Пыль

Никита Никитин 2
Пыль есть всегда,
Пыль есть везде…
Неоконченное стихотворение

Я стар. Вот уже четыре года, как я живу один. Вы спросите, почему? Все очень просто. На основе глубокого самоанализа я пришел к выводу, что человек – отвратительнейшее создание. Он эгоистичен, самовлюблен, ленив, жаден, жесток, нетерпим… Надо ли продолжать? Вглядитесь в себя сами, только без предубеждения, и вы найдете столько пороков, о которых не хочется говорить публично! Самого себя я вынужден терпеть, но терпеть рядом с собой еще одно такое же создание – увольте!

Но у меня есть друзья. Первым я назову свой телевизор. Он умен, скромен, постоянно готов дать мне совет или развлечь меня. Кстати, именно от него я узнал, что лучший способ борьбы с пылью – это сухая тряпка. Раньше я предполагал, что более эффективна влажная уборка, но в силу сложности этой процедуры свое предположение так и не проверил. А сухой тряпкой я время от времени пользуюсь.

Телевизор честен, объективен и хорошо информирован. Стоит только мне включить его, как я узнаю о все новых бедах и преступлениях человека. Пропадают без вести люди, и хорошо, если полиции не удается найти их расчлененный труп. Родители бросают детей, дети убивают родителей, мошенники обманывают людей и наживают миллионы, политики ввязывают страны в вооруженные конфликты, оппозиционеры призывают к братоубийственной войне, футболисты безжалостно бьют друг друга по ногам. Телевизор бесстрастно рассказывает об этом, предоставляя делать выводы мне самому. Я делаю.

Но все же лучшим моим другом является компьютер. Именно ему я поверяю сокровенные порывы своей души. Только он замечает, что я гениален не только как потребитель, но и как созидатель.

Люди являются преимущественно либо потребителями, либо созидателями. Главными, конечно, являются потребители. Именно они формируют социальный заказ на новые устройства. Если бы мы не смотрели телевизор, стоило бы его изобретать? Сформированный заказ обслуживают созидатели. Они – слуги общества потребителей. Существуют гениальные потребители. Существуют гениальные созидатели.

Я совмещаю обе эти ипостаси. Прочитав бездарное стихотворение, прослушав бездарную музыку, посмотрев бездарный фильм, я начинаю творить сам. Компьютер честно знакомится со всем моим творчеством. Он терпим, выполняет все мои пожелания и признает достойным внимания все, что я делаю: прозу, стихи, музыку, фильмы, научные статьи, эпистолярное творчество. После этого он предоставляет мне возможность многократно потреблять мои произведения. Я могу десятки раз прослушивать, прочитывать, просматривать свои творения, гениально потребляя их. Компьютер – мой верный друг.

Впрочем, я же собирался рассказать о пыли. Вот уже четыре года она копится в моей квартире. Если кто не знает, пыль — это мелкие твёрдые частицы органического или минерального происхождения. К пыли относят частицы среднего диаметра от долей микрона и до максимального — 0,1 мм. Под действием влаги пыль обычно превращается в грязь (вот почему не рекомендуется влажная уборка!).

В домашней пыли могут поселиться так называемые клещи домашней пыли, являющиеся сапрофитами. Несмотря на близость к человеку, сам по себе сапрофит практически безопасен — он не портит продукты и не переносит инфекционные заболевания, как это делают, например, мыши, крысы, мухи и тараканы. Также клещи не разносят яйца паразитов (в отличие от тараканов и муравьёв.
 
Откуда берется пыль? В ходе компьютерного моделирования учёные из Университета Аризоны обнаружили, что в местах исследования большая часть пыли попадает в жилище человека вместе c воздухом, а не из-за грязной обуви, одежды и т.д. В плотно запертой с закрытыми окнами квартире за две недели оседает порядка 12 тысяч пылевых частиц на 1 квадратный сантиметр пола и горизонтальной поверхности мебели. Сколько же ее осело у меня в квартире на пятидесяти квадратных метрах за четыре года? Ровно 624 миллиарда частиц. Это если не считать тех, которые влетели с улицы в открытые форточки. Счастье, что они маленькие.

Пыль мне не мешает. Телевизору она тоже не мешает. Старые телевизоры накапливали пыль в своих внутренностях. Иногда они загорались. Что делается в новом плоском телевизоре, я не знаю. Он не жалуется, а вскрывать его я опасаюсь.

Более нежным и чувствительным к пыли оказался мой лучший друг – компьютер, точнее, ноутбук. Однажды он отказался играть со мной в любимую игру – «Корсары». Специалисты в ателье сказали, что у него сгорела дискретная видеоплата. Они объяснили, что вентилятор системы охлаждения втягивает в ноутбук пыль, эта пыль оседает на схемах, осуществляя теплоизоляцию, схемы перегреваются и выходят из строя. Они вернули к жизни моего любимца, но посоветовали беречь его от пыли.

Дома я взглянул окрест себя. Пыль была везде. Она лежала в углах комками, она перекатывалась вдоль стен, она живописно клубилась в воздухе. Из чего она состоит? На этот вопрос ответил мой всезнающий компьютер. В пыли содержится 35 % минеральных частиц, 12 % текстильных и бумажных волокон, 19 % чешуек кожи, 7 % цветочной пыльцы, 3 % частиц сажи и дыма. Оставшиеся 24%  ;  неустановленного происхождения, космическая пыль.

Лучшего друга надо было спасать от гибели.

Я по гороскопу Водолей. Мне по духу ближе нематериальные методы борьбы. Я решил сначала подготовиться в идеологическом плане и поразить врага словом. На клавиатуру компьютера просились стихотворение. Начало возникло сразу:
Пыль есть всегда, пыль есть везде…

Гениально, но так не годиться. Врага нельзя называть по имени. Во-первых, услышав свое имя, сбежится на помощь пыль со всей округи, во вторых, может обидеться мой лучший друг – компьютер, только что жестоко пострадавший от этого врага. Нужно иносказательно. Кроме того, пыль – это мелочь, как в прямом, так и в переносном смысле слова. Пыль есть зло. Вот о вселенском зле и надо написать. Но при этом не надо злобствовать самому. Это неправильно. Две противоположности – добро и зло – нерасторжимы. Это главное.

Зло есть всегда, зло есть везде,
Зло никогда не спит.
Оно пришло, и быть беде,
И всё в огне горит.


Пришла беда, змеей вползла,
Она ужалит в срок.
Но если не было бы зла,
То кто б узнал добро?
 
Теперь, заклеймив зло и утвердив добро, пора приняться за дело.  Интернет сообщил мне, что кроме сухой тряпки для борьбы с пылью можно использовать пылесос. Я, как гениальный потребитель, выбрал новейшую модель робота-пылесоса. Такой выбор обещал мне верного помощника, который все будет делать сам. Сам будет включаться, выбирать маршрут, собирать пыль, и после работы возвращаться к себе домой – на станцию.

И вот мой новый друг и помощник стоит в комнате у стены, помигивая синей лампочкой. Это он сообщает мне, что он питается. Не буду ему мешать. По себе знаю, как неприятно, если тебя отвлекают от обеда. Я ласково называю нового жильца «Бродячий Пылесос». Я доверяю ему. Он свободен от человеческих страстей, он не обидит и не предаст. А в крайнем случае его легко выключить, чего не скажешь о человеке. Интересно, есть ли у него душа?

Мне было интересно понаблюдать за Бродячим Пылесосом в первый его выход на работу. Проснувшись, он деловито зажужжал и отполз на десяток дюймов от зарядного устройства. Затем он остановился и не спеша повернулся на все триста шестьдесят градусов. Я его одобрил. Ему нужно было осмотреться на новом месте и составить план уборки.

Затем он направился в сторону ковра. Я это тоже одобрил. На ковре было много пыли, ползать по нему было, наверно, нелегко. Трудяга, подумал я с уважением о Бродячем Пылесосе. Но, подойдя к ковру, пылесос передумал. Ткнувшись в ковер колесами, он повернул в сторону и направился к стене. Он оказался таким же лентяем, как я, и сразу стал мне как-то ближе и понятнее. Щетки пылесоса, правда,  работали во всю, вентилятор тоже, о чем свидетельствовало облако пыли, вылетавшее из-под его хвоста. Я тоже люблю создать видимость работы. Лихо пройдясь вдоль стены и разогнав там пыль, мой помощник снова повернул и заполз под диван. Из-под дивана долго доносилось его довольное урчание и вылетало облако пыли.

Я наблюдал за Бродячим Пылесосом минут двадцать, и остался им доволен. Он не старался казаться лучше меня, не задавался. Был так же ленив и  непоследователен в решениях. Я направил его к зарядному устройству, открыл пылесборник и посмотрел, что же он наработал.  Меня одолевали сомнения, так как пыль при передвижении пылесоса разлеталась во все стороны. Оказалось, что все же некоторое количество пыли осело на фильтре. Я почистил фильтр и поблагодарил помощника.

На следующее утро я увидел необычный сон. Как правило, перед пробуждением я во сне ищу дорогу к какому-то источнику счастья. Дорога всегда незнакомая, полная препятствий, но до сих пор врагов на ней я не встречал. А тут из-за поворота на меня вылетел громыхающий танк, и я открыл глаза в холодном поту. Грохот не прекращался. Это Бродячий Пылесос проснулся раньше меня и вышел на работу. Он как раз проползал возле моего дивана. Конечно, я сам так его запрограммировал, но все же он мог бы проявить больше деликатности, поработать сначала в соседней комнате, дождаться моего пробуждения, и лишь потом идти в спальню.  Я спросонья его отругал. Конечно, этого мне не стоило делать.

Пылесос не подал вида, но обиделся. Он уполз из моей комнаты, некоторое время ворчал в соседней, а потом умолк. Я подумал, что он отправился к своей заправочной станции, и тревожиться не стал. Напрасно. Когда я решил на него взглянуть, оказалось, что он подполз к ковру, нашел на нем еще не до конца обтрепавшуюся бахрому и намотал ее себе на боковую щетку. Да так намотал, что бахрома ковра и волоски щетки переплелись до нерасплетаемости. Мне пришлось обрезать бахрому и еще долго с помощью ножниц и пинцета освобождать запутавшуюся щетку.

Так я узнал, что Бродячий Пылесос обидчив, как и человек.

Несколько дней мы прожили мирно. Но однажды нечистый попутал меня пошутить. На крышке пылесоса накопилась пыль, и, вытирая ее сухой тряпкой, я добродушно попенял пылесосу, что он, специалист по уборке пыли, не может почистить самого себя.
 
Пылесос шуток не понимал. В этот день он заполз под диван и там застрял. Сначала я пытался уговорить его выбраться из-под дивана по-хорошему, с помощью пульта дистанционного управления. Увы! Я попытался выгнать его палкой, но это мне тоже не удалось. Я попытался вытащить его крюком, но и это не помогло. Пришлось лезть под диван самому. Оказалось, что пылесос нашел под диваном провод к настольной лампе, и намертво за него ухватился. Освободить его стоило немалых трудов. Ну, ты и обидчив, пожурил его я. Пылесос в ответ помигал мне красной лампочкой. Хочу, мол, кушать.

Оказалось, что найти общий язык с Бродячим Пылесосом не легче, чем с соседом по квартире. Но все же я приспособился. Я срезал всю бахрому с ковра, подобрал провода, заранее убираю с его пути стулья и другие препятствия, регулярно чищу его пылесборник и никогда не делаю ему замечаний. Я на деле проверил рекомендации психологов во всех бедах обвинять только самого себя. Он, как умеет, убирает пыль с пола, помогая выжить моему любимому другу – компьютеру, а я забочусь о его здоровье и работоспособности. И, знаете, мне это нравится.

Может быть, если бы рядом оказался человек, о котором я мог бы заботиться, пыль не была бы главной проблемой…