Эмиграция

Майя Стриганова
Советский  Союз. 90-е годы...Всё перевернулось  с  ног  на  голову, ожесточённая  борьба за власть, страна кипит, пустые полки в магазинах,  хаос  в  головах  -  что было?  Что будет?  Чем дело закончится?  Ну, уж ничего хорошего нечего  ждать.

Сижу  как-то  в  ванной, вдруг замечаю – дверь качается. Почему? Дверь деревянная  тяжёлая и вдруг качается. Мурашки пробежали по телу. Шепчу  испуганно: «остановись» .  Остановилась!  Страх  сковал всё тело. В голове  одна  мысль -  что это? Решаюсь тихо спросить : « к добру  или к  худу,  если  к  добру  -  покачайся»  И  к  моему изумлению,  дверь закачалась.   Я близка была к обмороку, и стала умолять, сама не знаю кого,  « остановись, больше не качайся, я боюсь, я одна в квартире, не пугай, пожалуйста.»  Остановилась. В ужасе я вышла из ванной, села на диван и просто ни о чём не могла думать.

Прошло несколько  месяцев. С работы  меня  сократили, продукты  по  талонам, как во время  войны, даже  по  знакомству ничего невозможно  достать, ни продуктов, ни товаров. В  магазинах  - пустота, на улицах  - гвалт, люди нервные, злые. Люди  уезжают  за  рубеж.  Я  и  не  задумываюсь  об  этом.  Пусть,  кто  хочет,  едет.  Получаю  приглашение от родственников, уже  уехавших  в  Израиль, советуют приезжать. Обиженная  на незаконное  увольнение, замученная в этом хаосе, решаю уезжать.  И как я готовила документы, распродала   и  раздарила  все  вещи , я  теперь  даже не  могу  вспомнить, как будто  это  делала  не  я, а кто-то вёл  меня  всё  время,  как под  гипнозом.

  И  вот  я, сын и его молодая  жена заходим  на борт самолёта Боинг.  И вдруг я очнулась, что натворила!?  Разорила  свой  дом, всё, нажитое  таким  трудом.  Я  -  никто  и  ничто,  без  денег, пустая, с  корнем  вырванная  из  своей  земли,  и  я  горько  зарыдала.

  Подошла  невестка : « Мама, пойди  переоденься  в  туалет, там так красиво, чисто.» Ну, конечно,  надо переодеться, мы же одеты по зимнему, Урал, январь,1992 год. Пошла. Туалет   поразил меня  -  просторно, от  чистоты  всё  блестит, шампуни, салфетки , всякие кнопочки, и не знаю для  чего.  Вернулась  на место  и уже  некогда стало плакать. Стюардессы  вежливые улыбаются,  что-то постоянно предлагают, будто я  гостья  долгожданная  -  соки, чай, кофе, перекус, орешки,  плед, подушечки, удобно ли, что ещё хотите? Телевизоры,  в наушниках  разные программы  музыки. Не  привыкшая  к  такому  сервису, я просто обалдела, слёзы высохли,  будь, что  будет, дело сделано.

   Израиль  нас  встретил  тёплой  летней  по-нашему  погодой. В  аэропорту  нас  встречали, отвели в просторное  помещение. Диваны, столы  с  очень  вкусной  едой,  напитками.  В общем, встретила  нас  страна  очень  тепло, с каждым побеседовали,  выдали израильские  паспорта,  довольно  приличное  пособие и квартирные и  талоны  на  такси, кому  куда  надо  ехать.   Мы  поехали  к  родственникам  в  г. Бат  Ям, что в переводе  - русалка. Вскоре  мы  сняли  жильё  недалеко  от  моря.

    И  вот началась  наша  новая  жизнь.  О  красоте Израиля  я  и  не  буду  писать   -   красота, чистота, цветы, деревья, воздух! Ну,  такой  чистый  воздух,  дышалось  так  легко.  В  первую очередь  -  учить  иврит  в  школе,  параллельно  сын  устроился  в  ресторан,   а  я  пошла  на  разные  работы: уборка  квартир, домов, уход за  пожилыми, нянька, шила  -   ну, в общем, пошла  по  рукам, невестка  в  цветочный  магазин  устроилась. И  так  мы  втроём  впряглись  в  нашу  упряжку. На  прожить  денег  вполне  хватало, но в  перспективе  надо  купить  жильё  и стать  побогаче.   Через   два  года  всё  устаканилось,  ребята  к  своим  дипломам  инженера  закончили дополнительно
курсы, потихоньку  зарплаты  повышались,  родился  внук,  купили небольшую  квартиру  в  кредит. Но так  как  зарплаты  прибавлялись, то кредит старались  гасить  побыстрее.
               
            Особое  отношение  в  Израиле  к  детям.  Их  нельзя  обижать,  даже  родителям,  оставлять  одних  до  12  лет,  к  ним  нельзя  прикасаться  чужим  людям.  В  нашем  доме  жил  один  молодой  мужчина  из  России.  Семья  его  ещё  не  приехала  и  он  очень  скучал  о  своей  дочке.  Поднимается  он  по  лестнице  домой,  навстречу  две  девочки  возраста  его  дочки.  Он  шёл  из  магазина  и  решил  угостить  девочек  шоколадкой. Через  полчаса  у  него  уже  была  полиция,  обвинили  его  в  приставании  к  девочкам.  Другой  менталитет.  Он  объяснил  всё  и  ему  посоветовали  снять  квартиру  в  другом  районе. 
Легко  отделался.  Кстати, и в  Канаде  очень  строгие  законы.
 
             Народ  в  Израиле  чудесный, добрый,  отзывчивый , у  меня  много  появилось  друзей  из  местных.  К  сожалению, некоторые  из  наших  соотечественников  стали  обманывать  своих   же, почти  так  же, как в  России,  и  у  израильтян  сложилось  негативное  отношение  к  нам.  Приходилось  доказывать  им  на  деле, что  в  основном  мы  порядочные  и  культурные  люди.
               
             На  съёмной  квартире  мы  собрались  всей  роднёй.  Незамысловатые  закуски,  напитки.  Фотографировались.  Потом  я  показывала  израильским  соседям  нашу  встречу.  Они  с  удивлением  разглядывали.  Оказывается  их  удивило,  что  на  столе  не  было  водки.  Водка  и  мат  -  визитная  карточка  русских.  В  Бат  Яме  много  красивых  скверов.  Стоит  сесть  на  лавочку,  к  тебе  подсаживается  кто-то,  поговорить,  народ  общительный.  Меня  часто  приглашали  на  семейные  мероприятия.  Все  приходят  с  детьми.  Зайдя  в  ресторан,  все  садятся  за  столы,  не  дожидаясь  официального  приглашения  и  начинают  угощаться.  Не  так,  как  у  нас,  когда  все  садятся  за  столы  и  начинаются  тосты.

             В  Израиле  культ  угощений.   Я  работала  по  уборке  домов,  няней  и  везде  хозяйки  заботились  накормить,  напоить, и  оплачивали  дорогу. На  предприятиях  оплачивали  дорогу  и  кормили.  По  праздникам  делали  большие  подарки  или  чеки  в  приличные  магазины.   Климат  Израиля  делится  на  лето  -  жара,  и  зима -  дожди  и  ветра.

            Идёшь  вдоль  сквера  и  часто  видишь  на  скамеечках  аккуратно  сложенные  вещи,  причём  не  старые,  обязательно  выглаженные.  Когда  у  нас  родился  мальчик,  нам  знакомые  и  не  знакомые  приносили  такие  красивые  детские  вещи,  и  кроватку  принесли.  Теперь  я  понимаю,  почему  вещи  выглядели  новыми.  У  детей,  да  и  взрослых  очень  много  вещей,  есть  такие,  которые  почти  не  одевали.  Сейчас  у  нас  тоже  есть  вещи  не  успевшие  дети  поносить.  Два  дня  подряд  приходить  в  садик,  школу,  на  работу  в  одной  одежде не  принято,  такие  люди  считаются  грязнулями.

           Первое  время  я  очень  тосковала  о  России,  готова  была  вернуться. Но  меня  лишили  уже  гражданства   преждевременно. Жилось  материально  неплохо,  но  всё  чужое.  Я  тосковала,  не  спала  ночами.  Хочу  назад  в  СССР,  которого  уже  нет. И  вот  через  2  года  я  приехала  в  Россию,  пока в  гости, с  надеждой, что  останусь, ведь  квартиру  кооперативную  я  не  продала  на  всякий  случай. Но  я  страну  не  узнала,  это  была  совсем  другая, чужая  для  меня  страна,  очень  переживала, что  СССР  уже  нет,  и  всё  не  так,  и  все  совсем  другие.  Перед  отъездом  в  Израиль  мне  выдали  зарубежный  паспорт  сроком  на  5  лет,  и  тут  оказалось,  что  мой  паспорт  уже  не  действительный,  гражданства  я  лишена  и  заслуженную  пенсию  я, оказывается,  не  заслужила. Я  очень  обижена  за  это.  Ни  одна  страна  так  не  поступает  со  своими  гражданами.

           Я  встречалась  со  своими  друзьями,  видела,  как  они  живут,  как  живёт  страна.  И  меня  поражала  серость  и  убогость.  Но  люди  хвалились,  что  сейчас  жизнь  налаживается.  Боже,  думала  я,  они  счастливые  люди,  они  не  знают,  как  они  плохо  живут. В  магазинах  мне  хамили, я  уже  отвыкла  от  такого  обращения  и  даже  плакала. В  Израиле  зайдёшь  в  магазин,  продавцы  тебя  встречают,  как  долгожданную  гостью,  предлагают  попробовать продукт,  улыбаются,  заходите  ещё.
 
           Через  5  лет  мы  уже  крепко  стояли  на  своих  ногах. Но друзья  сына  потянулись  в  Канаду,  более  европейскую  страну, и  он  решил  тоже  уехать, тем  более,  что  он  фактически  русский, отец его  русский  и  воспитание  русское,  ничего  еврейского, кроме  мамы,  и  то  только  по  паспорту.  И  он  с  семьёй  уехал  в  Канаду. А  через  пол  года  и  я  к  ним  приехала.

   А  каковы  наши  дела  Канадские  я  напишу  в  следующий  раз.



.......................................