Великодержавие

Зиновий Эрман
Можно утверждать, что всё началось с шапки Мономаха. При венчании Ивана Грозного на царство в 1547 году использовали шапку с сердоликовой чашей. Венец этот достался, якобы, Владимиру Мономаху от византийского императора Константина Мономаха после победы киевского князя над византийским войском. Правда, Константин умер за 50 лет до вступления Владимира на киевский престол. Но миф о шапке Мономаха, как впрочем и другие ми- фы, например, о происхождении Рюрика от римских цезарей, должен был подтвердить главенство русских царей-самодержцев над всем православным миром.

Политические притязания, как приемника византийских императоров, высказывал и Иван 3, дед Грозного. Первым из великих московских князей он называл себя государём всея Руси и царём, главным образом перед представителями других стран и земель. Он женился на племянице последнего византийского правителя Софье Палеолог. Она отказывалась именовать себя княжной московской, а только «царевной цареградской». Не без её влияния решился осторожный Иван 3 на окончательный разрыв с татарской Ордой. На берегах Угры выстроились два войска -  татарское и русское, но битва не состоялась. Хан Ахмет, поняв, что ему не победить более многочисленную русскую рать, увел своих воинов.

С конца 15 века в русских печатях появляется византийский герб - двухглавый орёл, утверждается  лозунг «Москва – третий и последний Рим», появляется идея национального государства. Но только при Иване Грозном эта идея воплощается в жизнь, со стремлением отвоевать у Литвы и Польши русские земли, завоеванием Казани, началом походов за Урал. Но главным было утверждение незыблимости самодержавного принципа. Государь и его держава и были Великой Русью. В государственной идее никак не выделялась роль русского народа. Народ не воспринимался как единная общность. Общественное устройство базировалось на глубоком  социальном расслоении. Не существовало национальной гордости. Погромы, которые устраивала московская чернь иностранцам, свидетельствовали лишь о недовольстве властью, а не о желании утверждения приоритета русских.

Нужно отметить, что если во времена Грозного привлекали иностранцев, как военных специалистов, то уже при первом Романове любой иностранный авантюрист находил в России доходное место. Французский историк К.Валишевский в книге «Первые Романовы» пишет:  «Широко открылись двери вторжению западничества, Михаил окружает себя врачами, аптекарями, окулистами, алхимиками, фабрикантами музыкальных инструментов чуть ли не всех стран». Общеизвестно, как широко привлекал иностранцев Петр Великий. Вопреки русским историкам Валишевский утверждает, что большинство офицеров и значительная часть солдат петровской гвардии были иностранцы.

В заговоре, приведшем на престол Елизавету Петровну, главную роль сыграли французы Лесток и Шетарди, немец Шварц, еврей Грюнштейн. А до Елизаветы Россией фактически правили Бирон, Миних, Остерман.
Елизавете было необходимо поднять знамя русского патриотизма, отметая все разговоры о влиянии чужестранцов на её воцарение и права наследства. Она часто и с особой страстью подчеркивала свою привязанность к  России, упоминая о своём великом отце.

По мере возможности многочисленные иностранцы, заменялись русскими. В.О. Ключевский с удовлетворением отмечал в своих лекциях, что «в патриотическое царствование Елизаветы около престола стояли русские люди». Процесс обрусения быстрее всего происходил среди фаворитов императрицы. Сама Елизавета руководством страной и внешней политикой почти не занималась. Но во время её царствования русская армия одержала в Европе значительные победы, разгромив Пруссию. В Азии была подчинена громадная сибирская земля. Собственно, с этого периода в политический и общественный обиход вошло понятие русского патриотизма и признания величия России. Но оставалась незыблимой формула Ивана 3 «Вся  Русская земля из стара-ния наших прародителей – наша отчина». Поэтому в главном лозунге царской России был провозглашёна следующая последовательность ценностей : «За веру, царя и отечество». Русский человек  должен быть готов умереть за государя, православную веру и Россию. Обьясняя причины побед русского войска над армией Фридриха, Валишевский пишет в книге «Елизавета Петровна»: «Позади офицера, прогонявшего его сквозь строй за малейшую провиность, русский солдат видел священника, причащавшего его накануне сражения или приступа и обносившего по фронту армии среди пения псалмов и клубов фимиама хоругви, кресты и чудотворные иконы....и была мысль о России и любовь к ней. За отсутствием более сложных понятий, он хранил в душе вместе  со смирением и верою, гордость русского имени и культ своего царя».

При этом отношение к русскому мужику, составлявшему большинство народа, со стороны власти, как к рабу, становилось всё жестче. За время царствования Екатерины 2 и Павла были отменены все послабления крепостной зависимости, а около 1,5 млн свободных крестьян были «подарены» помещикам. Перед реформой 1861 года в России на 61 миллион  населения приходилось 50 миллионов крепостных. 

Н.Карамзин пишет: «Петр 1 ограничил своё преобразование дворянством. Дотоле, от сохи до престола, россияне сходствовали между собою некоторыми признаками наружности и в обыкновениях, - со времён Петровых высшие степени отделились от нижних, и русский земледелец, мещанин, купец увидел немцев в русских дворянах, ко вреду братского, народного единодушия государственных состояний» ( «Записка о новой и древней России в её политическом и гражданском отношениях», 1811г.).

Уже к концу 18 века сословное разделение на господ и крепостных было столь глубоким, что не позволяло видеть единство в русском народе. Дворянство представляло ту общественную силу, которая благодаря образованию, знакомству с иностранной литературой, образу жизни могло развивать национальную культуру и общественную жизнь. Какое-то участие в этом принимало городское мещанство и купечество. Народ оставался бесправным и неграмотным. Известен лишь один публичный протест, осуждающий крепостничество, – книга А.Радищева,  «Путешествие из Петербурга в Москву»,  опубликованная в 1790 году. 

За 30 лет до освобождения крепостных великий Пушкин настоял на продаже отцом 300 крепостных для обеспечения свадебного обряда. До середины 19 века лишь единицы были готовы бороться против самодержавия и за освобождение крестьян. Попытка военного путча, названная позднее «восстанием декабристов», была заговором аристократов, попытавшихся изменить форму государственного правления.

Не существовало понятия величия русского народа. Но во второй половине 19 века появились борцы за свободу крестьян,   среди них и экстремисты из организации «Народная воля». Сформировалась идеология особенных качеств русского народа.   Этот взгляд яснее других сформулировал публицист и философ Н.Страхов в 1863 году:
«...гордясь собой, мы, русские, если хотим делать это основательно, должны простирать эту гордость глубже, чем это обыкновенно делается, то есть не останавливаться в своём патриотизме на обширности и крепости государства, а обратить своё благоговение на русские народные начала, на те глубокие духовные силы русского народа, от которых без сомнения зависит и его государственная сила...».   

Ф.Достоевский в «Дневнике писателя» в 1877 году  другими словами связывал народ и государственное устройство : «У нас, русских, есть, конечно, две страшные силы, стоящие всех остальных во всем мире, - это всецелость и духовная неразделённость миллионов народа нашего и теснейшее единение его с монархом...Колосс - это есть народ наш».
Движение славянофилов, по сути, было направлено на возвеличивание русских, как особой нации, достойной не только возглавить славянские народы, но и противопоставить Западу.

В «Дневнике писателя» в 1880 году Достоевский пишет: «Я не пытаюсь равнять русский народ с народами западными в сферах их экономической славы или научной. Я просто только говорю , что русская душа, что гений народа русского , может быть, наиболее способны, из всех народов, вместить в себя идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия».

К началу 20 века новая европейская философия начинает доминировать среди русской интеллигенции, сильно ослабив влияние мистических взглядов апологетов «русского духа». П.Милюков, историк, лидер партии «кадетов», пишет : «Была придумана для защиты старины та теория, что русский политический строй неразрывно связан с русской национальностью, что в нём отразился народный дух и потому изменить его нельзя. Собственно, этот взгляд придуман был кучкой молодых людей, которые в самом деле верили в особую силу русского народного духа и думали, что, сохранивши этот свой особый дух, русский народ покажет себя  всему миру и весь мир от России научится чему-то великому и важному. Эти молодые писатели называли себя славянофилами. Правительство не доверяло им и считало их фантазерами, оно даже боялось их, как людей беспокойных, когда они говорили, что народ сам, собственными силами может, что-то сделать. Но когда они утверждали, что у русского народа свой особый дух, совсем не похожий на дух других народов, что поэтому заимствовать у других народов нам нечего, а следует хранить неизменными свои исконные начала жизни, то это совпадало с желанием правительства схранить старые порядки» (Публицистика 1905г.).

Позднее в 1920 году А.Керенский пишет: «Славянофильство в виде панславизма, или скорее панруссизма, сделавшееся казенной монополией; славянофильство, взятое, как и официальный патриотизм, в «кавычки», славянофильство, первоначальная освободительная, революционная сущность которого была подменена мертвящей традиционной триединой формулой – самодержавие, православие и народность, - это славянофильство казенной русской публицистики было силой, враждебной русскому народу».

«Державный» великорусский патриотизм, созданный в 15 веке по политическим причинам, просуществовал до краха самодержавия. «Национальный» патриотизм, как признание особых заслуг и достоинств русского народа, утвердился лишь в середине 19 века и также был поставлен под сомнением большевистской революцией. Для Ленина, Троцкого и других интернационалистов-коммунистов главной целью была победа в классовой борьбе с утверждением международного братства трудящихся, в чём они признавались в годы революции и гражданской войны. Судьба России и русского народа интерисовала их только, как «передового отряда» мировой революции. Лишь однажды в 1914 году, реагируя на патриотическую волну в обществе, возникшую в связи с войной, Ленин пишет в короткой газетной статье « О национальной гордости великороссов» : «...великорусским сознательным пролетариям не чуждо чувство национальной гордости. Мы любим свой язык и свою родину...». Как-бы осознавая, что этого недостаточно для гордости, Ленин добавляет, что гордится  тем, что насилие со стороны дворян и капиталистов вызывает отпор из «нашей среды и ненависть к рабскому прошлому». Путаное объяснение, о котором не вспоминали в СССР до 1943 года.

Сталин  уже  в 1922 году был не согласен с Ленинским проектом преобразования империи в некую безнациональную конструкцию. В конце 20-х годов он выдвинул основополагающий государственный лозунг построения социализма в одной стране, которая станет образцом для всего мира. Социалистическая конституция 1936 года, хотя и провозглашала  равные права  для всех народов СССР, не исключала пропаганды особой роли русского народа. Например, в передовой «Правды» отмечалось, что Российская республика – первая среди других республик и первым среди равных является русский народ.

Появилось понятие «нацмен», то есть представитель национального меньшинства. Слово это вскоре стало носить унизительный характер. Чтобы стушевать своё национальное происхождение Сталин в беседах с инострацами иногда упоминал фразу : «мы –русские».

Неудачи первых лет войны подтолкнули вождя на усиление русского патриотизма. Из небытия были подняты на щит имена и подвиги русских героев и полководцев. В 1943 году была возрождена православная церковь. В 1945 году Сталин публично отметил заслуги русского народа в победе. С этого времени в государственной идеологии первенствовали великодержавные имперские тенденции, чему способствовало территориальное расширение страны и усиление армии. При этом никто не забывал, какой народ главенствует в стране. Пресекались все попытки создать Российскую компартию, так как государственные органы и были руководстством для российских. Во всех национальных республиках вторыми руководителями были русские, без согласия которых не решались важные вопросы. Русский язык доминировал в официальных сферах всех республик. Русский народ стал «старшим братом» для всех остальных народов Советского Союза.

История человечества неразрывно связана с созданием империй и наличием имперских амбиций у народа, господствующего в государстве. Часто патриотические чувства приобретали националистический характер, что могло подтверждаться расисткой идеологией. Так было в гитлеровской Германии. У Гитлера и Сталина было одинаковое пренебрежение к народу своей страны, прикрываемое лицемерными лозунгами о его  величии. Сталин не раз говорил, что любой советский гражданин лучше высокопоставленного капиталистического чинуши. Но он никогда не задумывался о миллионах погубленных им.

События послевоенной истории второй половины 20 века изменили межнациональные отношения европейских народов к другим народам.