Интервью ч. 3

Майя Уздина
Последнее, не состоявшееся  у меня интервью, должна была я взять у Сергея Владимировича Образцова. Почему именно у него? Ну, всё по порядку расскажу.

Работая в ЦДРИ, встретилась я с замечательным человеком. Дрейден  Симон Давидович, трудной судьбы человек, переживший заключение в годы борьбы с космополитами. Не сломленный, душевный и чуткий, постоянно оказывал помощь в работе. С кем он  только не был знаком. Хорошо знал, был дружен со множеством людей, одни имена которых, вызывали у меня восхищение и трепет.  Среди  этих имён достаточно назвать Евгения Львовича Шварца и его жену Екатерину Ивановну,  Сергея Образцова, Юрия Сергеевича и Сергея Юрьевича  Юрских.
 
Симон Давидович много рассказывал о своих друзьях. Встречи с ним были для меня продолжением моего заочного образования.

Не могу не остановить рассказ, чтоб поведать немного об Евгении Львовиче Шварце.  В пьесах для детей и взрослых он  использовал известные сюжеты народных сказок, сказок Г.-Х. Андерсена для создания собственного, неповторимо достоверного художественного мира и живых оригинальных характеров. Он автор пьес  "Голый король" (1934, опубл. 1960), "Красная шапочка" (1937), "Снежная королева" (1938), "Тень" (1940) "Обыкновенное чудо». По его сценариям сняты фильмы "Золушка" (1947), "Первоклассница" (1948), "Дон Кихот" (1957), "Сказка о потерянном времени" (1964) и др. Многие его пьесы приближались к политической сатире. Смотришь их  ( «Дракон», «Тень», «Голый король») и чувствуешь, что происходит действие  в реалистически описанном советском учреждении.

Неизвестно, послужил ли приход фашизма к власти стимулом к созданию Шварцем замечательной трилогии  или она стала просто продолжением пересказов Андерсена.  Эти пьесы  занимают место в ряду лучших антифашистских, антидиктаторских произведений.  При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились. За возвращение их на сцену выступила в 1954 году  Ольга Берггольц, назвав Шварца на съезде писателей самобытным, своеобразным и гуманным талантом. В 1956 году был издан первый сборник его пьес, по ним снова начали ставить спектакли - и в СССР, и за рубежом.

Итак, продолжу прерванный рассказ о С.Д. Дрейдене.

 Этот человек очень трогательно относился ко мне. Можно сказать, он был моей подружкой. Чем угодно могла я с ним поделиться, получая   сердечный отклик. Он был знаком с моей семьей. Жил он  на Красноармейской улице.

 Когда я впервые пришла в его однокомнатную квартирку, была поражена живописным плакатом, изображавшим  тореадора в человеческий рост, лицо  которого было лицом Симона Давидовича. На мой недоуменный вопрос, он объяснил, что это подарок Сергея Владимировича Образцова.  Сувенир из Испании.  Бывая у Дрейдена , я знакомилась  и  говорила с  соседями, среди них был знаменитый шекспировед  профессор Александр Абрамович  Аникст.

  Часто Симон Давидович бывал в Доме творчества в Переделкино.    Там однажды  он познакомил меня с  Александром Володиным.

 А последние годы я навещала своего друга в Доме  ветеранов кино на Матвеевской, это в районе Кунцево, рядом с бывшей дачей Сталина. В Доме Ветеранов был чудный парк, где прогуливались известные артисты и писатели. Симон Давидович не упускал возможности познакомить меня со своими соседями, за что я навсегда ему признательна.

 Так вот, ему и пришла в голову мысль представить меня своему старому другу  Сергею Образцову  с тем, чтоб я впоследствии взяла у него интервью. Я, конечно, с радостью согласилась.

Для начала Симон Давидович пошел со мной в театр кукол. После спектакля мы были приглашены в кабинет директора на чаепитие. Такие  посиделки после спектаклей и встреч - дело обычное. Так было и в ЦДРИ и в  пушкинском музее. Кабинет  Образцова был огромный. Стол скромно и  красиво накрыт. Приглашенных было немного. Обсуждался  спектакль, удачи и небольшие «накладки», о которых зрители и не предполагали.

И  вот начала я подготовку к предполагаемому интервью. Набрала книг в помощь начинающему журналисту и стала их изучать.

«Начинайте интервью с установления психологического контакта с вашим собеседником.  Представьтесь и объясните цель вашего интервью, а также покажите свою заинтересованность в теме. Если ваш собеседник располагает временем (а перед началом интервью нужно обязательно уточнить, сколько у вас времени или договориться об этом заранее), вы можете коротко рассказать о своем предыдущем опыте, связав его с предметом предстоящего разговора.

Для получения качественного интервью,надовыразитьсвое восхищение делом, которым занимается собеседник , дать ему повод поговорить о себе. Все это разрядит обстановку, и тогда можно  плавно перейти к официальному разговору. Обязательно смотреть вашему собеседнику в глаза. Собеседник должен улавливать то, что вы его понимаете в вашем взгляде, в ваших жестах (самый распространенный жест - кивок головы).
Умение найти "общий язык" со своим собеседником психологи называют "обратной связью".
Разговор становится намного легче, когда эта связь начинает работать. Исчезают неловкие паузы - ваш собеседник сам готов прийти к вам на помощь. Но, к сожалению, установить обратную связь не так просто. Вот несколько рекомендаций профессиональных журналистов:

Не показывайте свою неуверенность. Будьте вежливы, доброжелательны и спокойны.
Говорите четко и разборчиво.

Не забудьте представиться перед началом интервью. Назовите не только свою фамилию и имя, но и название издания, для которого вы делаете этот материал. Будьте готовы очень коротко охарактеризовать данное издание (его тираж, сколько раз в месяц оно выходит и т.д)

Проявляйте гибкость в общении. Если вы видите, что перед вами строгий, озабоченный работой человек, будьте сдержанны и деловиты. Если перед вами - творческая натура - неплохо проявить больше эмоций - удивления, восхищения, любознательности.
Общение - это большое искусство. Умение находить "общий язык с другими людьми предопределяет успех во многих сферах жизни. Так что овладеть приемами интервью не помешает никому.»


Это краткое изложение прочитанного и хорошо усвоенного материала.

О Сергее Владимировиче я знала довольно много. Знала все его звания, бесчисленные награды, биографию. Незадолго до этих событий в «Новом мире» были напечатаны его воспоминания. Его друг тоже поведал немало. В кукольном театре я бывала много раз. Вообще, я готова к встрече. По предварительной договоренности, еду в знаменитый дом, в котором живёт  Образцов - Глинищевский переулок, дом 57 кв. 97.
 
 
Сейчас  эта квартира стала  музеем. В этом доме жили очень знаменитые  люди. Жила здесь замечательная балерина Суламифь  Михайловна Мессерер, удочерившая  Майю Плисецкую. Сама блистательная актриса и педагог… Ох, опять сбилась  со своего сюжета.
 
Итак, звоню, дверь открывает Сергей Владимирович, любезно приглашает войти. Начинаю тысячу раз отрепетированное вступление. Представляюсь, доброжелательно, мило, как мне кажется, улыбаюсь и  задаю первый вопрос: «Вы начали работать с куклами уже в 20-х годах. Вам тогда  было двадцать лет. Что   Вас к этому подтолкнуло?»
Не ответив на мой речитатив, он предложил посмотреть его коллекцию  кукол, собранных во всех частях света. И тут я всё забыла.


Куклы были настолько разнообразны и интересны, Петрушка и его "братья" из других стран - Панча из Англии, Василаке из Румынии и Кашпарека из Чехии. Были целые механические театры, в которых куклы двигались сами. Куклы из многих стран мира - Китая,  Монголии, Италии, Индии, Японии и Вьетнама, а также куклы разных типов - марионетки, перчаточные, планшетные и теневые.

Короче, я заигралась. И не задавала никаких вопросов, а издавала восхищенные возгласы. Аудиенция была закончена в определённое время.

На следующий день Сергей Владимирович позвонил Дрейдену и просил: «Откуда ты взял эту дуру-журналистку?  Она умеет только играть в куклы. Так плачевно закончилась моя попытка взять интервью. Зато теперь, я уделяю чужим  интервью большое внимание, хорошо понимая трудности этой работы.


Но дружба  с Дрейданом  продолжалась. Сейчас, вспоминаю его и улыбаюсь. Ежедневно в почтовом ящике находила я его шутливые стишки, забавные шарады. Однажды муж принёс очередной конверт. В это время раздался телефонный  звонок. Слышу,
 муж спрашивает: «Симон Давидович, а почему это Вы моей жене   посылаете стихи и шарады?» Услышав ответ, он - находчивый и быстро реагирующий человек, ничего не ответил и растерянно положил трубку. На мой вопрос:  «О чём был разговор?» он ответил: «Дрейден сказал о том, что не все шарады в жизни можно разгадать».


Как жаль, что не могу я посидеть на  кладбище у Даниловского монастыря и рассказать своему другу, как много событий прошло со времени  последних наших встреч. Но я помню Вас, Симон Давидович, я листаю книжечку с Вашими шутливыми стихами.

«В моём тяжелом состоянье
Я Вас люблю на расстоянье,
И в этом Ваше обаянье,
Подруга милая моя,

Ведь, если будете Вы рядом,
То жизнь моя мне станет адом,
Придётся отравить Вас ядом,
И жизнь в тюрьме закончу я».

Пока жива, вы  живы в моей памяти.