Вдогонку

Елена Самойленко 3
                *    *    *
Забавно всерьёз полагать, что ты избран               
Из массы подобных существ,               
Что голос, тревожащий нежные фибры -               
К прыжку изготовленный шест.               
Опомнись, земной и небесный ребёнок,               
Нелепые планы стряхни!               
К напевам страдающих и восхищённых               
Вздох светлый присоедини!                1997 

                *    *    *               
Пускай стихи мои повыметут, как хлам,       
Лишь веки опущу у сонного предела.               
Я удивленья слёзы пошлиной брала               
И выполняла всё, что небо мне велело.           2002

                *    *    *               
В небе, как в море, не то далеко, не то близко.               
Всё сходит с неба - боги, дожди, НЛО.               
Вычеркнут там мое имя из звёздного списка,               
Если не вспыхнет оно, излучая тепло.               
Тень моя будет скитаться у гулких развалин,               
Скручиваться в убыстрённый мультяшный кошмар             
И вспоминать, как меня при рожденьи назвали,               
За ускользающим бликом спеша сквозь угар.                1997

                *    *    *
Когда сквозь стёкла розовых очков               
Я не гляжу на мир преображённый -               
Не вижу в небе радужных мостов,               
Не слышу сказок от ветвей зелёных.               
Как в склепе тесно в равнодушной мгле.               
Зажатая автобусной толпою,               
Стою на покачнувшейся земле,               
И небо в грязных брызгах надо мною.                1974
 
               *    *    *
Свежий ветер, буйный ветер –
Флюгером не счесть.
Пусть ты на другой планете –
Знаю, что ты есть.
Пусть ты троллем заколдован,
В камень превращён,
Чародейкой очарован
И в неё влюблён.
Пусть ты где-то за штормами,
За крутой волной,
Пусть все волны между нами –
Это всё равно.
Пусть ломает сильный ветер
Ветки тополей –
Важно: ты живёшь на свете
И в душе моей.                1978

                *    *    *
Русалку ведьма в пену превратила.               
Для принца ведьма сделала добро.               
Любовь русалки принца тяготила.               
Ему в сто раз приятней видеть было            
На гребне кружевное серебро.               
О Андерсен, волшебник увлечённый!          
Придумай, как мне внешность изменить.
Придумай превращенье для влюблённой:
Стать рыбой, деревом, травой зелёной,      
Чтоб ненавистной милому не быть.                1978

              *    *    *
Два моря - влаги и эфира.               
Кто про тебя мне сообщит?               
Ты тоже отлучён от мира.               
Одна морзянка верещит.               
Не выплеснут радиоволны               
К твоим ногам на твой порог               
Ни возглас нежный, увлечённый,               
Ни полу -спрятанный упрёк.               
Не могут, не умеют мысли               
Мои плыть в радиоволнах.               
Но дни до встречи не исчислить.               
Я повидать тебя должна!               
Над морем перекувырнуться,               
Косаткой ловкой обернуться,               
От хищных родичей удрать,               
Не трогать килек и сардинок               
И в океане отыскать               
След корабля чутьем звериным.               
Вдруг в человека превратиться,               
Взлетев на палубу с волной.               
Тебя заставить изумиться               
И усмехнуться над тобой.               
Ты не обрадуешься встрече...               
Пусть побольнее волны хлещут.               
До смерти можно утомиться,               
Тогда желаю одного:               
В изнеможении разбиться               
О корпус судна твоего.                1979               

                Сказка отпуска
За окошком электрички мокрый снег мелькает,
И аккордами гитары оживлён вагон.
Полностью не слышу песен – стук колёс мешает,
Но обрывки фраз тревожат, как кошмарный сон.
То ли вороны летают, то ли волки воют,
То ли кто–то скачет лесом на лихом коне…
Под ударами гитары треснул лёд покоя.
Пульс моей печальной сказки зачастил, как снег.
Под мостом вода клокочет, шлёпаются волны,
Растрепались пряди пенных водяных кудрей.
А вдали за поворотом, где река спокойна,
Валуны лежат, как стадо каменных моржей.
Слышите, о чём сороки на сосне судачат?
Здесь совсем не так спокойно, как казалось мне.
Каждый вечер, чуть стемнеет, здесь русалка плачет
На одном из этих гладких выцветших камней.
Женщины пойдут на танцы, я пойду на берег.
Я сидеть не буду с книгой в комнате пустой.
Я скажу ей, что ужасно не люблю истерик.
«Что с тобой?» - спрошу. Ответит: «То же, что с тобой.
Утешать меня не надо. Слёз моих не жалко.
Пусть бегут ручьём солёным по камням речным.
Что скажу я человеку, если я русалка?
Я дышу водой, он дышит воздухом земным.
Знаю: он подолгу смотрит в глубину речную.
Может быть, меня он ищет в этой глубине.
Я – волшебница, но счастья нам не наколдую.
Радости не наколдую ни ему, ни мне…»
Ну а я домой уеду. Слёзы глубже спрячу.
Мне нельзя поплакать вволю, я же человек.
Но и дома буду слышать, как русалка плачет
Где -то на одной из бурных и холодных рек.                1987

                *    *    *               
Когда про бездуховность говорят               
С тем ханжеством, вернувшимся на сцену,               
Не знают, что в любой душе горят               
Волшебные созвездия Вселенной.               
Всё создано любовью и добром.               
У каждого в душе огонь бессмертный:               
У любящего - золотым костром,               
У негодяя - углем незаметным.               
Но путь неправды страшен и жесток.               
Кто без греха? Кто осуждать рискует?               
Недаром же к тем милостивей Бог,               
Кто из угля костёр в себе раздует.                1992

             *    *    *               
Повсюду - клювы, жала, зубы.               
Ни Бога, ни добра.               
Душа спрессована, как кубик,               
И тьма с утра.               
Пронзительна, как скрежет стали,               
Строка любви.               
Когда до визга больно таять -               
Легко убить.                2006

              *    *    *
У магазина лежало тело.
Не шевелилось и не храпело.
Часть женщин, вздрогнув, брались за сердце
И подходили, чтобы вглядеться.
Опознавали, шагали дальше,
Вздыхая радостно: «Нет, не наше...»
Вот раздвоение – половина
Тебя спит в луже у магазина!                2005

             *    *    *
Раскрашиваю ежечасно
Существование моё.
Пустым, бесцельным и бессчастным
Оно мне снова предстаёт.
А путь оставшийся несчислен
В изобретеньи дел и схем...
Но если я не вижу смысла,
Не значит – нет его совсем.
                2011

                Земное.               
Себя за мелкий промах исказню.               
Но все равно спасаться буду с теми,               
Кто, как деревья, рукоплещет дню.               
Ведь прелесть мира изобрёл не демон!               
И не было ошибкою Творца               
Одеть дрожащей плотью наши души,               
Страстям свободный доступ дать в сердца.               
Был на Земле ему наместник нужен.               
И прежде чем в заоблачность уйти,               
Здесь отслужить свой срок должны мы честно:               
Все силы приложить, чтобы внести               
Гармонию в питомник поднебесный.               
И как бы ни был верующий прям,               
Какой бы ни запасся чистотою -               
Но будет ли полезен Богу там               
Помощник, отвергающий земное?                2002               

                *    *    *               
Заполнить каждый миг трудом,               
Чтоб бился день, как конь в аркане,               
И не заботиться о том,               
Куда стекает с губ румянец.         
На всех парах вперёд спешить               
Во славу гордого мгновенья,               
Что можно в книге засушить               
Цветком навеки совершенным.                2006    

                *    *    *
Я рада бредить красотой твоей.         
Я рада этой мысли неотлучной.          
Пусть даже будет так: не став смелей,               
Любовь умрёт, как родилась,- беззвучно.               
Нарушить не посмеем никогда               
Невидимую прочную границу.               
Всё, что для нас могло бы счастьем стать,            
Во времени бесследно растворится.               
Воздушный замок рухнет. Свет затмится.            
Последний родничок души моей               
Затянет паутина серых дней.               
И станет сердце медленнее биться.               
Я на судьбу обиды не держу -               
Я каждый день в твои глаза гляжу.                1985

                *    *    *
Опять набычились тучи. Нет никакого просвета.
И солнце где-то закрыто на три висячих замка.      
Опять в горячке работы метаться мне до рассвета,
Но радость теплится в сердце, во всех его уголках.
За этой тучей угрюмой я вижу синее небо,               
За этим днем бесконечным я вижу светлые дни.         
Они ещё не настали, но огорчаться нелепо.               
Они ещё не настали, но тем прекрасней они.               1985               
               
                *    *    *               
«Ведь не на Марс он улетел!» -               
Меня подруга утешала.               
Но я в бездонной пустоте               
Бояться смерти перестала.               
Мне стал заманчив мир иной.               
Кто знает, как там сортируют?               
Пошлют в один пчелиный рой?               
В один стальной брусок спрессуют?               
Нет смысла разлучаться нам               
Живыми или мертвецами.               
Дрожит нездешняя струна,
Хмельная радуга меж нами.                1995

                *     *    *
Мокрый лес, полный птичьего пенья,
Над могилами тех, кто ушёл.
Даже просто бродить привиденьем
Тут, наверное, так хорошо!
Тут берёзки беззвучно трепещут
На отвалах высокой горы,
И для всех суматох человечьих
Вход непреодолимо закрыт.                2008

                *    *    *
Встретиться нам – это блажь природы,
Непредсказуемый катаклизм.
Встретиться нам – никакие годы
Не замедляют сердечный ритм,
Встретиться нам – диалог не нужен,
И не телесны как будто мы.
Встретиться нам – и душе под душем
С себя колючки и накипь смыть.                2007
            
             Стихи к «Ламбаде»
Эта песенка, лёгкая, как пена на волнах,               
Как дыхание ветерка на южных островах,               
Как плеск воды, как сияющий май,               
Прилетела в наш пасмурный край.               
В дымном городе, где цветы цветут лишь раз в году,               
Где прохожие друг от друга добрых слов не ждут,               
Песня звучит, как волнующий смех,               
Как рецепт для спасения всех.               
Пусть со временем светлая надежда пропадёт.               
Эта песенка нас от грустных мыслей не спасёт.               
Но я её подарила тебе,               
Ты её будешь помнить теперь.                1987