С днём Победы

Виктор Шель
С Днём Победы!
Окончанием войны дышал воздух у нас в Ульяновске на улице Федерации, куда нас занесла война, ранение моего отца и Американские поставки по Ленд-Лизу. Да, это было именно так! Наступление немцев заставило нас бежать из Одессы подальше на Восток. Мы застряли на маленькой железнодорожной станции Буздяк в Башкирии. Мучались от нещадных морозов в нетопленной комнате, куда нас заселили местные власти. Облегчение пришло 12 Января 1942, когда мой отец нашёл нас и прислал телеграмму с номером его воинской части. С этого момента я всегда надеялся на то, что скоро увижу отца – он знает, где нас искать! И отец появился с целью забрать нас в город Ульяновск на Волгу, куда его направили после выздоровления от тяжёлого ранения.  Он был направлен служить в части, получившей по Ленд-Лизу грузовики Студебеккеры. Этой части, по сути, ещё не было. Отцу предстояло сформировать часть из новобранцев. Солдат необходимо было обучить вождению автомобиля, ремонту и техобслуживанию грузовиков. Дополнительно к этому было необходимо изготовить кузова к грузовикам. Американцы прислали шасси, а кузова изготовлялись уже в Ульяновске теми самыми солдатами, которые должны были освоить их вождение. Это требовало время, и это время мы радовались тому, что отец был с нами. В конце августа 1943 папина часть ушла на фронт. Мы остались в Ульяновске. Три месяца мы радовались, хотя видели отца в эти дни очень мало – он был занят в части с шести утра до десяти часов вечера.
Я не стану описывать те трудности, которые нам пришлось преодолеть в зиму 1943-1944  года. Мне было десять лет, и не на меня легла основная тяжесть, а на мою мать. Она работала на военном заводе с восьми утра до девяти часов вечера. Там же работал мой шестнадцатилетний брат. На мою же долю выпало хорошо учиться в школе, отоварить карточки, приготовить еду к возврату мамы и брата с работы. Я увлекался чтением и быстро научился совмещать чистку картошки с чтением интересной книжки, умудряясь при этом снимать только тончайший слой с поверхности картофелины, чтобы добро не уходило в очистки.
Все дни до самого мая 1945 года я, да и все мы, внимательно следили за тем, что происходило на фронтах, с радостью отмечая на карте продвижение фронта. Ждали, когда кошмар войны окончится, и наступит долгожданный мир. Нам казалось, что с миром придёт счастье и благоденствие. Мир – это предел желаний и надежд! Мыслей о том, что будет после войны, не было.
Война кончалась, а на душе было тревожно – от отца уже два месяца не было никаких вестей. Война-то кончается, но убивать не перестают. Вот и тревожно. Только в июне мы получили весть о том, что отца не убили и даже не ранили, а только контузило. Оказалось, что этой контузии было достаточно, чтобы до конца своих дней мой отец оставался инвалидом, который из крепкого весёлого человека превратился в немощного полуслепого человека, нуждавшегося в помощи посторонних даже в таком простом вопросе, как перейти безопасно улицу. Но это обнаружилось позже. Тогда в первых числах мая 1945 года мы ждали с нетерпением конца войны.
Весть о Победе, такая ожидаемая и желанная, пришла неожиданно в ночь с восьмого на девятое мая. Мы мирно спали, когда на улице раздались звуки выстрелов. За окном возник шум. Крики разбудили нас. Мама, ещё не полностью проснувшаяся, попросила моего старшего брата узнать у соседей, что там происходит. Брат накинул на себя пальто и вышел из комнаты. Вернулся он с криком: «Победа!». Мы быстро оделись и вышли в коридор. Там никого уже не было. Все обитатели нашего дома выскочили на улицу. На улице перед домом соседи деловито расставляли столы. Там собралась толпа. Люди скандировали одно слово: «Победа!». Солдаты из охраны лагеря военнопленных, расположенного в соседнем особняке, стреляли в воздух.  Какие-то совершенно незнакомые люди обняли мою мать, радостно крича: «Победа! Мы победили!». Один военный подхватил меня своими крепкими руками и как маленького подбросил в воздух. Люди тащили из квартир еду, и напитки и ставили на столы, угощая всех вокруг. Все искренне радовались. С самого моего рождения я никогда не видел столько радостных, улыбающихся людей как этим утром 9 мая 1945 года. Все были уверены, что настал рай на земле. Забыты были все невзгоды, и хотелось, чтобы этот день всеобщей радости никогда не кончался.
Прошло несколько лет. Давно забылось ликование того памятного дня. Тяжёлые будни жизни при живом, но беспомощном отце затмили радость.  И, казалось, что война не окончилась, а только отошла в другую стадию. Война окончилась на полях сражений, а в тылу продолжалась в виде постоянной борьбы за существование без перспективы на лучшее будущее. Я вырос, получил образование, работал, женился, а мы как жили от получки к получке, от одной  очереди до другой, так и продолжали жить. А немцы в Западной Германии, оказывается, восстановили экономику и стали жить богато, на много лучше, чем их победители. И я задался вопросом: кто же в итоге победил? Если считать, что мы, то почему же мы живём хуже побеждённых? Или мы победили Гитлеровскую Германию, чтобы освободить не себя, а народ Германии? Когда же мы освободим себя? Мне стало обидно за моего отца, который воевал, желая освободить себя и нас, был трижды ранен, контужен, а освободил немцев от их Гитлера. Очень обидно.
Я задался вопросом: мог ли мой отец победить для нас? Что было нужно, чтобы победить для своего народа? Я понял, что для этого нужно было победить не только Гитлера, но и Сталина. Нужно было освободить народ нашей страны от цепей социализма. Открыть страну для развития экономики, избавиться от необходимости держать в узде сателлитов. Дать свободу предпринимателям, восстановить НЭП. Когда я это понял, я не стал бороться с ветряными мельницами, а подал заявление в ОВИР.  Можете осуждать меня за отказ от борьбы, но я поступил именно так.