Народный календарь, 9 - 15 мая

Александр Мишутин
 Воплощённая в обрядах и обычаях надежда на возрождение, на новый жизненный цикл, в котором и ему найдётся место; надежда на его продолжение в растущих детях; вера в необходимость этого продолжения и любовь к нему, продолжению, есть вопиющая суть всех крестьянских    просьб – молений к земле, небу, солнцу – к Богу. И молит он об этом с зимнего солнцеворота. Весь зимний мясоед, от Рождества до Масленицы, устремлён к этому: сохранение детей и скота, завязь новых семей и детей. А Великий пост – это огромная умственная и духовная сосредоточенность: анализ примет и тактика весенних работ, накопление нравственных сил для нового цикла.
  И вот – Великое Воскресение Христа, людей, природы. Распахнуты небо и души. Они взаимно устремлены.
  На парящей пашне – носатый грач, на зелёных лугах – истомлённая бескормицей скотина… Хороводы, свадьбы, сев… Новый цикл. В другом ритме – высоком, горячем, без пауз.
  Синева, зелень, матовое тепло мая…

  10 МАЯ. СЕМЁН - РАНОПАШЕЦ.
  «Ранопашец» – это относительно северных областей России и части средней полосы. А пахать-то надо, «когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки квакать начинают».
 

  11 МАЯ. ЯСОН.
  Начинается сбор берёзового сока. И сладость, и радость, и болящему лекарство. Собирали сока много. Даже очень. Берёзовый сок имеет свойство быстро перебродить и превратиться в «зелено вино» на радость бражникам и бездельникам. А бездельников среди крестьян очень мало, а в эту пору – тем более: рубаха мокрая – от зари до зари в поле мужик. Лошадь валится с ног, а он, двужильный, упирается в рукоятки сохи, да понукает клячу.

  Измотанный, мокрый, на коварном весеннем ветру и лихорадку может зацепить. Вот тут-то опять на помощь приходит берёзовый сок и лекарка-знахарка. Выкупают мужика в дождевой воде, а ещё лучше – протрут талой водой мартовского снега (первый снег, выпавший и собранный в марте), если сумели сохранить его в погребе-холодильнике, затем напоят его под пришёптывание-заговор  берёзовым соком и пойдёт крестьянин на поправку.


  13 МАЯ. ЯКОВ.
  Ждали вечера. Обращали внимание: если подует вечером южный ветер, то быть лету тёплому, грозовому и с хорошим урожаем. Вспоминали каким был позавчерашний день, день Ясона. Ясный восход солнца 11-го мая предвещал вёдренное, ясное лето, а тёплая ночь сулила хороший урожай. Сравнивали показания. Надеялись на лучшее.
  В некоторых областях России существовало поверье, что в этот день нельзя выезжать в путь-дорогу, не умывшись водою, натаянной из мартовского снега. (Опять мартовский снег!). У себя дома, в селе-деревне, крестьянин ограждён от всякой напасти оберегами да крестами, заговОрами да молитвами. А вот в дальней, чужой стороне…
  Бродят по дорогам весенние «болести», разбегаются по земле после      зимы-снега, гонит их солнышко. Злые они, прилипчивые. Не дай  бог, попасться им человеку! Только мартовский снег и оберегает.

  14 МАЯ. ЕРЕМЕЙ-ЗАПРЯГАЛЬНИК.
  «На Еремея и ленивая соха в поле выезжает». По всей широкой Руси идёт сев: от юга до севера, разные культуры, разные сроки. Но обязательно «сей неделю после Егорья (6 мая), да другую после Еремея».
  Старые, почтительные к земле хлеборобы, выходили в этот день из дому с молитвой, обращённой к Еремею. Приходили в поле, бросали «три горсти семян, отвешивали три поклона на все стороны, кроме полуночной – северной, а потом шли, благословясь, от борозды к борозде по всему засеваемому загону» (А.А. Коринфский).
  И никто не спросит в этот день у крестьянина ни зерна, ни хлеба, ни взаймы, ни за деньги – знают: не даст крестьянин. А если даст – накличет неурожай себе.

  Вытащит из семян крестьянин освящённое пасхальное яйцо, погрузит семена в телегу и отправится в поле на сев. Не каждому можно доверить это важное дело – сеять. Только с восемнадцати лет доверяли парню сеять рожь, овёс, гречиху. Зерно надо было уметь разбросать по всему полю равномерно: без проплешин и «куч». А это не так просто.
  Замечали погоду: «коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа», на Еремея непогода – всю зиму промаешься».

 
  15 МАЯ. БОРИС  И ГЛЕБ - СЕЯТЕЛИ; БАРЫШЬ-ДЕНЬ.
  «Борис и Глеб – сеют хлеб». По звуковому подобию (Борис-день) этот день в народе называют «барыш-день». Торговцы в этот день стараются выгодно продать товар, чтобы весь год торговать с  «барышом».
  С Бориса и Глеба начинают петь соловьи. С появлением этого серенького талантливого певца связано несколько примет. «Если соловей запел на голые деревья, то неурожай на садовину (фрукты)». Если услышишь соловья раньше кукушки, счастливо проведёшь лето». «Поют соловьи перед Маврой – и весна зацветёт дружно».

  16 МАЯ. МАВРА-МОЛОЧНИЦА, ЗЕЛЁНЫЕ ЩИ.
  Коровы с Егория (6 мая) на траве. Уже наедаться начинают. А раз коровы сыты, то и молока много. «Живы будем – не помрём». А теперь – тем более. Молоко – это жизнь. Куры несутся. Есть, что поесть. Хлебушка нет – не беда. Зато и щавель, и лебеда, и крапива! Вон сколько живительной зелени.
  И готовят крестьянки зелёные щи из этой травы. А так как в этих щах нет ни капусты, ни мяса, ни картошки, то щи – пустые. Пустые они и для крестьянского живота: работа в поле каторжная, хотя и приятная, и требует достойного питания для восстановления сил. И чернеет крестьянин от солнца и изнурительной работы. Но это уже не страшно. Теперь – выживем.

  Я поздравляю именинников недели с днём ангела:
    9 мая: Василий, Степан.   
  10 мая: Владимир, Семён, Степан.
  11 мая: Виталий, Кирилл, Максим
  12 мая: Василий, Иван, Федот.
  13 мая: Иван, Игнат, Никита, Яков.
  14 мая: Еремей, Ефим, Игнат, Макар, Тамара.
  15 мая: Афанасий, Борис, Глеб, Зоя.