Крик души. Как стать писателем?

Макс Шатов
Прошу сразу извинить, что эта заметка не совсем для рубрики «литературоведение». Но рубрики «Крик души» здесь нет, поэтому пусть уж этот текст побудет здесь.
   
  ***

Есть люди, отмеченные талантом слова. Они пишут так, как рисует сама жизнь – яркими образами, многоцветьем красок слов. Их строки не оставляют равнодушными, в них есть вкус жизни.

Я им немного завидую. Но так, слегка. У каждого свое предназначение. Кто-то стал настоящим писателем, а кто-то виртуозно пишет на работе технические отчёты (о, да! Я, например, в этом деле почти профессионал:)

Но душе ведь хочется чего-то… Она зовет в полёт, не дает спокойно спать по ночам. Так хочется выплеснуть из себя то, что так прямо распирает изнутри. Но – увы! – этого мало. Мало своих эмоций и переживаний. Недостаточно для того, чтобы не получить сомнительную славу рядового графомана.

Иногда бывает так. Тебе вроде бы нравится то, что ты сам написал. Ну, пусть это не идеально, можно и лучше. Кто-то, без сомнения, нашел бы другие, лучшие, образы и слова. Но и твоя работа, вроде бы, и не так уж плоха. Ну, хотя бы для того, чтобы дать прочитать ее другим.

И люди начинают читать твои работы. И говорить о них то, что считают нужным.  Недавно я получил такую рецензию (на стих)  от одного признанного здесь всеми автора: «Думал, что вот оно, хорошее стихотворение, пока не дошёл до слов "всё я". Настроение испортилось. Автору учиться и учиться».

Признаюсь честно – моё настроение тоже испортилось:) Как только дошел до этой рецензии. Хотя и раньше получал далеко не одни хвалебные отзывы, но этот уважаемый автор сумел меня «зацепить»:) Да, согласен, рифма «всё я – моя» была там далеко не самая лучшая. Но её можно исправить. Вот только остается вечный вопрос – что делать, чтобы увидеть свои ошибки? Как «учиться и учиться»?

Извечная тема – а как научиться писать? Как находить такие слова, которые зацепают не только тебя самого, но и читающих тебя людей? И можно ли научиться этому вообще? Научиться самому, не учась в литературном институте. И имея самое стандартное высшее техническое образование.

Самая первая мысль – почитать, что думают и пишут про это другие.

В интернете очень часто ссылаются на книгу Юрия Никитина «Как стать писателем», она есть на многих сайтах. Лично я читал ее два раза. Первый раз пару лет назад, и, скажу честно, она не произвела на меня тогда особого впечатления. Второй раз – совсем недавно, когда в очередной раз задумался на эту тему.

Да, конечно, стиль этой книги довольно своеобразный (в ключе такой вот цитаты: «Первое, что необходимо будущему писателю - это несокрушимая уверенность, самоуверенность, вплоть до наглости»). В книге много повторов, самолюбования и поучений. Но, тем не менее, это хоть какой-то пример личного успешного опыта. Книга написана через субъективную призму личного «я». С одной стороны, это чем-то отталкивает – местами похоже на самовосхваление. С другой стороны - в ней есть вещи, заставляющие задуматься. Во всяком случае, что-то новое там для себя вполне можно найти. Что, например, извлек для себя: «Писатель обязан писать не информативно, а образно», «Не вешать на каждое дерево табличку с надписью "Дерево"», «Очень важно научиться смотреть на свое произведение как бы со стороны. Чужими глазами».

Да, еще бы это всё суметь…

Еще один часто упоминаемый всеми автор – Стивен Кинг с его «Как писать книги». Недавно прочитал и эту книгу, она зацепила как-то больше. Хотя и там нет чего-то сверхъестественного, всё просто. Так просто, как и сама литература, по мнению Кинга: «Пишите что хотите, потом пропитайте это жизнью и сделайте уникальным, добавив ваше знание жизни, дружбы, любви, секса и работы». И еще одна цитата: «С моей точки зрения, литературное произведение состоит из трех вещей: повествование, которое передвигает действие…, описание, составляющее чувственно-реальный мир для читателя, и диалог, оживляющий персонажей, давая им речь». Вроде бы, что в этом нового? Но, тем не менее, хоть понятно, чем нельзя пренебрегать. И как автор понимает слово «описание». Это не детальная внешность и не перечень привычек главного героя. Это штрихи, из которых рождается его мир.

Но можно ли научиться писать, просто прочитав об этом пару книг? Однозначно – нет.

Но это всё было про прозу. А поэзия? Может, хоть со стихами дело проще?

Да, я читал и статьи про рифмосложение. И раньше, и сейчас. Что-то знаю про это. Например, что нежелательно использовать глагольные и однопадежные рифмы, они слишком просты.

Но ведь иногда и простое может трогать душу.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Почему, когда мы читаем эти строки Есенина, мы не думаем, что у него стоит простая глагольная рифма «сложил – жил»?

И ещё. Во всем этом очень много субъективного. Одним нравится одно, другим – другое… Как объективно оценить «яркость» созданного образа, понять степень его совершенство? Я не знаю.

Точнее знаю, но только один путь. Положиться на свою интуицию. Но, может быть, этого совсем и недостаточно?

Вот об этом и был крик души. Извините, если отнял чьё-то время. Но меня же отправили «учиться и учиться». Вот только не объяснили, как…