Походы за золотым корнем

Иван Савельевич Соколов
Возможно не все, но многие знают, что золотой корень (родиола розовая) это редкое эндемичное растение , растущее высоко в горах. По своим свойствам подобное широко известному жень-шеню. Естественно и меня интересовало это растение. Только как и где его найти? Работая лесничим в Горной Шории в верховьях реки Томи я старался узнать о его месте произрастания как можно подробнее. В первую очередь у лесников, у кого на их подконтрольных участках (обходах) возможно это растение растёт. Конечно и литературу об этом растении старался искать и читать. Наконец узнал о предположительном месте нахождения. Это самое высокогорье Кузнецкого Алатау. То - есть территория моего товарища и коллеги по работе - тоже лесничего. Обговорили этот вопрос с ним и начали готовиться к походу. А тут, как говорится, на ловца и зверь бежит. Предполагаемую плантацию золотого корня искали не только я, а ещё и другие люди у которых были возможности гораздо больше моих.


Это директор лесхоза, под руководством которого я работал, инженер защиты и охраны леса, главный лесничий. Они нашли проводника, взяли пожарный вертолёт МИ – 8 и просто слетали туда. Пожарный вертолёт – это вертолёт который ведёт осмотр территории нескольких лесхозов по обнаружению лесных пожаров. При обнаружении лесного пожара он делает донесение лесничему о месте пожара и его размерах. Обычно это МИ-2. Но иногда для доставки людей к месту пожара используют более грузоподъёмный – МИ-8. Правда этот полёт оказался чрезмерно дорогим. То есть при взлёте вертолёта с найденной плантации воздушным потоком их отбросило на камни. Сломали винты – несущий и хвостовой и машина упала на камни. К счастью все остались живы. По рации вызвали второй вертолёт и вывезли людей. Как отчитывались за разбитый вертолёт я не знаю. Но всё сошло с рук. Или как с гуся вода. Это упрощало мою задачу. Найти в горах место падения вертолёта – это гораздо проще чем найти плантацию.


И ещё произошло одно совпадение. Этот участок хотели посмотреть коллеги одного из писателей по лекарственным травам из Томского университета. Они связались с директором лесхоза и послали небольшой отряд из трёх человек. В лесхозе договорились что им дадут проводником инженера охраны и защиты леса, который уже там бывал на вертолёте. Естественно обо всём этом узнали и мы – двое лесничих. И так полустихийно образовалась наша общая группа. Конечно делегатов из Томского университета мне и второму лесничему не хотелось бы иметь попутчиками , но на нас « надавил « директор лесхоза и обязал оказать им содействие. Группа этих учёных оказалась совершенно не способной совершать какие – то походы по тайге и для нас была как паховая грыжа в походе. Руководитель группы – толстый неповоротливый мужчина, не умеющий разжечь спичками костёр даже из готового хвороста. Вторым членом группы, а по значимости первым, была его любовница, вокруг которой всё должно было вертеться.


Любовница была, естественно, моложе шефа лет на 20. Надо признать, что очень красивая зараза и способная выполнять только любовные утехи шефа. Остальное ей было "до фонаря". И третьим участником был тщедушный студентик после первого курса , который впервые увидел не на картинке тайгу. Эту группу надо было доставить в горы на плантацию золотого корня. Для этого надо было преодолеть перепад высот около двух тысяч метров. О каких горах говорить, если эта группа способна делать пешие переходы только по парку от беседки до беседки. Видя моё стремление попасть на плантацию золотого корня мои коллеги по работе, более мудрые и опытные , поставили мне условие – что – бы я доставил эту группу таёжных дилетантов куда они хотят. А лесничий с инженером охраны покажут мне маршрут к плантации. Проклиная в душе этих "чечако", как называл их Джек Лондон, я сначала осмотрел их вещи. Боже мой! Собрались в горы и взяли с собой даже домашние тапочки! Вещей на троих – да такую кучу увезти – надо три въючных лошади. И это на пару дней! Предложил из трёх палаток – взять одну. Согласились только на две. В одной будет ночевать шеф с любовницей,  во второй ассистент. Я предложил ассистенту Пете самому нести свою палатку. А палатки, надо сказать, наши советские – из толстого брезента и огромные как ангары для машин. Их поднять можно только вдвоём.

Петя спрашивает: "А как вы будете ночевать?"
Отвечаю: «Мы все будем спать под деревом у костра».
«Тогда я тоже у костра» - с радостью произнёс Петя.

А сам думаю: "Ну, слава Богу, хоть до одного дошло, что груз не для похода".

Часть продуктов тоже убедил оставить в складе лесничества. Идём не на месяц, а на два – четыре дня. Когда определились с вещами – пошёл готовить въючных лошадей. Сначала надо заменить изношенные старые подковы, проверить лошадей – не больны ли? Проверить и подготовить сёдла, верёвки пута, сбрую и т. д. Короче – день ушёл на подготовку к походу. Рано утром навъючив двух лошадей мы двинулись в горы. Пройдя первую сотню метров шеф с любовницей выразили желание ехать на лошадях верхом. Помогли взобраться на лошадь сначала любовнице. Для лошади это была неожиданность. Но когда на вторую лошадь помогли взобраться шефу то, по моему, лошадь выпучила глаза, у её прогнулся позвоночник и ноги стали разъезжаться в разные стороны.

Я подумал: "Это даже к лучшему. При первом же переходе через ручей по камням, лошадь шефа не выдержит  нагрузки, подскользнётся и упадёт. Шеф получит травму и их группа вернётся назад в село в больницу. А мы в ускоренном темпе двинемся к нашей цели".

В скором времени мы дошли до первого ручья. Но у шефа хватило ума и он попросил нас снять его с лошади. В ином случае у лошади шансов перейти ручей – не было. Падение было гарантировано. «Чтож, придётся этот крест нести до конца»- подумал я и привязал повод лошади шефа к седлу лошади любовницы. Взял в руки повод лошади любовницы и наш караван двинулся через ручей. Со стороны, наверное, это было забавно. Все идут налегке, поводырь тянет нагруженных лошадей , а на одной из них сидит, как кошка на качающемся заборе, красотка и взвизгивает от страха на каждое спотыкание клячи. Преодолев первое препятствие, нервы любовницы не выдержали. Она попросила снять её с этой клячи и стала проситься домой. Я обрадовался. Начал говорить о предстоящих трудностях и невзгодах. Но шеф уговорил её смириться и идти в хвосте нашего отряда. Тем более что шли мы очень медленно. Первыми – лесничий с инженером охраны, за ними ассистент Петя, потом я с лошадьми и наконец шеф с любовницей.


Не пробовали тащить за собой в горах по тайге, по камням загруженных до предела пару лошадей? Попробуйте – незабываемое впечатление! А чтобы жизнь не казалась мёдом – очень досаждали комары, оводы, мошка. Лошади бились от них,  часто падали , груз приходилось постоянно поправлять – то о дерево заденет, то о скалу, то при падении лошади перевъючивать. Особенно раздражало – с каким интересом смотрят шеф с любовницей как я обращяюсь с их грузом. Постоянные советы не помять то, не порвать это, ни в коем случае не замочить груз. При очередном переходе через ручей я слушал, слушал и не выдержал: «Возьмите повод у лошади и покажите как надо сделать!» На что шеф рассердился: « Я вам советую как  лучше сделать, а вы недовольны!» Короче – логика и аргументы у каждого свои. И так медленно продвигаясь мы шли к своей цели. Пройдя в первый день меньше половины пути пришлось разбить палатку и заночевать. В палатку ушли шеф с любовницей, а мы заночевали у костра. Утром, перевязав лошадей на новое место со свежей травой, я отказался их вести за собой.


Объяснив что горы очень крутые и с таким грузом они просто сдохнут. Тогда встал вопрос: кто пойдёт вперёд, а кто останется с лошадьми  с грузом. Первый вариант был – оставить даму. Пусть она отдохнёт от пережитого. Тогда я выразил желание -  остаться тоже. Объяснив, что за лошадьми нужен уход, перевязать их на новое место когда съедят  траву, распутать, если запутаются в привязи, напоить, почистить, заготовить дров на следующую ночь. Шеф видел с каким вожделением я смотрел на её прошлый день – быстро среагировал. И тут же решил оставить в лагере ассистента Петю. А даме начал рассказывать о прелестях пейзажа, который откроется высоко в горах , о неповторимости природы и прочей чепухе для её характера. Короче – оставили Петю и двинулись дальше в горы. К сожалению влюблённые очень сдерживали наш темп. Но я надеялся что скоро мы выйдем к той горе на которой растёт это растение. Наконец она показалась на горизонте. Я дружески попрощялся с влюблённой парочкой, пожелал им весело провести время и скорейшего возвращения домой.


Но как раз домой – то они и не стремились. Им хотелось подольше отдохнуть вдвоём от городской суеты, но чтобы их при этом кто – то обслуживал. Я сказал что еды у них на две недели, лошади у них есть, ручей, дрова у палатки и рванул в гору. В то время я был молод, лёгок на подъём – так что мои сослуживцы едва поспевали за мной.А потом и совсем отстали. Ведь им надо было выполнить своё обещание – сводить группу на плантацию золотого корня. Я ни кому ни чего не обещал и в этом отношении был свободен поступать самостоятельно. Что я и сделал. Поднявшись на гору выше уровня лесной зоны обнаружил, что недавно выпал снег глубиной до 10 сантиметров. Быстро нашёл остатки от разбитого вертолёта, а затем и плантацию. Накопал в рюкзак корней, но ровно столько, чтобы груз не очень сдерживал мою скорость и быстро начал спускаться. День клонился к вечеру и надо пройти как можно большую часть пути в светлое время суток. А в горах темнеет очень быстро. Встретил на склоне горы своих товарищей – объяснил что я пошёл домой – пусть обо мне не беспокоятся. Ночь застала меня в пути , но к счастью я прошёл самые трудные участки при свете вечернего заката. К реке Томи я вышел в темноте и начал искать возможность переправиться на другой берег , где проходила железная дорога. Лодки, которые были на берегу, все прикованы замками. Ломать замок и брать самовольно лодку – это последнее дело. Если узнают кто это сделал – авторитет будет потерян навсегда! Бревна тоже не нашёл. Пока бродил по берегу в поисках – услышал звон цепи на лодке.


Пошёл на звук. Оказывается мой коллега по работе – лесничий догнал меня. Зашёл к себе в контору , взял ключ от лесхозовской лодки и тоже решил переправиться на другой берег и на электричке уехать домой.

Спрашиваю его: «В чём дело? Почему ты оставил группу? Что случилось?»

Оказывается он не стал собирать золотой корень, а только посмотрел плантацию и сразу пошёл в лагерь. За ним пошли и остальные. В лагере выяснилось что у Пети украли лошадей , он пробегал в поисках и не заготовил для костра дров. Но это всё было бы пустяк – я имею в виду дрова. Можно ночь и без них пережить или готовить ночью. Главное лошади. Как все вещи назад в поселок доставить? Пришлось идти в посёлок , зайти к лесникам и дать распоряжение что – бы утром нашли лошадей и вывезли из тайги группу учёных. А сам решил ехать домой на электричке (это 30 километров). Тут на берегу и наши дороги пересеклись. Жили мы в одном посёлке , так что под утро были дома. Второй раз на этой плантации я побывал только на следующий год. К тому – же двое моих лесников попросили что – бы я взял их с собой. Я объяснил – поход будет довольно сложным. С одной стороны- это крутые горы, где, возможно, будет лежать снег, с другой- этот поход будет очень короток по времени. То есть весь будет в большом темпе. На всё планировалось два дня – суббота и воскресение. И это при условии, что в понедельник надо выйти на работу. До плантации от дома около 50 километров. Тридцать километров- проезд на электричке и около 20 километров- по тайге, по горам. К тому- же надо преодолеть одно препятствие – реку Томь.


Но если всё продумать и подготовиться то эта затея выполнима. Выезжаем из дома затемно- на ночной электричке, чтобы к рассвету быть на переправе через реку. По обеим сторонам реки посёлки. И местное население ежедневно переправляется с берега на берег. Утро- самое благоприятное время чтобы попасть на тот берег. А потом, если будем идти в быстром темпе, успеем пройти путь до горы, подняться, накопать корней и назад, сколько успеем. Получилось почти всё так как и планировали. На рассвете были уже на переправе. С попутными лодками переправились на правый берег и в очень быстром темпе двинулись в горы. Хотя я и предупреждал своих напарников что ждать их не буду, если они отстанут. Но то ли я очень быстро шёл, то ли они переоценили свои силы. Сначала они догоняли меня рысцой, пробегая часть пути. Потом стали очень отставать и задыхаться. Хотя мы договорились что с собой брать только самое необходимое. Из тёплых вещей- только фуфайка. Из оружия- только небольшой нож. Из продуктов- только самое калорийное и не более чем на 4-5 приёмов еды. Лесники были в возрасте, потому бегать по тайге им было уже очень трудно. Пришлось сбавить скорость. Но всё равно с максимально возможной скоростью к вечеру мы были уже на горе. В этот раз снега было около 20 сантиметров глубиной. Потому сбор корней был труднее. И ещё главное условие- нельзя увлекаться сбором. Надо успеть до темноты спуститься до зоны леса. Иначе на голых камнях и ветру при температуре 10-15 градусов ниже ноля можно замёрзнуть до смерти. Такие случаи там бывают почти ежегодно. Хотя днём солнце, и температура около ноля.


Красота кругом! А ночью эта красота превращается в кошмар. Когда и мы дошли до азарта- то- есть стали чаще попадать хорошие растения- пора была срочно спускаться в зону хвойного леса. Солнце начало садиться, вижу мои лесники увлеклись, кричу; «Всё! Бежим вниз! Иначе тут и останемся!» И начал спускаться по курумнику. Курумник- это россыпь камней где каждый камень от 1 до 10 кубометров. Камни покрыты слоем снега и у вас очень много шансов получить серьёзную травму, вплоть до смертельной. Но ближайший участок леса был в том направлении и там было наше спасение. Прыгать с камня на камень нельзя, можно легко подскользнуться, медленным шагом тоже не лучший вариант, остаётся – с помощью рук и ног, не обращая внимания на ссадины и что руки окоченели от мокрого снега- твоё спасение настолько надёжнее на сколько низко ты смог спуститься в лесной зоне. При последних лучах солнца мы добрались до зоны хвойного леса. Но надо спуститься ещё ниже где есть толстые деревья, потому не останавливаясь, уже в темноте, не отходя друг от друга, продолжали спускаться. Наконец начали встречаться деревья толще и толще. Когда наткнулись на несколько сухостойных деревьев- это было наше спасение. О лучшем и невозможно мечтать.


Срочно костёр! Натаяли в котелках снег, сварили суп, чай, вкуснее ни чего не может быть! Лесники, вопреки моему запрету, взяли с собой бутылку водки. «Савелич, давай за наше спасение!» Я начал их уговаривать: «Мужики, нам ещё ночь надо пережить! Нельзя расслабляться. Вот придём домой- тогда выпьем!» В ответ: «Ты что, в своём уме? Кто же водку из тайги несёт домой?! Разве такое возможно русскому человеку?»
«Спасибо за предложение, но я пить не буду»- поблагодарил я.


Мужики расслабились, едва их уговорил заготовить максимально возможное количество дров. Сделали из лапника пихты лежанки у костра и договорились что они будут дежурить у костра первую половину ночи, а я вторую. Впечатлений за день было очень много- пусть обсудят. Тем более выпили- охота ими поделиться и под их разговоры я уснул. Проснулся от холода, костёр давно прогорел, моих товарищей от невыносимой усталости и от пережитого в сидячих позах сморил сон. Один навалился спиной на дерево, а второй- на плечо своего друга. Разжёг костёр вновь и поддерживал его до утра- иначе можно во сне замёрзнуть. Утром, задолго до рассвета, разбудил лесников, вскипятили чай, позавтракали. А тут и медленно начало светать. Сначала вместо сплошной черноты кругом- всё стало серым. Начали проявляться контуры деревьев. Казалось никогда не рассветёт. Мы собрали вещи и начали медленно спускаться с горы, обходя деревья. Постепенно настало утро по осеннему пасмурное, с низкими облаками и редким дождём. А тут и спуск с горы стал на много легче. Выбирая водоразделы между небольших ручьёв - так называемые рёлки, мы по ним спустились до крупного ручья, вдоль которого проходила хорошая тропа. И по торной тропе к вечеру мы были на берегу реки Томи.


На переправе было оживлённо и нас быстро доставили на левый берег к цивилизации с её электричками. И через 2- 3 часа мы были уже дома. Золотой корень пользовался повышенным спросом, но каждый из нас его готовил только для себя и в редких случаях был как денежный эквивалент. Но случалось иногда что использовали его не по его назначению- тонизировать организм. К примеру- придя домой я очистив и помыв корни тут же залил их, ранее приготовленной водкой- сделать лекарственную настойку. С водкой уже тогда были перебои то есть за долго до горбачёвской реформы и краха С.С.С.Р. Население в основном пило брагу, самогон, одеколон, лосьоны, а если удавалось приобрести водку то её использовали на компрессы, на лекарственные настойки, на выпивку, в конце концов, с почётным гостем. Что и произошло. Через месяц неожиданно ко мне приехал друг. И как у нас, у русских, принято застолье с гостем всегда бывает с выпивкой. Но в магазине нет даже тройного одеколона- его разбирают сразу после водки. Не поставишь на праздничный стол огуречный лосьон, хотя и самый популярный напиток, особенно в зимнее время. Ощущение после него- как будто на огуречной грядке побывал! Кажется даже кузнечики в голове застрекочат. Так вот: приехал друг.

Я ему и говорю: "Выпить- есть только настойка золотого корня. У тебя как с сердцем? Всё нормально?" - «Да, отвечает, проблем нет». – «Ну, тогда по рюмочке! Хотя врачебная доза - несколько капель перед едой». Выпили, закусили, посидели, поговорили. - «Ну как себя чувствуешь?»- спрашиваю.  – «Нормально» - отвечает друг. – «Ну что? Ещё по одной?» - « Не возражаю». И так за разговорами мы допили всю бутылку. Сидим, лица у обоих свекольного цвета. Опять интересуюсь его состоянием. Отвечает: «Да всё нормально. Может к девушкам куда сходим?"  Говорю ему: «Нет, к девушкам сходим в другой раз. А сейчас время уже позднее - ложимся спать. А завтра на утренней электричке я тебя должен отправить к родителям. Я им обещал». Выращивать золотой корень у себя на огороде было не принято- очень велик риск что ночью его украдут, как бы вы его не охраняли. Уже здесь, в Москве, я начал его выращивать. Хотя он свободно выращивается и продаётся в Ботаническом саду.