Меня вдохновляет метель. О поэте Фаддее Буранове
Наше знакомство состоялось 15 июня 1977 года, в «Сайгоне». Почему так точно? Так указано в моем дневнике тех лет.
Потом мы часто встречались на Невском проспекте, но как-то мимоходом. Он шел в одну сторону, я – в другую, он - чаще с дамой, я – в компании или одна. Кивнув, мы расходились. Несколько раз коротко беседовали. Ни о чем. Галантные формы политеса. Несколько раз обменивались телефонами, но никогда друг другу не звонили.
26 января 1979 года в Союзе Художников отмечали наступивший Новый год.
В фойе большая нарядная елка, много приглашенных, некоторые - в карнавальных костюмах. Наша театральная студия Эрика Горошевского показывает сценки из спектаклей. После представления публика разбредается по залам. В одном - танцы, в другом играет струнный квартет; в небольшой гостиной перед пылающим камином сидит человек пятнадцать, они слушают высокого мужчину, читающего стихи. В мужчине узнаю Фаддея Буранова. Стихи замечательные, и читает он их замечательно.
Пусть черный пудель тайну мне откроет,
пусть поведет через моря и горы,
пусть для меня он полночью отроет
из-под надгробья корень мандрагоры.
Но балахон!.. И голова обрита,
а по небу несутся чьи-то тени.
Меня, наверно, ищет Маргарита!
Пустите! Ну, зачем же… на колени?
Но в пистолете спрятана хлопушка,
и Арлекин, смеясь, срывает маску,
и только что убитая подружка
сотрет со лба не кровь свою,а краску.
Закончив, он усаживается впереди, ко мне спиной. « Фаддей Захарович, здравствуйте». Оборачивается. Спрашиваю: « Скажите, чьи стихи вы сейчас читали?». Отвечает: « Свои».
Так узнаю, что Фаддей – поэт. «Послушайте, Наташа, а не пойти ли нам в ресторан ?»,- говорит Фаддей, и мы идем в ресторан. Там шумно, за одним из столиков гуляет компания. Увидев Фаддея, кто-то машет рукой, приглашая к себе. «Ну что, присоединимся?»,- спрашивает Фаддей. Мы присоединяемся. Веселятся они артистично. Мужчины состязаются в остроумии, рассыпают дамам комплименты, на столе водка, вино, шампанское. Приносят гитару. Фаддей берет инструмент, поет: «Ничто на земле не проходит бесследно,/ а юность ушедшая все-же бессмертна / Как молоды мы были, как молоды мы были,/ Как искренне любили, как верили в себя!». По-домашнему проникновенно, без пафоса. Потом, еще несколько раз я слышала, как Фаддей пел эту песню, и всегда удивлялась той грустной и светлой интонации его голоса.
По окончании застолья вся компания направляется к Буранову, на Авиационную улицу. Квартира находится на первом этаже общеобразовательной школы, но имеет отдельный вход.( Кто-то из его родителей служил директором этой школы). Стеллажи с книгами, на столе небольшая пишущая машинка, везде висят театральные афиши, на стене в деревянной рамке портрет молодого мужчины. Это погибший поэт Зубков, с которым Фаддей сдружился еще в Смоленске.
Ты улыбаешься загадочно и грустно,
Сквозь время смотришь на меня…
За сотни верст принес улыбку ветер.
В лесах смоленских гулко стонут ели,
В полях смоленских ночь плетет поземку.
Улыбка, обращенная к кому-то,
Застыв, повисла на моей стене.
Остаток вечера посвящаем Бахусу и литературе. Фаддей читает стихи Зубкова. ( Жаль, не запомнила ) Потом все поют под гитару Окуджаву и Галича. Из дневника: « Фаддей пел старые офицерские песни, которые я никогда не слышала. Эполеты, погоны, кителя. …Фаддей похож одновременно на Пушкина и породистую собаку. Красивым его не назовешь, но он обаятелен и напоминает большого ребенка. Я ценю это качество во взрослых людях». Под утро утомленные гости засыпают; кто на диване, кто в креслах. Неспящими остаемся только мы. Сидим на кухне, Фаддей читает свои стихи.
… и подвиги, что вместе мы вершили
Наверно, скоро в памяти сотрутся.
Мои друзья совсем меня забыли
Не матерят и не зовут вернуться.
Уходит время. Много ли осталось?
Живи и пой. И не жалей о том,
Что так легко когда-то нам давалось,
Чего не удержали мы потом.
Дороги, расставанья, возвращенья,
За шпалами, за годами вдогон.
А на плечах в награду за свершенья
Снежинки, словно звездочки погон.
Из дневника: « Давно расцвело, я собралась уходить. « Может тебя проводить?»,- спросил Фаддей. «Нет, не надо»,- отозвалась я. Он посмотрел в окно, на клочья снега, забрасываемые ветром, произнес: «Неужели еще январь?..». «Это только по календарю, - ответила я,- на самом деле – метельный февраль». «Может ты и права…»,- отозвался Фадей. Я вышла на улицу. Белое утро, белый снег, поземка, безлюдность. Я пошла через пустынный дворик, обернулась.В проеме двери - Фаддей в красной футболке». Впоследствии в наших разговорах он часто употреблял эту фразу – « Может ты и права…». Произносил ее задумчиво глядя в пространство,завершая многоточием. В память о том дне, я написала стихотворение, где есть такие строчки «Ты до рассвета мне стихи читал/ Я думала, что задохнусь от боли/ Мы были этой ночью поневоле/ Одной душой запаянной в кристалл».
Так началась наша ни к чему не обязывающая, ни на что не претендующая дружба. Иногда мы собирались в его «школьной» квартире на посиделки. Надо отметить, что на них всегда присутствовали красивые женщины. Фаддей любил красивых женщин; он вообще был крайне влюбчив, хотя не всегда взаимно, от чего страдал. Я знаю несколько его ярких любовных романов; некоторые из его возлюбленных теперь весьма известные особы.
Кем был Фаддей? Говорили, что он окончил то ли ЛГИТМиК, то ли институт культуры, служил в театре режиссером. Впрочем, толком никто ничего о нем не знал. Фаддей любил фантазировать и часто сам создавал о себе легенды. Его настоящая фамилия – Гинзбург. Когда он работал в Смоленске, то начал печататься в местной газете под псевдонимом Буранов. « А почему Буранов?»,- спросила я. Он ответил: «Потому, что больше всего люблю февраль. В феврале всегда заболеваю стихами и пишу, как ненормальный. Меня вдохновляет метель».
Снег. Сугробы. Смоленск.
Так давно. Так недавно.
Лица женщин, забытые напрочь,
Театральный подъезд, фонари…
И метель. Что за чудо – метель!
Это память больная
Не дает мне уснуть.
Ну и что ж.
Это просто – разлука.
Это просто тоска. Ничего.
Снова сядем мы вместе за стол.
Снова песню споем.
Ничего…
Додка, друг мой!
Ты помнишь:
Смоленск. «Арлекин». Биллиардная.
Полночь.
Когда Ленинград накрывал снегопад, Фаддей становился нервным, раздражительным, в его хрипловатом баритоне возникали лихорадочные ноты. Он или запирался дома, или куда-то исчезал. Но кончалась вьюжная пора, и Буранов-поэт снова превращался в общительного, галантного Фаддея. Но появлялись стихи.
… А мне показалось – и ты заблудилась.
Слепцы. Мы по жизни скитались.
За окнами – площадь. Поземка стелилась
И с крышами крыши сражались.
Вдвоем и с друзьями мы пили и пели
Мы сами себе удивлялись –
Куда мы спешили, куда мы летели?
И как потеряться боялись.
Иногда Фаддей подрабатывал в Бюро путешествий и экскурсий. Как-то в начале весны, он попросил помочь в сопровождении группы. Три дня мы колесили в автобусе по пригородам Ленинграда – Пушкин, Павловск, Петродворец, Гатчина. Пока русские провинциалы исследовали залы очередного дворца и лабиринты парка, мы сидели в салоне автобуса. Фаддей плохо себя чувствовал, жаловался на боль в желудке, видимо разыгралась язва. Несмотря на любовь к Питеру, он тяжело переносил его болотный климат, говорил, что всегда мечтал жить в теплом краю у моря.
Именно тогда он подарил мне папку своих стихов, отпечатанных на машинке. («Держи, на память»). Из дневника: «Буранов сказал: «За каждое из двухсот своих стихотворений я могу отдать по руке. Они точны».
Он был старше меня, и казался мне не только необыкновенно талантливым, но и недосягаемо взрослым, а я была всего лишь наивной девочкой с короткой мальчишеской стрижкой. Его всегда окружали красивые женщины, я видела, с каким восхищением они на него смотрят и чувствовала себя неуютно в этом окружении. Много раз порывалась спросить: « А я-то вам зачем?», но так и не решилась. Я стала его избегать. Иногда мне очень хотелось ему позвонить, услышать его глуховатый, словно дальнее эхо, голос, но я не могла преодолеть свои комплексы.
В конце мая 1979 года мы столкнулись в «Сайгоне». Он обрадовался, подошел, веселый, кудрявый, между нами состоялся следующий диалог:
- Наташа, куда ты пропала?».
- Я, Фадей Захарович,замуж выхожу.
- И за кого?
- За одного художника.
Он засмеялся: «Ну, поздравляю!».
Ночь.
За окном прошел трамвай.
А я на кухне, как в Сахаре…
И холодильник, заурчав, распухнул,
Миражем растаяв.
Один.
А кран бормочет –
Апрель не может позабыть.
И сонный муж снимает трубку:
«Алло! Алло!».
Гудки, гудки…
«Кто там, в малиновом берете?».
Нет. Это не моя жена.
Мы, правда, с ней чуть-чуть знакомы…
Теперь она с послом испанским.
А я на кухне. Пью кефир,
И вспоминаю наше лето.
Прошло время и однажды осенью за столиком все в том же «Сайгоне»,я увидела Фаддея. Он так великолепно выглядел! Загорелый, помолодевший. Мы обнялись, расцеловались. Он сказал, что женился, живет на Адриатике, вполне доволен жизнью и все у него хорошо. «Фаддей, помнишь, ты дал мне папку своих стихов? Я ее берегу. Скажи, а как ты пишешь там, где нет ни зимы, ни метелей?». Он сделал вид, что не услышал моего вопроса.
Каждое утро, проснувшись вставать
и окунаться в заботы отважно.
Просто устал и на все наплевать,
пишут – нормально, не пишут – не страшно.
Просто привык к пустоте и тоске,
что-то забыл и не вспомню, хоть тресни.
Ты, нарисованный мной на песке,
хоть на минуту воскресни, воскресни!
Снова в дорогу, опять поезда,
Это не шутка – по свету скитаться.
Просто вся жизнь, как в степи борозда,
просто пора уже где-то остаться.
Это была наша последняя встреча.
А потом в Югославии началась война. Благополучная страна исчезла, а вместе с ней исчез Фаддей Буранов. Много лет я безуспешно пытаюсь узнать о его судьбе, но мне хочется верить, что он где-то живет, просто я об этом не знаю.
Эти проблески сознанья,
Или блеск колец на пальцах,
Ни минуты опозданья –
Жизнь растянута на пяльцах.
Это вышивкой узорной
День разменивает вечность.
Солнце встало над гримерной
И уходит в бесконечность.
Это то, что не вернется,
Никогда не повторится;
Из волшебного колодца
Не достать живой водицы.
Не дослушав счет кукушки,
По траве росой звенящей
Подойти к лесной опушке
И навеки скрыться в чаще.
-----
© Copyright:
Лия Яковлева, 2013
Свидетельство о публикации №213051101731