Как кушает Одесса? опубл. РШ

Neivanov
      Опубликовано в журнале Русский Штутгарт               
        На фото вы видите уникальный и единственный в мире памятник... взятке, что на бульваре Жванецкого.
 

     Вот видите? Вы уже читаете, хотя сами прекрасно знаете ответ: Одесса кушает со смаком. Если банально перевести слово «смак» с украинского, получится постное, скучное, как пень словцо  «вкус».  Но мы так делать не будем, потому, что со смаком или смачно – это на самом деле гораздо шире, шикарнее, вкуснее что ли… 

Вы сами послушайте, как это звучит: Ох, я врезал ему по фэйсу с таким смаком!
Или: - Ну что, ты с ней встретился?
- Ха! Ещё с каким смаком!

А мы вчера посидели в «Шаланде», пожевали шашлычка, но комары поели нас с таким смаком! Вот у них таки был ужин на славу.

Нет, шучу, шашлык мне понравился. Да и саму «Шаланду» я помнил совсем другой. Когда-то она была экзотичным шалашом, украшенным рыбацкими сетями, вёслами... Молодые, ядрёные рыбачки-сони в тельняшках подавали дымящийся шашлык, а охладить страсти, если вдруг таковые накалятся, можно было в двадцати метрах, в ласковой водичке Чёрного моря. Нет, я не говорю, что все изменения  - к худшему, отнюдь! Шаланда стала настоящим рестораном, да ещё и с гостиницей! Рыбачки не перевелись, но теперь они одеты в красную, элегантную форму. Вот только я с тех давних, романтических пор сетей и вёсел заметно потерял в качестве.  Жаль, что не в весе!:)

Да и разве только о «Шаланде» речь? Или в Одессе больше негде заморить червячка? Да я его, бедного, за десять дней тут так заморил, что округлился ещё на три кг! Но разве в одних ресторанах дело? А дома уже совсем нечего  покушанькать? А колбаска Московская? А тортик Киевский грильяжный или просто Киевский? Сколько раз я лопал его во сне! А творожок?  А ветчинка? А йогурты!? И я прошу особо не пленяться сходством начала этого слова с йогами! Ох, не йоговское дело – уминать эти йогурты!

Нет, Одесса не лишилась своей прелести. Вот скажите, что мы искали за бугром? Свободы? – Её тут теперь навалом! Имей бабки и ты свободен, ну а нет, так… свободен! Небоскрёбы? – Их тут тоже теперь есть. Да ещё какие красавцы! Достань пол-лимона баксов, и живи себе в нём на здоровье! Я вчера даже объявление читал: продаётся! Да ещё не очень высоко – если лифт гавкнется, можно пешочком дочапать.

Что мы там ещё искали? Ах да, крутые тачки! Да я в Одессе больше "Лексусов" встретил, чем за всю жизнь в Германии! Я уж подумал, может тут где-то возле Привоза филиальчик завода забабахали, как Ауди в Венгрии, Фольксвагена в Чехии и т.д.? Но как они, япона мать,  по этим горбам и ямам ездят и не разваливаются?! Парадокс! А между тем горбатым по-прежнему называется всего лишь один мост. Нашли, понимаешь,  виноватого!

Посмотрел я тут три спектакля. Это я отползаю к культуре, чтоб вы не думали, что я всё о приземлённом!

«В джазе только девушки» в театре оперетты. Понравилось. Хотя был почти уверен, что после фильма не пойдёт. Пошло. Вполне. И песни, и танцы, и девушки, разве что, кроме главной. Её бы вместе со мной – да на диету! Так бы, глядишь, и сбросили пару килограмм…
- Как? Как?
- Как всегда и сбрасывают в ТАКИХ случаях.

Второй спектакль – «Два ангела» в украинском театре. Правда, оказалось, что ангелы общаются между собой по-украински. Что ж, меня учили и этому языку. После немецкого – это элементарно, Ватсон! Нормально сыграли, сюжет недурственный… Правда с математикой меня заклинило. Вот скажите мне, как существует театр и актёры, если зальчик, вернее комната (спектакль проходил не в главном зале) рассчитана на 36-40 зрителей, играют 3 и 1/2 актёра, а билеты стоят по 4 евро?! Кстати, среди фотографий актёров театра встретил я фото актёра из полюбившегося мне сериала про Синбада. Забыл фамилию, лет до сорока, блондинистый, офицера милиции из Питера играл.

Третий спектакль я смотрел в новом для меня театре – в Доме Клоунов. Помните Мана-мана? – вот это они самые, только размножившись, разнообразившись - где-то забронзовев, но тот, старый, известный нам стиль сохранён. Помнится, что когда-то в Одессе и обосновавшийся в Англии Вячеслав Полунин (Асисяй) был с ними, кажется, он же был и организатором, и руководителем первых клоунов этой труппы, но сейчас Вячеслав Полунин живёт в Англии. Чтобы в этом убедиться наверняка, задал его имя в интернете и посмотрел в ю-тубе, как он отплясывает ирландский танец, да ещё и в килте (мужской юбке)! Во всяком случае Полунин работал в своё время и в Одессе, это точно, и в качестве доказательства привожу ссылку на прессу http://2000.net.ua/2000/aspekty/17345 ).

Спектакль назывался «Ромео и Джульетта». Сюжет рассказывать не буду, и не мечтайте! Но для затравки намекну: Верона, Монтекки, Капулетти…
Тибальда играл тот самый актёр, которого мы знаем, как подпевалу в паре с Вячеславом Полуниным (манна-мана), пусть он меня простит, но имя я запамятовал, хотя он уже, то ли заслуженный, то ли народный, как, впрочем, и ещё трое артистов в Доме Клоуна. Джульетта тоже была хороша, но больше всего меня приятно удивил Ромео (Барский), который оказался и хорошим актёром, и автором этого прекрасного текста. Любопытно, что в антракте я звонил дочке, и отзывался ещё о спектакле довольно сдержанно, мол, не плохо, но многовато пошлости, и т.д., однако вторая половина спектакля как-то окончательно подкупила меня. То ли автор расписался, то ли актёры разыгрались, да и своеобразное решение финала в духе альтернативной Алабамы явно улучшило настроение публики.

В первичном варианте моя миниатюра заканчивалась на этом самом месте, вспомню ещё чего - допишу - заключил я. Но не такой это город, Одесса, чтобы позволить столь поверхностно и неинформативно вспоминать о себе...               

Итак, абстрактное "допишу" воплощается скорее, чем я думал. Только что, отвечая на симпатичный стих - экспромт Сергея Круглова, я поймал себя на том, что как бы продолжаю свою миниатюру - отчёт о посещении Одессы.

Эту поездку мне предстоит ещё переваривать какое-то время. Это иной мир, хотя и напоминающий слегка тот, 21 год назад оставленный мной.

Путь моей родины в капитализм стремителен, порой дерзок и жесток, порой захватывающе красив. Одно ясно - он так скор, что у него все шансы в чём-то обойти старушку Европу. Нет, не в постройке Порше и Даймлера, пока - нет, но в умении отдыхать, обставлять роскошью свой быт, в интерьерах и умении оторваться. Будем надеяться, что ремесленники потянутся следом, и научатся производить вещи, удовлетворяющие взлетевшим запросам, но пока - почти всё покупное, часто вплоть до картошки, что уж и вовсе удивительно на Украине. Хотя отделочники уже выросли неописуемо. Да у них и не было иного выхода - КЛИЕНТ требует! А это святое!

Преображается сервис. Люди, разделённые прилавком, перестали быть непримиримыми врагами, я ни разу не слышал грубости в магазине или ресторане. Может просто повезло?

Оооочень порадовал меня Бульвар Жванецкого, хотя разве это не естественно? Разве он не прославил Одессу больше, чем любой из современников? И почему бы заслуженному человеку не получить признание при жизни, а не по традиции - после?! Скажу честно, горжусь этим беспредельно. Такое решение делает честь отцам города!

Там же, на бульваре Жванецкого, подражать короткой, но жутко концентрированной, хлёсткой прозе которого я пытался, сколько себя помню, находится и единственный в своём роде памятник апельсину. Иногда его так же называют памятником взятке. Он своеобразен и элегантен, а историю об этом можно найти в википедии  http://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_апельсину.

В Одессе появилось много новых памятников, чаще из бронзы, элегантные, изящные, очень украшающие город, добавляющие ему шарма. Например памятник Леониду Утёсову, сидящему на скамеечке в городском садике. Сколько тысяч одесситов и гостей города уже подсаживались к нему на эту скамейку, чтобы сфотографироваться на память!
 
Недавно, в 2012 году поставлены памятники Владимиру Высоцкому и Александру Суворову, существует уже и памятник Кисе Воробьянинову, и Остапу Ибрагимовичу Берта Мария Бендер Бею, и бог знает, кому ещё. Могу дать ссылку и на эту информацию: http://www.liveinternet.ru/community/geo_club/post180550860/

Пожалуй, самой значительной новостью в теме памятников следует считать воцарение на прежнем месте памятника Екатерине (хммм... с воцарением памятника царице каламбурчик вышел!)  В основании памятника имеются так же полновесные скульптуры её соратников. Долгое время при советах на этом месте стоял не блещущий элегантностью памятник потёмкинцам. Для меня было приятным сюрпризом то, что всё это время памятник находился в музее, кажется краеведческом.
 
С памятником Екатерине у меня вышел курьёз. Я сидел на лавочке напротив памятника, позже на эту скамейку подсела пожилая женщина, а спустя ещё несколько минут присоединилась её дочка или внучка, не в том суть. Я как раз говорил, Что помню, как ещё стояли на этом месте "Потёмкинцы" (имелся в виду, естественно, памятник им). Однако девушка решила трактовать это по-своему, и спросила с издёвкой:

- Может и вовсе это Вы тут стоИте? - показывая на соратников Екатерины.
Вот так красиво взяла на понт одессита (!) гостья города! Молодца, что тут скажешь?! 1:0 в её пользу, и боюсь, мы в счёте мы уже не сравняемся!:)

Вернули прежнее имя и улице. Вместо Карла Маркса она опять стала Екатерининской. Кстати, об улицах: практически всем старым улицам вернули дореволюционные названия. Вернулись Малая и Большая Арнаутская, (помните, именно на ней, на Малой Арнаутской, согласно литературным источникам, делался весь импорт?) Полицейская, Дворянская, Канатная, и множество других.
               
      Третья часть моего репортажа о новой встрече с родным городом посвящена "разводу". Нет, речь идёт не о расторжении брачных уз, а об элементарной надуриловке, без которой Одесса просто вынуждена будет поменять своё овеянное славой имя на Вапнярку, Жмеринку или ещё какие-нибудь Нью-Васюки.
Разводы бывают самые разные, например одним из самых распространённых разводов последних лет является игра в напёрстки. Это гарантийная игра, ибо фирма веников не вяжет. Вы можете сначала выиграть, может даже пару раз (для затравки), ну а потом Вы оставите все свои денежки у напёрсточника.
Есть ещё развод, который начинается словами: "Простите, мужчина, это не Ваш кошелёк?" и прочие, я не собираюсь вас всех просвещать, вы можете это делать за свои собственные деньги, а то ведь никакого удовольствия не останется от встречи с городом легендарных карманников, мошенников и бандитов.

Сегодня в Одессе разводят мужчин, ибо женщины на такое фуфло просто не купятся.
Вы себе мирно гуляете в центре города или, скажем, в Аркадии, и вдруг видите прямо на аллее такую себе букву "П" из нескольких планок и подпорок высотой где-то около двух метров. Вы можете продемонстрировать своей подружке, какой Вы сильный или точнее, какой Вы лох. За 250 гривен (примерно 2,5евро) Вам предлагается провисеть на перекладине (даже не нужно отжиматься, только повисеть) сколько-то минут, не помню, пять или десять, и получить вознаграждение тоже адекватное первой сумме. Ну и что, возьму и повисю, нет, повисню, нет повИсну, нет, повишу (вот, правильно, повишу)!
 
- А фига с два! Через пару минут комедия будет закончена, пальчики разожмутся сами собой.
- Надо же? Чего же это я? Как же так? Что же это со мной?..
Короче, в чём же тут понт?

Объясняю: верхняя перекладина сделана из обыкновенной трубы, посаженной на подшипники. Не важно, употребляете Вы прямой хват, или обратный, но пальцы Ваши должны обхватывать трубку, будто крючок, сверху, главное слово тут именно "сверху". Трубка в подшипнике под вашим весом повернётся так, что крючок станет смотреть в невыгодную для Вас сторону, не крючком, просветом кверху. Пару минут Вы ещё сможете компенсировать это неудобство запястьем, но потом проиграете.

Что ж, деньги не такие уж большие, с напёрстками могло быть гораздо больнее! Зато Вы опробовали на себе Одесский развод. Добро пожаловать!

Буду вспоминать, и осмысливать дальше...
Ваш Я!:)