Обзор Виртуалов Александра Малашкина

Гуйван Богдан
              Сегодня я предам обзору роман Андрея Малашкина «Виртуалы», который можно прочесть здесь: http://proza.ru/avtor/golden1 . С самой экспозиции произведение меня приятно удивило, но не красивым оформлением и удобочитаемостью, чего так не хватает публикациям на этом сайте, а качеством текста и построением сюжета. Главный герой – финансовый эксперт Стас, который любит своих родителей и девушку. Он склонен к чувственным описаниям природы и увлечён своими переживаниями. Текст романа представляет собой рассказ Стаса - человека оптимистичного и со светлой душой, что, несомненно, придётся по душе многим.

              Сюжет завязывается, когда главному герою звонит друг детства, который служит в Секретном Ведомстве (тм). Он сообщает Стасу примерно следующее «Нет времени объяснять. Земле конец. Мы загрузим твой разум в компьютер». Услыхав такое, Стас опешивает и долгое время не может поверить в то, что всё происходит на самом деле, строя версии, будто всё это розыгрыш. Сам понимая заезженность хода, когда главного героя вырывают из обыденности, и он оказывается чуть ли не Избранным, автор вкладывает в голову Стаса мысли типа «я будто попал в дешёвый фантастический роман». Мне кажется, что можно было обойтись и без этого, начав повествование сразу в гуще событий, когда главный герой уже в курсе, что Земле грозит гибель, а он должен спасти человечество, и просто вспоминает эти детали по пути к цели.

              Так или иначе, Стасу предстоит покинуть телесную оболочку, став машинным кодом внутри квантового компьютера, симулирующего реальность. Поскольку Земле грозит гибель, человечество собирается сохранить память о себе ну хотя бы в такой форме. В общем, сделать резервную копию. При этом Стасу и его одиннадцати коллегам – Виртуалам – предстоит в будущем найти способ перешагивать границу между виртуальным и реальным мирами. Но разработчики вовсе не удосуживаются подключать к компьютеру героев какие-либо приспособления для манипуляций с внешним миром вроде роботов или замороженных человеческих эмбрионов. Голый компьютер с цифровыми копиями Виртуалов запускают в космос, подальше от разрывающейся в клочья Земли.

              В этот момент предвкушается действие с кучей препятствий, научных дискуссий и загадок, где в финале после долгого и трудного пути главные герои таки найдут фантастический способ перемещения между реальностями и в последнюю секунду жизни их компьютерно-генерированного мира Стас под пафосную мелодию активирует Горн и выпрыгнет через закрывающийся портал в реальность… Что-то я перебрал. В общем, начало романа детальное, интересное, напряжённое, и оно как бы заставляет ожидать не менее захватывающей кульминации, но вместо этого сюжет внезапно останавливается, главный герой немного болтает, путешествует, а решение проблемы отыскивается как бы между делом, и совершенно не детализировано. В начале Стасу говорят «найди способ материализоваться», а в финале он рассказывает, что «короче, мы нашли способ материализоваться». Хотелось более детальных объяснений.

              Это, как если бы в финале «Войны миров» Уэллс написал «в общем, марсиане все почему-то издохли, как и должно было случиться». Тем не менее, некоторые сюжетные повороты второй половины очень непредсказуемы и действительно способны удивить читателя. Это и отличное объяснение того, как внутри квантового компьютера удалось воссоздать реальность, и прикрученная в финале ноосфера – всё это компенсирует указанную выше недосказанность. И всё же финал скомканный, и в целом сюжет во второй половине сильно проседает, не выдерживая ритма, качества и ЭПИЧНОСТИ начала. Больше рассказывать о нём не имеет смысла, поскольку тогда пойдут сплошные спойлеры.

              «Виртуалы» написаны качественным и зрелым литературным языком. Главный герой постоянно размышляет на различные философские, научные и этические темы, при этом, размышления умело разбавлены действием и диалогами. Мир будущего представлен в виде утопии, и автор словами главного героя постоянно объясняет читателю технологические и социальные аспекты человеческой цивилизации середины двадцать первого века. В финале повести имеется логическое объяснение, зачем он это делал. Хотя не совсем обосновано то количество сравнений с нашим временем, приведённое в этих отступлениях. Стас вроде бы в десятых годах только родился, и не особо-то мог оценивать изменения, происходившие с миром. Но что сильнее всего бросается в глаза – иногда не критически важные для понимания происходящего вещи начинают объясняться именно тогда, когда хочется поскорее узнать развитие сюжета.

              Есть также технические ляпы. Например, современный российский истребитель, испытательные прототипы которого носят название Т-50, а программа разработки названа ПАК ФА, носит в книге название… ПАК ФА. Я не сомневаюсь, что этот истребитель будет служить в войсках и спустя тридцать лет. С учётом продолжительности выпуска и модернизаций, это нормальный срок эксплуатации военной техники. Но после принятия на вооружение истребителям присваивается серийное название. И меня, как любителя стреляющих железяк, такие мелочи немножко раздражают. Проще и художественнее было бы написать «там стояли истребители».

              И в целом, складывается чувство, будто автору больше нравилось расписывать позитивные стороны утопичного мира и философствовать, чем, собственно, следить за увлекательностью и насыщенностью сюжетной канвы. Возможно, замысел был в том, чтобы заставить читателя ещё больше жалеть о гибели человечества. Так или иначе, нельзя не отдать должное литературному мастерству автора. Оно на высоте не только в сравнении с творчеством других авторов этого сайта, но и вообще на высоте.

              Герои мне не запомнились. Во-первых, Стас был загружен в квантовый компьютер вместе с одиннадцатью другими людьми. Остальное человечество состояло из «мобов», NPC, неважно, как это называть. Важно то, что вместо двенадцати противоречивых конфликтующих личностей получился Стас и компания. Большинство более-менее запоминающихся и претендующих на раскрытие персонажей являются эпизодическими. Подружка главного героя вся такая красивая и умная, что аж тошнит. Причём, она даже не удосужилась помочь Стасу спасти мир. Это было бы штампом, но иначе, зачем вообще было вводить любовную линию? Всё это отчасти компенсируется детальным описанием мыслей и переживаний главного героя, который предстает перед читателем довольно интересной личностью. И по ходу действия, а это важнее всего, Стас действительно меняется.

              Подведём итоги. «Виртуалы» - это мастерски написанная захватывающая поначалу, и разочаровывающая ближе к финалу история об экономисте, в общем-то, и не спасшем человечество. А одно отсутствие этого штампа даёт мне право поставить роману 8,5 из 10.

              И не доверяйте рыженьким :)