Время собирать камни... Интервью в газете...

Николай Бичехвост
Аргументы и факты. 10 мая 2013г. Волгоград

       В своем Отечестве зачастую нет не только пророков, но и героев.
Интерес к родной истории возрождается.
В эти дни в Волгограде проходит всероссийская конференция историков по наследию Сталинградской битвы. На днях Владимир Путин выдвинул инициативу о создании единой концепции школьного учебника по истории.

      Появился ли шанс вернуть из небытия неизвестные пласты отечественной истории?
Вернутся ли при этом имена забытых героев России нашего края?

Известный волгоградский общественный историк-краевед Николай Бичехвост считает, что это возможно.
 
Забытая история

      – У вас есть книга очерков о выдающихся земляках земли волгоградской «Тайны старых архивов». Однако в современных школах и даже вузах почти никого из уроженцев Волги и Дона не изучают. Почему десятки имён наших земляков практически преданы нами забвению?

     – За последние десятилетия мы забыли целые поколения земляков, достойных главных страниц в исторических летописях. Герои моей книги оставили огромный след не только в отечественной – в мировой истории.
     Отзывы о моих исторических очерках, размещенных на интернет-портале, приходили даже из Новой Зеландии, Канады, Австралии, отовсюду, где живут потомки наших эмигрантов или сами эмигранты. Но не от нас. От этого становится горько и досадно. Мы, условно говоря, ничего не знаем и не хотим знать о своём героическом прадеде откуда-нибудь с берегов Дона или Хопра. Хотя там, на другом полушарии, эти крупинки информации – великая ценность. Там, в Новой Зеландии, но вовсе пока не в своём Отечестве.

        – Когда составляли книгу о «неизвестных» земляках-героях, ставили перед собой некую сверхзадачу? 
       – Я пытаюсь показать, что наша история делалась не только и не столько патриотами в военной форме. Во всех сферах жизни государства российского хватало людей, истинных романтиков и подвижников, которые были искренне преданы интересам Родины, где бы они ни находились и чем бы ни занимались.
        Взять хотя бы жизнь нашего земляка Владимира Фёдоровича Лятошинского — яркого общественного деятеля, юриста, адвоката, просветителя. Казалось бы, что героического может быть в жизни юриста и адвоката? Но именно Лятошинский «двигал» судебную реформу в России в направлении идей законности и либерализации.
         В наши дни даже представить себе трудно, но Лятошинский отдал адвокатуре и работе земских собраний в качестве гласного (по современному говоря – местный депутат) целых тридцать лет. Его яркие эмоциональные, убедительные речи в судах или на собраниях моментально расходились по стране, а подготовленная им почва для оправдательного приговора саратовским участникам организации «Земля и воля» произвела фурор на всю Россию.

       Да и можете вы себе представить в наши дни депутата, который 30 лет буквально «горит» на своей работе, каждый раз выступает с множеством конкретных инициатив по укреплению системы земства, медицины, культуры, земледелия и так далее? Увы, нет сегодня таких депутатов-романтиков и радетелей за страну и близко.
Спросите – почему имя Лятошинского в наши дни незаслуженно забыто, словно бы оказалось вычеркнуто из отечественной истории на весь ХХ век?
        О существовании этого яркого отпрыска знатного рода напоминает лишь местность Латошинка на севере Волгограда. Наверное, лишь потому, что в отличие от иных коллег по адвокатскому поприщу он не устраивал переворотов и революций.

Парагвайский казак

        – Мы жалуемся на дефицит местных героев, в то же время о знаменитом казачьем полководце, герое нескольких войн Андриане Денисове нет никаких памятных упоминаний нигде, даже на его малой родине под Калачом…
         – С уроженцем станицы Пятиизбянской на Дону Андрианом Карповичем Денисовым, одним из главных героев моей книги «Звезда атамана Денисова», вышла история типичного, я бы сказал, «искусственно-конъюнктурного забвения». Атаман Денисов при жизни снискал славу самого героического, отважного казачьего полководца чуть ли не за всю историю казачества. В 26 лет совсем молодого Денисова лично представил к ордену Святого Георгия-Победоносца 4-й степени восхищённый его действиями при Измаиле Суворов.
        Но… на войну 1812 года прославленный в десятках тяжелейших боёв и походов Андриан Карпович Денисов не попал. Его власти по росту не допустили к арене боевых действий, назначили наказным атаманом – формировать на Дону боевые отряды. В итоге всё, что мы смутно иногда вспоминаем о казачьих полководцах того времени, это разве что имя Матвея Платова. Личность Платова, мягко говоря, не столь безупречная и последовательная своими деяниями в отличие от Денисова. Разве это справедливо?

      Есть и более дивные герои казачества. Уроженец станицы Арчединской Василий Серебряков, например, с армией Врангеля покинул в Гражданскую пределы страны и буквально полтора десятка лет спустя стал национальным героем латиноамериканского Парагвая. Фактически он стал одним из лидеров освободительного движения целого южноамериканского государства. Его именем в этой стране назван даже форт, который он брал штурмом со своим боевым отрядом во время национально-освободительной войны. И таких исторических искусственных упущений – десятки и даже сотни только лишь в масштабе нашего края!
      – Наши чиновники так на словах радеют за патриотизм, но в реальности практически ничего не делают. Ведь все перечисленные вами имена могли бы стать примером для нового поколения?
      – Наши ответственные «лица за историческое просвещение народа» много говорят о патриотической, просветительской роли истории, но гораздо меньше что-либо делают практически.

         Ничего не мешает даже сейчас региональной власти или волгоградскому филиалу ВГТРК выпустить на дисках наш авторский цикл телепередач «Тайны старых архивов». Распространить их бесплатно по школам, кадетским училищам, библиотекам. Или взять другой пример. По инициативе первых лиц государства по всей стране мы создаём в эти дни филиалы Военно-исторического общества. Но, к сожалению, нигде в программе этой организации я не видел задачи возвращения из небытия позабытых страниц истории.
       Нам, разумеется, нужна и остро необходима единая концепция учебника истории России. Особенно там, где мы описываем события Красного и Белого движения в Гражданской войне. У каждого тогда была своя Россия, за которую истово бились обе стороны. И не было среди таких борцов ни предателей, ни злодеев, ни персонажей для порицания и усмешек.
И ещё непонятно, насколько иной Россия бы стала, если бы победили в этой борьбе не красные и большевики, а иная сторона.

      Сейчас пришло время собирать камни, доносить до нового поколения всю очищенную от шелухи и идеологий истину.

ДОСЬЕ
      Николай Фёдорович Бичехвост родился в 1947 году в хуторе Новокиевском. Окончил в 1973 году Саратовский юридический институт им. Д.И. Курского. С 1976 по 2001 год работал в прокуратуре Волгоградской области. Юрист, публицист, автор ряда произведений на историческую и правовую тему.
...................


Николай Бичехвост раскрывает «Тайны старых архивов»
– Николай Федорович, во-первых, хотелось бы узнать о корнях вашей интересной фамилии…

– Я из запорожских казаков, перебравшихся в донские места. Обычно казакам давали прозвища, преобразовавшиеся затем в фамилии. К примеру, чем отличились предки бывшего прокурора Урюпинска Козореза ясно, но докопаться до пристрастий своих я пока не смог.

– Несколько слов о вашей карьере.

– В юности я себя искал, как и многие молодые люди. Сначала учился в геологоразведочном техникуме. Затем поступил в Саратовский юридический институт, после окончания которого три года отработал в прокуратуре Михайловского района Рязанской области. А затем – 25 лет в аппарате прокуратуры Волгоградской области, откуда и вышел на пенсию в звании полковника.

В середине девяностых, будучи старшим прокурором по связям со СМИ областной прокуратуры, стоял у истоков «информационного сближения» средств массовой информации и прокуратуры. Что вызывало у моих коллег зачастую негативную реакцию, потому как достоянием общественности становились не только положительные стороны деятельности наших работников. К сведению, сегодня Волгоградская область стоит на 4 месте в России по работе со СМИ. Так что «взаимная любовь» с вашей братией у меня давняя.

– А к архивам-то вы как прикипели?

– Имея к ним доступ по долгу службы, я обнаруживал массу интересных и никому неизвестных фактов из судебных дел, истории дореволюционных лет и периода сталинских репрессий нашего края. Последние, кстати, изощренной жестокостью меня, бывалого прокурора, просто потрясли! Публиковать в местных изданиях очерки по архивным документам в манере Валентина Пикуля я начал по примеру генерального прокурора России А. Г. Звягинцева. Он выпустил тогда книги по истории российской прокуратуры 18-20 веков «Тайные советники империи» и «Распятые революцией». Помню, после выхода статьи о писателе и белом атамане Петре Краснове, коллега по работе «доброжелательно» заметил, что слишком уж смело написано в пору диктата КПСС…

С середины девяностых начали выходить и мои книги: буклет по истории прокуратуры области, в том числе, и о наших современниках, служивших в «горячих точках»; две книги по истории прокуратуры края со времен Петра I. Последний, кстати, посетил Царицын в знаменательном 1722 году, когда был издан указ о создании прокуратуры Российской империи. Вообще же, о дореволюционных генеральных прокурорах, побывавших в нашем городе, я собрал много интересного.

– Приведите хоть толику…

– Например, здесь бывали в свое время генеральные прокуроры: Александр Вяземский, Петр Обольянинов, небезызвестный Александр Керенский, Иван Ефремов, предок которого получил от царицы в дар земли в нынешнем Даниловском районе, а сам он много сделал для процветания нашего края. Кстати, Бекетовка названа в честь губернатора и фаворита императрицы Елизаветы Никиты Афанасьевича.

– А к телевидению как вы пришли?

– Первое сотрудничество с ТВ началось в 1995 году. После одной из организованных мною пресс-конференций, мы разговорились с редактором телекомпании «Август» о возможном сотрудничестве. После чего я года два писал по архивным документам сценарии к передаче «Око государево», в которых не выступал еще в качестве ведущего. А когда вышел на пенсию, Лидия Круглова, много лет проработавшая главным художественным редактором ТРВ, предложила мне вести самому передачу «Тайны старых архивов», 50 процентов съемок которой проходят в моей архивной комнате, где я предоставляю глазу телекамеры еще и добытые «кровью» уникальные фотографии.

– Вот об этой части поиска, которая невидна на экране, расскажите поподробнее…

– Сегодня архивы, если можно так выразиться, капитализировались, работа с ними стала доступна лишь небедным людям. Посчитайте сами: за день работы в архиве Нижнего Новгорода нужно заплатить 436 рублей. За работу по тематике в Ростове – 2 тысячи. Ксерокопия одного листа фолианта обойдется в любом городе в 30 целковых. Кстати, плата при заочном запросе взимается не за положительный ответ на вопрос, а за проведенную поисковую работу архиведов. Уж на что я, неисправимый энтузиаст, и то мне приходится, в основном, пользоваться сейчас старым накопленным багажом из-за огромных затрат на поиски документов.

– Простите за банальность, каковы ваши творческие планы?

– Издать накопленный бесценный материал, чтобы оставить его потомкам, а не превратить архивные документы в «бумажки, в которые внуки станут заворачивать пирожки». Мое волнение небезосновательно: на издание книг требуются немалые средства, которых у меня, пенсионера, нет. «Тайны старых архивов» на 300 страниц уже в гранках и ждут меценатов. В них масса редких фактов, в том числе, и об амазонках, полк которых был создан в Крыму Потемкиным с благословения Екатерины II. Есть версия, что их прародительницы были благосклонны к донским казакам.

Хочу издать еще книги о «золотых страницах Сарепты»; о немцах, сделавших много полезного для нашего края; о легендарных личностях казачества, о которых сегодня очень мало добротной литературы.

– А литературоведческие изыскания случайно не ведете? У вас такая шикарная библиотека…

– Попали в точку. Много лет я, параллельно с поисками в местных архивах, вел такую работу. В моей библиотеке набралось много редкой литературы прошлых веков разных стран. Я готов предоставить их для переиздания. Притом с собственными библиографическим «досье» на зарубежных авторов, которое добыл из разных иностранных и российских источников. Редких документов на писателей-романтиков мира собрано уже на целую книгу.

Увы, пока с моей подачи переизданы лишь сочинения француза Габриэля Ферри и итальянца Эмилио Сальгари.