Меня вдохновляет метель. О поэте Фаддее Буранове

Лия Яковлева
               
   Наше знакомство  состоялось  15 июня 1977 года,  в «Сайгоне». Почему так точно? Так указано в моем дневнике тех лет.   
   Потом  мы часто встречались на Невском проспекте, но как-то мимоходом. Он шел  в одну сторону, я – в другую, он -  чаще с  дамой,  я –  в компании или одна.  Кивнув, мы расходились. Несколько раз  коротко беседовали. Ни о чем. Галантные  формы политеса. Несколько раз  обменивались телефонами, но никогда друг другу не звонили.
   26 января  1979 года в Союзе Художников отмечали наступивший  Новый год.
В фойе  большая нарядная  елка, много приглашенных, некоторые  - в карнавальных костюмах. Наша театральная  студия Эрика Горошевского  показывает сценки  из спектаклей.  После представления  публика разбредается  по залам.  В одном - танцы,  в другом играет  струнный квартет;  в небольшой гостиной перед пылающим камином  сидит человек пятнадцать, они слушают высокого  мужчину, читающего стихи.  В мужчине узнаю  Фаддея Буранова. Стихи  замечательные, и читает он их замечательно.
               
                Пусть черный пудель тайну мне откроет,
                пусть поведет через моря и горы,
                пусть для меня он полночью отроет
                из-под надгробья корень мандрагоры.
                Но балахон!.. И голова обрита,
                а по небу несутся чьи-то тени.
                Меня, наверно, ищет Маргарита!
                Пустите! Ну, зачем же… на колени?
                Но в пистолете спрятана хлопушка,
                и Арлекин, смеясь, срывает маску,
                и только что убитая подружка
                сотрет со лба не кровь свою,а краску.
               
 Закончив, он  усаживается  впереди,  ко мне спиной. « Фаддей Захарович, здравствуйте». Оборачивается.  Спрашиваю: « Скажите, чьи стихи вы сейчас читали?». Отвечает: « Свои».         
 Так узнаю, что Фаддей – поэт.  «Послушайте, Наташа,  а не пойти ли нам  в ресторан ?»,-  говорит  Фаддей, и мы идем в ресторан.  Там  шумно, за  одним из столиков  гуляет  компания. Увидев Фаддея, кто-то  машет  рукой, приглашая к себе. «Ну что, присоединимся?»,- спрашивает  Фаддей.  Мы присоединяемся.  Веселятся они артистично. Мужчины состязаются  в остроумии, рассыпают  дамам комплименты, на столе водка, вино, шампанское. Приносят гитару.  Фаддей берет инструмент,  поет: «Ничто на земле не проходит бесследно,/ а юность ушедшая все-же бессмертна / Как молоды мы были, как молоды мы были,/ Как искренне любили, как верили в себя!». По-домашнему  проникновенно, без пафоса.  Потом, еще несколько раз я слышала, как Фаддей пел эту песню, и всегда удивлялась той грустной и светлой интонации его голоса.
   По окончании застолья вся компания направляется к Буранову, на  Авиационную улицу. Квартира находится  на первом этаже общеобразовательной школы, но имеет отдельный вход.( Кто-то из  его родителей  служил  директором  этой  школы). Стеллажи с  книгами, на столе небольшая пишущая машинка, везде висят театральные  афиши, на стене в деревянной рамке портрет  молодого мужчины. Это погибший поэт Зубков, с которым  Фаддей сдружился еще в Смоленске.
               
                Ты улыбаешься загадочно и грустно,
                Сквозь время  смотришь  на меня…
                За сотни верст принес улыбку ветер.
                В лесах смоленских гулко стонут ели,
                В полях смоленских ночь плетет поземку.
                Улыбка, обращенная к кому-то,
                Застыв, повисла на моей стене.
               
   Остаток вечера посвящаем Бахусу и литературе.  Фаддей читает стихи Зубкова. ( Жаль, не запомнила )  Потом  все поют  под гитару  Окуджаву и  Галича. Из дневника: « Фаддей пел  старые  офицерские песни, которые я никогда не слышала. Эполеты, погоны, кителя.  …Фаддей похож одновременно на  Пушкина и  породистую собаку. Красивым его не назовешь, но он обаятелен и напоминает  большого ребенка. Я ценю это качество во взрослых людях».  Под утро утомленные гости засыпают; кто на диване, кто в креслах. Неспящими остаемся только мы.  Сидим на кухне, Фаддей  читает свои стихи.
               
                … и подвиги, что вместе мы вершили
                Наверно, скоро в памяти сотрутся.
                Мои друзья совсем меня забыли
                Не матерят и не зовут вернуться.
               
                Уходит время. Много ли осталось?
                Живи и пой. И не жалей о том,
                Что так легко когда-то нам давалось,
                Чего не удержали мы потом.

                Дороги, расставанья, возвращенья,
                За шпалами, за годами вдогон.
                А на плечах в награду за свершенья
                Снежинки, словно звездочки погон.
               

      Из дневника: « Давно расцвело, я собралась уходить. « Может тебя проводить?»,- спросил Фаддей. «Нет, не надо»,- отозвалась я.  Он посмотрел в окно, на клочья снега, забрасываемые ветром, произнес: «Неужели еще январь?..».  «Это только по календарю, - ответила я,-  на самом  деле – метельный  февраль». «Может ты и права…»,- отозвался Фадей. Я вышла на улицу. Белое утро,  белый  снег, поземка, безлюдность.  Я пошла через пустынный дворик,  обернулась.В проеме двери -  Фаддей в красной футболке». Впоследствии в наших разговорах он часто употреблял эту фразу – « Может ты и права…». Произносил ее задумчиво глядя в пространство,завершая многоточием. В память о том дне, я написала стихотворение, где есть такие строчки «Ты до рассвета мне стихи читал/ Я думала, что задохнусь от боли/ Мы были этой ночью  поневоле/ Одной душой запаянной в кристалл».
     Так началась наша  ни к чему не обязывающая, ни на что не претендующая  дружба. Иногда  мы собирались в его «школьной» квартире на посиделки. Надо отметить, что на них всегда присутствовали красивые женщины. Фаддей  любил красивых женщин; он вообще был крайне влюбчив, хотя не всегда взаимно, от чего  страдал. Я знаю несколько его ярких любовных романов; некоторые из  его  возлюбленных  теперь весьма  известные  особы.
      Кем был Фаддей?  Говорили, что он окончил то ли ЛГИТМиК,  то ли институт культуры, служил в театре режиссером. Впрочем, толком никто ничего о нем не знал.  Фаддей любил фантазировать и часто сам создавал о себе легенды.  Его  настоящая  фамилия – Гинзбург. Когда он работал в Смоленске, то начал печататься  в местной газете под псевдонимом Буранов. « А почему Буранов?»,- спросила я. Он ответил: «Потому, что больше всего люблю февраль. В феврале всегда заболеваю стихами и пишу, как ненормальный. Меня вдохновляет метель». 
               
                Снег. Сугробы. Смоленск.
                Так давно. Так недавно.
                Лица женщин, забытые напрочь,
                Театральный подъезд, фонари…
                И метель. Что за чудо – метель!
                Это память больная
                Не дает мне уснуть.
                Ну и что ж.
                Это просто – разлука.
                Это просто тоска. Ничего.
                Снова сядем мы вместе за стол.
                Снова песню споем.
                Ничего…
                Додка, друг мой!
                Ты помнишь:
                Смоленск. «Арлекин». Биллиардная.   
                Полночь.               
               
   Когда  Ленинград  накрывал снегопад, Фаддей становился нервным, раздражительным, в его хрипловатом  баритоне  возникали  лихорадочные  ноты.  Он или  запирался дома, или куда-то  исчезал. Но кончалась вьюжная пора, и  Буранов-поэт   снова превращался  в  общительного, галантного  Фаддея.  Но  появлялись стихи.
               
                … А мне показалось – и ты заблудилась.
                Слепцы. Мы по жизни скитались.
                За окнами – площадь. Поземка стелилась
                И с крышами крыши сражались.
                Вдвоем и с друзьями мы пили и пели
                Мы  сами себе удивлялись –
                Куда мы спешили, куда мы летели?
                И как потеряться боялись.
               

   Иногда Фаддей подрабатывал в Бюро путешествий и экскурсий.  Как-то в начале весны, он попросил  помочь в сопровождении группы. Три дня мы колесили в  автобусе  по пригородам  Ленинграда – Пушкин, Павловск, Петродворец, Гатчина. Пока  русские  провинциалы  исследовали залы очередного дворца и лабиринты парка, мы сидели в салоне автобуса.  Фаддей плохо себя чувствовал, жаловался на боль в желудке, видимо разыгралась  язва. Несмотря на любовь к Питеру, он  тяжело переносил  его болотный климат, говорил, что  всегда мечтал жить  в теплом краю у моря.
   Именно тогда он  подарил  мне папку своих стихов, отпечатанных на машинке. («Держи, на память»). Из дневника: «Буранов сказал: «За каждое из двухсот своих стихотворений я могу отдать по руке. Они точны».
   Он был  старше  меня, и казался мне  не только необыкновенно талантливым, но и недосягаемо взрослым, а я была всего лишь наивной  девочкой с  короткой мальчишеской стрижкой. Его всегда окружали красивые  женщины, я видела, с каким восхищением они на него смотрят  и  чувствовала себя  неуютно в этом окружении. Много раз порывалась спросить: « А я-то вам зачем?», но так и не решилась. Я стала его избегать.  Иногда мне очень хотелось ему позвонить,   услышать его  глуховатый, словно  дальнее эхо, голос, но я не могла преодолеть  свои комплексы.
    В конце мая 1979 года мы столкнулись в «Сайгоне». Он обрадовался, подошел, веселый, кудрявый, между нами состоялся следующий диалог:
  - Наташа, куда ты пропала?».
 -  Я, Фадей Захарович,замуж выхожу. 
 -  И за кого?
 -  За одного художника.
    Он засмеялся: «Ну, поздравляю!».
               
                Ночь.
                За окном прошел трамвай.
                А я на кухне, как в Сахаре…
                И холодильник, заурчав, распухнул,
                Миражем растаяв.
                Один.
                А кран бормочет –
                Апрель не может позабыть.
                И сонный муж снимает трубку:
                «Алло! Алло!».
                Гудки, гудки…
                «Кто там, в  малиновом  берете?».
                Нет. Это не моя жена.
                Мы, правда, с ней чуть-чуть знакомы…
                Теперь она с послом испанским.
                А я на кухне. Пью кефир,
                И вспоминаю наше лето.
               
  Прошло  время и  однажды осенью  за столиком все в том же  «Сайгоне»,я увидела  Фаддея. Он так великолепно выглядел!  Загорелый, помолодевший. Мы обнялись, расцеловались.  Он сказал, что женился,  живет на Адриатике, вполне доволен жизнью и все у него хорошо.  «Фаддей, помнишь, ты дал мне папку своих стихов? Я ее берегу. Скажи, а как ты  пишешь там, где нет ни зимы, ни  метелей?». Он  сделал вид, что не услышал моего вопроса.
               
             Каждое утро, проснувшись вставать
             и окунаться в заботы отважно.
             Просто устал и на все наплевать,
             пишут – нормально, не пишут – не страшно.
             Просто привык к  пустоте и тоске,
             что-то забыл и не вспомню, хоть тресни.
             Ты, нарисованный мной на песке,
             хоть на минуту воскресни, воскресни!
             Снова в дорогу, опять поезда,
             Это не шутка – по свету скитаться.
             Просто вся жизнь, как в степи борозда,
             просто пора уже где-то остаться.            
               
     Это  была наша последняя встреча.
     А потом в Югославии  началась  война.  Благополучная  страна  исчезла, а вместе с ней исчез  Фаддей Буранов.  Много лет я безуспешно пытаюсь  узнать о его судьбе, но мне хочется верить, что он где-то живет, просто я об этом не знаю.

              Эти проблески сознанья,
              Или блеск колец на пальцах,
              Ни минуты опозданья –
              Жизнь растянута на пяльцах.
              Это вышивкой узорной
              День разменивает вечность.
              Солнце встало над гримерной
              И уходит в бесконечность.
              Это то, что не вернется,
              Никогда не повторится;
              Из волшебного колодца
              Не достать живой водицы.
              Не дослушав счет кукушки,
              По траве  росой  звенящей
              Подойти к лесной опушке
              И навеки скрыться в чаще.
               
                -----