С чистого листа

Зинаида Чванькова
                (Почти детективная история)

Он пришел в себя. Сильно болела голова. Он протянул руку к голове, потрогал, нащупал место боли, затем посмотрел на руку, она была в крови. Что это – подумал он. Где я? Кто я? Все прошлое куда-то исчезло. Голова была пустая. Ему стало страшно. Он почувствовал холод. Посмотрел на себя. Был он в рваных брюках, в какой то куртке на голое тело и босиком. Увидев все это, ему стало невыносимо холодно.
 Был ноябрь. Солнце еще баловало иногда своим теплом, но чаще моросил дождь, дул ветер. Листья почти все опали. Природа ждала прихода зимы. А он лежал в канаве у дороги, беспомощный с раной на голове, почти раздетый, не понимая кто он и что с ним случилось. Попробовал встать, закружилась голова, но он удержал равновесие и не упал. Решил двигаться. Надо куда то идти, но куда? Решил идти в сторону уходящего солнца. Машин не было. Идти босиком было больно и холодно. Он снял куртку, оторвал от нее рукава, кое-как обмотал ими ступни ног и пошел. Идти стало легче. Ногам было теплее, но стали мерзнуть руки.
 - Долго я так не продержусь, - подумал он. Надо искать жилье и людей, может они помогут. За деревьями показались строения дачного поселка.
 - Это спасение, может там люди? Он поспешил к поселку. Домики встретили его не приветливо. Ни в одном не было света. Стояла тишина. Людей он тоже не встретил.
 - Наверно сегодня будний день, да и все сезонные дачные дела закончились до осени. Надежда увидеть людей и попроситься на ночлег у его пропала. Он обходил дачные домики, дергал за ручки дверей, за оконные рамы, в надежде попасть в дачный домик. Силы покидали его. И тут удача. В одном окне рама как-то легко стала шататься, а потом и открылись створки окна. Он уцепился за подоконник, с трудом приподнялся на руках и ввалился в окно. Упал на пол. На какое то время потерял сознание, но быстро пришел в себя. Встал, закрыл окно. Огляделся. Это был небольшой дачный домик. Хозяева оставили его в чистоте и порядке. В доме было холодно, почти как на улице. Посередине дома стояла печь, а рядом лежали приготовленные дрова. Спички он нашел на кухне. Затопил печь. Огонь ласково согревал протянутые к нему руки. Пробежала дрожь по всему телу, видно холод уходил из него. Он закрыл глаза, сон стал его одолевать. Он не сопротивлялся и сидя в кресле заснул. Проснулся он от того, что сильно хотелось есть. Пошел на кухню, стал искать какой-нибудь еды. Нашел крупы, макароны, попробовал их на вкус. Они ему показались твердыми и невкусными. Как их приготовить он не знал. Под ковриком зашаталась половица, он поднял коврик, увидел лаз в погреб, полез, достал банку огурцов, варенья, тушенку. В кладовке нашел рабочую мужскую одежду, как раз его размера. Переоделся, открыл банки и стал есть.
 В это время, несмотря на воскресенье, проснулась как обычно рано утром, Лариса Сергеевна. Но решила не вставать, а немного понежиться в постели. Жила она одна. Пять лет назад похоронила мужа. Сын учился за границей. Она лежала и думала, чем бы ей сегодня заняться. Может съездить на дачу, проверить все ли там в порядке. Привезти огурцов, варенья. Ларисе Сергеевне эта идея понравилась. Погода стояла сухая, солнечная. Хотелось за город.
Машина въехала на дачный участок. Еще издалека Лариса Сергеевна увидела, что из трубы ее домика идет дым. Она не испугалась, но насторожилась. Машину оставила за несколько домов. Через огород пробралась к сараю, открыла его, нашла тяпку и с нею стала пробираться к дому. Подойдя ближе, заглянула в окно. Увидела, что возле печки сидит мужчина в штанах и рубашке ее покойного мужа. Топит печь и что-то читает. У Ларисы Сергеевны на даче было десяток книг, она любила полежать и почитать перед сном. Лариса Сергеевна, держа на перевесе тяпку, тихо открыла дверь и вошла в дом.
 - Вы кто? Что Вы здесь делаете в моем доме? Как Вы в него проникли? Кто Вам разрешил брать мужа вещи? Убирайтесь немедленно, я сейчас вызову полицию.
Лариса Сергеевна решительно достала из сумочки мобильный телефон. Сделала несколько шагов по направлению к незваному гостю и стукнув тяпкой об пол сказала:
 - Отвечай!!!
 - Милая женщина, простите за незваный визит. Но ваш дом меня просто спас от неминуемой смерти. Я бы замерз и умер с голоду. Я не знаю кто я. Я пришел в себя в двух километрах от вашего поселка. Я лежал в канаве у дороги почти голый и босый. У меня почему-то была рана на голове. Я не зная, как она у меня получилась: или я упал и ударился, или меня кто-то ударил по голове. Еще раз простите меня и не выгоняйте. Я буду сторожить Вашу дачу, буду Вам помогать. Мне некуда идти. Я не знаю где я раньше жил. Милая женщина, сжальтесь надо мной, умоляю Вас.
Он упал на колени, пытался взять за руку Ларису Сергеевну, но та резко одернула руку. Тогда он закрыл лицо руками и заплакал. Лариса Сергеевна обратила внимание, что и правда у него на затылке какая-то рана, и довольно большая.
 - Встаньте. Я не буду Вас выгонять. Давайте разбираться и думать, что с Вами делать.  Самое первое, надо осмотреть вашу рану. Я врач.
Она усадила его на стул. Принесла аптечку и стала обрабатывать рану.
 - Вам нужно в больницу. Там Вам помогут.
 - У меня нет документов, паспорта, имени. Кто меня положит?
 - Я Вас положу. Я работаю в больнице. Положу в свое отделение. Я невропатолог. Там Вас обследуют. Начнут лечить и может память к Вам вернется. В больнице у Вас будет и лечение, и кров, и стол.
 - Я согласен. Заранее благодарю Вас. Простите, я не спросил, а как Вас звать.
 - Меня зовут Лариса Сергеевна. А как Вас зовут - Вы не знаете. Давайте временно я буду к Вам обращаться по имени Иван. Ожжет это и окажется вашим настоящим именем. Вы согласны?
Он кивнул головой. Лариса Сергеевна принесла с комнаты мужскую куртку, ботинки и предложила одеться.
- Сейчас мы поедем ко мне домой. Вы там помоетесь. Переоденетесь. Я вижу, что комплекция ваша одинаковая с моим покойным мужем. Костюм, белье мы там подберем. А утром в больницу.
Лариса Сергеевна утром привезла Ивана в больницу. Его положили в отдельную палату с диагнозом: ретроградная амнезия после травмы головы. Прошла неделя лечения и обследования, но Иван так ничего и не вспомнил. Как-то после завтрака он сидел у окна в палате. Окно выходило к больничному подъезду. Вдруг он услышал очень знакомый звук торможения автомобиля. Выглянул в окно, там разворачивался “Мерседес” и при торможении на мокром асфальте срабатывало АБС. Он решил выйти с палаты и подойти ближе к машине. Что он так и сделал. Он выбежал из больницы, боясь, что машина может уехать, пока он спускается. Увидев что машина не уехала, он подбежал к ней. За рулем сидел молодой парень.
-Молодой человек, позвольте мне сесть за руль. Я никуда не уеду, я только хочу посидеть в машине.
-Дядя отойди от машины. Ты болен, если не отойдешь, будешь ещё больше больным. Понял?
-Вы не волнуйтесь, я её не угоню. Я только хочу посидеть.
Пока шли переговоры между водителем и Иваном, в это время Лариса Сергеевна зашла в палату для осмотра больного. Не обнаружив его в палате, она выглянула в открытое окно и увидела своего пациента у машины. И она поспешила к машине, чтобы возвратить пациента в палату.
-Иван, что вы тут делаете? Кто вам разрешил покидать палату?
-Лариса Сергеевна, не сердитесь. Я просто услышал очень мне знакомый звук машины. Хоть что-то знакомое промелькнуло у меня в голове. Я попросил молодого человека позволить мне посидеть за рулем, но он мне отказал. Очень жаль.
-молодой человек, разрешите ему посидеть в машине. Я вас очень прошу!
- Это машина не моя. Я просто водитель, придет хозяин и меня уволит.
-Я обещаю, что все будет хорошо.
- ну ладно, пускай садится.
Иван сел в машину. Закрыл глаза. Посидел так немного и стал просить, чтоб ему давали команды на различные операции по управлению машиной. Он безошибочно включал передачи, нажимал педаль ручного тормоза, включал фары, ворочал боковые стекла и всякие другие команды. Он чувствовал себя в машине, как в “своей тарелке”. Он был счастлив, что память начинает к нему возвращаться. В палате он лежал и наслаждался. У него появились воспоминания. Он знал эту машину как свои пять пальцев. Значит он ездил на такой машине.
Лариса Сергеевна после работы пошла в следственный отдел милиции.
Следователю она рассказала о своём пациенте. Может кто-нибудь его ищет  и есть заявление о пропаже человека. Следователь сказал, что заявлений о пропаже человека с такими внешними данными не поступало, и заниматься этим делом по установлению личности они не собираются. Разочарованная Лариса Сергеевна покинула отдел милиции. Она решила действовать и нанять частного детектива.
Если кто спросил Ларису Сергеевну: зачем ей это надо? Ведь частный дедектив стоит не малых денег, а лишних у неё, как у врача нет. То она и сама не смогла ответить на этот вопрос. Испытывала она симпатию к этому человеку без имени и фамилии. Он располагал к себе какой-то трогательной, наивной беспомощностью. Он был мужчиной средних лет, как решила Лариса Сергеевна, что ему около пятидесяти лет. Среднего роста, приятной внешности, с хорошими манерами. Чувствовался в нем образованный, интелегентный мужчина. Лариса Сергеевна уже готова бала в него влюбится, но гнала от себя эти мысли. Может он женат, может у него дети, внуки? Нет, решила Лариса Сергеевна, пока я не выясню кто он, о любви не может быть и речи. С мужем она была счастлива. Он был коллегой, вместе учились, работали. И вот пять лет прошло, как он попал в автомобильную аварию и не выжил. Лариса Сергеевна уже научилась жить одна. Но очень хотелось о ком-то заботится, а тут попался этот случай, новый виток в её жизни.
Ивану не спалось. Вот уже две недели он лежит в больнице. Все хорошо. Лариса Сергеевна приносит ему журналы, книги, домашнюю еду. Водит на процедуры, заботится о нем. Такая женщина! Мечта! “интересно, я женат или нет” если у меня дети, внуки”-думал он. Он был почти влюблен в эту женщину. Она его волновала, сердце начинало учащенно биться при её появлении. Ей было лет сорок пять, невысокая, женственная, с копной рыжих волос и с удивительными большими, зелеными, добрыми глазами. Коллеги по работе все её уважали, больные даже любили. И он испытывал чувства ревности к больным, которым она уделяла повышенное внимание.
Лариса Сергеевна взяла отгул, узнала адрес частного детектива и поехала к нему. Детективное агенство располагалось на первом этаже жилого дома. Войдя, её любезно встретила женщина предпенсионного возраста и провела в кабинет сыщика. Это был молодой парень, что несколько разочаровало Ларису Сергеевну. Но она решила попробовать ему всё рассказать. Может он хоть и молод, но хватка у него профессиональная. Представился он просто: Алесь.
-Эта женщина в приёмной, моя мама, Зоя Петровна. Она полковник милиции, но на пенсии. У нас с ней семейный подряд. У меня и отец был милиционером. Он многому меня научил. Вас, я вижу, смутило моя молодость, но это поправимо. Какое у вас дело?
Лариса Сергеевна рассказала ему всё о своём опекуне. Рассказала даже, как он уверенно управлял “Мерседесом”. Рассказала, что она обращалась в милицию, но ей сказали, что заявление о пропаже человека у них нет, и они не обязаны этим заниматься.
Алесь сказал, что он берётся распутать это дело. Договорились о вознаграждении. Лариса Сергеевна выдала аванс, распрощалась и ушла.
На следующий день Алесь явился в больницу. Поговорил с Иваном, сфотографировал его и ушёл. Через пару дней Алесь пришёл на работу к Ларисе Сергеевне.
-Лариса Сергеевна, я узнал его имя, фамилию, и вообще кто он.
-Как вам это удалось?
-Я поднял водительские удостоверения. Не пугайтесь, это сделал мой компьютер. Он по фотографии нашёл хозяина водительского удостоверения. Им оказался Щербаков Олег Иванович, 1969-го года рождения. Я узнал его адрес, место работы и должность. Оказалось, что он профессор физики твердых тел. Работал в академии. Но самое главное: его официально похоронили. В ноябре машина “Мерседес” попала в аварию и он погиб. Его похоронили на Московском кладбище, я видел его могилу.
-Алесь, но он жив! Может, похоронили кого-то другого. А кто проводил опознание?
-Я это выяснил. Труп опознала жена. Она является наследницей всего имущества. А это не мало: квартира в центре, загородный дом, и даже небольшая вилла у моря. Он был лауреатом нескольких государственных премий. Заслуженный человек. На работе о нем отзывались очень хорошо.
-А жена?
-Жена молодая. Женился он на своей аспирантке. Его первая жена умерла при родах. Есть дочь. Но она с ним не живёт. Живёт в Англии. У неё своя семья. На похороны прилетала. Хоронили в закрытом гробу. Сильно покалечен труп.
-Что будем делать?
-Надо человеку вернуть его имя и заслуги.
-Но я думаю, всё это ему нужно рассказать постепенно.
-А кто тогда, на самом деле, вместо него похоронен?
-Этим займутся государственные следователи. Я им передал всю информацию. Будет эксгумация, и я думаю, по ДНК установят личность.
-Алесь, не могли бы вы свозить меня на кладбище и к нему домой. Я хочу познакомиться с его женой.
-Я в вашем распоряжении. Давайте завтра и поедем.
-Договорились. Я возьму отгул. А вы позвоните его жене и скажите, что к ней придут гости, но не говорите кто, пусть для неё это будет сюрприз. Я сегодня заберу из больницы к себе домой. Переодену в одежду мужа, может что-то куплю и новое. Мой адрес на визитке. Давайте в десять утра вы заедете за мной.
На завтра, в десять утра Лариса Сергеевна и Алесь поехали к жене Щербакова. Квартира балы в доме в центре города. На пороге их встретила молодая женщина.
-Здравствуйте, вы по какому вопросу? Мне вчера позвонил из дедективного агенства и сказали чтоб я срочно была дома. Вы объясните мне, что за срочное дело у вас ко мне.
-Разрешите войти в квартиру. Не разговаривать же нам на лестничной клетке.
-Входите. Я вас слушаю.
Лариса Сергеевна достала из сумочки фотографию Олега Ивановича и показала её жене.
-Вы знаете кто это?
-Конечно. Это мой покойный муж. А в чём собственно дело?
-Дело в том, что он жив. А похоронили совсем другого человека. Вы ходили на опознание трупа. Как вы не отличили чужого человека от  мужа?
-Я на него не смотрела. Я увидела брюки и туфли мужа. Их нельзя спутать. Они очень дорогие. Я их ему купила, когда была во Франции. А лица я не видела, потому что я боюсь покойников. А он что, правда жив?
-да, жив. Лежал в больнице. У него была травма головы и после неё у него развилась амнезия. Он не помнит себе, событий, которые были до травмы. Он может сразу и вас не узнать.
-и что мне делать? Зачем мне такой муж без памяти. Он теперь и работать в академии не сможет. Да я уже объявление подала по распродаже имущества. Хочу уехать за границу и устроить свою личную жизнь. Если он без памяти, то он не дееспособный и не сможет претендовать на имущество.
-Как вам не стыдно. Ведь он ваш муж. Он попал в беду. А вы его бросаете. Он обеспечил вам безбедное существование, а теперь он что должен быть бомжом?
-Женщина, как вас там по имени и отчеству, что вы так о нём печётесь? Вы кто для него?
-Я его лечащий врач. Я оказала ему первую помощь, когда он в ней нуждался.
-Вот и возитесь с ним. А мне эта обуза не нужна. Что я с ним буду делать?
-Любить!
-Не смешите. Мне всего тридцать лет, а ему все пятьдесят, да ещё и без памяти и будущего. За что мне его любить. Когда он меня всем обеспечивал, то я его терпела. Не любила, но терпела. А теперь? Уходите, и не морочте мне голову. Мой муж погиб в автокатастрофе и похоронен. Я думала даже ему памятник поставить, но раз он жив, то пускай сам себе и ставит.
-Вы страшный человек.  Нам не о чем с вами разговаривать. Алесь, пойдемте отсюда, здесь дышать не чем.
-Идите. И знайте я так не оставлю. Суд будет на моей стороне. У меня есть завещание. Это всё моё!
-Но завещание действительно, если завещатель умер, а он жив. ЖИВ!!! 
Лариса Сергеевна и Алесь поехали на кладбище. Да, там была могила Олега Ивановича. Стоял крест, лежали венки от коллег, цветы. Но цветы все завяли. Видно, с похорон никто сюда не приходил. На следующий день Лариса Сергеевна решила свозить Олега Ивановича к нему домой. Она его приодела, и он выглядел шикарно. Предупредила, что он сейчас едет к себе домой, к себе домой. Он должен узнать свой дом, квартиру и свою жену. Приехали. Дверь открыла служанка. Олег Иванович вошел, огляделся. Служанка стала креститься, и с криком, отступая назад, пропускала Олега Ивановича. На её испуганный крик вышла жена.
-Вы кто?
-Разве вы не узнаёте своего мужа?
-Нет не узнаю. Мой муж погиб. Докажите, что этот мужчина мой муж. Где его документы? Уходите или я сейчас позову милицию.
-Лариса Сергеевна, пошлите отсюда. Это страшная, злая женщина не может быть моей женой. Я не хочу её больше видеть. Свозите меня на кладбище. Ни каждому удается видеть при жизни свою могилу.
Мы поехали на кладбище. Он постоял у своей могилы, а потом сказал:
-А теперь я хочу начать новую жизнь, с чистого листа. Я ещё полон сил, я ещё смогу чего-то достичь. Я начну учиться, работать. Я чувствую в себе силы. А вы, Лариса Сергеевна, не возражаете разделить мою дальнейшую личную жизнь?
-Вы мне делаете предложение, здесь на кладбище?
-Да. Новую жизнь я хочу начать с вами. Здесь покоится Щербаков, а возродиться Ковалёв. Я возьму вашу фамилию, а имя вы мне уже дали. Так вы не возражаете?
-Нет. Остаётся только официально всё оформить. А что делать с вашим имуществом? Ведь у вас есть дочь.
-Надо нанять юристов и решить все эти вопросы. Может ваш детектив поможет?
-Я думаю поможет.

                Эпилог
Милиция эксгумировала труп. Им оказался раннее судимый козлов. Он со своим братом увидел на дороге дорогую иномарку и человека, который менял в ней колесо. Подошли, стукнули его по голове, раздели. Позарились на дорогой костюм и туфли. Сели в машину, и на большой скорости поехали, но не далеко. Машина перевернулась. Козлов в костюме Щербакова погиб на месте, а его брат удрал. Милиция его нашла. И вот всё это он и рассказал.
А наш герой стал Ковалёвым Иваном Ивановичем, получил новый паспорт, отсудил у жены имущество и подарил его дочке. Раз с чистого листа так с чистого листа, решил он. Его ждут новые успехи, открытия, и, конечно, любовь.