Пролетая над гнездом кукушки. 1975 год

Александр Кукояшный
Для большинства этот фильм гениален. А в чём собственно гениальность?

- В полученных Оскарах, - утверждают одни.
- А разве количество Оскаров - это единственный показатель гениальности?

- Раскрытые роли и игра актёров, - твердят другие.
- Ну так единственный критерий игры актёра это доказательство обратного от "не верю"... по Станиславскому... И те кто докажет непревзойдённому Константину Сергеевичу обратное , разве потребуют оценки своей гениальности?

- Хорошо... если не устраивают предыдущие варианты, тогда специально для Вас критерии гениальности данного фильма: фильм держит в напряжении практически с самого начала и до непредсказуемого конца... когда МакМерфи отказывается от свободы, не спасается бегством в момент явной опасности. И каждый смотрящий данный фильм понимает, что человеческая глупость кроется не в желании отомстить, а в нежелании понять, что мир не изменить одним поступком пусть даже ценой своего здоровья.
- И это всё? Всё, что Вы успели сложить в слова?

...
Я испытал шок и при первом просмотре и при втором. Разница в просмотрах 25 лет. Как раз в 70-е годы прошлого 20 века в каждом более-менее крупном городе Советского Союза (да и наверное в США) было подобное "гнездо кукушки". Кого силой туда загоняли под предлогом какой-нибудь придуманной болезни, кто сам из-за своей "гениальности", да и немногочисленных диссидентов туда пытались упрятать. Было. Общие задачи в разных странах объединяли светил медицины найти что-нибудь этакое в кладези человеческого сознания. Может быть хотели "запустить" мозг на полную катушку, может быть найти объяснение ясновидению и телекинезу. А может быть наоборот, надо было развить что-нибудь бредовое и заставить всех в это поверить. Кто теперь всю правду скажет?
Да видать заигрались с человеческим полторакилограммовым сгустком нервов. Копнуть глубоко всё равно не получилось, а средства продолжают выделяться. И что делать медикам? Конечно же предпринимать попытки лечить. Не хватает больных? Так приглашайте на лечение! Вот так и появляются вольные больные, желающие подлечиться за счёт государства. Так и чем хуже всех остальных главный герой МакМерфи? Ах да, его же не мать привела и не жена довела. Он просто залёг на дно. Симулянт, одним словом. И когда ему доводится услышать всю правду, то его внутренний протест настолько силён, что приходится даже пренебрегать здравым смыслом и стать, как говорят, самим собой. Дерзкий, сильный, склонный к самым неожиданным поступкам, он готов разбавить скучный и неприемлемый для него больничный быт. Групповая терапия легко превращается в массовый психоз. Последующее "лечение током" ещё быстрее толкает на самые невероятные действия. Побег и угон автобуса с последующей рыбалкой. Попойка с ночным охранником отделения. Предоставление эскорт услуги пареньку, которого упекла в это учреждение родная мать.
Мир перевернулся! Создаётся впечатление, что больные и (так называемые) здоровые должны поменяться местами. Так и хочется сказать:
- Это Вы больны, сестра Ретчет! Это вы больны все: от заведующего до санитара! Это вас лечить надо! Это в вас не осталось ничего человеческого!
Финал. Грубый. Грустный. И хочется верить в его жизнеутверждающее продолжение... но ничего кроме самого факта побега Вождя. Смерть одного дала освобождение для другого. Но надолго ли?
Где ты Вождь?
Где спрятался от жизни, уж не в резервации ли?
А чем она лучше?
У тебя однажды украли страну, а что ты смог сделать взамен?
Побег... это всё на что тебя хватило...

Смотрите. Жалеть о потерянном времени не придётся. И не ищите ответы, их попросту нет...