Живут мирные люди. Продолжение

Анна Кулебякина
  ЧУЖИЕ . ( февраль 1995 – го )

Не было никакого автобуса ... Вместо него на мёрзлой дороге стоял УРАЛ ... Мощная полу – военная машина ... Водитель ждал когда поднимутся люди ...Рядом с водителем стояла Марха ... Казалась весёлой ... Или старалась казаться ...
- Ирина ... Всё будет хорошо !..
И обращаясь к водителю , добавила :
- Она мне как сестра !..

Возле Моздока нас остановили ... Говорили на русском ... Один голос принадлежал нашему водителю ... Второй – человеку , которому русский был явно родным языком ... Голос приблизился ... Дверь распахнулась ... На нас смотрел ОН ... Тот , от кого мы бежали ... Помятый ... Небритый ... С автоматом через плечо ... Так я увидела его впервые ... Лицом к лицу ... Он смотрел на сидящих в машине с сомнением ... На бабушку – так , как будто именно её меньше всего ожидал увидеть здесь ...

- Здравствуйте , граждане бандиты !
Ему ответили хором ...
- Здравствуйте !..
- Оружие ... наркотики везём ?
- Не – ет ...
- Не – ет ?.. Ну – ну ...
Мигель смотрел на него со странным выражением радостной злости ... Тогда я думала только о том , чтобы он не выкинул какую – нибудь глупость ...

В Моздоке мы нашли автобус , идущий до Минеральных вод ... Перед отправлением автобуса водитель стал собирать деньги за проезд ... Дошла очередь до нас ... Водитель остановился напротив мамы в ожидании ... Неожиданно глаза её заблестели ... Кожа на лице порозовела ... Она преданно смотрела в глаза водителю ... Лепетала :
- Извините нас , пожалуйста ... Мы из Грозного ... Беженцы ... Можно мы так ?..
Раздражение ... Досада ... Скука ... Ледяное молчание ... Водитель не смотрит на нас ... Не замечает ... Нас не существует ... Мы обязаны быть благодарны за то , что он всё же позволил нам остаться в автобусе ... Вместе с нормальными людьми ... С теми , кто заплатил за проезд ... БЕЖЕНЦЫ ... Ну почему именно в его автобусе ?.. Целых четыре места !.. Мама старалась говорить тихо ... Но я физически ощущала – все слушают ... Все смотрят на нас ... БЕЖЕНЦЫ !.. Надо же !.. Ещё хватает наглости о чём – то просить ... Моложавая женщина в шубке и шапочке , сидящая рядом с бабушкой , брезгливо морщила хорошенький носик ... Конечно ... Ведь от бабушки плохо пахло ... А как ещё могут пахнуть БЕЖЕНЦЫ ?!

В Минеральных водах мы сели на поезд до Волгодонска ... Стемнело ... Рядом с нами ехали молодые парни и девушки ... Такие как я ... Может быть чуть старше ... Шумная компания ... Такие как я ?.. Нет ... Совсем не такие ... Теперь – нет ... Всё изменилось ... Вернее – они остались прежними ... Изменилась я ... Они были вместе ... Я была ОДНА ... Нет ... Не одна ... Вдвоём с моей ЧЕРНОТОЙ ... Я сидела к ним спиной ...

Слышала , как они смеются ... И чернота росла ... Раздувалась ... Заполняла собой ВСЕЛЕННУЮ ... Стаей термитов мозг точили вопросы ... ПОЧЕМУ ?.. Почему с ними так нельзя , а со мною – можно ? Разве между нами есть разница ? Разве мы не граждане одной страны  ? Разве наша республика не является такой же неотъемлемой частью государства , как и любая другая его часть ? А если является , тогда непонятно : почему жители одной части едут в поезде отдыхать , а жители другой –  едут в том же поезде в никуда ? Как такое возможно ? В чём наша вина ? В чём их заслуга ? Почему между нами пропасть ? Кто определил  то , кому быть по одну сторону пропасти , кому – по другую ? Кто ?..

 Я сидела лицом к окну ... И за окном была ЧЕРНОТА ... Чернильно – чёрная чернота ... Мелькали многочисленные призрачно – жёлтые квадратики окон ... Окон многоэтажных и частных домов ... Окна казались висящими в пустоте ...  Казались глазами ... Подслеповатыми и недобрыми ... Как будто сама ЧЕРНОТА смотрела в окна поезда ... Наблюдала ... Нет ... Конечно нет ... Это были обычные окна ... И за ними жили обычные люди ... Они собирались вместе у себя на кухнях и пили чай ... Вечерний чай ... Как когда – то и мы с Мигелем ... Совсем как мы с Мигелем ...  Когда – то ... А теперь мы ехали в никуда ... Ко мне подошла мама ... Присела рядом ... Мама молчала ... Смотрела на мелькающие мимо окна домов ... В окне поезда отражалось её лицо ... Я видела как осунулось это лицо ... Заострился нос ... Залегли сизые тени под глазами ... За каких – то полтора месяца ... Полтора месяца ?.. Нет ... Прошло больше тысячи лет ...

Мама заговорила ... Смотрела мимо меня в чернильно – чёрную пустоту и говорила ...
- ОНИ живут также как раньше ... Для НИХ не изменилось ничего ... Господи !.. Ну почему всё это должно было случиться именно с нами ?!. Почему мы не имеем право жить также , как и ОНИ ?!. Ну чем мы хуже ?!. Всё !.. Не повезу вас больше назад !.. Будем закрепляться в Волгодонске !..
Мама не ждала моих возражений ... Может быть знала – у меня не хватит на это силы ... Может быть ей было всё равно ... Мне было всё равно ...

Ранним утром мы были в Волгодонске ... Водителем рейсового автобуса был коренастый мужчина с открытым обветренным лицом и сильными руками ... Мигель стоял рядом с водителем и оживлённо говорил с ним ... Мы подъезжали к нашей остановке ... « А мы ведь из Грозного ... » - зачем – то сказала бабушка ... НЕЧТО мрачное и далёкое ... ТО , что происходит где – то и с кем – то ... ТО , о чём говорят ... ТО , чего не видели , но знают – это СТРАШНО ... Насколько оно может быть рядом !.. Вот они – люди ОТТУДА ... И ничем не отличаются от остальных людей ... Водитель смотрел на Мигеля серьёзно и внимательно ...
- Да ты что ... Тогда удачи тебе , Миша ... Она тебе ещё понадобится ...

Мы вышли на Морской ... Приземистые четырёхэтажные дома из красного кирпича с плоскими крышами ... « Хрущёвки » ... Маленькие и тенистые летом дворики с массивными деревянными лавочками на витиеватых чугунных ножках ... СТАРЫЙ ГОРОД ... Здесь жила старшая дочь бабушки Ольга со своей семьёй – мужем и сыном шести лет  ... Тётка по случаю переезда взяла на работе отпуск и была дома ... Переезжали в НОВЫЙ ГОРОД ... От Химзавода , где работала всю свою сознательную жизнь , тётка получила двухкомнатную квартиру ... Посуда ... Вещи ... Книги – всё было упаковано в коробки ... Оставалось разобрать мебель ...

Тётка говорила с бабушкой ... Вернее – выговаривала бабушке :
- Опоздали вы ... Приехали бы раньше – возможно удалось бы квартиру на вас переоформить ... Как на беженцев ... Чуть – чуть не успели ... А теперь квартира чужим достанется ...
- Оля ... Ну кто же знал ? Кто думал , что так получится ?.. А оно вон как получилось ...
- Это точно ... Никто из вас почему – то не думал никогда ни о чём ... Я Ирке ещё когда говорила о переезде в Волгодонск ?.. Город строился ... Молодым специалистам семейным жильё давали ... Вон Ивахно четырёхкомнатную квартиру получила ... Так нет же ... Ирка сделала всё по – своему ... Она ведь у нас самая умная ...
- Да что уже теперь об этом говорить ?
- Да ... Поздно уже ...

Дядя Толик попросил прийти товарищей по работе – помочь грузить вещи ... Пришло несколько человек ... Коренастые ... Широкие насмешливые лица ... Ладони как лопаты ... Приступили к погрузке ... Появилась и тихо стояла в стороне просто одетая женщина ... Жена одного из носивших по лестнице вещи ... Заметила мужа ... Подошла ... Говорила в пол – голоса ... Уговаривала ... Пробовала тянуть его за рукав ... Оставила ... Отвернулась ... Женщина плакала ... Ушла ... Слышались обрывки фраз стоящих возле подъезда помощников :
- Чего это она ?
- Домой хотела его забрать ... Чтобы не пил ...
- Ну даёт !.. Что же это – зря он , чтоли , по лестнице со шкафами ползал ?   За спасибо ?.. Сказано – баба !.. Не понимает ни хрена !..
- Ну ... И плачет ещё ... Тут плачь – не плачь – ничего не изменишь ...
Казалось странным слышать подобный разговор ... Казалось странным видеть как плачет женщина – в городе , где НЕ ПРОИСХОДИТ НИЧЕГО ... 

НОВЫЙ ГОРОД ... Новый дом ... Девятиэтажный ... Панельный ... Светло – серый ... Напротив – такой же ... Как брат – близнец ... Огромный двор открыт всем ветрам ... Пустой ... Казённый ... С экрана телевизора первый президент Российской Федерации говорил о том , что мирное население покинуло город ... Остающиеся в городе оказывают сопротивление федеральным войскам и будут подвергнуты физическому уничтожению ... Хотелось заорать во всю глотку : « НЕТ !.. ЭТО НЕПРАВДА !!! ТАМ ЖИВУТ МИРНЫЕ ЛЮДИ !!! ТАМ ОСТАЛОСЬ МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ !!! ОН ВРЁТ !!! »

Но я только смотрела и молчала ... Не в силах отвести глаза от первого президента суверенной России ... А ЧЕРНОТА внутри разрасталась ... Прислушивалась к словам президента ... Ползала бескрылая , цепляясь мохнатыми когтистыми лапками за обрывки воспоминаний последних событий ... Забиралась даже в отдалённые уголки сознания и вонзало в него свой полу – прозрачный волосатый хоботок ... Дырявила мозг , оказавшийся не в состоянии воспринимать ДИКИЙ БРЕД , помоями хлещущий с экрана телевизора ...  В воспалённом мозгу кузнечным молотом стучал вопрос : « КАК ТАКОЕ ВОЗМОЖНО ?! » ВЕДЬ ЭТО БРЕД !.. НЕУЖЕЛИ ЭТОГО НИКТО НЕ ПОНИМАЕТ ?! Волгодонск ... Чужой город ... Город , где НЕ ПРОИСХОДИТ НИЧЕГО ... По полу – пустым улицам города брела я ... Навстречу мне нёсся степной февральский ветер ... Колол и резал кожу множеством микроскопических льдинок ... Раздражённо гнал домой ... Домой ... Возможно прохожие замечали то , как я странно одета ... Мне было всё равно ...

Тётка снова отчитывала бабушку :
- Хватит всем говорить о том , что вы из Грозного !..
- Оля ... Ну кому я говорю ?..
- Да ты всем об этом говоришь !.. Хватит !.. Мне это неприятно ... И потом – это никому не интересно ...

Оставалось внести последний взнос за тридцать шесть квадратных метра на десятом этаже десятиэтажного дома ... Дома по улице Гагарина ...  В микрорайоне со странным названием В – У ... Чтобы вложить деньги в покупку этих метров , маме пришлось « прокрутить » их – полученные от продажи бабушкиного дома , в кампании «РУССКИЙ ДОМ СЕЛЕНГА » ... Какое – то время деньги матери « крутились » в кампании ... Тётка также вложила туда деньги ... Затем мама деньги сняла и посоветовала сделать это тётке : « Что – то мне не нравится ... Предчувствие у меня какое – то странное ... Оно меня практически никогда не обманывает ... » Мама деньги сняла , а тётка предпочла рискнуть ... Рискнула ... Больше своих денег она не видела ...

 Мама была рада и горда собой , что настояла на продаже бабушкиного дома ... Дом действительно продали вовремя ... Предчувствие мамы , что с продажей дома тянуть больше нельзя , позволило выручить за него хоть какие – то копейки ... А так – неизвестно что было бы ... Мама практически всегда предчувствовала когда « запахнет жареным » ... Практически ... Последние события в республике её предчувствия как – то обошли стороной ...
МАМА : Ничего ... Скоро у нас будет своё жильё ... Последний взнос и нам дадут ключи от нашей квартиры ... Хочешь посмотреть на дом , где наша квартира ?
Я : Нет ... Не хочу ...

 Шестилетний сын тётки – Димка вернулся с улицы ... Прыгал на пол с табурета ... Тётка привычно кричала до хрипоты : « ДИМА , ПРЕКРАТИ НЕМЕДЛЕННО !!! ПРЕКРАТИ , Я КОМУ СКАЗАЛА ?! МОЖЕТ ВНИЗУ УЖЕ ТОЖЕ ЗАСЕЛИЛИСЬ !!! » Димка скакал по кухне , не собираясь ничего прекращать  и монотонно повторял : « ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ !.. ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ !.. ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ !.. ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ !.. »
ТЁТКА : ДИМА , ЗАМОЛЧИ !!!
ДИМКА : ШАКАЛЫ !..

ЧЁТКО ... УВЕРЕННО ... ЗВОНКО ... РАДОСТНО ... В пространство ... И пространство отреагировало ... Со страшным грохотом ... С сумасшедшим рёвом ... Прямо на меня неслась ВОЛНА ... Подминающая ... Сметающая ...  Пожирающая ... ВОЛНА казалась СТЕНОЙ бесконечной высоты ... Светло – серо – зелёная ... ВОЛНА заслонила небо ... ВОЛНА отрезала окружающий мир ... Оставались только мы ... Только Я и ОНА ... И я знала – ничего нельзя сделать ... Бежать некуда ... ВОЛНА нахлынула ... ТИШИНА ... Под слоем непрозрачной воды – ТИШИНА ... Ни звука ... Звуков нет ... Не существует ... И это хорошо ... Спокойная тишина ... ВОЛНА схлынула ... Но ТИШИНА осталась ... Только теперь ТИШИНА была ДРУГАЯ ... ТИШИНА пищала множеством комариных голосов ... Верещала множеством автомобильных сирен ... Вонзалась множеством тонких невидимых игл в мозг ... Покалывала мочки ушей и ладони ... Зашевелилась ... Заворочалась разбуженная дремавшая ЧЕРНОТА ...

Тётка во все глаза смотрела на Димку и молчала ... Стряхнула с себя оцепенение ...
- ЧТО ?!!
Разъярённой медведицей ринулась к Димке ... Цепко схватила того за рукав ...
- ЧТО ТЫ СКАЗАЛ , МЕРЗАВЕЦ ?!! ДА КАК ТЫ ПОСМЕЛ ?!! АХ ТЫ ГАДЁНЫШ !!! ТЫ ЧТО БОЛТАЕШЬ ?!!
Тётка трясла Димку так , словно тот был грушей ... Казалось – ещё немного и выдернет тому руку ... Димка дёргался , словно деревянная марионетка на тонких невидимых лесках ...
- ОТ – ПУС – ТИ – И – И !.. ЭТО НЕ Я СКАЗАЛ !!! НЕ Я !!!
- КОНЕЧНО НЕ ТЫ !..   ТЫ САМ ДО ЭТОГО БЫ НЕ ДОДУМАЛСЯ !.. ГДЕ ТЫ  ЭТО СЛОВО УСЛЫШАЛ ?!! ГОВОРИ !!!
Димка изловчился и вывернулся ... Стремительно унёсся на безопасное расстояние от тётки ...
- ЭТО ВО ДВОРЕ СКАЗАЛИ !!!
- ЧТО СКАЗАЛИ ?!.
СКАЗАЛИ , ЧТО К НАМ ШАКАЛЫ ПРИЕХАЛИ !..
- ВО ДВОРЕ ГЛУПОСТЬ СКАЗАЛИ , А ТЫ ПОВТОРЯЕШЬ !.. ДИМА , ТЫ ЧТО ДУРАЧОК СОВСЕМ ?..

Вечером я сказала матери :
- Когда мы поедем домой ?.. Я не хочу жить здесь ... Мы здесь чужие ...
- Домой ?.. Домой ...
В чужой город пришла весна ... Как и в любой другой город ... Мама и я пошли на приём к мэру города – господину Виноградову ... Мама поднялась ... Я осталась ждать на улице ... Переулок Солнечный ... Только не было ничего солнечного ... Дома тоскливого серого цвета ... Как братья – близнецы ... Молчаливое небо было затянуто пеленой ... От края до края ... В зимней одежде становилось жарко ... Другой не было ... Я стояла в центре города , где НЕ ПРОИСХОДИТ НИЧЕГО и мимо меня шли люди ... Жители города ... Одетые по – весеннему ... Люди шли , не торопясь ... Люди спешили ... Люди странно смотрели на меня  и мою зимнюю одежду ... Люди не смотрели и не замечали меня ... Не так далеко от их города есть город , где возможно именно СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ ТО , ЧТО ПРОИСХОДИТЬ НИКАК НЕ ДОЛЖНО ... Люди не знали этого ... А если и знали – не думали ... Не хотели думать ... Зачем ?.. Ведь тот город достаточно далеко , а свои трудности всегда ближе ...

 Вернулась мама ...
- Ну , что он сказал  ?
- Кто ?..
- Как кто ? Виноградов ...
- Меня его заместитель принимал ...
- Ладно , какая разница ?.. Заместитель что сказал ?
- Спросил : почему мы приехали именно в Волгодонск ?..
- А ты ?
- А я сказала , что у меня сестра здесь живёт ... В общем , он ничем не может нам помочь ...
Мама опустила руки в карманы своего тёмно – розового пальто ... и ...
- Смотри – ка ... Надо же ... А я и забыла совсем о ней ... А она всё это время в кармане лежала ...
В руке мамы была ниточка ... Простая белая ниточка ... Мы стояли в центре города , где НЕ ПРОИСХОДИТ НИЧЕГО ... ЧУЖОГО нам города ... Мимо нас шли люди – жители города ... ЧУЖИЕ нам люди ... ЧУЖИЕ нам , как и мы – ЧУЖИЕ им ... Нас разделяла пропасть , которой РАНЬШЕ не было ... Пропасть ширилась с каждой минутой ... И я физически ощущала – никакие мосты не могут помочь ... Мы навсегда останемся по ТУ СТОРОНУ ...