Дневник провинциала 1977 год

Виталий Мур
   Жизнь студента - слалом.  Извилистый крутой спуск на трассе - это  нелегкая повседневная жизнь студента, как правило, борющегося за  выживание. Препятствиями служат экзамены, зачеты, оценки, преподаватели, сложность учебных предметов и прочее. И не все "слаломисты" добираются до конца пути. Вот сейчас у нас четвертый курс, а уцелело в группе процентов шестьдесят. Остальных поглотил этот самый дурацкий слалом. Но иной студент по своей прихоти или странности (мне хочется употребить слово "дурости") вылетает из института, аки пробка из бутылки. Шпок! Например, на втором курсе в нашей группе сошел с дистанции один странный паренек Коля Порфирьев, истинный очкарик, не видящий без очков даже собственного носа. Он на первом курсе записался на секцию бокса, однако не прошел туда по зрению. Обиделся, чудак! И прекратил вообще ходить на занятия по физо. Все остальные зачеты и экзамены Николай сдал. Отсутствие зачета по физо считал мелочью. В начале второго курса возбухла кафедра физо. И ходатайства нашей руководящей тройки (!): старосты, профорга и комсорга, - не увенчались успехом. Ходили и просили за Коляна перед всеми сильными мира сего студенческого: вплоть до  заместителя ректора. Но увы и опять увы! Парня вышибли из Бауманки. А за что? Ну не смешно ли, а?!

                10.02.1977


   Меня тоже могли не дождаться на финише институтской учебы-слалома. Спецам из режимного отдела не нравились пробелы в моей анкете. Требовали от меня подробные данные об отце, с которым я в жизни  никогда не встречался. Может, потому что его звали Вениамином? Спецы донимали меня вопросами и требованиями, я донимал маму письмами. В итоге я в очередной раз давал на факультете ответ: сведений об отце не имею. И все начиналось снова - с угрозами отчисления из МВТУ. Канитель длилась до второго курса, пока я не догадался  дать в анкете правильный ответ: брак матери с отцом не зарегистрирован. Тогда от меня отстали, и одним средним инженером в стране, может быть, станет больше.

                12.02.1977


   Сессия прошла нормально. Хотя, честно говоря, это я покривил и душой и авторучкой: троек я нахватал больше, чем на предыдущих сессиях. В итоге остался без стипендии. Пиво жигулевское не доводит до добра и стипендии! Рядом с нашим общежитием стоит "Джек", - так местные называют салун (!) с двадцатикопеечными автоматами. В этом злачном местечке много нашего студенческого брата, забулдыг разных мастей, иногда встречаются и добропорядочные московские граждане. Часто в толпе страждущих любителей пива просят добавить на кружку герои всех прошедших войн, вплоть до русско-японской. Несмотря на клятвы просящих, публика им не верит ввиду возрастного несоответствия, и редко дает деньги. В "Джеке" можно встретить  мнимых Героев Советского Союза, просящих у публики денежной компенсации за свои былые подвиги. В помещении всегда толкучка, к столику можно пробраться лишь усиленно работая локтями. Воздух - смерть мухам! В такой плотной дымовой завесе они летать не могут и падают на бетонный пол, дрыгая лапками и крылышками. В сгустившемся воздухе можно вешать топоры и прочие инструменты. Отныне я решил разворачивать корму в сторону, противоположную "Джеку".

                13.02.1977


   На волне войны, которую я объявил пивным напиткам, недавно решил заняться спортом - поиграть в хоккей на местной площадке. Но произошел, как всегда, бумеранг. Договорились играть с местными измайловскими ребятами на пиво. От чего убегали, к тому и прибежали. Проиграли, но пиво не выставили. У нас, дескать, борьба с пьянством. Поцапались с местными из-за этой ерунды. Они назначили нам встречу вечером у нашего общежития и обещали начистить до блеска наши физиономии. Мы с радостью согласились, и вечером на Измайловский проспект, дом 73 "а", высыпала тысяча студентов. Местные ребята увидели многочисленную рать, - и ретировались, оставив нетронутыми наши лица. Однако зло затаили. Через пару дней, например, ко мне с ножичком на улице приставал один местный хоккеист-патриот, и матом выражал неудовольствие исходом недавнего спортивного поединка. В такой ситуации я, несмотря на занятия боксом, оказался далеко не героем. Растерялся,  честно скажу, и отступал, пятясь задом, подобно раку. Ножичек посвистывал перед моим носом, делая замысловатые петли. Через полминуты  уверенность вернулась ко мне, и я уже намеревался было ударить парня с правой, как меня выручил мой сосед Миша по комнате в общежитии. Он подошел и заорал благим матом, что смутило моего визави. Он, видимо, не привык к численному перевесу в живой силе и убежал в сторону метро.

                19.02.1977

   Закончил четвертый курс без троек. Пишу без бахвальства: наловчился я в учебе. Стипендия есть! Это колышет душу и сердце.
               

19.06.1977



   Едем всем курсом  на практику на завод "Сибсельмаш" в Новосибирск. Ползем поездом уже вторые сутки, а дороге конца не видно. Пятьдесят шесть часов трястись по железным стыкам - таких  долгих  дорожных впечатлений в моей жизни еще не случалось.

                25.06.1977


    Каждый из нас взял в долгую дорогу по две-три емкости веселящей  жидкости разного ассортимента. Естественно, дорога пьяная и нескучная. Весь вагон нами взят в плен. На нашего студенческого брата неодобрительно косятся обыкновенные пассажиры. Почти в каждом купе раздаются смех и крики типа: "Прикуп бери, не зевай!", или "Так ты пасуешь или вистуешь? Не спи!", или "Ты что, нюх потерял, с туза заходить?"

                26.06.1977


    Наконец вчера мы добрались до Новосибирска. В поезде мы погуляли славно, пошумели, покартежничали, побродили по всему составу для  разнообразия впечатлений, - короче, железной дорогой пресытились по самое "не хочу-не буду". До сих пор стук колес из ушей не выветрился. Несколько раз были на грани: проводницы теряли терпение и собирались было некоторых особо буйных высаживать в Свердловске. Уж на что я небуйный, спокойняк полный, - и то умудрился попасть в оказию. Семка Бондарин и Анджей, прихватив с собою гитару, а также меня за компанию, стали петь в тамбуре. Я пою "отвартительно" (как выражается мой пятилетний племянник). Поэтому я из присущей мне природной деликатности лишь открывал рот, не извлекая из себя никаких звуков. Однако Семка и Анджей постарались на славу. И произвели неизгладимое впечатление не только на весь вагон, но и на проводницу. Нас закрыли в тамбуре на ключ и грозились высадить  на ближайшей станции. Но в таких оказиях каждый раз нам везло, - долгими увещеваниями удавалось смягчить сердца служителей железной дороги и избежать наказания. Семка Бондарин захватил с собой шестнадцатимилиметровую кинокамеру  "Красногорск-3" и совал ее всюду, в том числе и в наши хмельные рожи. Приедем в Москву, отсмотрим кадры и посмеемся. Но это в отдаленном будущем - в августе или сентябре.

                27.06.1977


   Новосибирск - неплохой город.

                28.06.1977


   Запись от 28 июня смешная. Грандкороткая и минисодержательная. Объясняю: было просто некогда даже мяукнуть, не то, что приличные каракули нацарапать в дневнике. Спешу реабилитироваться.
   Весь вчерашний день мы обустраивались в общежитии. Это заняло полдня с учетом того, что мы придирчиво выбирали себе жилье. Первый предоставленный нам вариант мы отвергли: уж слишком убогое здание предлагалось. Разваливающийся на части полуразрушенный деревянный барак цвета ржавчины. Второй вариант был несколько лучше и представлял из себя трехэтажное каменное здание, покрашенное в популярный  грязно-желтый колер. Пока мы разбирались с ЖКХ, подкрался незаметно вечерок. Начальство наше схватилось за голову и скоренько потащило уставших стьюдиков на завод для запланированного знакомства с предприятием. Времени было "цигель-цигель, ай лю-лю", поэтому мы галопом пробежали по зданию администрации "Сибсельмаша". Меня интересовал там один желудочно-животрепещущий вопрос: где находится столовая? А напоследок наш студенческий десант протаранил еще парочку заводских цехов, ничего толком не запомнив и  не рассмотрев. Один лишь шум в ушных раковинах остался: в цехах прилично децибелило, как в летящем самолете. Но ничего - наверстаем! Нам спешить некуда. До конца августа.

                29.06.1977

   

   Вернулись в Москву на самолете. Давно не писал. Опишу практику. Новосибирск мне очень понравился. Большой спокойный красивый город с хорошими добрейшими сибирскими людьми. Завод огромный. Цеха просторные. Мы ожидали обычной практики, а нас просто припахали. Дело  в том, что рабочих в цехах катастрофически не хватало, даже мастера становились за станки. Студенты для заводского  начальства - сущий клад и воистину палочка-выручалочка. Нас умоляли стать за станки и проработать хотя бы до середины августа. Обещали, что деньгами не обидят. А зачет по практике обещали поставить автоматом, так сказать, за ударный коммунистический труд.
   Я первое время работал на американском токарном станке, которому сто лет и в ужин и в обед. Пардон за рифму. Не хотел. Я не поэт, но вспомнил какая река красивая! Обь. А Обское море в Академгородке! Прелесть! Такой, знаете, белый песочек, и чистая изумрудная вода. С ума сойти! Но я отвлекся от производственной темы. Так вот. Станок-то  старый попался, заднюю бабку приходилось подпихивать ломиком. Через пару недель такого "производительного труда" перевели на современный станок "Финал" с ЧПУ. Точили по нужному профилю тяжелые болванки. Весом примерно по двадцать пять килограммов. Натаскаешься подобным макаром тяжестей за смену, к вечеру чувствуешь себя вполне Жаботинским.
   В выходные отдыхали, кто во что горазд. Любимое наше развлечение: давить песок  на пляже на левом берегу Оби под мостом. Грех не поваляться на песочке: погоды стояли жаркие, за тридцатник. Многие также ходили на танцы в парк. Знакомились с сибирячками, проверяли их боевой дух. Женатик и кудрявый красавец  Воробьев Максимка  так допроверялся, что перестал ночевать в общаге и перешел на ПМЖ к своей местной зазнобушке, кажется, Анюте. Видимо,  "Дон Жуан" ей что-то наобещал на перспективу, и она уже считала Максима мужем. Однажды на танцах красавчик неосмотрительно засмотрелся на другую и моментально схлопотал пощечину от ревнивой Анны. Теперь "Дон Жуан" в полной тревоге: а вдруг она приедет к нему в Москву?
   В конце июля  всей группой устроили веселый сабантуйчик на острове посреди Оби. С костерком и песнями под гитару. Романтика! Ах! Весело было и легко! Глубоко ночью возвращались в общагу на трамвае и горланили песняка.
   Я, конечно, не Максимка, но и у меня были приключения..., ну насчет этого, с девчонками. Одна была, ну просто... вообще! Вроде нравилась мне! Лена. Туристка. То есть страстная любительница турпоходов по местным новосибирским окрестностям. Гуляли с ней по улицам несколько вечеров, но она не увидела во мне подходящего партнера... по этим самым туристическим походам с рюкзаком. Хиляком, может, показался. А может быть, Лене не понравилась моя простодушная откровенность: я сообщил ей, что терпеть не могу походы по горам и весям. Были еще Даша и Катя: познакомились на танцах, в тот же вечер лихо отплясывали у Кати дома втроем под модный "Тич Ин". Наверное, я их шибко интересовал, однако у меня ни к одной из них предпочтения не возникло. Они даже слегка  подрались из-за меня. А мне было грустно! Меня в Новосибирске никто из милого женского сословия по сердцу по-настоящему не царапнул. Или я болван, или бесчувственный Бармалей!
   В начале августа до Новосибирска докатилась мощная американская фотовыставка "США - 200 лет!". Народу пришло столько, что негде было ни яблоку упасть, ни сорняку прорасти! Мне понравились фотоаппараты "Кодак" - фотки из них вылезали  всего через какие-нибудь двадцать секунд, словно из пасти маленького дракончика, и буквально у тебя на глазах приобретали конечные очертания и  цвет. Волшебство!
   Почти два месяца практики прошли под впечатлением песен, по-моему, гениального, недавно вышедшего диска Тухманова. Иногда я шел по солнечному Новосибирску и слышал  сразу из нескольких окон одновременно заводную, подобную фейерверку, "Песню студента". Хотелось прыгать и плясать! Эх! Ай да Тухманов!

                30.08.1977 
   
   Вот и пятый курс начался. Последний курс. Дальше выйдем на диплом и на финиш. Подозреваю, что эти годы, студенческие, - самые-самые; лучше уж, наверное, не будет.
   А недавно в деканат института заходила Анна, приехавшая  из Новосибирска,  искала Воробья и спрашивала его домашний адрес. "Донжуанец"  пару дней имел очень бледный вид, озирался по сторонам, сбегал с занятий, опасаясь  встречи с "любимой".

                29.09.1977


   Еще деталь о прошедшей новосибирской практике. Однажды вечером в общаге, от нечего делать, устроили состязание: кто поднимет одной рукой большее количество стульев.  Стулья насаживались один на другой, причем поднимать эту незатейливую конструкцию нужно было, держа ее за нижнюю часть ножки нижнего стула. Наш супермен-западенец, борец-перворазрядник Колядко поднял три стула. Я, как ни пыхтел и ни краснел, поднял только два. Нелегкое это дело оказывается - стулья с пола поднимать!
   Но в группе нашелся невзрачный такой, Хвостаков Игорек, поднявший аж пять стульев! Он имел средний рост, даже сухощав немного. Ну уж никак на силача не тянул. Разговаривая, он кривил ртом и подрагивал бровями из-за тика. Но это даже прибавляло Игорю  какой-то "изюминки" в наших глазах. Все были восхищены и удивлены чрезвычайно. Как так? По внешнему  виду и не скажешь об Игоре, что он сотворит такой рекорд. Тем более он человек не вполне студенческого возраста, ему что-то около тридцати. Обступили рекордсмена, расспросили: оказалось, что он  несколько лет занимался штангой, качался, потом надоело, бросил. Ну коли я написал о Хвосте, (это его "позывной" в группе) то отмечу, что кроме неимоверной физической силы, он еще и  шикарно рассказывал. Если его начинаешь слушать, то потом в итоге сердишься на себя за столь опрометчивый шаг: оторваться от его "брехни" ну просто не было сил. И ты, несмотря на свои, может быть, неотложные дела, все бросаешь и, как завороженный, развешиваешь уши и хлопаешь ими. Хлоп! Хлоп!
   У Хвоста одна тема: собственные любовные похождения. В них всегда присутствовал конфликт и неприятный для рассказчика исход. Это и привлекало нас: приятно было "порадоваться" за "успех" товарища! Странный человек был Игорек. Жена его жила в Евпатории, а он очно учился в Москве в институте. Свободный, он гулял направо-налево. При этом искренне утверждал, что любит супругу. Он - ходячая "история". У него, видимо,  талант влипать в разные скверные ситуации. Игоря угораздило даже на собственной свадьбе  что-то такое ляпнуть матери невесты, что  разгневанная маман бегала  за ним по всему двору с огородом  и хлопала веником по спине будущего зятя. Вот образцы его баек. Если,  например, Хвост заливает о том, как он крутит интрижку  с женой моряка на ее квартире, будьте уверены - вскоре обязательно появится возвратившийся  из дальнего плавания муж, увидит кадр "Его-то здесь они никак не ждали"; далее немая сцена, потом неизбежные крики; в итоге -  наш Хвостик убегает, как может, на бегу одеваясь и получая заслуженные тумаки. Или же другой коленкор: Игорь идет в парк на танцы, знакомится с  местной девушкой, приглашает ее  в кино. А зачем, удивляется девушка, куда-то идти, можно и здесь, в парке, в кустах... Хвост, конечно, согласен, и у них начинается самое интересное. Ну, естественно, и в этом случае, можете не сомневаться, что вскоре произойдет непременно нечто ужасное, драматическое! Да, так и есть. Страсть, едва возникнув, вынуждена погаснуть под ударами внезапно появившейся разъяренной матери девицы. Обвиняет она почему-то не свою дочь, что было бы вполне разумно, а молодого человека, змея-искусителя, и от всей души награждает его ударами  случайно подвернувшегося дрына. Опять осечка.  Искатель приключений проявляет чудеса смекалки, изворотливости и скорости.
   Подобных рассказов у Хвостакова припасено за душой великое множество. Однако, наслушавшись  его баек на новосибирской практике, я склоняюсь к мысли: никаких "историй" на самом деле никогда не происходило и не могло происходить.  Почему? Да потому, что Хвост просто талантливый выдумщик, "брехун". Ишь, дед Щукарь какой выискался! Однако в группе его что-то не видно с начала семестра: говорят, он перевелся в другой институт, к дому поближе.

                30.09.1977
 
   Поймал по приемнику Би-Би-Си. Они крутят "Битлов". Музыка какая-то слишком громкая и пронзительная. В раздражении выключил. Я заболел. Насморк. И в горле такое ощущение, что там поселились крысы.

                02.10.1977


   Занялся попытками написать на картоне маслом пейзаж - море, берег вдалеке, ночь и луна. Мне так понравилась моя работа, я ею любовался целый день. Потом через два дня посмотрел другими глазами: мазня и больше ничего! Ни капли способностей! Картонку порвал.

                15.10.1977


   Года два назад ехал в Миллерово из Москвы. В купе попались греки. Бородатые, высокие, мужественные лица. Веселые. Изъяснялся с ними  забавно, на  английском. Они кивали головами, как будто понимают меня. Но наверное, кивали из вежливости. Я почувствовал, насколько слаб в разговорном иностранном языке. Английские слова выходят из меня медленно и с большими потугами, как фарш из мясорубки.

                17.10.1977


   В мире постоянное количество зла. Коли в одном месте мало, то в другом - в избытке. Может, это закон? Ощущают зло слабые. Сильных оно обходит стороною. К чему это я? А черт его знает! Настроение плохое.

                18.10.1977


   Поехал в гости к дядюшке любимому и напоролся на лестнице между этажами в подъезде на его "лыконевяжущее" беспамятное  и что-то бормочущее тело, местами с кровоподтеками. Во внутреннем кармане пиджака наполовину пустая бутылка "Имбирного". Настойка  такая горькая! Как он выпил такую... бррр... гадость!  Дядю шатает по жизни от скуки и безысходности. Так, по крайней мере, он мне объяснял свое пьянство.

                25.10.1977


   Гете. Серия "ЖЗЛ". Почитать.

                26.10.1977


   Да, Гете - колоссальный мужик!
   А Есенин?! Это вообще...
   "Страшно мне - душа проходит, как молодость и как любовь". А? Каково?!!!

                30.10.1977

   
     Прочел пока кое-что из Ибсена и Чехова. Тетради большого формата выслать  братику Толику. Масло сливочное - тете Кате, к празднику.


                01.11.1977


   
   Пробило нас тут на днях с другом Иваном   потюхать в Литмузей на Петровку.   Будучи в Дединово на морковке, мы с Ваней, чтобы  окончательно (!) не околеть  на морковном поле от холода, регулярно по вечерам баловались водочкой в чекушечном формате.    Ладно, идем дальше. С Ванькой мы соседи, живем в общаге в  четырехместной каюте. Койки наши рядом. Ну и вот, значит, напялили мы костюмы глаженые; навесили галстуки гороховые, красивые; нацепили очки для дальнозоркости,  - и попилили на Петровку, как на праздник. Там в переполненном зале некая кандидатка наук М. Чудакова читала лекцию на тему: "Булгаков и Гоголь". Интересантное из сией лекции мазочком вкраплю сюда в дневничок-с:
   1. Оказывается, первый вариант "Мастера и Маргариты" Булгаков уничтожил в 1930 году; Мастер введен в роман только во втором варианте через два года;
   2. Первым оценил Булгакова, как писателя, проф. Попов в 1924 году. Он предложил себя в качестве личного биографа писателя;
   3. Чудакова отметила огромное тяготение (и подражательство) на первых порах Булгакова к Гоголю и Пушкину. Провела параллели между "Записками на манжетах" и "Записками сумасшедшего". В образе Мастера раскрыты некоторые черты Гоголя.

    Что-то в коридоре общаги шум нездоровый. Пойду полюбопытствую. А позже продолжу о чудаковской лекции.
   

                03.11.1977


      Вчера полюбопытствовал о происхождении подозрительных коридорных шумов. Выглянул в коридор и увидел двух толкающих друг дружку пьяных студентиков-соперников. Кажется, они с первого курса. Похоже шла шумная  выясниловка: кому достанется одна смазливая студиозка, которая безуспешно пыталась разнять буянов.
   Итак, я писал о музее литературном, о лекции. Продолжу:
   4. Чудакова рассказала, что Гоголь предлагал графу А. П. Толстому взять на сохранение второй том "Мертвых душ", мотивируя тем, что может под влиянием минуты сжечь рукопись, однако получил от графа отказ.
   Мне понравилась лекция, и я еще не один раз посещал подобные лекции на Петровке. Темы были разные.   Кое-что интересантное я запомнил для дневника и здесь наскриплю:
   1. "Солнце русской поэзии" обижалось на друзей-декабристов за недоверие и непосвящение в дела своих Тайных обществ;
   2. Накануне восстания, 13 декабря, поэт решил бежать из ссылки, из имения  Михайловского, в столицу, в Ленинград на Неве (это я вычекрыживаюсь!). Пушкин был суеверен. На полпути встретили зайца. Плохая примета. Но решили все-таки ехать дальше. Встретили священника, тоже примета дурная. И ... "не вынесла душа поэта", повернули обратно в Михайловское. Не попадись по пути  заяц со священником, то, как знать, как знать... Может быть,  судьба  поэта сложилась бы иначе: на сибирских нарах, рудниках и поселениях, - но без смертельной дуэли!
   3. Люба Достоевская, дочь писателя, также писала романы и умерла в Италии. Сын основал Московский ипподром. Сейчас в Москве на площади Восстания живут правнуки писателя  - Гиляновские;
   4. Московский музей Достоевского приобрел за две тысячи рублей картину "История Юлия Цезаря", написанную племянником Наполеона;
   5. Сам же Наполеон в молодости, став генералом, писал в дневнике: "Я хочу осчастливить людей; чтобы их осчастливить, - их надо объединить; а чтобы их объединить, - их надо завоевать".

                04.11.1977