Глухариная охота

Иван Савельевич Соколов
Интересная птица - таёжный глухарь! Сколько на эту тему написано рассказов - не счесть! И птица стоит того! Перечитал горы книг на эту тему, а вот в живую на току ни разу не охотился. Но когда став лесничим я контролировал довольно большую территорию. С начало это было 105 тысяч гектаров леса. Потом, после лесоустройства, территории лесничеств разделили более равномерно и образовали ещё одно лесничество. В результате у меня под контролем стала территория 56 тысяч гектаров. Это очень много (особенно для европейской части), но хоть как-то позволяло вести лесохозяйственную деятельность. И конечно дело дошло до глухарей.

Известно, что самые лучшие инспектора получаются из вчерашних браконьеров. Так и здесь. Чтобы стать хорошим охранником леса, надо быть сперва профессиональным браконьером. От тебя уже ни что и ни кто не ускользнёт и не скроется  незамеченным. Все схроны, все повадки, все тайные места и тропы ты знаешь лучше своих противников. Но на приобретение опыта уходят годы. Я в то время был молод, горяч и очень «вязкий», как сказали бы о собаке по дичи. То есть азартен до беспредела. Ну и как все дилетанты, считал себя очень знающим человеком. Ведь я столько перечитал на эту тему! Так что дело дошло до практики. Описывать то, что сопутствует глухариной охоте, я не буду, об этом написаны тома!


Постараюсь наиболее кратко. Глухари начинают  токовать – петь в высокогорной Шории  19-20 апреля. То есть ещё по глубокому снегу. Где метр, а в распадках и до 1,5 метров толщиной. Идти на глухариный ток надо ночью – чтобы ни кто из людей тебя не видел. В конце концов это браконьерство. А ток в тайге километров 15 от села. На току надо быть перед  рассветом – это в 3-30. Потому что в 3-45 уже всё в полном разгаре, а в 4-30 уже светло и конец охоте. Все условия были соблюдены. Началось действо. Всё делаю как в литературе. Делаю только три шага – иначе спугнёшь и ночь пропала зря. Уже почти дошёл. Осталось сделать три – четыре шага, но в темноте нечаянно наступаю на опавший сучёк. Небольшой треск и всё смолкло. А к этому времени уже чуть рассвело. Мой глухарь и соседние глухари, громко хлопая крыльями, разлетелись. Ночь прошла зря! Пешком домой. Надо торопиться – с 8 часов начинается напряжённый рабочий день. Настал вечер. Прилёг на кровать, но от волнения и нетерпения не мог уснуть. Только стемнело – опять пешком на ток. На второй раз подошёл уже вплотную, но где-то в кроне ближайшего дерева сидел «молчун» - глухарь который от старости или от молодости не токовал. Меня, естественно, услышал и, громко хлопая крыльями, улетел, спугнув и «моего» глухаря. Остальные тоже разлетелись. Вторая ночь тоже пропала зря. На третью ночь я выбрал глухаря в стороне от остальных. Подкрался. И во время песни он вдруг замолчал. Я услышал в стороне шорох и невольно повернул голову. Шеей задел воротник куртки, издавшей слабый шорох. Этого оказалось достаточным чтобы «мой» глухарь, громко хлопая крыльями, улетел. Остальные - кто последовал его примеру, кто замолчал до утра. А утром глухарь близко не подпустит. Опять пешком по тайге домой. Опять работа, вечер и всё сначала.

   
Четвертый глухарь  классически пел. Я классически крался, но меня увидела одна из копалух-глухарок. Тревожно заквохтов, она сорвалась из кроны пихты и улетела, перепугав всех глухарей. Я чуть не заплакал и пошёл домой. Опять настала бессонная уже пятая ночь. Я с упорством фанатика опять на току. Жду песню. Запел! Крадусь. Темнота как в пещере ночью. Но глухарь поёт. Иду не более трёх шагов. Вдруг, ни с того ни с сего, глухарь замолк. Я в неудобной позе - на одной ноге. Замер! Не дышу, боюсь пошевелиться. И в этот момент у меня над головой душераздирающий хохот - ха, ха, ха! Я чуть ружьё не выронил и чуть в штаны не напустил! Нервы на пределе! Не спал пять суток! Физически вымотан до предела! Первой мыслью было: «Чёрт!» Потом - чертей ведь не бывает -  это сказки про них! Далее - «Я схожу с ума!» Но почему так необычно! «Крыша» должна «ехать» постепенно! И невольно поднял голову – где же «крыша»? А это оказывается в двух метрах надо мной  сидит огромный филин. Глазами хлуп. Хлуп!  А я не уверен, что у меня штаны сухие. Стрелять филина? Отомстить за пережитое? А он то здесь при чём? Каждый развлекается как может! Тем более в тайге, где ночью и развлечений не много! Я бы, наверное, тоже так поступил. Хотя рискованно, могут со страха убить.  Пока я стоял и так думал «мой» глухарь вообще раздумал петь. Филин видит что его шутка не удалась - улетел. Я поплёлся домой.


Придя на работу, начал составлять месячный отчёт, закрывать наряды и т.д. Чувствую со мной что-то творится ненормальное. Голова плохо соображает, руки трясутся, но главное - не вижу верхних строк текста в нормировочниках. Потом стал вообще  плохо видеть. И через часа полтора вообще ни чего не вижу. Всё превратилось в светлое пятно. Говорю помощнику: «Сходи, возьми автобус и отвезите меня в больницу». В амбулатории был хороший врач, который, осмотрев меня, сразу определил: «Нервное истощение - в стационар его!». В стационаре, в приёмном отделении, на мою беду дежурила медсестра соседка. Её возмутил такой диагноз: «Как? Молодой парень! Лесничий, ходит по тайге да цветы нюхает и такой диагноз! Они что там? С ума посходили!». А меня спрашивает:


- Ты в городе вчера был?
- Был, - отвечаю.
- А в столовой был?
- Был.
- Ну вот тебе и твой диагноз! Кто же ест в столовой! Вот тебе и результат! Отравился! Ну ничего, мы тебя на ноги быстро поставим!


А я уже и соображаю плохо, мне бы прилечь. Она, недолго думая, делает густой раствор марганцовки в 3-х литровой банке, подносит ко рту и говорит: «Пока не выпьешь всё – не отпущу!». Вы пробовали за раз осушить трёх литровую банку раствора марганцовки? Я тоже нет. Но как говорится «Надо, Федя!». Я пил до тех пор, пока не перестал дышать, остальное было вылито на лицо, на одежду, на пол. Стою, не шевелюсь. Не знаю что делать. Да ведь ещё и не вижу ни чего! Только слышу и ощущаю руками. Вдруг резкий удар в живот и она меня согнула пополам, как соломинку. Баба была молодая, здоровая, рост метр девяносто пять и вес 100 килограмм. Естественно, меня вывернуло на изнанку. После этого я уже вообще ничего не соображал. Она взяла меня «подмышку» и отнесла в палату. Хотела поставить укол снотворного, но я раньше укола уснул. Разбудили меня через сутки. Сходил в туалет, что-то успел перекусить и опять уснул на сутки. И так неделю. Потом ещё неделю приходил в себя. За это время скопилась масса дел и мне было уже не до охоты, которая точно - хуже неволи.