Часть 1. Террорист Ваня

Аркадий Куратёв
 На оживленном перекрестке минских улиц Первомайской и Пулихова, на стене углового дома всякий раз попадается на глаза мемориальная доска с профильным барельефом молодого человека. Вот этого: Ивана Петровича Пулихова - революционера, террориста,  члена Летучего отряда Северо-Западного края партии эсеров. Партийный псевдоним – «Ваcя». Биография небогата на события: Родился 5.09.1879г. в Минске, в семье дворянина. Окончил неполных 7 классов реального училища. Уехал в Петербург, где экстерном сдал экзамен на аттестат и поступил в землемерный институт.  В 1903 за революционную деятельность исключён и выслан в Минск под надзор полиции.  В Минске Пулихов жил на съёмной квартире в районе теперешней улицы Чичерина. Зарабатывал репетиторством. Большая часть заработка шла на расходы подпольной эсеровской организации. 14 января 1906 года, выполняя приговор подпольной организации эсеров, совместно с А. А. Измайлович осуществил покушение на минского губернатора П. Г. Курлова. Вот как это выглядело на деле:
Отношение прокурора Минского окружного суда А.Зубкова прокурору Виленской судебной палаты А.И.Короткому о производстве следствия по делу о покушении на минского губернатора П.Г. Курлова.
"21 января 1906 г. Секретно
В дополнение к представлению от 16 января за № 1233, имею честь донести Вашему Превосходительству, что, как установлено при дальнейшем следствии, из числа публики, бывшей около Петропавловского Собора 14 января при выносе тела генерала Курча, оказались двое раненых, а именно рядовой Захар Потапов и почтальон Фома Гончарик. По объяснению и Потапова, и Гончарика оба они были ранены выстрелами, произведенными из револьвера какой-то неизвестной для них женщиной, стрелявшей по направлению к лицам, уводившим от собора человека, только что перед этим бросившего в губернатора разрывной снаряд. По судебно-медицинском освидетельствовании Потапова и Гончарика, первый из них оказался раненым в ладонь правой руки на вылет, а второй в мягкие части левого предплечья и большой палец левой руки, также на вылет. Причиненные тому и другому повреждения признаны относящимися к разряду легких увечий. Стрелявшая в полицмейстера Норова женщина, при вторичном допросе ее, заявила, что она Александра Адольфовна Измайлович, что она не отрицает факта, учиненного ею покушения на жизнь Норова, что виновной себя в каком бы то ни было преступлении не признает и ни на какие вопросы отвечать более не желает. В видах проверки заявления обвиняемой о своей личности, она была предъявлена дворнику дома, где проживает семья Измайлович, Мезеню, замужней дочери генерала Измайлович, Марии Демянцевич, и горничной Измайлович, Татьяне Курилло, которые с категоричностью, не дающей оснований к сомнениям, удостоверили, что личность эта есть именно Александра Адольфовна Измайлович. Свидетельнице Курилло была, межу прочим, предъявлена фотографическая карточка Пулихова и Курилло объяснила, что человека, изображенного на карточке, она видела приходившим к Александре Измайлович, когда последняя проживала короткое время в квартире своего отца.  Личность, бросившего в губернатора разрывной снаряд, Ивана Пулихова установлена с несомненностью отцом его, служащим в должности топографа при Минском Управлении земледелия и Государственных имуществ Петром Пулиховым и помощником пристава Прищепчиком, лично знающим Ивана Пулихова. Измайлович была предъявлена помощнику полицмейстера Хоцяновичу, чиновнику особых поручений Севергину и полицейскому чиновнику Полтаржицкому, которые указали на нее как на женщину, стрелявшую в Норова. Дворянки Мария Николаева и Мария Григорьева Старовы и пристава 1 и 2 частей гор. Минска Жигулин и Лаптев, при предъявлении им Пулихова, удостоверили, что это есть именно тот человек, который бросил в Минского губернатора разрывной снаряд и который после этого был задержан. Произведенным при участии экспертов осмотром отобранных у Пулихова и Измайлович двух револьверов системы “Браунинг” установлено, что из револьвера, отобранного у Измайлович израсходовано 5 патронов, а в револьвере, отобранном у Пулихова, ни одного.
Подлинное подписал И.д. прокурора суда Зубков".
Дальнейшее развитие событий:  Пулихов и Измайлович до суда находились в городской тюрьме, в Пищаловском замке. Пулихову был подготовлен побег, не состоявшийся по причине доноса Александра Хохлова, также заключенного. 16.02.1906г. созданным временным военным судом И. Пулихов и А. Измайлович были приговорены к смертной казни через повешение. 20.02.1906 суд рассмотрел кассационные жалобы. Кассационная жалоба отца Пулихова не была удовлетворена. 26.02.1906 приговор касательно И. Пулихова был приведен в исполнение 11.03.1906г. Иван Пулихов, двадцати семи лет от роду, был повешен на башне городской тюрьмы, политзаключенные вывесили в окнах чёрные флаги. По некоторым данным тело казненного провисело на воротах тюрьмы три дня. Затем Пулихов был тайно похоронен на Сторожевском кладбище. О месте захоронения И. Пулихова знал охранник кладбища. Через 20 лет он указал это место бывшим политкаторжникам, съехавшимся в Минск. Было решено увековечить память Пулихова. На собранные на улицах города деньги на могиле Пулихова был установлен камень из красного гранита. Памятник простоял на Сторожевском кладбище до начала его ликвидации в 1954-м году. В 1954-м году И. Пулихов был перезахоронен на Военном кладбище г. Минска. Александре  Измайлович смертный приговор был заменен бессрочной каторгой. В тюрьме узнала о гибели своей младшей сестры. 27 января 1906 г. Екатерина (1883-1906) совершила покушение на адмирала Чухнина в Севастополе. Ранила его и тут же во дворе дома была расстреляна охраной.
На сайте http://www.memo.ru/Nerczinsk/pictures/albom.htm можно увидеть превосходные фотографии политкаторжан в Нерчинском остроге.
На одной из них первом в нижнем ряду: Мария Спиридонова и Александра Измайлович, закутанная в шаль с меандром: интересные и достойно одетые молодые дамы!
После революции некоторе время обе будут активными политиками в партии левых эсеров, но после неудачного мятежа в 1918 году их карьера пойдет на убыль. Позже - 11 сентября 1941 их обеих расстреляют под Орлом.
Улицы А.Измайлович в Минске нет.
Такова история двух дворянских детей из вполне благополучных, ни в чём не нуждающихся семей.
Городская тюрьма исправно служит власти и поныне, но называется по-новому: «Володарка», ибо находится на улице Володарского.
Петропавловский Собор хорошо сохранился, сейчас, к тому же,  реставрируется – из-под слоя побелки всё больше и больше выступают потолочные и стенные фрески. В церкви всегда много прихожан.