Диалог с Жизнью

Сергей Александров Волчара
Небольшой экспромт о вечном вопросе.
.
Я: - Скажи, Жизнь , в чём твой смысл?
.
Жизнь: -Ты сомневаешься, что я имею смысл?
.
Я: - Нет, что ты. Я не сомневаюсь , что у тебя есть смысл, но я сомневаюсь, что он постоянен. Мне кажется, что он слишком мимолётен и изменчив, как ветер в мае, как форма морской волны, как моё настроение.
.
Жизнь: - А ты предпочитаешь, чтобы мой смысл был как вечные седые пирамиды?
.
Я: - Конечно. Ведь смысл обязательно связан с долгом, даже священным долгом, а в пределе с абсолютным, божественным долгом, императивом.
.
Жизнь: - Давай предположим, что я имею такой смысл, но скрываю до поры до времени от тебя. Но вот настаёт момент, и я тебе говорю: Вот мой вечный смысл, вот моя истинная ценность, вот моя священная обусловленность , вот мой безусловный детерминизм . Не возникает ли у тебя желания усомниться в этом? Не становишься ли ты рабом такой жизни?
.
Я: - Да, пожалуй, такой смысл может поработить. Но тогда вообще вопрос к тебе, к Жизни, в чём твой смысл является порабощающим, вернее самопорабощающим.
.
Жизнь: - Тогда откуда может взяться потребность в таком вопрошании? Почему у тебя постоянно возникает желание спрашивать меня - в чём мой смысл? Давай тогда предположим , что мой смысл переменчив и может разворачиваться на 180 градусов ежесекундно . Тогда у меня как бы нет постоянного смысла, но с другой стороны постоянно какой-то смысл есть. Теперь предположим , что у тебя есть возможность ощущать этот смысл без вопрошаний, а непосредственно : нутром, кожей, сердцем, всем существом . Будет ли тогда для тебя долгом обязательно придерживаться этого смысла?
.
Я: - Это было бы странным делом , считать своим долгом одно, а через секунду противоположное.
.
Жизнь: - Одного смысла жизни ты будешь придерживаться, а другой отрицать?
.
Я: - Если смысл жизни так переменчив, то мне ничего не остаётся, как только одного придерживаться, а другой отрицать.
.
Жизнь: - В таком случае, если ты один мой смысл отрицаешь, а другого придерживаешь, то имеет смысл мне у тебя спросить: А в чём твой смысл?
.
Я: - Да уж. Такого поворота событий я не ожидал, когда сама Жизнь меня спрашивает , а в чём твой смысл.
.
Жизнь: - Да, это тем более странно для того , кто взял на себя роль спрашивать у Жизни , в чём её смысл.
.
Я: -Ты заговорила о роли. Ты считаешь, что мой смысл – это выбранная мною роль?
.
Жизнь: -Не знаю . Выбранная тобою или навязанная тебе мною, но эта роль должна быть сыграна хорошо.
.
Я:- Возникает некоторое недоумение. Ты предлагаешь оценивать игру выбранной роли. Но кто будет это делать : Ты(Жизнь) или Я? Если Я, то тогда оценка непосредственно связана с чувством удовлетворения. Если Ты, то Жизнь( моя) связана с жизнью других людей, и тогда оценка будет исходить от них.
.
Жизнь: -Да , оценка будет иметь двойственный характер, если так можно выразиться - альтруистически-эгоистический.
.
Я: - В таком случае, не только у самой ролевой игры, но и у самого выбора этой роли тоже двойственный характер. Для того чтобы сориентироваться в выборе мне приходиться нутром, кожей, сердцем, существом ощущать предлагаемые тобой смыслы, которые по сути являются не смыслами , а лишь вопрошаниями: «В чём твой смысл?». И в соответствии с моими эго-альтру- представлениями выбирать роль. Тогда это, по сути, этический выбор.
.
Жизнь: - Именно. Тогда начинает проясняться почему у тебя возникает потребность в вопрошании «В чём смысл жизни». Это потребность усиливается , когда утеряны собственные этические ориентиры. То есть ты не способен мыслить в эгоистко-альтруистичекой плоскости и достойно отвечать мне(Жизни) – Кто Ты такой? В чём твой смысл?. Само же вопрошание « В чём смысл жизни» это типичное избегание ответственности, то есть попытка избежать ответа на поставленный вопрос: В чём твой смысл?
.
Я: - Я попытаюсь оправдаться. Только не знаю с чего начать. Ты, Жизнь, утверждала, что обязательным условием ориентации в выборе своего смысла является то, что я должен всем своим существом ощущать предложенные тобой переменчивые смыслы. Но если я буду ориентироваться по этическим принципам, то не нарушится ли чувствительность к твоим смыслам?
.
Жизнь: - Если ты под этическими принципами подразумеваешь, только усвоенные шаблоны, навязанные неизвестно кем, то чувствительность, действительно нарушится. Но в этом и есть этический парадокс. С одной стороны ты должен увеличивать чувствительность к предложенным жизнью смыслам, а с другой стороны эта чувствительность мешает тебе быть стойким в выбранном тобою смысле.
.
Я: - И как же мне быть?
.
Жизнь: - Здесь без любви и открытости не обойтись. Тебе надо принять все предложенные жизнью смысла как они есть . Тогда твой смысл сложится как пазл. Это будет не компромисс, или пренебрежением одного ради другого. Это будет целостность. И тогда тебе самому захочется наполнять свою жизнь бесконечным количеством разнообразнейших смыслов, и каждый из них будет чувствоваться всем своим существом. Тогда и Жизни Других для тебя будут иметь такой же смысл , как твой собственный.
.
Я: - Я понял. Мой смысл заключается не выборе роли, а наполнять свою жизнь всем многообразием смыслов, которые только Ты, Жизнь, можешь предложить. Спасибо тебе, Жизнь.