Из истории Днепровской флотилии

Валентина Томашевская
История возникновения Днепровской военной  флотилии - соединение боевых речных кораблей на реке Днепр – восходит ко временам русско-турецкой войны 1735—1739 годов.
Во время Гражданской войны, в 1919–1920 годах, речной флот готовили на случай новой войны с Польшей. Река Припять – главная водная артерия болотистого и лишенного хороших дорог Полесья – обещала стать важным театром будущих столкновений с "пилсудчиками". И в 1939 году Днепровский флот действительно участвовал в освобождении земель Западной Белоруссии и Украины – в Полесье и на Нижнем Дунае. После его разделили сразу на две флотилии – Пинскую и Дунайскую, которым было суждено сыграть особую роль в первом, трагическом этапе Великой Отечественной войны, и одном из его ключевых моментов – обороне Киева.

Вторым рождением Днепровской флотилии стал 1944 год, когда в освобожденный Киев доставили бронированные катера расформированной Волжской военной флотилии. К началу боевых действий (весна 1944 года) в состав флотилии входили бронекатера, сторожевые катера, речные тральщики, полуглиссера, плавучая артиллерийская батарея, два зенитных артиллерийских дивизиона.
Под командованием контр-адмирала Виссариона Виссарионовича Григорьева моряки Днепровской флотилии участвовали в освобождении Белоруссии.

В штурме Пинска - наиболее крупным был  Пинский десант в июле 1944 года.
Город Пинск, окружённый двумя линиями траншей с дотами и минными полями, занимала 50-ти тысячная вражеская группировка. 61-ая Армия под командованием генерал-лейтенанта Белова во взаимодействии с моряками Днепровской флотилии и партизанами Пинского соединения начала операцию по освобождению Пинска 12 июля в 3 часа ночи, которая завершилась 14 июля в 8 часов утра.

В 22.00 ночи 14 июля 1944 года Москва салютовала освободителям двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырёх орудий.

14 июля - День освобождения города Пинска от немецко-фашистских захватчиков.

Особо отличились при освобождении Пинска  десять моряков-днепровцев — Владимир Канареев, Владимир Кириллов, Леонид Куколевский, Галям Мурзаханов, Михаил Пономарев, Геннадий Попов, Николай Сикорский, Александр Столяров, Григорий Тупицын, Александр Фирсов.  З отвагу и героизм им было присвоено звание Героев Советского Союза.
 

 К 7 апрелю 1945 года 3-я бригада, сформированная в Пинске из только что поступивших новых кораблей (под командованием капитана 3-го ранга
Н. М. Лупачева) была переброшена из Пинска на Одер по железной дороге и спущена на воду в районе станции Одерек, недалеко от города Франкфурт-на-Одере.

Висло-Одерская операция (с 12 января 1945 г. по 3 февраля 1945 г.) носила стремительный характер:  За двадцать суток войска Первого Белорусского и Первого Украинского фронтов преодолели семь укрепленных рубежей противника, форсировали две крупных реки и освободили часть Польши. За 20 дней были разгромлены 35 немецких дивизий. Фронт был выровнен и Красная Армия вышла на дальние подступы к Берлину (Календарь Победы).

16 февраля 1945 года командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Жуков приказал сразу же после ледохода на Висле перебазировать корабли флотилии с Вислы на Одер для участия в Берлинской операции. Этот переход протяженностью свыше 700 километров и форсирование 75 переправ по каналам заняли 22 дня. Успех решила хорошая подготовка перехода, наличие крупных инженерных и саперных средств, выделенных фронтом, а также невиданный энтузиазм экипажей всех кораблей, готовых нести к Берлину свои корабли хоть на руках!

16 апреля 1945 года в 03-00 гром тысяч пушек и гвардейских минометов разорвал тишину.

Корабли 1-й и 2-й бригад флотилии со своих огневых позиций на Кюстринском плацдарме только 16 апреля выпустили по противнику 27 тысяч снарядов! Огневая поддержка наступающих частей осуществлялась до тех пор, пока войска не вышли за пределы дальности огня корабельной артиллерии.
3-я бригада кораблей, взаимодействуя с 33-й армией, подошла вверх по Одеру вплотную к городу Фюрстенберг (ныне Айзенхиттенштадт), где берет начало канал Одер-Шпрее и совместно с морской пехотой флотилии овладела им. Над городом взвился Военно-морской флаг! Путь по реке Шпрее к Берлину был открыт.

Однако 22 апреля 1945 года в свою очередь наши армейские части с Кюстринского плацдарма уже вышли на восточный берег реки Шпрее в Юго-восточном районе Берлина.


Для форсирования реки Шпрее (в месте форсирования ширина реки 250-300 метров, берега высокие и одеты в бетон) и захвата плацдарма на вражеском правом берегу было принято решение использовать легкие полуглиссера типа «НКЛ-27» Днепровской военной флотилии. Полуглиссера - самые малые корабли советского флота - имели сравнительно малый вес и габариты, их экипаж состоял всего из двух человек - моториста-пулеметчика и командира и были предназначены для разведки реки, для связи и для выполнения вспомогательных работ при устройстве переправ.

23 апреля 1945 года во втором часу ночи на грузовиках были подвезены к реке и спущены на воду 10 полуглиссеров и под непрерывным ожесточенным вражеским огнем в районе подходов к Рейхстагу форсировали Шпрее, ширина которой в этом месте достигала 300 метров.
За несколько дней челночных рейсов на переправе полуглиссеры, катера  и буксируемые ими понтоны перевезли, переправили под ураганным огнем врага более 16 тысяч бойцов с вооружением, 100 орудий и минометов, 27 танков, 700 повозок с боеприпасами и другими грузами, они сыграли решающую роль в форсировании Шпрее.

В битве за Берлин моряки отряда полуглиссеров проявили исключительный героизм и мастерство. Они все, тридцать моряков,  были награждены правительственными наградами, а девять из них, включая и лейтенанта М. М. Калинина, удостоены высокого звания Героя Советского Союза, семь из них - посмертно. Остальные были награждены орденами и медалями.
В прорыве Днепровской военной флотилии в речную систему фашистской Германии наряду с полуглиссерами не менее эффективно показали себя катера-тральщики -
малые корабли, предназначенные для поиска и уничтожения морских мин на рейдах, в гаванях, на реках, каналах, озерах, а также для проводки кораблей через опасные участки. Маленькие неказистые катерки типа КМ - "каэмки" - успешно решили боевые задачи на протяжении всей войны
Днепровская военная флотилия за отличные боевые действия и героизм личного состава при штурме Берлина была награждена орденом Ушакова I степени.

На флотилии в это время находился известный морской писатель Л. Соболев, который «шагал» с днепровцами уже не в первый раз. В своей книге «Свет Победы» Леонид Сергеевич писал: «Я горжусь Днепровской флотилией, которая пронесет в будущее имена своих героев… Я горжусь их кораблями, маленькими катерами и тральщиками, на которых шло в бой отважное племя моряков. И десятки, сотни погибших моряков-героев, оживших в моей памяти, нетерпеливо вглядываются в германскую землю, досадуя, что сковывает их ноги смертельная холодная тягота, и завидуя живым, кто ныне на кораблях Днепровской флотилии рейс за рейсом гоняет их по Шпрее дерзким флотским набегом, прямо в лоб на орудия и пулеметы, выбрасывая десант в центральные кварталы фашистской столицы…».

В центре Берлина на реке Шпрее, на дальних подступах к рейхстагу, закончили днепровцы свой марш маневр, начатый в сентябре 1943 года на Волге.
Снимок днепровских военных кораблей на фоне германского Рейхстага справедливо включен во многие книги о Второй мировой войне. Днепровские речники расписались на стенах гитлеровской канцелярии – за себя и бойцов погибшей Пинской флотилии. А официальной наградой за их подвиги стали ордена адмирала Ушакова и Красной звезды, которыми была награждена флотилия.
Впрочем, наградив "днепровскую армаду", ее тут же расформировали,- пишет Андрей Манчук в своих воспоминаниях. - Взрыв ядерной бомбы открыл новую эру в развитии военных сил, и в ней уже почти не было места малым речным судам.

Фото из инета: Пинск, улица П.А.Белова.

 Задача форсировать реку Припять и освободить город Пинск  была поставлена перед командованием 397-й Сарненской стрелковой дивизией, входившей в состав 61-й армии. Ею  командовал  со второй половины 1942 г. Павел Алексеевич Белов. Он  провел полки 61 армии  от Орла до Берлина, победоносно.


"С любовью и гордостью отзывались солдаты и офицеры о П.А. Белове. Смелость замыслов, решительность и настойчивость в их выполнении - вот что было характерно для тех операций, которые он проводил. Павел Алексеевич стремился беречь людей, учил своих подчиненных воевать расчетливо, избегая шаблонов.
Мужество и героизм Белова в годы Великой Отечественной войны были отмечены званием Героя Советского Союза, многими орденами и медалями.
После войны генерал-полковник Белов командовал войсками ряда военных округов, а в 1955-1960 гг. возглавлял Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Лишь на седьмом десятке, когда начало сдавать здоровье, Павел Алексеевич вынужден был уйти в отставку.
П.А. Белов умер в Москве 3 декабря 1962 г."

Е.М. ПОЛОЗОВ