Цветок Венеры - обыкновенное чудо природы

Николай Забелкин
Вряд ли найдётся человек, не видевший этого цветка. Он известен в России под простым и вместе с тем обезоруживающе-обаятельным, очень тёплым именем: Иван-чай.

Что-то сказочное чудится в этом названии: перед нашим мысленным взором сразу встаёт неукротимый в своих чудачествах и подвигах Иванушка-дурачок - излюбленный герой русских народных сказок. Однако облик самого растения заставляет вспомнить Иванушку-дурачка, уже счастливо преобразившегося в Ивана-царевича - так изящно выглядят высокие (длиной до 3 метров!) стройные побеги, во время полного цветения похожие на пылающие факелы. Щедрые соцветия дрожат в знойном мареве летнего простора России, словно от их горячих красок плавится воздух…

Иван-чай зацветает в наших широтах ближе к середине июля, в самую благодатную пору. Это выразительное растение, словно «цветовые куранты», звонко и чётко показывает сроки вступления лета «в зенит». «Иван-чай цветёт на макушке лета», - шутят фенологи.

Цветение Иван-чая занимает важное место в календаре народных примет. Растения - герои таких примет, очевидно, должны быть популярны, узнаваемы; и наш Иван-чай здесь - не исключение. Это подтверждает не только его просторечное прозвище, но и весь необыкновенно притягательный, поистине народный облик «добра молодца». Летние костры Иван-чая кажутся неотъемлемой частью русского пейзажа, наверное, ещё и потому, что окраска этих жарких цветов схожа с ярким колером русских праздничных рубах…

Всё как будто говорит о том, что Иван-чай - типично русское растение. Ан нет! Как в фольклоре каждого народа обязательно сыщется свой Иванушка-дурачок, так Иван-чай может встретиться вам в самых разных уголках Земли, от ледяной Гренландии до знойного Туниса. Это «мировое признание» растения в большинстве известных экосистем объясняется его крайней неприхотливостью: при всей декоративности своего внешнего облика (ни дать ни взять - цветок из оранжереи!) Иван-чай, по существу - обычный сорняк, растение нарушенных местообитаний, или, проще говоря, свалок, вырубок и гарей; а поскольку всё худшее, как и всё лучшее в этом мире не имеет национальной принадлежности - то и свалки, вырубки да гари встречаются везде.

Более того, число нарушенных местообитаний сейчас неуклонно увеличивается, и тревожное пламя Иван-чая, полыхающее над растущими язвами гарей, проплешинами вырубок и гнилью свалок - словно отчаянно сигнализирует нам о том, что природа стремительно теряет свою индивидуальность в каждом ещё вчера уникальном уголке Земли, обезличивается под нивелирующим всё драгоценное естественное разнообразие натиском ненасытного человека, который привык использовать окружающую среду лишь в одном качестве: примитивном качестве первичного сырья. Такая политика в отношениях с природой подменяет эти глубокие и сложные отношения, когда-то так похожие на любовь, плоской похотью - жестокой односторонней эксплуатацией, и не оставляет будущим поколениям после себя ничего, кроме сырьевых отбросов.

...И всё же Иван-чай до сих пор - не только и не столько цветок тревоги. Это ещё и цветок любви. Недаром другое известное название этого до вульгарности обыкновенного на первый взгляд и внезапно-чудесного при более внимательном рассмотрении растения - кипрей. Да-да, тот самый легендарный кипрей, вдохновенно воспетый великим русским писателем К. Г. Паустовским: растение, чьи побеги по весне растапливают снег, который над куртинами Иван-чая тает и сходит раньше срока - словно от их страстного дыхания невольно теплеет, забывая о пока что полновластно царящей вокруг зиме, родная почва… Растение, пробуждающее и согревающее Землю. Цветок древнегреческой  и древнеримской богини любви Афродиты (Венеры) Киприды. Не беда, что он произрастает порой из самого низменного субстрата - цветущий кипрей способен облагородить собой любую свалку… Не правда ли, тот факт, что именно Иван-чай стал для греков и римлян цветком богини любви, - по зрелом размышленье кажется уже не парадоксом, а закономерностью?..

...А ещё Иван-чай вызывает в сознании созерцателя естественную ассоциацию с самой Поэзией, неизменно облагораживающей собою жизнь. Вспомнили? - ну конечно, у Анны Ахматовой мы уже читали об этом:

«Когда б Вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда, -
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда!»

...А ведь цветок Венеры не просто скрашивает собой часто неживописное окружение - он ещё и в прямом смысле слова лечит. Исследования ботаников показали, что покров сплошных зарослей Иван-чая на вырубках выполняет работу своеобразного целебного бальзама, под слоем которого быстрее восстанавливается зелёная кожа леса. Дело в том, что показатели влажности и температуры воздуха в этих зарослях неизменно и довольно значительно вырастают по сравнению с открытыми местообитаниями; а кроме того, суточная и сезонная динамика упомянутых показателей на вырубках, находящихся под защитой Иван-чая, оказывается оптимальной для проростков многих деревьев, благодаря чему они здесь не просто выживают, но успешно развиваются, тогда как на голой почве открытых вырубок и гарей все эти проростки гибнут, в частности, от поздневесенних заморозков.

Целебен кипрей и для человека. Здесь снова стоит отметить неслучайность его русского имени - Иван-чай: отвар, приготовленный из листьев, соцветий и верхушек стеблей этого растения, был очень любим нашими предками и, действительно, заменял им чай. Уступая по вкусовым качествам любимому напитку англичан, настой Иван-чая, тем не менее, превосходит его по своему лечебному - главным образом, противовоспалительному - эффекту. Этот эффект обусловлен высоким содержанием в клетках Иван-чая такого довольно известного химического вещества, как танин. Вообще, танин содержится в клетках и тканях многих растений - однако равных кипрею по концентрации этого вещества среди представителей растительного мира почти нет. Даже такой популярный у фитотерапевтов, хотя и гораздо более редкий по сравнению с Иван-чаем вид, как бадан толстолистный - очень полезное в том числе и с точки зрения своих противовоспалительных свойств растение - покорно уступает здесь пальму первенства нашему непритязательному и такому распространённому «сорняку»…

Долгое время Иван-чай успешно применялся при лечении язвы желудка, гастрита и других «модных» нынче заболеваний. Однако сегодня в отечественной официальной медицине он практически не используется. Слегка перефразируя скорбное замечание А. С. Пушкина, можно сказать, что мы век от века становимся всё ленивее и нелюбопытнее в том числе и в отношениях с природой, всё больше сводя эти отношения к нашему столь же беззастенчивому, сколь и безыскусному грабежу природных богатств.

...Но обкрадывая и откровенно уродуя природу, мы, таким образом, обкрадываем и уродуем самих себя; ведь все мы - родные чада одной Земли, все мы родом из Её древнего детства; все мы - одно естество, одна кровь и плоть, одна душа - хотя день ото дня мы, люди, становимся как будто всё неодушевлённее… При нашем бережном, уважительном, словом - человеческом отношении к природе она радостней, охотней и щедрее делилась бы с людьми своими сокровенными, главными тайнами - тайнами, о многих из которых мы до сих пор не имеем ни малейшего понятия и, не успевая отгадывать эти загадки природы, попросту уничтожаем их вместе с их извечным местом обитания... Горько наблюдать за растущими темпами этого слепого уничтожения - хотя бы потому, что, возможно, сохранённая нами в максимальной целостности и мощи своего живого разнообразия природа уже давно спасла бы себя и нас от стремительно надвигающейся ныне экологической катастрофы, чего мы пока сделать не в силах.

Обо всём этом снова и снова кричит своим ярким, страстным, тревожным огнём цветок любви - кипрей: самое обыкновенное чудо природы, мимо которого мы снова и снова проносимся к собственным важным, далёким, расплывчатым - подозрительным иногда для нас самих - целям… Но для того, чтобы стать умнее и человечнее, не надо бежать на край Земли - для начала достаточно просто повнимательней взглянуть себе под ноги. Взглянуть - и вспомнить слова навеки прославившего кипрей К. Г. Паустовского: «Поэзия всюду, даже в траве. Надо только нагнуться, чтобы поднять её».

1998