Память

Юлия Ермолаева
По семейным обстоятельствам (не было места в детском саду для сына)
пришлось мне оставить работу по специальности.
В ста метрах от дома располагалось небольшое кафе, хозяином которого был, пожалуй, единственный тогда в городе предприимчивый азербайджанец.
И я рискнула временно пополнить ряды работников торговли.
Кафе пользовалось популярностью, и народу в нём всегда было с избытком.
Школьники толпами прибегали купить пирожное или попить сок.  Для
желающих поесть поплотнее всегда были горячие манты, шашлыки, лагманы.

И вот однажды в кафе шумной толпой вошли солдаты. Их было человек двадцать.
Вели они себя свободно, непринуждённо. И с шутками, смехом обратились к длинной очереди
- товарищи дорогие, не дайте умереть с голоду в молодые годы, накормите нас, пожалуйста, без очереди!
А кто-то из них добавил
 -на войну спешим!
И тут же раздался негромкий голос старшего над ними
- прекратить разговоры!
В то время уже шла война в Афганистане, о которой население мало ещё слышало,  а если и слышало, то войной она пока не называлась.
Солдат, конечно же, накормили без очереди, и они такой же шумной и весёлой толпой ушли.

С тех пор прошло месяца два.  Я зашла  в кафе ненадолго в выходной день взять недостающие мне для отчёта документы.
Открывается дверь, и заходят четверо молодых мужчин.
- нам бы чего-нибудь попить.
Я говорю, что кафе не работает, кухня закрыта, на витринах ничего нет.
Тогда один из них спрашивает: «А Вы не помните нас?»
Смотрю на остальных, мрачных, молчаливых, с каким-то отсутствующим взглядом молодых мужчин.
А первый вновь спрашивает
 - А помните, мы к вам в кафе заходили поесть?
И, увидев моё крайнее удивление, продолжил
 -Вот все, сколько от прежних ребят остались.
И, повернувшись к троим своим товарищам, что-то тихо стал им говорить то поглаживая каждого, то прижимая легонько к себе.
Потом он, мучительно стесняясь, спросил, не могла бы я им дать денег на билеты до Новосибирска.
-Я обязательно вышлю их сразу же, как приедем.
Не знаю, кто из нас испытывал бОльшее стеснение, он или я, доставая нужную сумму из кассы. Я была шокирована болезненным видом стоящих около меня троих молодых, похожих на старичков, ребят, а перед глазами всё мелькала  весёлая, оживлённая толпа солдат-мальчишек, торопящихся на войну.

Я безмерно сожалею многие годы, прошедшие с тех пор, что невозможно вернуть жизни погибшим, а оставшимся в живых - прежнюю радость молодости.
Всё, что могу сделать, это вспомнить о них, не зная имён, в великий праздник
Победы.
 Они достойны светлой памяти, как и все солдаты, погибшие на другой войне.
Всем, кто выжил, – низкий поклон!!!