Тупик улучшения

Анатолий Образцов
Половину своей сознательной жизни я слышал об улучшении и стремился к нему. Лучше слушаться родителей, лучше учиться, лучше питаться – эти и подобные "девизы" наполняли жизнь от рождения. Потом появились идеалы и стремление приблизиться к ним. Причем смена идеала или его приближение к духовному воспринималось мною как всеобщее улучшение меня. Этот процесс настолько глобален и я находился настолько глубоко внутри него, что никаких шансов взглянуть на происходящее со стороны не было.... Пока об этом не позаботилась жизнь.
И я для себя понял – сама модель, в которой я существую, ущербна. Ориентация на внешний мир без внимания к миру внутреннему любое улучшение превращает в иллюзию движения.
Это – горизонтальное измерение жизни – из прошлого в будущее, от рождения к могиле.
Но, оказывается, есть еще и вертикальное измерение. И переход к нему – истинный гештальт, смена модели. Это не интеллектуальный процесс, это должно пройти через сердце и душу.
Приведу простой пример. Пять лет пребывания в СИЗо и кардинальные изменения. Раньше, в той модели, я представлял, что довел свою жизнь до такого состояния, следствием которого и явилась изоляция. И изменение внешних условий – столь резкое и драматичное – привело к трансформации внутренней.
Теперь я понимаю, что внутренний процессы во мне достигли такого напряжения, что потребовалась резкая смена обстановки – что и было с легкостью совершено. Когда процесс внутренних изменений достиг какого-то нового горизонта, вновь потребовалась смена внешних условий – и то, что не удавалось в течение пяти лет, произошло с легкостью за два дня.
Мне очень интересен этот процесс, и хотелось бы услышать ваш опыт.