 70-е годы прошлого века появился  термин «Антропный принцип», по которому в наиболее резком варианте утверждалось: «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней, на некоторой стадии эволюции, мог существовать наблюдатель». То есть, после своего появления человек увидел то, что было предназначенно ему увидеть: развивающуюся Вселенную, представляющую собой самоорганизующую систему.

Что касается «организующего начала с тонкой подстройкой» сложнейших процессов, то  многочисленные доказательства, часть из которых была приведена выше, заставляют это принять за вполне возможную реальность. А вот взгляд на особую ключевую роль человечества во Вселенной эгоцентричен и не кажется обоснованным. Перед тем, как привести аргументы против «Антропного принципа» заметим, что он возраждает религиозную идею о Творце, создавшем мир и венец творения – человека.

Нет неопровержимых доказательств окончательного выбора «человека разумного» в качестве конечного продукта семейства прямоходящих. Известны многочисленные боковые ветви, например, неандертальцы, использовавшие простейшие орудия, огонь, одежду. Можно предположить, что человек - одна из проб. Определённое недовольство «конструкцией» человека высказывали многие философы и анатомы. Такая критика содержится в книге Станислава Лема «Сумма технологии». Если не должно было быть других улучшающих вид попыток, то почему позвоночник так плохо приспособлен для вертикальной позы, почему нужно было совместить пути удаления жидких отходов с органами размножения, наградить столь слабым иммунитетом, оставить столь много атавистических элементов.

Восхищение разумом человечества также не выдерживает критики. Преимущество вида
характеризовалось в природе общими качествами, а не отдельными представителями популяции.   Беспрерывные войны со всё более совершенствуемым оружием, накопление средств, способных уничтожить всё живое, загрязнение среды обитания, не контролируемое увеличение народонаселения - это доказательства коллективного разума человечества?

Захват человечеством власти в биосфере может оказаться не окончательным. Грядущее из- менение климата, массовое распространение вирусных инфекций с постоянной мутацией новых  - серьёзные угрозы. Опасностей в судьбе человечества может оказаться больше, чем с ними сможет справиться его коллективный разум. Почему-то вспоминается судьба динозавров, господствовавших на Земле долгое время, пока некая катастрофа не смела их с лица планеты и не начался новый этап развития живого на Земле, приведший к новым более высшим формам.

Будут делаться новые открытия, все глубже постигаться устройство материи, но мир настолько безгранично сложен, что человечество за время своего существования не постигнет всего. И никогда не сможет ответить на вопрос: зачем и с какой целью функционирует  Программа.

Дадим слово  двум нашим современникам, не философам и не учёным, но людям широко известным своей деятельностью и мыслями о судьбе человечества.
         Джорд Сорос : «Я убедился, что разгадка тайн нашей жизни является практически неразрешимой задачей. Чтобы приступить к изучению того, кто мы такие, нужно посмотреть на себя  объективно. Но сделать мы этого не можем. Мысли* являются частью предмета мышления;  стало быть, наше мышление не имеет независимой точки отсчёта, по которой мы могли бы его оценивать. Ему не хватает объективности. Поэтому почти все наши взгляды на мир в какой-то мере ошибочны и искажены».
        Джон Фаулз из книги «Аристос» : «Существование познаваемо, потенциально или полностью; «Бог» бесконечно непознаваем. Самое большое, что нам  когда-нибудь удастся выяснить, так это отчего существование таково, каково оно есть, и почему оно нуждается в таких-то законах и таких-то элементах для своего продолжения. Мы никогда не узнаем полностью, почему оно есть». «Наше незнание «Бога» и его мотивов всегда будет оставаться бесконечным».

  Эрман, 2007г.
 Примечание автора статьи:
 *Молодой и здоровый человек интересуется жизнью, старый и больной - её смыслом.