Паук-ломбардист

Братья Бирт
               


            Можно с уверенностью  сказать, что это очень редкий вид, но не исчезающий. Мне кажется, что их с каждым годом становится всё больше и больше. Вы его не найдёте ни в лесу, ни в скалах, ни в степях. Этот паук чисто городской, особенно распространён в крупных городах. В деревнях, в посёлках, станицах, хуторах его не бывает, хотя есть предположение, что какой-то подвид и существует. Паук очень крупный, размером с человека. Лапок у него не восемь, а всего четыре. Они мохнатые и очень шустрые, но на самых кончиках имеются голые отростки в виде пальцев. На задних лапах он передвигается спокойно, не дёргаясь, передними может быстро ощупывать дорогие вещи и после этого очень хорошо ориентируется, что с ними делать дальше. Глаз всего два, а не четыре, но они всё и всех видят. Взгляд очень цепкий, неповерхностный. Он почти сразу улавливает, кто перед ним и почему вдруг этот посторонний оказался на его территории. Свою паутину этот паук-ломбардист ткёт очень искуссно и умело. Она практически не заметна, но крепка и держит «попавших» в её сети довольно прочно.
            Напротив моего окна уже шесть лет существует ломбард. Раньше там, на первом этаже, была квартира. Сейчас на окнах решётки, а на стёклах большими оранжевыми буквами написано и по вертикали, и по горизонтали слово «LOMBARD». На  металлических тяжёлых дверях появилась вывеска с часами работы ломбарда. Часы приёма ежедневно, без выходных. Наружная дверь всегда гостеприимно  распахнута, чтобы уже издали видели - ломбард работает. Нужда заставляет людей идти в это «логово» сдавать ценные вещи, получать за них «гроши» и как-то, может быть, выйти из трудного создавшегося положения. Не раз я видел, как люди выходили из этого заведения, пересчитывая зажатые в ладонях деньги. Радости при этом  у них никогда не было. Видимо расчитывали получить больше, а дали на много меньше.
            Вначале своей деятельности ломбардист ездил на потрёпанных красных «жигулях». Сейчас каждое утро он подъезжает на шикарном джипе серебристого цвета. На стене, пониже окон, повис кондиционер. Из машины он выходит не сразу, как всегда, держит паузу, присматривается. Только после этого не торопясь покидает автомобиль. Открывает массивную дверь своего заведения очень осторожно. В начале посмотрит вскользь налево, затем также направо, только потом достаёт медленно ключ и вставляет его в замочную скважину.
            Однажды утром, в воскресенье, я сидел на кухне и завтракал, когда вдруг увидел через узенькую полоску незадвинутых штор хозяина ломбарда. За окном было тихо и безлюдно. Ломбардист как раз повернулся к двери, и было заметно, что его что-то насторожило. Я вдруг понял, что он спиной почувствовал мой пристальный взгляд! Увидеть меня было невозможно. Я продолжал с азартом наблюдать из глубины кухни, что будет дальше. Ломбардист на мгновение замер, потом резко повернулся ко мне лицом и стал внимательно просматривать этажи нашего дома.  Вскоре, опуская свой взгляд с четвёртого этажа до первого, он понял, с какого окна на него смотрят. Я был поражён его интуиции! Ломбардист  пристально глянул в мою полоску между штор, мне даже показалось, что на расстоянии в пятьдесят метров наши глаза встретились! Наступило некое замешательство. Только после этого он повернулся ко мне спиной и стал открывать дверь. Почувствовал, видимо, что с этого окна ему ничего не грозит.
            Как-то я зашёл в ломбард, чтобы поближе увидеть этого «паука». Открыл внутреннюю, тоже тяжёлую дверь, и оказался сразу в очень узком коридорчике с маленьким стеклянным окошком-кассой для приёма материала и выдачи денег. Напротив кассы была небольшая витрина под стеклом. Я подошёл к ней и стал рассматривать выложенные там на продажу вещи. Много было цепочек, колец. Особенно мне запомнились красивое ожерелье с драгоценными камнями и стоило оно 700 евро, и простой ничем не примечательный крестик в три евро. Ещё подумал:"Ломбардист, наверное, отдал за это ожерелье в три раза меньше тому кто его принёс". Никого не было, и я постучал о широкий подоконник кассы. Мгновенно, откуда-то с боку появился сам хозяин ломбарда. Это был мужчина лет за сорок с умными глазами и добродушной улыбкой. Мы разговорились. От него я узнал, что старинных монет ему не приносят, и он скупает только золото и серебро. Пообщавшись с ним, я вышел со странным чувством, что он вовсе и не "паук". Мне даже показалось, что при всём при этом у него наверняка возникают иногда этакие странные мысли о своём непростом предназначении в помощи страждущим. Спустя недели две заглянул снова в ломбард. Было интересно купил кто-нибудь ожерелье или нет? Самое удивительное, что ожерелья уже не было, да и крестика тоже, а на витрине появились два цифровых фотоаппарата.
            А однажды я его увидел, как он кормил голубей, стоя на крылечке ломбарда. Всё таки он добрый - подумал я. Просто жизненные обстоятельства заставляют его заниматься таким делом. Так, наверное, и палач  под тяжестью этих самых  обстоятельств работает в своей профессии лишая кого-то жизни... Другими словами работа есть работа.
            Он заботливый. Не раз я наблюдал, как он по зимнему утру с усердием смахивал со ступенек снег, выпавший за ночь. Беспокоится за клиента. Оно и понятно.      


Май 2013г.