Гитара музыкальная 18. Наполеон Кост

Родионов Виталий Константинович
Гитара в музыке романтизма.

52.
Ферранти ди, Марк Аврелий Цани ((итал. Marco Aurelio Zani de Ferranti) (1800–1878) – итальянский классический гитарист, скрипач, композитор и поэт.

Трудно сказать, что скрывается за названием пьесы «Библейский ноктюрн» ор.3 №3 ди Ферранти. В ней бьют ключом энергия и радость, которая никак не согласуется с ночной музыкой. Здесь есть место для патетики и патриотизма, что не очень-то гармонирует с «библейской» темой. Возможно, это караул швейцарской гвардии, стоящий у врат папского дворца.

Загадка!

Кроме фантазий, ноктюрнов, дивертисментов у Ферранти имеются каприччио. Восемь из них образовали ор.11.

Первое каприччио – это своего рода прелюдия, написанная в спокойном, размеренном полифоническом движении.

Второе – лирико-драматическое, представляет собой еще один вариант «Вечного движения» Паганини.

За плавной вальсообразностью Третьего пробиваются радость и оптимизм.

Четвертое – это виртуозный этюд.

В Пятом аккорды и пассажи ведут напряженный драматический диалог.

Шестое каприччио, равно как и Третье, имеет трехдольный ритм. Красивая лирическая мелодия прерывается маршеобразным проигрышем, что свидетельствует об оперном характере пьесы.

Седьмое отличается полнозвучной патетикой.

Восьмое, напротив, близко к непритязательной песне, эмоционально близкой «Сурку» Бетховена.

Данный цикл позволяет определить характерные черты музыки Ферранти: это яркие в пластическом отношении образы, неожиданные и резкие контрасты, романтическое полнозвучие языка. Кроме Бетховена и Паганини, в ней явно присутствует Шуберт.

Концертино ор.22 для двух гитар показывает, каковы особенности романтизма Ферранти. Главная тема пьесы по-итальянски импульсивна и взволнованно-патетична. В ней заключено россиниевское пиршество жизни.


53.
Падовец Иван (Johann Padowetz) (1800–1873) – крупнейший хорватский гитарист и композитор XIX века.

На лейпцигском конкурсе в 1842 году, организованном по инициативе Николая Макарова, первый приз и 40 дукатов получил Иван Падовец за весьма обстоятельную работу «Теоретическая и практическая гитарная школа». Однако этим не исчерпывается его вклад в музыкальное искусство: Падовец написал свыше 200 произведений для гитары.


54.
Берлиоз (Berlioz) Гектор (1803–1869) – французский композитор, дирижер. Создатель жанра романтической программной симфонии, новатор в области музыкальной формы, гармонии, инструментовки. Стремился к театрализации симфонического жанра.

Как известно, в молодые годы Гектор Берлиоз играл на гитаре – многотембровом по своей природе инструменте. Не отсюда ли у него возникло обостренное чувство оркестра? Он преобразовал искусство оркестрового письма, первым использовал многие необычные тембры и их сочетания, ввел новые штрихи у различных инструментов. Композитор обобщил собственный опыт в этой области в «Большом трактате о современной инструментовке» (1844), который до сего времени служит незаменимым пособием для молодых сочинителей.

Гектор Берлиоз создал ряд произведений с участием гитары: он использует ее в аккомпанементах к романсам на стихи Мартини, Далейрак, Буальзье, в Серенаде Мефистофеля из «Осуждения Фауста», наконец, пишет Вариации для гитары соло на знаменитую тему Моцарта «Дай руку мне...». Такое пристальное внимание композитора, тонкого знатока инструментов симфонического оркестра, именно к гитаре, знаменательно как для самого Берлиоза, так и для последующих поколений создателей музыки.


55.
Наполеон Кост (фр. Napoleon Coste, полное имя Клод Антуан Жан Жорж Наполеон Кост — Claude Antoine Jean George Napoleon Coste (1805-1883) — французский классический гитарист и композитор, ученик Фернандо Сора.

В Париже в 30-х годах XIX века жили Ф.Сор, Д.Агуадо, Ф.Карулли и М.Каркасси. Среди них немалым авторитетом пользовался французский гитарист и композитор Наполеон Кост. Им написаны множество вальсов, вариаций, «25 этюдов», «Концертное рондо», «Осенние листья». В 1856 году на международном конкурсе, организованном в Брюсселе русским гитаристом Н. Макаровым, за свою «Большую серенаду» он получил вторую премию.

Таким образом, Коста можно с полным основанием зачислить в «золотую пятерку» парижских виртуозов.

Наполеон Кост принадлежит к плеяде французских романтиков XIX века. Вслушиваясь в его Интродукцию-полонез, невольно отмечаешь: это типичный романтизм! В Анданте состенуто-аллегро – опять-таки романтизм. В Фантазии на тему Беллини – почти хрестоматийные романтические интонации. А в Интродукции и Вариациях на тему Россини тщетно искать образы поэзии Виктора Гюго или Альфреда Мюссе. И чему бы ни внимал наш слух – всюду сплошь и рядом эмоциональный романтизм... Он у Наполеона Коста, безусловно, всегда изысканный, элегический, вроде бы чувственный и даже будоражит кровь мощными импульсами, так что рядовой слушатель в упоении может прошептать: «Как прекрасна жизнь!»

Однако достаточно ли индивидуален композитор? Есть ли у него собственное творческое лицо? Возможно. Хотя стиль его музыки шубертовский с итальянским налетом. Впрочем, в ней нельзя не ощутить чисто французский колорит, оттенка свежей зелени Елисейских Полей, парков Версаля, той проникновенной лирики, что так ярко зазвучит позднее в творчестве Шарля Гуно и Жюля Массне.

Музыка Наполеона Коста – это приторно-сладкий французский ликер «Абрикотин» с шубертовским и беллиниевским букетом. Достаточно послушать его Баркаролу – незатейливую, милую пьеску.

Попытка распространить семиструнную гитару квартового строя во Франции в середине XIX века Наполеоном Костом закончилась крахом. Тезка великого полководца потерпел поражение, равное Ватерлоо!

Несомненно, все эти четыре пьесы Наполеона Коста имеют романтическую окраску!

Большой каприс ор.11 представляет собой развернутую байроновскую поэму с бесконечными эмоциональными оттенками, переходящими от лирики к драматизму. Исходная печальная, романтического склада мелодия в процессе развития трансформируется в призывно-взволнованную, не ведающую покоя. Глубокие чувства пьесы продолжительностью примерно 13 минут как-то не очень согласуются с жанровым определением каприса – блестящего и виртуозного номера.

В том же ор.11 есть гитарная миниатюра «Кадриль», музыка которой по-народному ясная и простая.

Пожалуй, примерно в этот период полностью сформировался индивидуальный стиль, творческий метод и образно-эмоциональное содержание музыки Наполеона Коста.

К числу развернутых пьес концертного типа, подобных Большому капрису, принадлежит Большое соло ор.24, пьеса преимущественно радостная по настроению и виртуозная в техническом плане. Рядом стоит Большая серенада ор.30, которая в возвышенно-героическом ключе рисует сцены пламенных признаний рыцаря у балкона дамы сердца.

Среди пьес с жанровыми признаками надо назвать изящное Рондолетто ор.31, спокойное Адажио ор.50 и Скерцо ор.53, скорее лирическое, чем шуточное.

Танцевально-жанровую сферу образуют знаменитые костовские менуэты, полонезы, мазурки, которые композитор создавал, следуя традициям Моцарта и Бетховена, то есть придавал им лирический оттенок, сглаживая народно-бытовой характер этих танцев. Менуэт ор. 50 имеет широкую палитру чувств – это радость, воодушевление, лирика, переходящая в лирико-драматизм. В отличие от него Менуэт ор.53 односложен своей бесхитростной мелодией.

«Второй полонез» ор.14 имеет ярко выраженный польский элемент. Шляхетский горделивый ритм и ничем не замутненная радость сближают эту пьесу с народным танцем, хотя имеется красивый лирический напев в средней части. Анданте и Полонез ор. 44 демонстрируют типичное для Коста соотношение вступительной части и самого танца, написанного не без блеска.

Мазурка из ор.33 романтична по духу, а по национальному колориту скорее французская, чем польская. Словно следуя за нашей мыслью, переходящей от менуэта к мазурке, Кост сочиняет Менуэт-мазурку op.53, в которой можно найти французский лиризм и польский колорит, приподнято-возвышенные эмоции и бодрую радость.

К жанрово-концертному типу пьес надо отнести «Любимый вальс» (ор.46), в котором преобладает бодрое настроение, причем угадывается его явное родство со светским и блестящим веберовским «Приглашением к танцу». Это продолжительная вещь, где гитарист может показать свое мастерство!

Следующая группа пьес – так называемые «программные», чьи заголовки в какой-то мере определяют образное или эмоциональное содержание произведений. Как правило, они живописны, поэтичны, одухотворенны.

Слушая «Горцев» (ор.17), мы будто переносимся в некое шотландское селенье, где раздаются тягучие наигрыши волынки с народным напевом в среднем разделе пьесы. Эта вдохновенная вещь вполне может украсить репертуар молодого гитариста!

«Delfzil» (op.19) отличается трагедийной лирикой и повышенной эмоциональностью.

«Озеро Зюйдерзее» ор.20 словно изображает ночное ненастье (лирико-драматизм) и спокойное утро. Здесь лирика передает либо свежее, бодрое настроение, либо скорбные романсовые интонации.

«Бред» (ор.45) – пьеса импровизационного склада, с виртуозными пассажами. В ней словно зафиксированы потоки беспорядочно текущих мыслей.

«Возвращение» (ор.51) привлекает взволнованно-порывистой романсовой лирикой.

«Меланхолия» (ор.51) – это уже грустная лирика, которую сменяет временное просветление. Здесь, в отличие от предыдущих пьес, простая напевная музыка.

Музыкальные идиллии Наполеона Коста дополняют пьесы для гобоя и гитары.

«Горец» (ор.34) – самая настоящая сельская сценка с наигрышем рожка и трогательной песней.

В пьесе «Жалобы» (ор.36) звучит поэтическая красивая мелодия с типично романсовыми интонациями.

Оба последних произведения талантливы, оригинальны и милы. Лирика и интимность пьес Коста роднит их с пейзажами французского художника Шарля Франсуа Добиньи, в которых действительность воспринимается с невзыскательной поэтичностью. Музыка Коста ассоциируется, например, с «Жатвой», где крестьяне вяжут снопы, с «Запрудой в долине», где пастушка, переходя через насыпь, внимательно следит за стайкой птиц. Это очень нежная и лиричная картина. Или взгляните хотя бы на такие полотна, как «Утро», «Берег реки», «Городок на Сене» – и вы поймете, что объединяет художника и композитора. Основной цвет картин Добиньи – нежно-голубой, что соответствует возвышенно-романтическому колориту гитарных произведений Коста.

Теперь перейдем к двум крупным работам Наполеона Коста, преследующим педагогические цели. Как известно, гитарист отредактировал и подготовил к изданию «Школу для гитары» Сора. Цикл «Уроки Сора» по стилю ближе к классицизму. Напротив, «25 этюдов для гитары» – это чистейшей воды романтизм. Каждый этюд представляет собой небольшую пьесу на крупную (интервально-аккордовую) технику. Однако каждый из них по-своему поэтичен и оригинален.
№1 – интересен романтической гармонией и басовой линией.
№2 – отличается витиеватыми, опять-таки романтическими фигурациями.
№4 – это мелодизированный хорал, близкий по характеру к свадебному маршу Мендельсона.
№6 – возвышенная песня. Талантливая пьеса!
№9 – красивая мелодия в аккордовом сопровождении с виртуозными пассажами между фразами.
№№11,13,15 – близки к мелодизированным этюдам.
№12 – действительно виртуозный этюд на мелкую технику, в котором, впрочем, есть место для интервалов и аккордов.

Переиграв в молодости руку, Кост редко применяет блестящие пассажи, отдавая предпочтение аккордам, интервалам, хоральным, полифоническим, или гомофонно-гармоническим фактурам.

Яркий пример этому №23, напоминающий сарабанду в насыщенном изложении.

Совсем другой №25 – это сельский простонародный вальс с милой музыкой, который имеет черты концертной пьесы с виртуозными пассажами.

В заключении нельзя не упомянуть действительно большую концертную пьесу, озаглавленную «Интродукции и вариации на темы Россини» (ор.53). Это продолжительное произведение весьма разнообразно: здесь есть энергичная тема с внедренными в нее мелизмами, торжество радости, взволнованные эмоции, лирико-драматическое чувство, сумрачное состояние духа и мощное аккордовое заключение в коде. Здесь мы имеем дело с крупным, во многом итоговым музыкальным полотном, концентрирующим в себе все достижения Наполеона Коста в гитарной музыке.

Символично, что оно во многом перекликается с его Дивертисментом (ор.9), написанным на темы Доницетти. Тем самым невооруженным глазом можно заметить, что гитарное творчество Коста абсолютно романтическое, доницетти-россиниевское. Его музыка пронизана одухотворенными элементами и мотивами, он тонко чувствует малейшие эмоциональные оттенки и переходы, передает трепет души, создает иллюзию идеальной жизни. И мы верим ему, ибо его музыка искренна, сердечна, открыта и доступна людям.

В первых сочинениях Наполеон Кост показал себя музыкантом с тонким вкусом и блестящим стилистом.

Поэзию светского изысканного венского вальса он сумел передать в «Шестнадцати любимых вальсах Иоганна Штрауса» (ор.7). Кост сделал переложения для гитары вальсов Штрауса-отца. Легкую, приятную музыку он словно перевоссоздал заново: предложил гитаристам миниатюры, которые можно исполнять дома, в гостях, на званых вечерах.

Романтический мир Гаэтано Доницетти Кост запечатлел в Дивертисменте ор.9, где мы найдем пленительные лирические мелодии, патетику чувств, маршеобразное воодушевление. Это действительно музыка развлекательного характера.

Обширен ор.10, включающий несколько развернутых пьес для двух гитар.

Дуэт отмечен радостными чувствами, иной он раз помпезен, даже бравурен, словно предназначен для того, чтобы виртуоз блеснул им на сцене.

Большой дуэт более подвижен и взволнован, в нем есть изящные мелодии, однако в своей основе он интенсивен, напорист и тоже может вызвать овацию у восторженной публики.

Скерцо относительно спокойно. Его мелодия затрагивает душу, это скорее медленный благозвучный вальс, чем живая, шутливая пьеса. Пастораль прелестна своей нежной, балетно-идиллической танцевальностью.

Гитарные пьесы Наполеона Коста навевают живописные ассоциации. Кажется, будто художник дарит нам премилые, тщательно прописанные картины.

На стене висят часы с мерно колеблющимся маятником, и мы пытаемся постичь их внутреннюю тайную жизнь – это этюд №22.

Детский бумажный кораблик плывет по глади озера, подхваченный легким дуновением ветерка, – вот что можно представить себе, слушая Этюд №25. Впрочем, это субъективное впечатление, Возможно, что другой слушатель, околдованный музыкой Коста, вообразит летнее утро, росистый луг, голубой колокольчик, слегка покачивающийся под ярким солнцем, – и он тоже будет прав!

В простом и наивном Вальсе №1 слышны интонации польских патриотических песен, поэтому слушатель вправе представить себе воина-повстанца, отдыхающего на траве во время короткого привала. В Вальсе №4 проскальзывают фразы русского городского романса, так что нетрудно мысленно перенестись в будуар аристократического дома, где статная милая дама, сидя на софе, задумчиво перебирает струны гитары.

В целом музыка Коста эклектична, хотя и близка по своему характеру к оперно-балетному стилю Адана и Делиба. В ней присутствуют одновременно поэтический и бытовой оттенки.