Сеня

Елена Позднякова Козлова
 
 Посвящается моим дорогим людям…
 Светлая память им!


- Бабушка, а почему Сеня? – задумчиво спросила я однажды в свои неполные пять лет,- Мама говорит, что дедушку зовут Семеном!
- Семен он для других, а я его ласково Сеней зову!- ответила нежно бабушка.
- А-а-а, так это значит, ты его по любви так  называешь?- не унимаясь, продолжала я.
- Конечно по любви! А как же иначе...
- А как ты влюбилась в него и он в тебя? Как вы нашли друг друга? Папа с мамой  в техникуме познакомились, мне мама рассказывала. Папа был тогда лысым и мама дразнила его солнышком. Потом они подружились, поженились, и появилась я. А как ты с дедушкой познакомилась?
- Мы были соседями. Вечером выходили на гулянку. Пели песни, танцевали. Дедушке твоему очень нравилось, как я пела и танцевала. Голос у меня хороший был и фигура тоже. Это сейчас я уже не та стала, а раньше и коса здоровенная по пояс моталась. Толстенная была коса у меня. Волосы черные, глаза как угольки. Красивой была, видной…Я замужем была, и дедушка был женат  в ту пору. Меня тетка рано замуж выдала. Я же сиротой была с малых лет. А у неё своих детей немало было. Чтобы меня не кормить долго в 15 лет замуж и выдала она меня.
- Бабушка, а меня в 15 лет замуж не выдадут?
- Тебя - то за что? Глупенькая! – засмеялась бабушка, прижав меня нежно к себе.
- За плохое поведение… Мама сказала, что не дождется уже, когда я вырасту, чтобы меня замуж отдать. Это она сказала мне, когда я пододеяльник новый порезала, чтобы пупсику платье сшить.
- Не отдаст. Это она сгоряча просто. Сейчас так рано не отдают.
- А, как вы с дедушкой тогда вместе жить стали?- продолжала я.
- Мы и не знали вначале, что потом будем вместе. Муж мой вскоре погиб, а у дедушки жена  умерла от болезни, тогда мы и сошлись с ним. Правда, мы о том, что будем вместе, ещё раньше узнали.
- Как?  Вот мама не знала совсем, что за папу выйдет замуж. И тетя Лариса, сестра её, тоже не знала.
- А мы с ним оказывается, когда гадали на святки, то приснились друг другу.
- Как гадали? Как мама на картах?
- Нет. Раз в году перед Рождеством бывает святочная неделя. В эту пору и гадают. Я делала мостик из прутиков над кружкой воды и перед сном говорила три раза: Суженый, ряженный приди ко мне наряженный. А потом ложилась спать. Тот, кто во сне тебя через мостик переведет, тот и будет твоим мужем в ближайшем будущем. Мне тогда приснился твой дедушка.
- А дедушку ты перевела через мостик?
- Нет,- засмеялась она.- Дедушка по-другому гадал. Он пришел с гулянки, снял один сапог с ноги, а в другом спать лег. Проговорив, три раза заветные слова, заснул. А во сне пришла я к нему и сняла сапог ему второй с ноги. Вот так и узнал он, что я его женой все же стану.
- Бабушка, а когда мне можно будет на мужа погадать?
- Ой, чудо ты наше! Подрастешь, станешь девицей и погадаешь на суженого.
- Это во сколько лет-то?
- Лет в пятнадцать можно будет.
- Это очень долго.
- Ничего, дождешься. Не успеешь оглянуться, как уже вырастешь. Смотри-ка, Сеня наш вернулся с рыбалки! Беги дедушку встречай!
    Увидев из окна дома дедушку тянущего мопед,  я выбежала на  крыльцо.( Дед мой был уже в годах преклонных на тот момент, но, тем не менее, был в отличной физической форме. Он мало ел, не выпивал никакого спиртного, не курил и старался успеть в жизни сотворить как можно больше полезного и доброго. По характеру  дедушка был необыкновенно добрым и спокойным человеком, строгим и справедливым. Не жаловался ни на свою жизнь, ни на других людей, как бы тяжело ему не было. Со взрослыми людьми не многословил. Любил возиться с детьми, которым рассказывал удивительные сказки собственного сочинения).
- Дедушка, много сегодня рыбы наловил?
- Немного. Неси ведро. Сейчас мы их туда переложим.
    Вбежав в дом, я крикнула торопливо.
- Бабушка, мама, папа, кто-нибудь ведро мне подайте! Дедушке рыбу переложить надо.
- Сейчас принесем ему, ступай на улицу к деду,- сказала бабушка.
    Я помчалась к дедушке во двор разглядывать его улов.
- Дед, рыба-то у тебя живая в этот раз, хвостами машет.
- Живая, сейчас в ведро с водой переложим, ещё живее станет.
- Правда? А потрогать её можно будет?
- Тут у меня рыбка есть одна злая. Лучше не трогай. Зубы у неё острые, кусается она. Это щука.
    Дед достал щуку и показал мне её острые зубы. Зубы мне показались не очень большими, но трогать я щуку не стала после слов деда. Родители  и бабушка с дедушкой зашли в дом. А я осталась во дворе наблюдать за рыбками в ведре, которые уже достаточно оживились  в воде и весело плескались в ней. Глядя на их веселье, я забыла про то, что среди рыб есть та, к которой мне запретили прикасаться. Рыбки были такими милыми, и мне захотелось поймать самую шуструю из них, чтобы прижать её к себе. Ловко засунув свою маленькую ручку  в ведро, я вдруг почувствовала резкую боль между большим и указательным пальцем. Быстро вытащив руку из воды, я увидела как щука, вцепившись в неё, болталась на ней словно колбаса на крючке. Я попыталась скинуть её с руки, но тщетно. Поняв, что я в одиночку не справлюсь, я закричала от боли и страха, что было сил. На мой нечеловеческий крик выбежала вся семья. Судя по их испуганным лицам, я поняла, что попала в серьезную и неприятную ситуацию. Рыбу эту с трудом, но сняли с моей руки. Бабушка ругала деда за то, что он не достаточно ясно мне объяснил об опасности. Мама заливала мне руку зеленкой, а папа ругал меня за очередное непослушание.  К вечеру все затихло и мы уже больше не вспоминали про травму из-за щуки.

    Дед мой был фронтовиком. Еще в самом начале войны в 1941 году он попал в плен. Трижды пытался сбежать оттуда. Его ловили, избивали. Бабушка  рассказывала, что однажды деда немцы  в плену избили так сильно, что он был весь черным от синяков и побоев, и неделю пролежал без сознания. Об этом ему рассказали другие военнопленные, когда он очнулся.Немцы угнали дедушку на самый запад Германии, где его по окончании войны освободили американцы. Сам дед никогда  и никому этого не рассказывал, кроме бабушки по возвращении с фронта. Он очень болезненно относился к воспоминаниям о войне.
    Шли годы, я потихоньку росла. С дедом я проводила много времени. Несмотря на то, что дед закончил только два класса школы и читал по слогам, он прочел немало научных книг, которые помогли ему стать человеком с немалым багажом знаний. Его любимой книгой была большая энциклопедия, которую мы вместе с ним листали и изучали. Дед оставлял свои закорючки на полях страниц, что были для него важны, а я внимательно слушала ход его рассуждений по поводу того или иного случая из энциклопедии.
   Бабушка часто болела. Поэтому уделять много времени на мое воспитание ей не удавалось. В основном она готовила еду и следила за тем, чтобы я вела себя пристойно. Дедушка с бабушкой воспитывали меня строго. Конечно, были моменты, когда они баловали меня (сладостями), но все же в плане нравственного и духовного развития они уделяли не мало времени на мое воспитание. За что я им очень благодарна. Все каникулы свои я проводила у дедушки с бабушкой в частном доме с садом. Это было удивительное и тихое место в городе Кюрдамире. Родители мои жили в огромном Баку, поэтому приезжая в дом на окраине Кюрдамира, где много деревьев, а по веткам скачут иволги и горлинки, я с большим удовольствием отдыхала от людской суеты и переполненных душных автобусов.
    Дед был человеком сдержанным, и порой казалось, что ничто не способно было его сильно  разозлить и вывести из себя. Кроме, пожалуй, одного - моего поведения. Я очень часто что-либо творила в детстве, у меня были постоянные творческие идеи, которые обязательно необходимо было, во чтобы то ни стало осуществить. Для воплощения идей в ход шло все, что было мной увидено и временно никем не использовалось. Конечно же, за это мне доставалось и, в частности, от деда. Его крючки для ловли рыб мне тоже однажды очень пригодились. Увидев такое дело, дед отломил ветку от айвы и принялся меня стегать лозиной по голым икрам ног. Я на месте стоять не стала и рванула от него по садовой дорожке. Дед погнался за мной. Мне пришлось залезть от него на самую макушку ольхи, чтобы он не мог достать меня снизу  своей лозинкой. На все уговоры деда спуститься вниз я отвечала отказом. Вскоре ему надоело меня стеречь под ольхой, и он ушел в дом. Мне  же пришлось просидеть на дереве больше часа, пока бабушка не позвала обедать меня с известием о том, что дед больше уже не сердится за крючки.
    Летом дед  мой Сеня  ходил на рыбалку или в лес за ежевикой. Уходил он очень рано и возвращался к вечеру, когда я уже сидела, и сильно соскучившись по нему, с нетерпением ждала. Бабушка всегда в дорогу делала ему бутерброды из белого хлеба со сливочным маслом. Дед, очень любил сливочное масло. За столом он не мазал его на хлеб как окружающие, а брал чайной ложкой кусок масла и с удовольствием заглатывал его, словно это кусочек вкусного сладкого творожка. Помниться  как-то раз я тоже попробовала последовать его примеру, но быстро поняла, что не люблю сливочное масло настолько, чтобы есть его таким образом. Иногда по возвращении у него оставались бутерброды с маслом. Достав их однажды из рюкзака, он протянул их мне и сказал.
 - Вот держи!
- Дед, ты бабушкины бутерброды не доел? Бабушка, ведь обидится. Это бабушкины бутерброды, дед?
    Он посмотрел на меня с улыбкой, подумал и продолжил.
- Что ты! Это я в лесу зайчика встретил. Он меня спросил, есть ли у меня детки? Есть говорю, взрослые уже. А внучки есть у тебя? Есть говорю, маленькие ещё они у меня. А зайчик мне и говорит: тогда возьми вот бутерброды с маслицем, передай им от меня.
- Дедушка, ты, правда, зайчика такого встретил?- удивленно и радостно спросила я.
- Конечно. Забирай их, коль передал он.
- Хорошо. А спасибо ему передашь?
- Передам, конечно, если увижу.
    Я развернула бутерброды и принялась с сестрой Татьяной, которая как раз подошла к нам в это время, с удовольствием их жевать. И такими вкусными они мне тогда показались! Доев их,  я спросила у дедушки, когда он вновь собирается в лес идти? Мне очень хотелось встретить этого говорящего зайца и лично поблагодарить его за бутерброды. Дед, конечно, отговаривал меня, как мог, но в итоге сказал, что если проснусь я рано, то возьмет на следующий день. Но то ли я проспала, то ли дед специально пораньше ушел, но в итоге  в лес тогда я не попала. Дедушка вернулся уже к вечеру и вновь с бутербродами, которые опять же были переданы от зайчика. Позже бутерброды с маслом, по словам дедушки, стали передавать нам, лисички, ежи  и другие маленькие жители леса. Я очень верила его словам и постоянно ждала его из леса с бутербродами. Бабушке же приходилось из-за этого делать двойную порцию бутербродов, чтобы дед не остался голодным в пути. Так продолжалось два года, пока я не подросла и сама не догадалась, что дед просто по-доброму разыгрывал нас.
   С годами дед стал для меня образцом. Я видела, насколько отличен он был от всех, видела, как много в нем было силы воли, доброты и понимания. Он часто рассказывал  мне о Боге. Мы, бывало, часами с ним беседовали о Нем. Книг религиозных в доме не было, и дед толковал мне лишь все то, что знал сам. Дедушка рожден был первого апреля в 1901 г на Кубани и был кубанским казаком. Рос в бедной православной семье. В те годы верующих было больше и заповеди Бога понимали лучше. Потом он пережил революцию, затем прошел войну. Не смотря на все горести и беды, что были у него в жизни, он считал себя счастливым человеком. После своего восьмидесятилетия дедушка серьезно заболел и слег. За короткое время он совсем высох от болезни, перестал есть... В те дни я была как раз с сестрой у бабушки. С дедом разговаривать мне толком не удавалось. Он быстро уставал и просил дать ему покоя. Я послушно удалялась и ждала, когда он вновь наберется сил, чтобы с ним поговорить.
    Однажды к деду пришел подвыпивший сосед. Немного поговорив с ним, я услышала, что дедушка грозным голосом просил уйти его и больше не приходить. Сосед, недовольно вставая со стула и направляясь к двери, произнес.
 - Я ж тебе как лучше советую, а ты гонишь меня. Подумай, Семен!
 - Иди, говорю тебе, и более не возвращайся,- проговорил дедушка нервно.
    Я впервые в жизни тогда увидела гнев деда. На шум вышла бабушка, увидев деда в таком расположении духа, она попросила меня проводить гостя до двери, а сама осталась с дедом. Позже бабушка рассказала мне, что сосед приходил к деду, чтобы предложить ему покончить жизнь самоубийством. Он предлагал ему помощь какого-то врача, который мог бы сделать укол, после чего дед освободил бы всех от своего тяжкого присутствия. На следующее утро дед позвал бабушку и сказал, что возможно сегодня он умрет. Утром ему привиделось, как два черта кидали ему веревку и уговаривали его повеситься. Он прогнал их. Молился Господу…Вечером же того дня 22 июня в 22 часа дед умер.
    Мне не верилось в это. Вместе с дедом мы читали в его любимой энциклопедии о летаргическом сне и о том, как можно проверить, действительно ли мертв человек. Вспомнив об этом тогда, я взяла маленькое зеркальце и, дождавшись, когда все покинули комнату, где лежало в гробу тело дедушки, воспользовалась моментом. Я поднесла зеркальце к его устам  и, подержав немного, посмотрела, не запотело ли оно от выдоха. Пришлось повторить подобное несколько раз. Результат был нулевым, дыхания не было.
    Похороны деда прошли быстро. Мне же и после его похорон не верилось в то, что его больше нет. Я продолжала ждать его возвращения. Мне казалось, что такого человека смерть должна была обойти стороной, я верила в чудо. С годами надежда на его возвращение угасла совсем. Я выросла, повзрослела и, тем не менее, не растеряла той любви и уважения ни к нему, ни к бабушке. Низкий поклон им за все! Людям, пережившим войну…!