Серафима 17. Забастовка

Ярослав Яковлев 2
На фото вверху: посредине - моя сестра Анастасия

                Глава 35. Забастовка

А в городе неспокойно. Какая-то стрельба. Кто в кого стреляет – непонятно, но страшно. По крыше фабрики изредка тоже щёлкают пули.
На фабрике забастовка. Рабочие ищут Зоненбурга.
Зоненбург директор фабрики. Когда он шествует с обходом по фабрике, его появлению предшествует  испуг и нервозность. Появляется в ткацком цехе,  в прядильном уже знают о его появлении. Холёный, голубые гипнотизирующие как у кобры глаза, курчавый с сединой волос. То ли еврей, то ли немец. Если он остановился возле какой либо работницы, та то бледнеет, то краснеет, бывали случаи, что и падали в обморок.
Как-то он подошёл к слесарю, дяде Стрельцу (так его все называли). Тот стоял у своего небольшого верстака, наклонив голову, что-то мастерил и не заметил подхода директора или сделал вид, что не заметил. Зоненбург сорвал шапку с его головы и бросил в лицо. Тот поднял шапку и неожиданно для всех резко бросил эту же шапку в лицо Зоненбурга.
Все, в том числе и работающая в этом же цеху Наташа, жена дяди Стрельца, замерли. Лицо Зоненбурга покраснело и пошло от гнева и возмущения пятнами. Он быстро вышел из цеха. Стрелец  продолжал работать, как ни в чём ни бывало.
Тётя Наташа бросилась к мужу, плачет:
-Что ж ты натворил? Что теперь будет?
-Ничего я не натворил. Иди на своё место и работай! Как-нибудь разберёмся.
Минут через 15 заходит в цех рассыльная, вызывают дядю Стрельца к хозяину завода Фальку.
Фальк  старался создать себе репутацию хозяина, пекущегося о своих рабочих. Опекал детей старых рабочих, за свой счёт посылал учиться мальчиков в коммерческое училище, девочек на машинисток.
Когда дядя Стрелец появился в кабинете Фалька, тот спокойно, не повышая голоса, обратился к нему:
-Как же это получается? Вы такой серьёзный человек создали конфликтную ситуацию в цеху, оскорбили  господина Зоненбурга. Он ведь всё-таки директор, а вы подрываете его авторитет.  А без авторитета, как же он будет наводить порядок на производстве? Вы должны перед ним извиниться.
-Господин Фальк, прежде должен извиниться передо мной господин Зоненбург, и тогда дело за мной не станет.
-Но осознайте, ведь он всё-таки директор, занимает должность значительно более высокую, чем Вы.
-Высокая должность не даёт ему право унижать подчинённых, бросать в лицо рабочему шапку! Он может сделать мне замечание, выговор, дать совет по работе, но не оскорблять!
Несколько раз после этого дядю Стрельца ещё приглашали в кабинет Фалька, Фальк уговаривал его быть уступчивее, но тот стоял на своём. Ожидали, что его  уволят, но потихоньку это дело как-то заглохло без всяких последствий.
И вот теперь рабочие ищут Зоненбурга. Нашли его в каком-то укромном местечке, сажают в мешок и на тачке под  хохот и улюлюканье рабочих катают по двору фабрики. Завершается катание возле свалки, куда опрокидывают тачку с пассажиром. Во время всей этой процедуры он относительно спокоен, по окончании отряхнул костюм от мусора и подался восвояси
Старик Чередниченко рассказывал, что и в 1905 году во время забастовок  Зоненбурга не раз катали в тачке, так что это для него не впервой и он, пожалуй, уже и привык к таким путешествиям.
Чередниченко был одним из организаторов (всего их было 10 человек) забастовки в 1905 году и рассказывал о событиях тех дней.
Хозяина Фалька не трогали.
Когда фабрику окружили жандармы и позвонили Фальку: «Всё ли у Вас в порядке на фабрике?», то он якобы ответил:
-Рабочие возбуждены, остановлены станки, митинг во дворе, но так, в общем-то, беспорядков особых нет.
Затем он вышел к рабочим:
-Господа, прекращайте митинг, становитесь к станкам, не исключено, что на фабрику может прибыть полиция.
Рабочие не унимаются, но вдруг замечают, что фабрику окружают жандармы. Митинг прервали, разошлись по рабочим местам, а организаторы укрылись на заводе так, что их не смогли отыскать.