Старшие семьи рода

Борис Попов
     (начало см. http://proza.ru/2013/05/09/462

     Самые старшие семьи рода, семьи: R1a, R1a+1, R1a+1a, R1a+1a1 образовались ещё до так называемого Сотворения мира, то есть до 5508 года до н.э. и до начала Неолитической революции в Европе. Представители этих семей проживают в настоящее время не только в Польше (где удельный вес старших семей составляет по моим подсчётам 43,4%) и в других странах Европы, но также и Азии: в Казахстане, Афганистане, Пакистане, Индии, Шри Ланка, Иране, Ираке, на берегу Персидского залива, в Израиле, Ливане, Армении и Турции.

       Исходя из выше приведённого перечня стран, можно сделать предположение, что представители самых старших семей рода R1a для того, чтобы оказаться в Европе, проделали долгий и длинный путь от верховий Иртыша в Европу через такие страны, как Казахстан, Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Армению и Турцию, оставляя на территории каждой из этих стран какую-то часть членов своих семей.

       Если изменения мутации в хромосомах предков происходили прежде всего вследствие качественных изменений условий жизни семьи, то в этом случае появление первого колена, то есть семьи R1a, могло быть связано с перемещением рода из верховий Иртыша, например, в Казахстан (Ачисайская стоянка) и Узбекистан (Самаркандская стоянка).

       Появление второго колена, то есть семьи R1a+1, могло быть связано с дальнейшим перемещением рода на запад, но уже из Узбекистана к Каспию в Туркмению и Иран (например, стоянка Али Таппех); а третьего колена, то есть семьи R1a+1a, могло быть связано с перемещением рода из Ирана в Анатолию (например, стоянка Халлан-Чеми). Примерно так.
Когда всё это происходило, нам пока неизвестно. Поэтому попробуем опять обратиться за помощью к археологам. Могут ли они подтвердить такой возможный путь старших семей рода из верховий Иртыша в Анатолию (Турцию), а оттуда – в Европу?

       Начнём наши поиски с конца пути, то есть с Европы:

       «Ранние формы неолита в Юго-Восточной Европе тесно связаны с аналогичной культурой Анатолии. В обоих случаях мы видим сходные орудия, украшения, скульптуру, близкие традиции возведения святилищ для поклонения одним и тем же божествам, использование единого символического языка. Археологические данные из Анатолии, равно как и из восточных областей Средиземноморья, позволяют судить о промежуточных этапах перехода от полуосёдлой натуфийской культуры к докерамическому неолиту, тогда как в случае Юго-Восточной Европы подобная информация отсутствует.

       Сообщение между Грецией и Турцией, по-видимому, началось около 7000 г. до н.э., ещё в докерамический период, или даже ранее…

       Наиболее значительные из известных нам неолитических поселений располагались в Центральной Анатолии, в 300-600 км от берегов Эгейского моря. Но несмотря на разделяющее их расстояние, нет сомнения в большом культурном сходстве этих регионов».

       (Мария Гимбутас. "Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы". М., РОССПЭН, 2006).

Благодаря этой информации, мы видим подтверждение того факта, что, действительно, какие-то племена из Турции проникли в Европу и оказали существенное влияние на изменение тамошней культуры. Что это были за племена, мы пока не знаем, но вектор движения этих племён направлен именно с востока на запад.

         Рассмотрим теперь археологию Турции (Анатолии), откуда пришли в Европу неизвестные племена. Как осваивалась территория Турции в самом конце каменного века? Куда был направлен вектор движения племён?

        Самое древнее верхнепалеолитическое поселение на территории Турции – это Hallan Сemi Tepesi (Халлан Чеми Тепези). Оно возникло в верховьях реки Тигр на восточном берегу недалеко от Армении. Самый древний слой датируется 10010-9450 до н.э., а самый поздний 9655-9288 до н.э.

        (Britt M. Starkovich, Mary C. Stiner «Hallan Сemi Tepesi: High-ranked Game Exploitation a long side Intensive Seed Processing at the Epipaleolithic-Neolithic Transition in Southeastern Turkey»).

        То есть поселение существовало примерно 350-160 лет.

     Затем это поселение прекратило своё существование, но недалеко, на западном берегу реки Тигр появилось поселение Сayоnu (Чайоню). Найденные здесь металлические изделия по радиоуглеродному анализу имеют возраст 9200+200 и 8750+250 до н.э. Это поселение, возможно, является центром, где человек впервые начал использовать металл (Всеобщая история химии. М.: Наука, 1980, 399 с.), и центром, где была впервые одомашнена свинья. В окрестностях Чайоню до сих пор растут дикие предшественники культурной пшеницы и других одомашненных злаков, составлявших основу земледелия местных племен. (K. Kris Hirst «Cayonu Tepesi (Turkey)»)

      Примерно в это же время (9300-8600 до н.э.) существовало и поселение Cafer Hoyuk (Чафер Хойук). Оно тоже располагалось к западу от Халлан Чеми Тепези, но уже в верховьях реки Евфрат.

     (K. Kris Hirst «Wheat Domestication The Origins of Wheat»)

      Затем появляется и в 8600-8000 до н.э. существовало поселение Nevali Cori (Невалы-Чори). Оно тоже располагалось на реке Евфрат, но ниже по течению от Чафер Хойука
      
      (Hauptmann, H., Ein Kultgeb;ude in Neval; ;ori, in: M. Frangipane u.a. (Hrsg.), Between the Rivers and over the Mountains, Archaeologica Anatolica et Mesopotamica Alba Palmieri dedicata (Rome 1993), 37-69.).

      Затем появилось и в 8200-7400 до н.э. существовало поселение Ashikly Hoyuk (Ашикли Хойук). Оно располагалось уже в Центральной Анатолии далеко к западу от Невалы Чори.

      (Thissen, L. 2002. Appendix I, The CANeW 14C databases, Anatolia 10,000-5000 cal. BC. In The Neolithic of Central Anatolia. Internal developments and external relations during the 9th–6th millennia cal BC, Proc. Int. CANeW Round Table, Istanbul 23–24 November 2001, edited by F. G;rard and L. Thissen. Istanbul: Ege Yay;nlar;.)

       Затем появилось поселение Catalhuyuk (Чатал-Хююк).
 
       «Согласно уточнённой хронологии, поселение возникло здесь примерно в 7250 г. до н.э. и просуществовало более тысячи лет, вплоть до 6150 г. до н.э. (или с 6500 по 5750 г. до н.э. по относительной хронологии: именно эта датировка фигурирует в книгах и статьях Мелларта и других авторов, опубликованных до 1989 г.)

       (Мария Гимбутас. "Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы").

        Следующее по времени поселение, которое появилось на территории Анатолии, было поселение Hacilar (Хаджилар).

        «Хаджилар – город меньших размеров, примерно из 50 домов, расположен в 220 км к западу от Чатал-Хююка; его раскопки также проводил Мелларт. Его возникновение более или менее совпадает с закатом Чатал-Хююка, а существование охватывает всю первую половину VI тыс. до н.э. В этот же период происходил подъём неолитической культуры Юго-Восточной Европы – групп сескло, старчево и караново, обладавших собственным стилем в керамике и скульптуре».

        (Мария Гимбутас. "Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы").

        Выше приведенные данные археологов о направлении вектора перемещения вновь создаваемых поселений и движения племён каменного века в течение 5000 лет по территории древней Анатолии подтверждают наше предположение о том, что старшие семьи рода R1a теоретически могли двигаться в Европу от границ древней Армении через всю Анатолию с востока на запад. Однако кто именно двигался в этом направлении? Может это были совсем иные племена и семьи?

        Попробуем воспользоваться информацией антропологов.

        «Антропологическое исследование около 300 обнаруженных в Чатал-Хююке костяков ещё не закончено. По предварительным отчётам, его население делилось на длинноголовых евроафриканцев (54,2%), длинноголовых протосредиземноморцев (16,9%) и круглоголовых (брахицефальных) альпийцев (22,9%). У наиболее многочисленной группы прослеживается сходство с верхнепалеолитическим типом из Комб-Капелль (Южная Франция), который характеризуется как средиземноморский вариант кроманьонца».

        (Мария Гимбутас. "Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы").

         Итак, в Чатал-Хююке одновременно проживало три разных племени: евроафриканцы, то есть, возможно, представители широко распространённого в Европе рода E1b1b1a1 африканского происхождения; протосредиземноморцы, то есть, возможно, представители рода J2; и представители круглоголовых альпийцев, возможно, представители рода R1.
Ведь большинство славян и кельтов по своему физическому типу относятся именно к этим круглоголовым альпийцам.

        «АЛЬПИЙСКАЯ РАСА (кельтская) – выделяется некоторыми антропологами в составе европеоидной расы для населения ряда горных районов Европы (Швейцария и прилегающие области Франции, Германии, Австрии и Италии). Характерны брахикефалия, широкое лицо, тёмные глаза и волосы». (Большой Энциклопедический словарь. 2000)

         «современные славяне как раз-то и являются в основном круглоголовыми (брахицефальными)»

        (Холодковский Н.А. Длинноголовые и круглоголовые (естественный подбор у человека) СПб. 1896)

        Поэтому круглоголовыми жителями Чатал-Хююка, скорее всего, могли быть или представители семьи R1a, или представители семьи R1b. 

       Однако «Основная западно-европейская ветвь R-P312/S116 восходит всего лишь к 3500 или 3000 до н.э., следовательно, старейший общий предок этой линии жил по крайней мере 5000-5500 лет назад в долине нижнего Дуная или в Причерноморье. В любом случае, эти временные рамки слишком малы для палеолитического происхождения или неолитического пришествия R1b» в Европу.

       Поэтому круглоголовыми жителями Чатал-Хююка, возможно, были всё-таки представители рода R1a.

       Как оказались эти разные племена в одном городе? Попробуем опять прибегнуть к помощи археологов:

       «Вслед за Меллартом следует подчеркнуть, что основная часть населения по-прежнему мало отличалась по типу от своих верхнепалеолитических предков».

       (Мария Гимбутас. "Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы").

        То есть большинство жителей, а это длинноголовые евроафриканцы и длинноголовые протосредиземноморцы относились к тем жителям города, которые жили на его территории до прихода круглоголовых альпийцев. 

        «Но Чатал-Хююк возник не на пустом месте. Под ним скрыты и другие напластования – двенадцать строительных горизонтов культуры, ещё не знавшей керамики. Нижние слои относятся к докерамическому неолиту и поздней натуфийской культуре, а обнаруженные там материалы связаны с культурами Сирии и Палестины. На уровне докерамического неолита А были найдены модели святилища, статуэтки, пряслица, богато украшенные известняковые таблички и остатки полихромных стенных росписей. В поздненатуфийском (нижнем) слое – деревянные таблички с росписью, таблички из глинистого сланца, микролиты геометрической формы и другие находки. Эти предшествующие Чатал-Хююку напластования свидетельствуют о длительном развитии данной культуры, проходившем в X-VIII тыс. до н.э.»

        (Мария Гимбутас. "Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы").

        Следовательно, главными авторами изменения прежней археологической культуры на более передовую культуру в Чатал-Хююке были не коренные «длинноголовые» жители, то есть не представители рода E1b1b1a1 или рода J2, а вновь пришедшие представители рода R1a. Так получилось исторически. При этом следует заметить, что все три рода затем много веков подряд проживали в одном городе мирно, без войн и дружно делали одно дело. Замечательное явление!

        «Скорее всего, в эти тысячелетия делались попытки окультурить известные злаки и приручить местных животных, в особенности туров. О творческом, изобретательском духе этого древнего народа говорит разнообразие росписей на табличках и полихромная стенопись. Найденные в этих слоях культовые предметы, модели святилищ и статуэтки будут потом встречаться на всем протяжении неолита.

        Чатал-Хююк был упорядоченно устроенным поселением, что свидетельствует об удивительно стабильном общественном порядке на протяжении многих столетий. Это – самый большой ранненеолитический город во всём Старом Свете: по некоторым подсчётам, в нём одновременно могло жить до 7000 человек. (Как теперь считается, в знаменитом Иерихоне в долине Иордана могло быть не более 400-900 жителей).

        Чатал-Хююк был тесно застроен, многие жилища возводились вплотную к уже существующим постройкам, открытые дворы встречались редко (рис. 1-3). Каркасы этих домов с плоскими кровлями были деревянными, стены – из необожженного кирпича. Дверей не было, люди проникали в свои жилища через отверстия в кровле. Отсутствие во внутренних помещениях следов или остатков пищи говорит о том, что их обитатели тщательно следили за чистотой. Внутреннего убранства почти не было: приподнятые над полом глиняные платформы служили сиденьями и лежанками. Исходя из того, что площадь жилища равнялась примерно 25 кв. м, а также из количества лежанок, Мелларт заключил, что ни в одном из раскопанных домов не могло жить более восьми человек. Кухни занимали примерно треть общего пространства дома, а печи располагались в нижней части стены. В кладовых стояли плетёные корзины для хранения зерна, инструментов и пр.

         Жители города выращивали три вида пшеницы и один – ячменя, а также выращивали или собирали целый ряд зелёных культур, корнеплодов и фруктов. Крупный рогатый скот был главным источником мясной пищи и молока, кроме того, они держали коз и охотились на оленей и диких свиней.

         На протяжении всего существования города постоянными предметами торгового обмена были обсидиан и кремень. Обсидиан, вероятно, находили у вулкана Хасан-Даг и в других местах Центральной Анатолии. Это вулканическое стекло шло не только на изготовление режущих инструментов, из него делали и зеркала, причём их умели отполировывать без единой царапины. Кальцит и алебастр (использовавшийся для изготовления украшений и статуэток) поступали, скорей всего, из окрестностей Кайсери, а белый мрамор – из Западной Анатолии. Холмы к западу от Коньи, богатые минералами, ярко окрашенными окисями железа, давали, по-видимому, некоторые краски для росписей. А вот медные руды, гематит, лимонит, марганец, галенит и лигнит добывались на склонах Тавра. Раковины попадали в эти места с берегов Средиземного моря, а горный хрусталь, сердолик, яшма, халцедон и другие минералы, из которых изготовлялись бусы и чьё точное местонахождение не всегда можно установить, наверное, поступали очень издалека. Можно предположить, что торговый обмен немало способствовал процветанию Чатал-Хююка, где существовала специализация производства: одни люди занимались обработкой обсидиана, другие – работой с металлами или ткачеством, обработкой дерева и т.д. Многие из здешних изделий отличает необычайно высокий уровень мастерства.

          Вполне очевидно, что религиозные практики были тесно вплетены в повседневную жизнь людей. Святилища располагались рядом с жилищами, в строениях, схожих с жилыми домами. Из трёхсот раскопанных комнат в восьмидесяти восьми были расписаны стены. Каждая фреска была длиной от 12 до 18 м (рисунки-реконструкции многих из них опубликованы Джеймсом Меллартом в первом томе его книги "Анатолийская Богиня" [1989]). Изображения на восточных и северных стенах, вдоль которых располагались платформы, отличались поразительной изобретательностью и разнообразием рисунка, подчёркивавшегося глиняными рельефами и букраниями (бычьими головами или черепами).

          Для стенописи использовались жёлтая и коричневая охра (из окиси железа), ярко-синие и зелёные цвета (из медной руды), тёмно-красный и ярко-красный (из окиси ртути и гематита), розовато-лиловый и фиолетовый (из марганца) и свинцово-серый (из галенита). Для придания блеска в краски добавляли слюдяную крошку. Мелларт отмечает, что эти стенные росписи имели обрядовое назначение, и, после того как они исполняли свою функцию, их покрывали слоем белой обмазки. Когда же снова возникала необходимость, на эту чистую поверхность наносилась новая роспись.

          Основной мотив этих стенописей и рельефов – рожающая женщина в позе лягушки – связан с Богиней плодородия. Она ассоциируется с животным миром: рядом с ней можно видеть как грифа – воплощение смерти, так и бычью голову, символ обновления жизненного цикла. Картину равномерно обрамляет множество сопроводительных символов, по большей части – схематизированные изображения рогов, треугольников, ромбов или двойных треугольников, "песочных часов" или бабочек. Эти символы удваиваются, утраиваются, умножаются, накладываются друг на друга, выворачиваются наизнанку, предстают в виде позитива или негатива. Разнообразие их сочетаний практически не имеет предела. Кроме того, встречаются полуреалистические изображения охоты на оленей, женщин, несущих рыболовные сети, гор, растений и водоёмов с рыбой...

          Покойников обычно закапывали под платформами, но перед этим они подвергались экскарнации (то есть скелет освобождали от мягких тканей и внутренних органов, для чего тела выставляли на поживу птицам, возможно – на открытых башнях). Под полом святилищ и под украшенными росписью стенами находят захоронения женских скелетов, окрашенных охрой. В самом большом из святилищ (Е VII, 4) было обнаружено богатое захоронение женщины, вокруг головы которой лежали три нижних, клыкастых челюсти дикого кабана. На самой крупной фреске этого святилища изображён город (возможно, сам Чатал-Хююк), позади которого виден извергающий лаву вулкан. Размеры святилища и находившейся в нём стенописи, а также необычный погребальный инвентарь, заставляют предположить, что это – захоронение женщины, занимавшей высокое положение в обществе, возможно, главной жрицы. По этому и по другим европейским погребениям отчетливо видно, что немолодые женщины и девушки занимали важное положение в обществе: их хоронили под полом, рядом с домом, под длинными земляными насыпями или в могильниках... Ни одна из мужских могил не обладала столь значительным символическим инвентарем.

          Судя по святилищам с их стенописью и статуарными изображениями, анатолийский неолит был цивилизацией Великой Богини: это подразумевает, что люди в основном поклонялись ей, веря, что она наделена таинственной производительной силой, и первостепенную роль играли святилища – общественные центры, катализаторы творческой активности и религиозного самовыражения, а кроме того, что общество обладало сбалансированной матрилинейной структурой. Начиная примерно с 6500 г. до н.э. сходные культурные признаки появляются сперва на юго-востоке, а позднее – по всей Европе…»

          (Мария Гимбутас. "Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы").

          Об общественном строе, который сложился в Чатал-Хююке, а ещё ранее в Чайоню, более детально можно прочесть в строках ещё одного археолога:

          «За 800 лет до основания Халлан-Чеми, около 11000 г. до н.э., в Пиренеях ещё расписывали стены пещер... Через 800 лет после основания Халлан-Чеми, около 9700 г. до н.э., заканчивается ледниковый период... Если Халлан-Чеми в Восточной Анатолии открывает эпоху, то самый западный из городов Бейджесултан, основанный в 4600 г. до н.э., закрывает её... Примерно с 4000 г. до н.э. возникает эксплуататорский класс, который окончательно утверждается в 3000 г. до н.э. С развитием металлического оружия, письменности и государства формируются самые эффективные механизмы угнетения в руках эксплуататорского класса. Бейджесултан, подобно Трое, становится столицей важного «вице-королевства» Хеттской державы...

           Высокоразвитая анатолийская культура простирается, таким образом, в пространстве и во времени между окончанием ледникового периода (Восток) и началом истории (Запад). Лежащие между этими датами 6000 лет как раз и объемлют эпоху неолита, то есть, последней стадии каменного века, при которой люди все ещё изготовляли свои орудия труда не из металла, но уже жили оседло и занимались сельским хозяйством и скотоводством.

          Неолит начинается с «неолитической революции». Начнём и мы наше путешествие в прошлое с неолитической революции в местечке по имени Чаёню, далеко на востоке Анатолии (илл.1), за 10 тысяч лет до нашего времени. В Восточной Анатолии находятся корни Чатал-Гююка.., анатолийской цивилизации и анатолийского коммунизма...

          Социальная революция

          Понятие «Неолитической революции» было сформулировано в 1936 г. марксистским археологом Гордоном Чайлдом… для обозначения перехода от кочевых охоты и собирательства к осёдлому образу жизни, связанному с производством средств питания…

          Однако, как выявилось несколько лет назад, революция производительных сил была связана с настоящей социальной революцией, революционным преобразованием общественных отношений.

          В Чаёню в Восточной Анатолии… можно ясно проследить различные стадии неолитической революции в последовательной смене слоёв поселений. Хотя ни одна из основополагающих инноваций (домостроительство, сельское хозяйство, скотоводство) не возникла в самом Чаёню, временная последовательность прихода новой техники в поселение точно соответствуют той последовательности, в какой она появлялась (пусть и в других местах).

          Самые нижние слои (8800-8500 гг. до н.э.) свидетельствуют о наличии устойчивого осёдлого образа жизни на базе охоты и собирательства.., в более верхнем слое (около 8000 г. до н.э.) обнаруживаются первые (импортированные) семена.., ещё выше засвидетельствовано наличие первой отары овец ок. 7300 г. до н.э… С наличием осёдлости, сельского хозяйства и скотоводства мы имеем вместе все три основополагающие инновации первой стадии неолитической революции производительных сил...

          Но этот технический прогресс осуществляется в деструктивном, патриархальном и иерархическом и крайне жестоком обществе. В одном из упомянутых строительных слоёв Чаёню, помимо жилых домов и амбаров, имелось ещё «особое строение» площадью 8 на 12 метров – большое прямоугольное сооружение без окон, которое было врыто в горный склон и завершало поселение с востока... Перед этим храмом… располагалась прямоугольная площадь размеров в 1500 кв.метров, окаймлённая каменными монолитами высотой до 2 метров... В целом, сооружение, подавлявшее своей монументальностью.

          С северной стороны площадь замыкали 3 больших господских дома с одинаковыми фасадами, ориентацией и с равным расстоянием друг от друга. Эти дома стояли на более высоком постаменте на массивных фундаментах из больших, обтёсанных камней и имели тщательно сложенные стены, веранду с каменными лестницами. В этих трёх домах концентрировалось общественное богатство: большие блоки из горного хрусталя, каменные скульптуры, раковины из Средиземного моря и даже из Красного (!) моря.., а также импортированное оружие высокого качества.

          В западной части поселения дома были вполовину меньше, куда худшего качества, без дополнительного украшения, и построены они были не по единому плану. Там были найдены лишь немногие инструменты, необходимые для жизни…

          Всё сырьё, необходимое для производства орудий труда и добываемое путём торговли с далеко отстоявшими местностями – кремень и обсидиан – были обнаружены исключительно в домах, расположенных возле храма. Там они были сложены блоками, тяжестью до 5 кг. (Стоит упомянуть, что готовые изделия весят всего 4 г.!). Но никаких следов отходов, возникающих при обработке камня, никаких следов какой-либо производственной деятельности.

          Диаметрально противоположной была ситуация в бедных кварталах на Западе. Здесь не было обнаружено сырья, но на улицах валялись отходы от обработки кремня и обсидиана. Всё это означает, что имелась небольшая группа людей, которая имела богатства, не работая, и большая группа людей, которая работала, но не владела богатствами: существовали классы!..

          Характерно, что и это – древнейшее из известных нам – классовое общество предстает перед нами как патриархальное… и резко деструктивное. Похожие на вырытые в горе пещеры, мрачные храмы служили для поддержания власти в очевидно жёстко организованном обществе… путём открытого террора – с помощью человеческих жертвоприношений. В храмах всех слоёв проливались целые потоки крови, о чём свидетельствует толстая корка на обнаруженных кинжалах, жертвенных камнях и в специально проложенных отводных шахтах... Анализ на гемоглобин подтвердил, что речь идёт о человеческой крови... В кладовых одного из этих храмов лежали черепа более 70 человек и части скелетов более чем 400 различных людей.., «уложенные в штабеля до краёв»…. В других поселениях Восточной Анатолии ситуация была схожей (3).

         Однако в то время как в других частях Земли развитие такого классового общества продолжалось и дальше, в Восточной Анатолии история приняла совсем другой оборот.
В один прекрасный день 9200 лет назад в Чаёню господские дома на северной стороне большой площади были сожжены, причём так быстро, что владельцы не успели спасти свои богатства... Храм был снесён и сожжён, даже пол был выкорчеван.., каменные столбы вокруг площади повалены, а самые крупные из них разбиты на куски... Сама площадь, за которой до этого в течение 1000 лет ухаживали, содержа в полной чистоте, была переделана в место сброса отходов со всего поселения... После короткого и хаотического переходного периода начался снос всех домов. Трущобы на Западе исчезли навсегда, а всего лишь в нескольких шагах от места, где сгорели руины господских домов, стоял теперь новый Чаёню. Новые дома по размерам были сравнимы со старыми господскими домами.., но плохо построенных домов или хижин больше не было... Во всех домах жители работали.., и любые указания на социальные различия были стёрты...

         …руководитель раскопок в Чаёню, Мехмет Ёздоган смог в 1997 г. исключить вторжение чужеземных народов, войну, эпидемии и природные катастрофы и пришёл к выводу, что единственной причиной этой перемены мог быть только социальный переворот...

         Но революционерам той далекой эпохи удалось не только стряхнуть тысячелетнее, кровавое и эксплуататорское господство. Им удалось, более того, найти, сформулировать и осуществить общественную альтернативу. Социальная революция 7200 г. до н.э. стала моментом рождения неолитического коммунизма. Возникает бесклассовое общество равенства, с равноправием женщин и мужчин, – общество, которое за короткое время распространилось на всю Анатолию и почти одновременно на Балканы и просуществовало в течение 3000 лет...

         Чатал-Гююк

         …Откуда же нам известно, что это было бесклассовое общество?

         Для этого имеются обычно три, а в случае с Чатал-Гююком, даже четыре критерия, которые следует рассматривать во взаимосвязи:

         1. Архитектура. В классовых обществах жилая и дворцовая архитектура для представителей господствующего класса явственно отличается от жилой и рабочей архитектуры эксплуатируемого класса не только в количественном отношении (по жилой площади), но и по качеству (структуре)…

         2. Погребальные подношения. Если в обществе принято класть в могилы умерших предметы, то по явным качественным различиям между погребальными подношениями можно судить о различной классовой принадлежности умерших. То же самое относится к

         3. Оформлению предметов потребления…

          Архитектура, погребальные дары и предметы потребления прекрасно сохранились в Чатал-Гююке. Они позволяют судить о бесклассовой структуре этого общества. К этому добавляется и ещё один критерий:

          Лоуренс Энджел, исследовавший захороненные скелеты, обратил внимание также на изношенность костей и обнаружил на всех скелетах людей работоспособного возраста указания на тяжелый, физический труд... Энджел писал: «Это бросающееся в глаза, но вполне ожидаемое соответствие у народа, об активности которого свидетельствуют фрески»... «Ценой за творчество и стабильность был тяжелый труд для каждого и каждой», – продолжал он… В классовых же обществах, напротив, как известно, дело обстоит так, что имущие вовсе не работают, так что у представителей господствующего класса можно обнаружить заболевания богатых, но не изношенность костей в результате тяжелого физического труда.

           Бесклассовое общество

           Но ключом к пониманию общественной формы Чатал-Гююка служит все-таки архитектура…

           Фактически в Чатал-Гююке существовал только один-единственный дом в 1500 копий! Этот принцип строительства сохранялся во всех археологических слоях, так что на протяжении 1200 лет сооружались дома только одного этого типа... Равенство в жилье распространялось также на материал, план, высоту и организацию пространства.., даже на доступ воздуха... Внутреннее оформление, то есть украшение стен и платформ, однако варьировало... Уже сама эта архитектура не оставляла места для социальных различий. Все дома были в качественном отношении одинаковыми, представительные сооружения, такие как храмы и дворцы, совершенно отсутствуют. Каждое здание было обитаемым. Разделение на «священное» и «жилое» осуществлялось не посредством строительства различных сооружений.., но внутри каждого отдельного дома, где имелась священная зона (платформы под фресками) и «светские» части дома (кухонное помещение и рабочая зона в центре)... Тем самым, не было и необходимости в существовании профессиональных священнослужителей. (На основе результатов раскопок в Чаёню, можно сделать вывод, что в рамках социальной революции культовые сооружения и жречество были полностью ликвидированы... Социальное равенство людей в Чатал-Гююке подчеркивалось ещё и единственным различием между домами: по размерам жилой площади. Она соответствовала величине семьи, так что в распоряжении каждого взрослого или двоих детей моложе 15 лет находились 10–12 кв.метров, причём о размере семей говорит число платформ...

           Поскольку один дом мог служить жильем до 120 лет.., возникает вопрос: как люди приспосабливали жилую площадь к изменившемуся числу жителей? Ответ, возможно, может дать строительный план... К каждому дому с 3 платформами (примерно 30 кв.м.) относились еще и 1–2 комнаты площадью по 10–12 кв.м... Эти помещения служили для хранения запасов, но прежде всего, для хранения неорганических отходов, таких как осколки керамики, отходы каменного производства, мусор при уборке, пепел и зола из очага и печи т.д... Если потребность в жилой площади возрастала, отходы из комнаты переносились на стройплощадку, где их использовали для засыпки и изготовления плоского пола под фундамент нового дома... Опустевшая и очищенная комната могла затем служить для увеличения жилой площади... Так становится понятным, почему на плане отсутствуют комнаты в расширенных домах... Но поступали и наоборот: если в одном доме оставался всего один человек, то жилое пространство уменьшалось до 12 кв.м.!..

            Интересно и то, что максимально возможные жилые площади использовались не с самого начала, а по мере возникновения потребности в них, а при снижении потребности площади опять сокращались. Если бы все дома были одинаковы по размерам, это внешне усилило бы впечатление «равенства», на самом же деле, отношение к различным людям оказалось бы весьма неравным: человеку в большой семье отводилось бы меньше пространства, чем в маленькой. Благодаря тому, что в Чатал-Гююке дома приспосабливались к реальной ситуации, каждый житель Чатал-Гююка всегда имел в своём личном распоряжении 10–12 кв.м. «Живые дома» Чатал-Гююка… демонстрируют, что потребности людей были общественно обязательной основой производства. Эти выводы насчёт равенства людей при одновременном учёте их индивидуальных потребностей подтверждаются и дополняются анализом погребальных даров и скелетов.

            Индивидуальность и взаимоотношение между полами

            Найденные в погребениях дары подчеркивают как социальное равенство, не сильно различаясь по количеству и качеству.., так и индивидуальные различия между отдельными людьми. Дары варьируют от одной могилы к другой и даже в одном жилище.., доказывая таким образом, что они свидетельствуют о различиях между отдельными индивидами, а не о различии на основе принадлежности к различным классам...

           Таким образом, в Чатал-Гююке отсутствуют те различия между людьми, какие бросаются в глаза в обществе, расколотом на классы…

           Захоронения в Чатал-Гююке свидетельствуют и об отсутствии общественного разделения труда, поскольку мёртвым давали с собой орудия для самой разной деятельности в базовом производстве и в каждом доме имелся свой запас семян... Следует, однако, признать личную (частичную) специализацию, сообразно склонностям, в деятельности, выходящей за пределы основного производства, о чем свидетельствуют погребальные дары в виде художественных принадлежностей… или меди... Люди в Чатал-Гююке… открыли, как из медной руды можно выплавлять металлическую медь...

           Резкое отличие от классовых обществ заметно ещё и в том, что погребальные дары не изготовлялись специально для погребения; все они были предметами потребления, которыми люди пользовались при жизни и которые им были оставлены после смерти. И это относится также к украшениям, вероятно, стоящим на грани «шкалы отличий по степени важности». Великолепно обработанные кремневые кинжалы, отшлифованное обсидиановое зеркало, блестящее сильнее, чем античные металлические зеркала.., а также безупречные орудия из обсидиана.., все найденные в погребениях, свидетельствуют как о развитых и различных предпочтениях и способностях тех или иных людей, сумевших их изготовить, так и об уважении со стороны других людей, положивших эти вещи в их могилу, вместо того, чтобы взять себе... Погребальные дары, найденные в том или ином доме, изготавливались и использовались там же, а после смерти изготовившего и использовавшего их человека погребались вместе с ним. Ходдер делает вывод, что «не было элиты, обладавшей полным контролем над производством»...

           Действительно выдающимся фактом, заслуживающим особого упоминания, является то, что и женщинам клали в качестве погребальных даров орудия труда, точно так же как и мужчинам... В более поздних, классовых обществах мужчины (из «средних слоев»!) получали погребальные дары, связанные с их профессией, но в женские могилы укладывали только украшения: богатые женщины получали богатые украшения, бедные – бедные украшения. То, что эти женщины работали так же тяжело, как и мужчины (если не тяжелее), никак не отражается в их погребениях. Орудия труда в неолитических женских погребениях отражают естественное признание роли женщины в производстве благ. Это, в свою очередь, заставляет предположить, что в этом обществе не было противоречия между производством и воспроизводством. Дополнением и подтверждением служат настенные рисунки Чатал-Гююка, которые изображают мужчин, танцующих с детьми.., сюжет, вообще не встречающийся в искусстве классовых обществ вплоть до 13 в. до н.э., да и позднее являющийся маргинальным. И… хоронили не только женщин с детьми, но и мужчин...

           Однако жители Чатал-Гююка не только клали в могилы женщинам орудия труда, но и погребали мужчин вместе с украшениями, иногда в немалых количествах…

           Со всей очевидностью, тогда речь шла об отдельном, конкретном человеке, и если тот любил украшения, то у него их не отбирали и после смерти – независимо от его пола. А орудия труда изготавливали люди, они владели ими и использовали их, и потому сохраняли их и в могиле – опять-таки, независимо от пола…

            Между мужчинами и женщинами не было значительной разницы ни в еде, ни в величине тела, ни в образе жизни. Из изношенности костей вытекает, что оба пола занимались очень похожей деятельностью. Оба пола вели себя одинаково как в доме, так и вне его, в равной мере были заняты на кухне и в изготовлении орудий. В отличие от народов, и ныне живущих на сопоставимой стадии развития, в Чатал-Гююке нет никакого указания на разделение труда по принципу пола!

            …настенные рисунки, опубликованные в отчетах Меллаарта о раскопках, показывают в сценах охоты и женщин вместе с мужчинами... И одинаковое погребение мужчин и женщин скрепляло равенство даже в смерти.

            Солидарность и уход

            Социальное равенство, открывшее свободное пространство для развития индивидуальности, приводит к вопросу: «Как люди, являясь равными и свободными, относятся друг к другу?» Ответ дают примеры индивидуальных судеб, открывающиеся в совокупности находок, учреждения и статистические данные изучения скелетов.

            Так, судьба охотника, который подвергся нападению первобытного быка, был принесён с охоты смертельно раненым домой, где за ним до самой смерти от гангрены и костоеды самоотверженно ухаживали.., доказывает, что семья и дальше могла получать еду после того, как лишалась важного члена семьи. Девушка, искалеченная вследствие перелома бедра и умершая в 17-летнем возрасте, была похоронена необыкновенно пышно... 17-летнюю девушку, преждевременно родившегося младенца… и мать, скончавшуюся вместе со своим ребёнком, перед погребением осыпали красной краской...: эта символика должна была обеспечить повторное рождение... Погребение матери, задавленной вместе с её 12-летним сыном рухнувшей крышей, до сих пор глубоко трогает, даже по фотографии скелета... Эти ситуации говорят об уходе и поддержке заболевших и свидетельствует о глубоком сочувствии к обойдённым судьбой.

            Но о попечении за больными свидетельствуют не только индивидуальные судьбы, но и учреждения. Энджел считает, что различные строения в Чатал-Гююке служили самыми настоящими больницами...

            Если сравнить статистические данные по Чатал-Гююку с данными по Эльмали-Каратас.., городу в том же регионе, но периода не каменного, а раннего бронзового века, то бросается в глаза, что детская смертность во втором городе была на 30% выше, чем в Чатал-Гююке. В городе бронзового века никто не жил дольше 55–60 лет, тогда как в городе каменного века имелось небольшое число жителей в возрасте 60–70 лет! Если вспомнить об огромном прогрессе технической революции эры металла хотя бы на одном-единственном примере плуга, который принёс увеличение производительности по сравнению с неолитической копалкой на многие сотни процентов, то подобное падение качества жизни кажется удивительным. Но, в отличие от материального богатства.., качество жизни (детская смертность, продолжительность жизни, обеспечение по болезни, снабжение основными продуктами питания, доступ к образованию, равенство возможностей) гораздо сильнее зависит от общественных отношений, чем от экономической производительности...

           Средняя продолжительность жизни в Чатал-Г.ююке составляла 32 года... Хотя сегодня эта цифра пугает, мы должны иметь в виду, что эксплуатируемый класс достиг её снова только около 1750 г... Это означает, что у крепостных крестьян 300 лет назад продолжительность жизни была меньше, чем у свободных крестьян в каменном веке!..

           Чего нет в Чатал-Гююке?

           Однако общество характеризуется не только тем, что есть. Столь же важным может быть то, чего нет.

           Так, отсутствуют указания на преступления, связанные с собственностью. Воровство как криминальное преступление археологически доказать невозможно, но можно обнаружить проявление особой формы воровства – ограбление могил. Такое ограбление встречается во всех культурах, в которых предметы имеют меновую стоимость…

           Поэтому ограбление могил всегда присутствовало с самого начала классового общества. В обществах же, где продукты и изделия не имеют меновой стоимости, являясь исключительно предметами потребления, которые изготовляются и делятся среди тех, кому они нужны, но не обмениваются, всякий мотив для ограбления могил отпадает. В Чатал-Гююке не обнаружено ни единого примера ограбления могил, Меллаарт нашёл лишь нетронутые захоронения... Подобно мотиву для ограбления могил, отпадал и мотив для воровства вообще.

           Наибольшее впечатление, по сравнению с ситуацией в классовых обществах (к примеру, сегодняшних!) производит полное отсутствие изображений, говорящих о проявлениях агрессии, таких как «конфликт или борьба, не говоря уже о войне, избиении или пытках. Нет ни малейшего следа тех вещей, какие появляются с началом цивилизации»..

           Нет ни одного человека, останки которого несли бы на себе признаки насильственной смерти; ни одна найденная кость не указывает на насилие со стороны другого человека как на причину смерти... Ни один человек не погиб, будучи убит или смертельно ранен другим человеком!

          Совершенно отсутствует деструктивное обращение с людьми в культовых (религиозных) целях. Не было ни трепанации черепов.., как в неолитической Центральной Европе, ни деформации черепов.., как у центрально-американских народов или в Древнем Египте, ни ритуального увечья рук.., как в пиренейских пещерах ледникового периода, ни выбивания зубов при инициации.., как у австралийских аборигенов, ни кровавых жертв. Животные забивались в целях потребления, но нет никаких признаков ритуальных убийств...
И не было войны!

          Это относится не только к Чатал-Гююку… вплоть до последних дней существования поселения.., но и на протяжении 1500 лет было характерно для Анатолии.., а с 6500 до 4000 г. до н.э. и для всей балканской культуры...

          Всё это вместе выглядит как археология утопии. Но мы должны понимать, что 10 тысяч человек никогда не смогли бы жить столь плотно без всякой центральной власти, если бы они изначально не имели ненасильственных методов для разрешения конфликтов. Если бы в набор стратегий по разрешению конфликтов входило применение насилия, такие поселения, как Чатал-Гююк не могли бы надолго оставаться жизнеспособными: никто не сумел бы помешать распаду поселения. За априорное неприменение насилия говорит и упоминавшееся выше полное отсутствие разрушительности в культовой сфере: люди выработали столь же миролюбивые представления о потустороннем мире, какими были и они сами. Разработанный общественный кодекс поведения и твёрдая этика «позволяли людям в Чатал-Гююке... регулировать повседневную жизнь... без центральной власти»...

          «Нельзя не придти к заключению, что люди Чатал-Гююка видели вещи иначе, чем мы. Они сконцентрировались на непрерывности жизни... форме и способе обеспечить её. Создается впечатление, что они... поняли значение... того факта, что жизнь должна продолжаться; фундаментальная истина, которую мы рискуем потерять из виду»...

           Коммунистическое общество

           Вероятно, это миролюбие имело, в конечном счёте, социально-экономические причины, поскольку все знали, что они могут выжить только вместе («фундаментальная истина, которую мы рискуем потерять из виду»). Однако решающим является тот факт, что люди, сознавая свою взаимозависимость, обходились друг с другом с заботой и миролюбием. Они могли выжить лишь благодаря сотрудничеству, и каждый день жизнь показывала им, что много людей совместно могут сделать такое, что не под силам многим людям по отдельности: Чатал-Гююк, или, как это сегодня обобщенно называют, «неолитический образ жизни»...

           Избегая разрушительных действий и не имея на своей шее эксплуататора, отбирающего у них большую часть плодов их труда, люди смогли сократить среднее время работы, необходимой им для удовлетворения своих основных потребностей до менее чем половины продуктивного времени… Более половины времени оставалось у них на удовлетворение и развитие своих потребностей, что отразилось, к примеру, в удивительном производстве потребительских благ.., в разнообразии и качестве питания… и в конкретной социальной жизни. Свидетельством этому является искусство, задачей которого было обучение нормам повседневной совместной жизни...: живопись.., музыка.., танцы и многочисленные празднества. На основании настенных рисунков… и того удивительного факта, что бедренные кости у почти половины всех жителей испытали анатомические изменения, какие могут вызывать активные танцы.., следует сделать вывод, что празднества организовывались часто. Обнаружение остатков одного из таких празднеств доказало к тому же, что праздники на крышах города удовлетворяли любым запросам...

           После того, как социалистическая утопия сгорела в сталинизме, открытие такого общества приобретает особое значение. Оно позволяет собрать эмпирические данные и даёт пример связи между коммунистическими производственными отношениями и общественными отношениями, притом в обществе, которое существовало не 80, а 3 тысячи лет.»

           (Бернхард Брозиус. Утопия – наследие далекого прошлого. Открытие высокоразвитой культуры в Анатолии)

           Так возник первый в мире добровольный Советский Союз.

           Вот такой многотысячелетний след оставили представители рода R1a вместе со своими единомышленниками на территории Анатолии, а потом и в Европе. Обращает на себя внимание тот факт, что начало Неолитической революции в Европе фактически совпадает с библейской датой Сотворения мира.

           Надо заметить, что археологические культуры, родственные культуре Чатал-Хююк, появились тогда не только в Европе, но и в Месопотамии. Следовательно, какая-то семья рода R1a могла отделиться и направить свои стопы не на запад, а на юг в сторону Персидского залива. Речь идёт о культуре Джармо. Вот что говорят о ней археологи.

          «ДЖАРМО (Калат-Джармо, Qalat-Jarmo), ранненеолитическое поселение (8-7-е тысячелетия до н.э.) к востоку от г. Киркук в Ираке, на территории Курдистана...
В раскопанном культурном слое, достигающем около 7 м, были обнаружены многократно (16 раз) перестроенные глинобитные дома (около 25 домов).

           Джармо являлся древнейшим центром земледелия в Месопотамии, в котором были найдены зёрна пшеницы и ячменя, ступы, зернотёрки, обнаружены следы одомашненных коз и собак, орудия и предметы из кремня, обсидиана, камня, кости и необожжённой глины –  фигурки животных, «богини-матери» (металлические орудия отсутствовали).

           Для нижних слоёв характерна каменная посуда (полусферические и конические чаши), для верхних — более искусная керамическая посуда (чаши, кубки с ручками). По своему типу поселение очень близко к поселению Чатал-Хююк в Малой Азии. Джармо дало название археологической культуре, характеризующейся переходом от собирательства к земледелию, памятники которой обнаружены в Иракском и Иранском Курдистане, а также в восточной Месопотамии».

           (Библиотека Кирилла и Мефодия)


       Долгий путь из Верхнего Прииртышья в Анатолию

       Как же попали семьи рода R1a из Узбекистана в Анатолию и в Курдистан? В какой период времени это происходило? Если Самаркандская стоянка возникла примерно в 14000 до н.э., а поселение Халлан Чеми возникло примерно в 10000 до н.э., то семьям рода R1a понадобилось около 4000 лет для того чтобы дойти из Узбекистана в Анатолию.

       По какому же пути могли двигаться семьи?

       На пути из Узбекистана в Анатолию известны следующие верхнепалеолитические стоянки:

       в Туркмении у берегов Каспийского моря: стоянки Кайлю, Джебел, стоянка-мастерская Янгаджа II (у Красноводска), Дам-Дам Чешме I и II (у Небит-Дага) и др. При этом археологи связывают культуру Туркмении с культурой Южного Казахстана, то есть с Ачисайской стоянкой.

      (Диссертации по гуманитарным наукам –  http://cheloveknauka.com/problemy-
       в Иране – Али Таппех (12350-10900 до н.э.) (Encyclopedia of Prehistory: South and Southwest Asia. Стр.208).

      Эта стоянка расположена в 30 км от берега Каспийского моря и относительно недалеко от туркменских стоянок. Вокруг горы с густыми лиственными и хвойными лесами и альпийскими лугами. Здесь, вероятно, водились олени, овцы и козы, крупный рогатый скот, газели, антилопы, свиньи, каспийские тюлени, водоплавающие птицы, рыба, моллюски... Жители могли пользоваться плавсредствами. Первые жители приручали газелей, использовали тюленей. Каменная индустрия имеет сходство с Зарзийской культурой Загросса. Известны геометрические микролиты включая треугольники и трапеции, возможно, с запечёнными лезвиями... Есть также шлифовальные камни... Изготавливались костяные орудия...

       (McBurney, C.B.M., 1968 - The cave of Ali Tappeh and the Epi-Paleolithic in NE Iran. The Prehistoric Society, 34, 385-413, Liverpool.)

        Мы можем отметить, что Самаркандская стоянка возникла раньше, чем стоянка Али Таппех. Значит, вектор движения культуры верхнего палеолита в тот период был направлен, действительно, с востока на запад, то есть из Узбекистана через Туркмению в Иран. При этом стоянка в Али Таппех исчезает как раз перед тем периодом, когда в Анатолии возникает стоянка Халлан Чеми. Поэтому, возможно, так представители семьи R1a и двигались: Самаркандская стоянка, потом стоянки в Туркмении на берегу Каспия, потом Али Таппех в Иране и затем Халлан Чеми в Анатолии. Далее они пересекли всю Анатолию с востока на запад, а потом переправились в Европу на Балканский полуостров.

        Согласно данным генетиков, самые древние представители семья R1a1 обнаружены именно на Балканском полуострове. Возникла эта семья примерно 10000-13000 лет тому назад (или в 9000-11000 до н.э.).

       (Происхождение человека по данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии. 21. Гаплогруппа R1a1. 21.3.1. Балканские гаплотипы.
 

Некоторые генетики предполагают, что семья R1a1 образовалась уже на Балканах. Однако по данным археологов получается, что представители этой семьи появились на этом полуострове на несколько тысяч лет позже. Поэтому семья R1a1 могла отпочковаться  от семьи R1a не на Балканах, а ещё раньше: или на стоянке Али Таппех, или уже в Халлан Чеми. Одно из двух.


        Род R1a и Стоунхендж

        Если теперь опять взглянуть на генеалогическое древо польских семей рода R1a, то можно обнаружить, что представители вновь образованных семей R1a1a1+a и R1a1a1+b на территории Польши не были обнаружены.

        (продолжение см. http://proza.ru/2013/05/09/623)