Медвежья добыча

Иван Савельевич Соколов
Работая лесничим уже много лет мне ни как не удавалось добыть медведя. А надо признать- это поднимает авторитет, особенно в собственных глазах. Да и отстрел медведей в то время был разрешён. Добыть медведя не простая штука. Особенно если у тебя нет нарезного карабина, а есть  гладкоствольное ружьё, которое хорошо только на близкой дистанции. И самое главное- что- бы не подвергать свою жизнь смертельному риску. Ведь неизвестно кто кем закусит. Если честно сказать, то это довольно подленькая затея.Но я в то время был молод, горяч, полон авантюр подобного рода.


Однажды мои лесники обнаружили в тайге погибшего лося. Скорее всего от пули браконьера. Не сообщив мне об этом (как своему руководителю) они решили дождаться пока эту тушу найдёт медведь и там его поймать капканом. В конце концов так и произошло. Медведь нашёл эту тушу. А надо сказать что у каждого зверя есть своя территория которую он контролирует- регулярно обходит, делая свои знаки- пометки. Где трётся о деревья, обдирает с них кору, мочится и т.д. Всё зависит от вида зверя. Так вот: данный участок занимал относительно молодой медведь возрастом около 3-4 лет. Когда медведь нашёл тушу лося он начал ей питаться. Мои лесники это обнаружили по следам пира и в самом удобном месте поставили капкан. Через пару дней один из лесников поехал верхом на лошади проверить капкан. Лесник был полный дилетант не только в охоте на медведя, но и вообще в любой охоте. И надо сказать обладал ещё огромным весом- около 140 килограмм. Был ленив, жирён и бестолков. Такой горе- медвежатник не слезая с лошади вплотную подъехал к туше лося. Благо ветер дул таким образом что ни лошадь не учуяла медведя, ни медведь лошадь.


То есть ветер дул перпендикулярно движению охотника и весь запах уносило в сторону. Медведь в это время был в капкане и услышал приближение лошади в последний момент. Медведь дёрнулся из капкана и в этот момент его увидела лошадь. С перепугу лошадь встала на дыбы, развернулась на одном месте и сделала огромный скачок в сторону от куда пришла. Такого лесник не ожидал. Естественно он со всей высоты упал спиной на камни. Ружьё он не догадался даже приготовить- оно было за плечами. Упав спиной на ружьё и на камни не смог даже встать. Очухавшись через некоторое время пополз на четвереньках вслед за более сообразительной лошадью. Лошадь с перепугу убежала в деревню, а лесник кряхтя и охая со стонами выбрался на лесовозную дорогу и первым же попутным лесовозом приехал домой.


Отойдя от пережитого только к концу второго дня лесник пришел ко мне со своими впечатлениями. Идти проверять капкан- уже поздно- на дворе вечер, решил отложить поход на завтра. Утром взял ружьё, нож, и как дилетант  одел на голову каску лесоруба. Со стороны, видимо, очень глупо выглядел.Но я был тоже дилетантом. Предыдущие охоты на медведей в Западных Саянах были не в счёт. Короче- доехал до ближайшего места на попутном лесовозе и далее отправился пешком. От дороги это было около двух километров на другой стороне небольшой горной реки. Перейдя реку  вброд, дошёл до указанного места и со всеми предосторожностями начал подход. Предварительно определил направление ветра, сделал большой крюк,чтобы идти навстречу потоку воздуха. Сразу же уловил запах протухшего лося и начал медленно и осторожно подкрадываться. На месте обнаружил пустой капкан,клочья медвежьей шерсти и недоеденного лося.


Капкан оказался слабоват и медведю удалось из него вырваться. Хотя он и просидел в капкане, видимо, больше суток. За это время он вырыл большую яму, перегрыз и переломал несколько небольших деревьев и свои силы потратил не зря. Обдумав ситуацию у меня появилось неодолимое желание добыть этого медведя. Только как? Пока не знаю. Поговорил с лесниками, которые ставили капкан. Не афишируя своей затеи решили добыть медведя таким образом. Сделать кулёмку. Это такая   избушка- сруб в виде домика 2х3 метра и высотой  1,5 метра из толстых брёвен. Потолок тоже из брёвен. В стенах бойницы в которые будем стрелять если медведь попадёт в кулёмку. А чтобы медведь не перегрыз брёвна в бойницах они обиваются изнутри толстыми скобами.Потолочные брёвна скрепляются ещё верхним срубом- в один венец. А падающая сверху толстая дверь не даёт медведю ни каких шансов убежать. Приходи и стреляй, если он попал в эту ловушку. А что бы он попал- внутрь закладывается приманка- привада из мяса. Мясо любое. А если оно протухло, то это даже и лучше- запах дальше разносится. Сказано- сделано. Построили мы эту кулёмку, заложили туда мясо, благо для нас в нём недостатка не было.


Товарные поезда очень часто сбивали, «резали» деревенский скот. Насторожили свою кулёмку- ловушку и стали периодически её проверять. Медведь не заставил себя долго ждать. Быстро нашёл, залез в нашу ловушку, съел всё мясо, которое мы навозили на лошади и спокойно ушёл. Дверь, которая должна была запирать выход, каждый раз падала не попадая в пазы или её перекашивало при падении. Так что медведю путь  всегда оставался открыт. И до того это понравилось мишке что его кто-то  кормит, он, по моему, и далеко уходить перестал. Но мы, горе- охотники, не сдавались- стали только чаще больше возить мясо, а дверь-падлюка ни как не падала в своё место. Прошло три года. За это время мишка к нам так привык что считал нас своими кормильцами. А мы его возненавидели! Мои компаньоны- лесники плюнули на эту затею и перестали кормить мишку. Я же с упорством маньяка продолжал.


Нашёл себе такого же дурака Сашку, принял его на работу лесником, одному ловить не под силу и стали «охотиться» вдвоём. Сколько мы туда мяса переносили, перевозили, перетаскали- не счесть! Ходили по очереди. Это стало настолько обычным, что в удачу уже не верили. Дошло до того что мой приятель- напарник Сашка однажды «засосав» изрядное количество спиртного со своим братом вспомнил что настала его очередь идти «в дозор». И пошли  с братом проверять кулёмку. Только своеобразно распределили обязанности: один несёт ружьё, а второй патронташ с патронами. Всё произошло как и должно было произойти в такой ситуации. А надо сказать что мой приятель Сашка страдал серьёзным косоглазием. То есть- плохо видел. Но был  на ногу скор, особенно когда выпьет. Обогнав далеко брата он с незаряженным ружьём припёрся к кулёмке. Медведь в это время вытащил из кулёмки- ловушки мясо и пировал. Сашка почти упёрся в медведя. Но под действием спиртного и в  результате близорукости принял его за деревенского бычка с необычной лохматостью. Медведь ест, а Сашка рядом стоит  смотрит и понять не может чей же это такой бычок и что он так с аппетитом ест?


А медведь к Сашке был повернут задом и головы не было видно. Пока Сашка дивился необычности « бычка «  и не мог понять почему он так далеко ушёл от деревни да ещё в первые слыхал что бычки при еде так чавкают.  И почему у «бычка» не только цвет шерсти необычен, но и волос такой длинный? Подошёл его брат с патронташем и патронами. Брат хоть пьяный, но не слепой- сразу опознал медведя и жестами предложил Сашке стрелять. На что он обоснованно ответил: "А патроны-то у тебя!" Пока они обсуждали кому отдать или патроны или  ружьё- медведь обратил на них внимание. Немая сцена. Затянувшаяся пауза, какой позавидовал бы любой артист. На их счастье медведь оказался более умным и быстро «слинял». После исчезновения медведя они начали обвинять друг друга в неправильных действиях. С взаимными обвинениями они вернулись домой даже не попытавшись поправить падлюку-дверь.


Я опять остался один кто продолжил охоту на этого медведя. В конце концов шила в мешке не утаишь и о том что лесничий хочет поймать медведя- узнал местный егерь. Егерь решил просто дождаться медведя и застрелить его из нарезного карабина. Но где находится наша кулёмка он не мог найти. Сужая район поиска и видя свежие следы медведя он был на верном пути. Но тут судьба опять распорядилась по своему. Меня в это время упросили мои лесники сводить их на дикую плантацию золотого корня, расположенную на» Поднебесном зубе»- высший пик Кузнецкого алатау- более 2 тысяч метров. Напомню, что золотой корень- это растение типа широко известного жень-шеня- хорошее тонизирующее, особенно для мужчин. Маршрут довольно сложный, требующий четырёх дней пути. У меня такого времени не было и я поставил им условие- совершить его за два дня.


Кто отстанет в пути- пусть выбирается самостоятельно. В общем это отдельная история. Но мы смогли обернуться за двое суток. Вымотаны были до предела. Я вернулся домой под утро. А утром, чуть свет, ко мне заявился мой лесник Сашка. Он не ходил с нами, Сашка начал сообщать последние деревенские новости. Самая главная- это та что наш медведь задрал двух деревенских коров. Поверить в это было очень трудно. Ведь мы его кормили, он не был голодным, мы его знали уже три года. Часто видели свежий помёт медведя и рядом деревенских коров. У него постоянно была возможность совершить такое разбойное нападение, но он этого не делал. Вообще надо признать что медведь имея возможность напасть на домашний скот редко это делает. Видимо инстинкт подсказывает что будет неминуемая расплата. Чаще всего нападают на скот или медведица у которой горе- охотники убили медвежат. Или проходящий через чужую территорию мигрирующий медведь.


Ещё раз повторюсь- у каждого медведя есть своя территория. Это как свой дом где он хозяин. Так у нашего медведя не было причин совершать разбой. Но новость есть- её надо проверить. Кряхтя и чертыхаясь я взял ружьё, нож и пошли в тайгу проверить эту новость. Найдя корову я попросил Сашку подстраховать меня пока я буду осматривать место преступления. Чтобы он смотрел по сторонам от возможного нападения медведя. Чем больше и внимательнее я осматривал- тем больше возникало вопросов и недоразумений. Сразу бросился в глаза лабаз- настил на деревьях для ожидания зверя.

Спрашиваю: "Кто это сделал?" «Егерь»,- отвечает Сашка.

-Но егерь-то профессионал! А здесь сделано всё по-дилетански! Всё на скорую руку, всё показное! Почему?


-Не знаю- говорит Сашка.


- Так лабазы не строят! Посмотри какие тонкие выбраны деревья. Тут не только медведь их смахнёт, а настил от собственного веса может упасть! А ведь на настиле надо лежать, поворачиваться, стрелять наконец. А медведь с пробитым сердцем может ещё сто метров пробежать! И что будешь делать когда он этот курятник за одну секунду смахнёт, если курятник после выстрела сам не рассыплется?               


-Не знаю.


-Что ты заладил «Не знаю, да не знаю!» Смотри лучше по сторонам! А я пойду корову посмотрю! Ну и вонища!


Тушу коровы раздуло. Дышать невозможно. Замотал нос и рот курткой, оставил только глаза и пошёл осмотреть коровью тушу. Здесь возникло ещё больше неразрешимых вопросов. Если медведь убивает животное то будут видны следы травм на жертве. Травмы есть, но… Не характерные для медведя. Скорее сказать травмы сделанные под медведя! Судя по травмам медведь напал с боку и сзади. То есть ударом лапы по позвоночнику должен был сломать позвоночник. Позвоночник не сломан. Около позвоночника есть четыре глубоких раны. Но медведь не каратист- должен быть рывок лапой на себя. Следов рывка нет. Края у ран ровные, а не рваные, как должно было быть. После того как жертва повалена, хищник хватает её за горло или за нос. Действительно, на груди животного шкура ободрана на обе стороны шеи.  И  шкура должна быть разорвана, а не ободрана. Но края шкуры не рваные, а ровные. Разрез проходит ровно по центру шеи. Но медведь ведь не хирург, ему незачем такие изощрения. И должны быть следы окончательной схватки от которой жертва должна погибнуть. Таких следов нет! А от тех следов что есть-  не погибают.


Ладно. Смотрю дальше. После убийства коровы медведь ест самое лакомое для себя- это вымя. Действительно- вымени нет. Но края раны опять ровные, а не рваные! Ровные - как ножом вырезанные! Совсем ничего не понять! Если корову убил человек, то должны быть следы смертельной раны. Их нет! Правда корова лежит на одном боку. Что на втором боку? Надо её перевернуть. Но вонь такая что голова кружится. Да и перевернуть одному не под силу. Если убил человек, то должна быть причина. Просто так корову в тайге не убивают! Первая мысль- это на мясо. Но мясо не брали, вся туша целая. А ради вымени не убивают. Это далеко не самая вкусная часть коровы. Пока я осматривал, размышлял- услышал голоса людей идущих сюда. И здесь во мне чертёнок зашевелился, который приносит мне столько проблем! Что всё остальное кажется мелочью! Короче, я говорю Сашке:
«Сейчас я их пугану. Пусть думают что встретились с медведем!»
- Да ты что! Ты в своём уме?! Люди идут к корове, задранной медведем, они  наверняка с оружием. С перепугу начнут стрелять и тебя убьют ни за что! Им за это даже 15 суток не присудят! И ради чего?


- Интересно посмотреть как человек ведёт себя в подобной ситуации.


- Я в твои игры не играю- говорит Сашка. Они нечаянно могут и меня подстрелить!


- А ты ляг вон за большой валун и если меня пристрелят- начинай орать чтобы прекратили стрельбу.


Шутки, конечно, примитивные. Но уж какие есть. Так вот: Сашка лёг за валун. А я лёг в сухую траву и стал ждать когда люди подойдут поближе. Чтоб эффект был позримее. Первым шёл мой толстый лесник обливаясь потом. Как всегда двух ствольное ружьё у него было за плечами, а не на плече, на животе огромный, как меч- нож. А поперёк живота полный патронов патронташ. За ним хозяин коровы- деревенский мужик. И замыкали шествие, как потом выяснилось, инспекторы госстраха- две молодые бабёнки. Которые ради приключений готовы хоть к чёрту на рога. Я подпустил их поближе, собрал в руки сухую траву, лёг на землю- в лежачего труднее попасть, Одной ногой повёл по сухой траве, а руками начал выдирать сухую траву(была поздняя осень) и громко зарычал, изображая медведя. Они болтая толком не поняли что это за звуки. Тогда я набрал ещё больше в руки травы и резко потянул её. Она с громким треском начала рваться, а я как можно страшнее, зарычал. Как оказался у всех сзади мой толстый лесник, я даже не понял. То есть быстрее чем в диснеевских мультиках,за ним и хозяин коровы.


Вы, наверняка, видели как Трус, Балбес и Бывалый бежали с горы от собаки с динамитом в известном кинофильме «Пес-Барбос». Так то в кино. В жизни всё гораздо быстрее и интереснее. Бабёнки остались одни.Но и они себя долго ждать не заставили. Юбки конечно мешают при беге, особенно с горы, но если их поднять… Я упал в траву и вжался в землю как можно плотнее и ждал что через секунду- две откроется канонада и тут уж не до криков. Прождав несколько секунд у меня не выдержали нервы и я стал кричать:

"Не стреляйте! Стойте! Это я! Не стреляйте, здесь люди!"
Но в ответ тишина. Наконец голос подал Сашка:
«Жаль что тебя не пристрелили! С твоими шутками ты долго не проживёшь. Всё посмотрел? Пойдём домой».

- Да, пожалуй, на сегодня впечатлений хватит. Тем более я ещё от «Поднебесного зуба» не очухался. Только давай пойдём домой не по тропинке, а подальше от неё- стороной. А то действительно примут за медведя и пристрелят.               


И мы пошли домой метров за сто в стороне от тропинки специально громко разговаривая о чём попало. Вдруг я учуял запах дыма от костра. Мы начали ещё громче разговаривать чтобы не нарваться на перепуганных людей. Выйдя на тропинку, по запаху дыма, мы увидели костёр, две перепуганных женщины и хозяина коровы. Поздоровались. И тут они нам начали такие страсти рассказывать как их чуть не съел медведь. А когда дошло до воспоминаний о леснике я неудачно пошутил что его, видимо, съел медведь. Ведь он же жирный, большой и вкусный. Наверняка вкуснее чем протухшая корова. Они на меня так осуждающе посмотрели как будто я надсмехаюсь над их  единственным спасителем и кормильцем. В подтверждение своих слов они даже показали его двухстволку, патронташ и нож- меч, всю эту амуницию лесник отдал одной из женщин. Она это всё бережно сложила в одну кучу, так как если всё это навешать на её маленькую фигурку, то ей будет просто не под силу передвигаться.

«А где же лесник?» Спросил я эту спасённую даму.

- Он вдруг вспомнил что утром не пил чай. Сейчас сбегает домой, попьёт чаю, захватит ещё одно ружьё, нож и вернётся. А если до его возвращения придёт медведь пусть она его убьёт. Он когда вернётся поможет его ободрать.

-Да, - подумал я, - не слабо! Заварил кашу! Как же её  расхлёбывать? Прав Сашка, Если так жить, то долго не протянешь. Или меня убьют или задушат. И есть за что. И тут хозяин коровы начал объяснять что погибла не только корова но и нетель (Взрослая тёлка). Её надо обязательно посмотреть что бы составить акт о гибели и получить за её страховку. «Ну чтож, пойдём посмотрим»- говорю. И мы, увешенные оружием, начали подниматься в гору. Придя к трупу коровы начали искать погибшую нетель. Ходили кругами, ходили ловя потоки воздуха что бы учуять запах- безрезультатно! Видимо она погибла где- то очень далеко. Составили акт о гибели коровы от медведя и пошли домой. На полпути встретили толстого лесника, обвешанного оружием, и молодого деревенского парня тоже с ружьём.


- Я попил чаю и сейчас, практически, могу весь день охотиться! Пойдёмте добьём этого медведя!


- Нет, - говорю я, - Я устал, пойду домой. Если есть желание- идите.

Сашка, зная подоплёку, разумеется не пошёл. Хозяин коровы- не охотник, у него нет желания идти. Тогда лесник говорит молодому парню: «Пойдём вдвоём. Добудем медведя, тебе шкура, мне желчь медвежья, а мясо разделим пополам». « Удачи вам»- говорю и мы направились домой. Слышу лесник говорит парню: «Да ну его этого медведя. Шкура летняя, плохая, мясо тоже плохое- он питался тухлятиной. Такое и мясо! А из за одной медвежьей желчи стоит ли ноги бить! Пойдём тоже домой». И пристроились в хвост нашему отряду.
Только позднее, когда улеглись страсти, Я узнал что же на самом деле было. А было вот что. Когда егерь узнал что лесники хотят поймать и убить медведя решил перехватить инициативу и убить сам . Человек был опытный- профессионал в своём деле. Имел зарегистрированный нарезной карабин Симонова калибра 7,62мм.


Зная хорошо угодья начал искать встречи с этим медведем. И ведь почти нашёл! Понял его маршрут передвижения и однажды поздно вечером ждал его на переходе. Но… Но тут опять вмешался непредвиденный случай. Было уже темно. В это время в тайге  активны только ночные животные, но ни как не коровы. А вынесло корову. В темноте не разглядев он одним выстрелом уложил её на месте. Когда разобрался что не то сделал встал вопрос- как выйти из этой ситуации. Если всё честно сказать хозяину коровы надо будет за её заплатить 450 рублей. По тем временам немалые деньги. Если не сказать- то по пуле определят кто убил- 7,62мм только у его. А это суд, придётся платить за корову, платить судебные издержки и будет изъятие карабина. Выходит ещё дороже. Егерь выбрал третий вариант- сделать всё под медведя и свалить вину на медведя. Начал в спешке и в темноте подготавливать корову. Вырезал вымя, ударами ножа нанёс раны у позвоночника, ободрал шкуру на шее. Перевернул корову на бок где вошла пуля. Выходного отверстия не было. И в темноте начал строить лабаз. Утром, ещё до рассвета, продолжил строительство лабаза. Когда рассвело увидел что лабаз не вписывается в принятую версию, но исправлять уже поздно, да и усталость берёт. Утром пошёл в деревню с вестью что  медведь задрал корову, а он, егерь, караулит сейчас медведя. Нашёл хозяина коровы, сводил его на место. Показал, объяснил что он отомстит обидчику, а хозяин получит страховку. А тут и я очень к стати сыграл ему на руку как полный дилетант.


А медведя мы продолжали кормить как и подобает профанам. Но наконец- то он попал в нашу кулёмку. А мы уже настолько разуверились в своей затее что перестали регулярно проверять нашу  кулёмку. Тем не менее через неделю я прихожу и вижу что дверь закрыта. Обошёл кругом- все бойницы исправны. Начал издалека заглядывать в них. Если лицо близко поднести к бойнице то медведь может лапой легко одну голову забрать к себе для знакомства. Если сунуть ружьё в бойницу то останешся без ружья. Сколько ни заглядывал- не мог увидеть. Решил залезть на бревенчатый потолок. Оказалось мишка был нас умнее. Он выбрал самое тонкое бревно в потолке и начал его грызть. Вот для этого делают потолки тёмными. Наваливают сверху потолочного перекрытия кору, ветки, траву, землю- чтобы не было  просветов в перекрытии. А мы, по неопытности, посчитали это излишне. Но лучше перебдеть, чем недобдеть. Особенно в серьёзных делах. Так вот: мишка перегрыз одно бревно, завернул его внутрь кулёмки и действуя им как рычагом легко вывернул ближайшие потолочные брёвна. Хотя они и были стянуты срубом, скобами. А сделав себе отверстие для головы он вылез весь. Этого мы уже перенести не смогли и прекратили нашу затею- поймать медведя.