Метаморфоза

Мамцис Эдуард
Как то вспомнил я песню, где были такие слова – «русский с китайцем
– братья навек». Думаю, а почему бы не съездить и не навестить
родственников, посетить эту сказочную и загадочную страну, познакомиться
с их культурой, традициями, обычаями, посмотреть, как это с двух ложек
риса в день они так быстро размножаются. Купил путевку. Полетел. Это
было в середине января 2003 года. В Пекине наш самолет приземлился через
шесть с половиной часов. Только мы вышли, по этому же трапу, колонной,
стали подниматься китайцы, человек 100. Буквально через минуту с другого
трапа стали выходить, но уже с целлофановыми пакетиками. Всё, самолет
прибран, все чисто. Вот так бы в Норд Осте, подумал я. Глядишь, еще
несколько десятков людей были бы спасены. Итак, паспортный контроль,
затем таможенный. «Оупен» - посоветовал служивый, указывая на мой
портфель. Я открыл. Он уверенно засунул руку поглубже, вытащил две палки
твердокопчёной колбасы и привычно бросил в ящик с мусором. А я-то
специально заезжал в фирменный магазин Клинского мясокомбината, чтобы
купить эти две палки, в надежде, что к двум ложкам риса они будут совсем
не лишними. Дальше нас посадили в автобус, и мы двинулись в отель. В
Пекине нам предстояло пробыть пять дней и каждый день экскурсии.
Россиян в автобусе было пятеро. Это я понял после переклички. Сначала по
списку кликнули иностранцев, а затем уж прозвучало: «Козь-лёв – два».
«Тута» - раздалось сзади. «Же-реб-цёв – два». «Здесь» - откликнулся
мужчина. «Мам-зис» - «Я» - громко, по армейской привычке, отозвался
последний в списке. Через тридцать минут автобус остановился. Гид
объяснила, что можно за двадцать минут сходить в туалет, заодно помыть
руки и выпить бесплатно сок. Несколько китайцев сразу вычислили россиян
и, на хорошем русском, стали предлагать сувениры: лошади, змеи, Будды,
шкатулки, по-дружески предупредив, что у них самые дешевые товары,
дальше будет в 5 раз дороже. Мне приглянулась деревянная шкатулка, вся
резная, с орнаментами и китайцами.
- Сколько? – спросил я.
- 35 долларов. – не задумываясь, ответил один из братьев.
- 10 - предложил я.
Он так естественно удивился и согласился на 25. Я настаивал на своем
и напомнил, что скоро наш автобус отправляется. Он согласился. Я дал ему
50-ти долларовую ассигнацию. Пока он отмерял сдачу, прикинул: 40
долларов помножить на 8 юаней, будет 320, плюс «копейки» – значит где-то
325. Он отсчитывает мне ровно 325. Ну, как будто, прочитал мои мысли.
Довольный покупкой, я сунул сдачу в кошелек, зашел в автобус, и мы
двинулись в сторону столицы. Все стали хвастаться покупками. А я! А я!
«Уот из ит?», воскликнула одно из женщин, сидящая сзади. Никто не понял в
чем дело. Она трясла перед собой эти «юани» и что-то возмущенно
выкрикивала на своем родном. Я достал свои «юани», пригляделся, а это,
белорусские зайчики. Да, жаль, что я не обратил внимания, то есть не предал
значения, что они в совершенстве владели русским, даже, я бы сказал, с
московским диалектом. Эти 325 зайчиков даже рубля не стоили, поэтому на
следующей остановке все они оказались в урне. Позже я пожалел, что не
порвал их перед тем, как выбросить. Не исключено, что они регулярно
подъезжают к этой урне, достают целехонькие и пускают в круговорот. Ну,
ладно, пусть это будет мне урок на старте. Через часа полтора мы подъехали
к шикарному отелю. Гид предупредила, что за 2 часа мы должны успеть
оклематься, пообедать, и собраться в холле. На ресепшен мне выдали ключи,
и миловидная китаянка сопроводила меня в номер. Показала как открывается
кран с водой, смывается унитаз, показала где и как включать свет, как
работает дверной замок и, низко поклонившись, сведя маленькие ладошки,
покинула мое пристанище. Огляделся, номер отличный. Все сверкает,
блестит. Удивило наличие чайника «Тефаль». Значит, кипятильник брал зря.
Зубная щетка в заводской упаковке, паста, палочки с ватой для ушей, писчая
бумага, авторучка, спички, набор ниток с иголками, два махровых халата:
белый – для дома, розовый – для пляжа, и белые, без всякого намека, тапочки
в целлофане. А на столе фрукты, чай, кофе, конфеты и печенье. Вот только
тюбик с пастой удивил, уж больно маловат. Потом оказалось, что такой
тюбик подкладывают каждый день и щётку тоже. И расческа каждый день
новая, даже для меня. Вот это да! Вот это сервис!
На встрече с гидом мы узнали, что с утра мы поедем на обзорную
экскурсию по Пекину, а потом – ресторан, где мы отведаем пекинскую утку.
Весь день мы разъезжали по городу. Гид интересно рассказывала об истории
храмов, традициях, обычаях. Оказывается, молодожёны сразу получают
жилье, а затем потихоньку отрабатывают. Пенсий нет, о стариках заботятся
дети. В семье должно быть не более одного ребенка. Можно конечно родить
за кордоном, тогда никаких претензий. Все женщины раз в 3 месяца проходят
осмотр у акушера, чтобы избежать неприятностей. И с этим очень строго. В
общем, много интересного я узнал в тот день. Не знаю почему, но я
представлял китайские кварталы, это скученность, теснота, суета, грязь в
полутьме. Это совсем не так. Улицы очень, я бы сказал, широкие, везде
светло, чисто, тротуары тоже широкие, зачастую вымощены гранитными
плитами. На тротуарах под стеклом освещены указатели. Все продумано. На
каждом шагу просторные туалеты, и что интересно – бесплатные. Я
вспомнил, как по тверскому телевидению показывали кран, который
установили в предоперационной 4-ой городской больницы. Этот кран
необычный, как объяснил журналист: подносишь руки – вода течет, убрал
руки - вода не течет, и для наглядности продемонстрировал, как это делается.
Без этого люди же могут не поверить в это чудо. А в Китае во всех туалетах
такие краны, и что интересно – все работают. А у нас в Твери, а еще хуже в
Москве, не дай бог у человека аденома простаты или цистит. За пол дня
можно всю пенсию вместе с ветеранскими просадить. Что-то я больно
подробно остановился на «туалетах», хотя эта тема, особенно когда
приспичит, очень даже немаловажная. По ней можно судить о культуре
общества.
Возили нас и на площадь Тяньаньмэнь, самую большую в мире.
Оказывается, вымощена она гранитными столбиками сечением 10х20 см и
1х20 см высотой, да еще в два ряда. Там мы узнали подробности той
трагедии, которая произошла в ночь с 3-го на 4-ое июня 1989 года, когда
погибли и были ранены сотник человек. Я даже немного утомился от обилия
информации. Вечером решил сходить в баньку, чтобы немного расслабиться.
Гид объяснила, что баня находится в подвале. Во всяком случае, я так понял
и представил себе подвал в нашем понимании. Взял с собой полотенце,
мыло, пару яблок, тапочки и двинулся на лифте в подвал. А подвал-то этот
оказался с небольшой городок: слева - турецкая баня, справа - японская,
прямо по залу – финская, русская с паром, дальше – джакузи, душевые,
огромный, сверкающий чистотой бассейн, вышки, отдельно душ Шарко.
Везде махровые полотенца в пачках. В душевых зубные щетки, паста,
пилочки для ногтей. На столе - фрукты на выбор, можно и чай попить. На
полу - весы с цифрами, к которым и приглядываться не надо – их хорошо
можно углядеть за 100 метров. Можно и полежать на мягком диване и даже
прикорнуть под музыку. Одним словом – курорт. А вот почему она не
сказала, что в этом подвале есть еще и каток, догадался сам – учла возраст. А
я все-таки с удовольствием покатался на следующий день. Да, чуть не забыл.
Там был еще один огромный зал, весь уставленный тренажерами, и у
каждого дежурила миловидная китаянка, которая все покажет, но, к
сожалению, не расскажет.
На следующий день нас повезли на Великую Китайскую стену. В тот
день припорошило снегом. Тут же подъехало несколько автобусов. В
секунды из них высыпали не менее сотни наших братьев, вооруженных
вениками, совками и пакетами. Через 20 минут на земле не было ни одного
белого пятнышка. Ступеньки на всякий случай застелили холщевой тканью.
И что интересно, среди этой толпы не было ни одного приказчика. Может он
и был, но работал, как все остальные. Даже водители автобусов не сидели без
дела. Они наравне с другими дружно боролись со стихией. Было такое
впечатление, что они собирали не снег, а манну небесную или доллары. И
получалось у них так лихо, что невольно вспомнил, как у Гайдая, бегали
Никулин, Вицын и Моргунов.
И так, нас привели к смотровой площадке. Здесь можно было
приобрести сувениры, а в основном продавали тряпошные шапки-ушанки с
большой красной, тоже из ткани звездой, т.е. будёновки. Многие
иностранцы покупали их, кто как сувенир, а кто по необходимости, не
ожидали, что в Китае так холодно. Итак, эта стена явно впечатляет своей
монументальностью, и впрямь великое чудо света. Гид долго рассказывала
историю этого чуда, как государство заботится о сохранности этого
сооружения. Мы долго ходили по стене, забирались по ступенькам вверх,
фотографировались, и к обеду вернулись в отель. До 8-ми вечера у нас было
свободное время, и я решил съездить в центр. Правильно, заодно и
посмотреть магазины. Около отеля дежурили таксисты. Хоть водитель и не
имел представления о русском языке, но понял сразу, что мне надо в центр.
Минут через 20 он остановился рядом с крупным магазином. На счетчике
было (18 юаней – 87 «копеек»). Я дал ему 20 и хотел, было, выйти, но не тут
то было. Пока до «копейки» не отсчитал сдачу – не выпускал из машины.
Магазин огромный и все там по 8 юаней, т.е. по одному доллару. Чего там
только не было на всех 6-ти этажах, вот очередей - это точно. Народа
уйма, а очередей нет. Люди берут и берут: кто спортивный костюм, кто
рубашки. Я вот взял две шерстяные. До сих пор целёхенькие, ношу, правда
на даче, и … ничего. Купил несколько маникюрных наборов на подарок к 8-
му Марта, еще что-то.
С одного этажа можно добраться на любой на эскалаторах, натянутых
как струны, без всяких подпорок. Все для людей. Никто не суетится,
уступают друг другу дорогу, улыбаются. Короче говоря, под приятным
впечатлением от увиденного, я решил двинуться обратно. Взял такси,
показал визитку отеля. Водитель в знак согласия кивнул головой и через 20
минут подъехал прямо к парадному входу. «Хау мач мани?» - спросил я. Он,
конечно, не ответил, а показал на счетчик – там было (18 юаней – 87
«копеек»). Я протянул 20 юаней, но выйти мне не удалось, хотя швейцар уже
открыл дверь. Водитель не отпускал меня, пока не отсчитал сдачу до
«копейки». И так было все 3 дня. «Копейка» в «копейку» – (18 юаней 87
«копеек»). Для нас это еще одно чудо.
Вечером предстояло отведать пекинскую утку. Пришли. Уселись за
большущий стол, над которым крутилась большая столешница, уставленная
всякой закусью. В середине была встроена горелка, над которой можно было
подогреть или даже подкоптить мясо или рыбу. Наконец, явился рослый и
красивый повар, в белоснежной спецовке и очень высоком накрахмаленном
колпаке. Пока он лихо творил большим ножом на мраморной доске, гид
объяснила, что пекинская утка для китайцев, что сало для хохла, гордость
народа, что каждому придется отведать по 118 кусочков, ни кусочком
больше, ни кусочком меньше. Я, хоть и проголодался, но не мог представить,
что все уплету. Наконец, процедура, как я привык выражаться, обрезания
была закончена. Каждому подали по 118 кусочков, что в общей сложности
составило не более 100 граммов. Я с удовольствием принялся за дело, в
надежде, что будет добавка. Глянул – ни высокого красавца, ни утки нет. А
ведь было килограмма 3 не меньше. Вот это фокус! Оставил бы, мы сами бы
разделали ее по куску на брата. Что поделаешь – мы такие. Кушать надо
было палочками, я попробовал и понял, со своей сноровкой я бы с двумя
ложками риса за сутки не справился. А вообще–то, у кого не получалось,
можно было попросить и вилку и ложку – нет проблем.
Была еще экскурсия в центр чая, фабрику жемчуга и центр тибетской
медицины. Вот на этом центре есть смысл остановиться подробнее.
Приехали, завели в небольшую комнату. Пришел симпатичный молодой
человек, представился доктором и сообщим, что с минуты на минуту
подойдет уникальный самородок, который, не спрашивая фамилии, возраст,
не уточнив жалоб и не померив давление, по пульсу поставит диагноз. Я не
выдержал и задал вопрос: «А геморрой он может определить по пульсу?».
«Он все может» - бодро ответил китаец. А пока он на подходе, я скажу Вам:
«Не забивайте свой мозг ненужной информацией. Будьте проще, оставьте
участок для иммунитета». Вообще-то, в этом совете есть что-то
рациональное, подумал я, спорить не буду. Затем он дал 5 минут для
перекура и посоветовал подготовиться к процедуре – диагностике по пульсу.
Схожу ка я на всякий случай в туалет, вдруг от удивления на приеме
захочется. У писсуара стоял китаец в расстегнутом белом халате и, глядя в
потолок, напевал: «И за борт её бросает в набежавшую волну». Он так
увлекся, что даже не заметил, что я рядом тоже пользуюсь писсуаром. Тут же
прекратил арию, застегнулся на ходу и быстро вышел. Пел то он по-русски, а
молодой коллега представил его мудрецом, ни слова не понимающего, кроме
древнекитайского. Первым с хроническим простатитом не вышел, а вылетел
из кабинета Володя из Подмосковья – здоровенный мужик, лет тридцати,
прапорщик, мастер спорта по пятиборью.
- У меня простатит», - с трудом выдавил вмиг побледневший и ставший
больным прапорщик.
- Люд, достань 300 долларов, я куплю у него хорошие таблетки». Тут я
вмешался: «Не будь дураком. Я сам уролог. Боли есть?».
- Боли есть?
- Нет.
- Проблемы с женщинами?
- Да я хоть щас.
- Никакого простатита у тебя нет, - отвечаю. Потом я тебе все объясню.
А хочешь, дай ему 300 долларов, а таблетки не бери.
- Я бы ему с удовольствием так бы дал, чтобы «щелки» заплыли, чтоб
запомнил меня на всю жизнь.
- Не кипятись, Володя. Он-то хоть иностранцев разводит, а у Вас в тех
же Химках – своих. Разве у Вас не продают таблетки от старости, от морщин
на шее, от морщин на губах, на лбу, от облысения, разве не лечат рак 4
стадии водопроводной водой? У Вас там, вернее, у нас это не запрещено? А
значит разрешено. И называется это – предпринимательской деятельностью.
Так, что не возмущайся особенно-то. А насчет простатита, не знаю как в
Китае, а у нас по 100 раз день вдалбливают, что кому за 30-40, у всех он есть
и надо лечиться. Честно скажу, ко мне пришла одна старушка и спросила:
«Что мне делать? У меня, наверное, простатит». Она видно не расслышала,
что он бывает только у мужиков, так что…. Понимаешь, не исключено, что
этот мудрец прошел стажировку в НИИ урологии в Москве. Там таких
специалистов много, на себе испытал, когда мне камень в почке дробили.
Пока мы беседовали, подошла моя очередь. Я зашел и сразу
представился – доктор. Он, видимо, решил не рисковать. Быстро пощупал
пульс и, глядя в потолок, изрек: - «Немного повышен холестерин и все».
Таблетки не предложил, и правильно сделал, молодец, сообразил правильно.
Да, чуть не забыл. Одна наша сотрудница, тоже врач, узнав, что я еду в
Китай и буду в центре Тибетской медицины, попросила купить или хотя бы
узнать об одном сердечном препарате. В Москве этот препарат, конечно, есть
и его легко можно купить, но уж больно дорогой. Я первым делом спросил у
русскоговорящего молодого доктора: - «Как бы приобрести это лекарство?».
Ответ был таков: - «Этот вопрос мне задают не впервой, отвечаю – Это
лекарство добывают только в Китае, в ущелье на самой высокой горе Тибета
и в год всего 500 граммов. Этот препарат строгой отчетности и
распределяется только среди высшего руководства страны и в Москве его
быть не может. Вот так. Вопросов больше не было. После этой богадельни
нам показали Будду 18 метров высотой и 9 м шириной, высеченного из
одного куска дерева, да плюс основание 9 метров. После этого мы сели в
автобус и двинулись в сторону отеля, надо было успеть к ужину.
Уже стемнело, и мы увидели неоновую радугу, нависшую над
огромной площадью. Не совру, если скажу, что в длину она была метров 100-
150 и метров 30-35 высотой. Вокруг все сверкало, играло огнями.
Чувствовалось, что рука Чубайса со своей модернизацией здесь не коснулась.
К ужину мы приехали минута в минуту. Надо было выспаться, т.к.
рано утром предстоял шестичасовой перелет на остров Хайнань, который
россияне только-только начали осваивать. Прилетели удачно. До отеля ехали
минут 30. Разместились. Володя с женой, это они оказались Козловы, были в
соседнем номере. После обеда решили искупаться в море, позагорать. Погода
прекрасная, вода градусов 25. То, что надо. Нам подсказали, что есть
эскалатор. И, правда, встали на ступеньку и приехали прямо к морю, вот это
да! Ни в одной стране мира, где мне пришлось побывать, даже в Эмиратах, я
такого не видел. После этой деревянной шкатулки я решил не торопиться с
покупками. Мы еще не успели искупаться, как молодые китаянки стали
предлагать нам сувениры: ожерелья из жемчуга, очки, бижутерию, шляпы,
кораллы и т. д. «Тумороу, тумороу», - отмахивался я. На следующий день
решил приглядеться. Очки то уж больно интересные, складываются в
красивый футлярчик три на три см. Оказывается, и дужки складываются и у
переносицы петли. И стекла то натуральные, не оргстекла, и диоптрии
любые, и стоят то на наши 40 рублей. А жемчуг то, ожерелье - тоже 40
рублей. Вот это да! Через пару месяцев 8 марта. Разве плохой подарок? Надо
брать. Стал от нечего делать торговаться, учиться объясняться на пальцах, да
и время как-то шло веселей. С одной девочкой долго общались, рисуя
пальцем цифры на песке. Не сошлись. Подошла другая. Процедура та же. Им,
вероятно, нет, а мне надоело одно и то же, и я купил у этой девочки 20 штук.
Сижу, разглядываю. От нечего делать проверяю, все ли защелки рабочие.
Глянул, а первая девочка сидит и плачет. С трудом выяснил – обиделась, что
не у нее купил. Какая проблема? Не хочу, чтобы китайцы обо мне плохо
вспоминали. Купил у нее все 30 ожерелий. Добился ее улыбки и остался
доволен самим собой. «Пойдем купаться», - предложил Володя – «Успеешь
еще отовариться. Что после ужина делать собираешься?»
-А что делать?
- Пойдем погуляем с нами, все веселей.
- С удовольствием, - не задумываясь, ответил я.
Отужинали за одним столом. И вышли в город. Оказалось, гулять
практически негде. Три отеля, между ними одноэтажный ресторан, 2-3
магазинчика и один большущий, строящийся. Люда шла впереди, а мы как
бы немного приотстали.
- Моисееч, а все- таки, что такое простатит?
Молодцы китайцы. Один посоветовал освободить место в мозгу,
другой лихо занял его простатитом. Я понял, что без беседы не обойтись.
- Так, Володя. Слушай меня и отвечай. У человека есть желудок. По
латыни – гастер. Так? В норме он не болит, а когда воспалится, как это будет
называться?
- Как? – переспросил Володя.
- Это уже будет гастрит. Так?
- Так, согласился Володя.
- Теперь есть у зуба пульпа. В норме – не болит. А когда заболит?
- Пульпит, - догадался он.
- Бронх не болит, когда воспалится?
- Бронхит, - уже не задумываясь ответил Володя.
- Нефр – почка, а когда воспалилась?
- Нефрит.
- Ну, вот. Рассуждаем дальше. Ты заметил, что где воспаление, там
окончание «ИТ». У тебя есть простата, а простатита нет. А ты заметил, что
где воспаление, там боль, отек и зачастую повышается температура.
- Заметил.
- У тебя боли есть?
- Нет.
- Температура в норме. Чего тебе еще надо?
- Все Моисееич, убедил. С меня ресторан.
- Так вот… - хотел продолжить я
- Все, все, все…. – убедил, спасибо.
Мы тут же догнали Люду, и пошли в ресторан. По-моему она уже знала
цель нашей «прогулки» и обрадовалась, что она закончилась сравнительно
быстро рестораном. У входа стояли аквариумы с разной по форме, цвету и
величине рыбой, крабами, лягушками, кальмарами. Выбрали рыбу
килограмма на три и пошли усаживаться. Смотрю, а столы выше пола
сантиметров на 30. Как же мы так усядемся? Мне же так не суметь.
Оказывается, под столом есть пространство, куда свободно можно опустить
ноги. Я сел и со стороны казалось, что я сижу по-татарски скрестив ноги. Ну,
как такую картинку не запечатлеть на пленку? Вскоре подали и рыбу. Голова
её лихо была запрокинута к потолку, рот открыт до отказа и оттуда струилось
голубое пламя. Вновь увековечили исторический момент. Подошла
молоденькая официантка и стала надевать каждому из нас резиновые
перчатки для рыбы. Такое тоже грех не запечатлеть для истории. Сказано-
сделано. Нас удивило, что бутылка коньяка стоила всего 1 доллар, и это в
ресторане. Сказка, не иначе. Под коньячок от рыбы остался один хребет и
остаток фитиля. В общем, посидели на славу. Даже потянуло в сон. Решили
вернуться в отель. В строящемся магазине, в огромном торговом зале, не
смотря на поздний час, вовсю кипела работа. Кто-то красил, кто-то
перетаскивал козлы, кто-то лихо размахивал тряпкой. Ну, прямо как в
муравейнике. «Придется еще раз приехать сюда, посмотреть, чем будут
торговать», - поделилась своими мыслями Люда. «Нам то что, мы по
магазинам шататься не любим» - парировал Володя. «Надо, поезжай на
следующий год, раз так интересно». И какое же наше было удивление, когда
на следующее утро мы увидели, что магазин открыт и все «фунциклирует».
Как ни в чем не бывало там сновали покупатели, продавцы. Все сверкало,
идеальная чистота и порядок, и ничего не напоминало вчерашнее. Так
трудиться могут только китайцы.
Через день мы запланировали съездить посмотреть шоу с обезьянами.
Добирались мы туда на фуникулере. И путь то немалый, километра полтора,
не меньше, да еще над пропастью. Обезьянки небольшие, живут на воле, в
горах. Приучили их ездить на самокатах, делать гримасы, садиться на головы
и плечи гостей, чтобы запечатлеть на пленку. Правда, не так просто, перед
этим их надо обязательно подкормить, там все предусмотрено. Корм продают
рядом. Купил, подкормил и фотографируйся на здоровье. Кто будет там,
обязательно посмотрите шоу, не пожалеете. На обратном пути гид
посоветовал пообедать в ресторане на воде и отведать акулу. Ну, как от
такого можно отказаться? Акулы плавали в море, в небольшом загоне. Мы
выбрали самую красивую. Хозяин сачком выловим ее, приглушил при нас
палкой с набалдашником и через полчаса подал на стол. Надо сказать ничего
особенного: рыба и рыба. Но под коньячок все кажется прекрасным.
На обратном пути заехали в китайскую деревню. Какие там две ложки
риса на день. Едят, как все нормальные люди, приветливые, гостеприимные
и, что самое главное, довольны всем. И начальники не воруют и не
обманывают, и страна у них процветает. В общем – и жизнь хороша и жить
хорошо. Вот это самое главное. Если бы у нас в России так рассуждали, мы
бы уж точно были бы «впереди планеты всей». Во всяком случае, не на 147-
ом месте, а впереди хотя бы Уганды и Уругвая. По пути в отель нас завезли
еще на радоновый источник. Я-то думал, вода и вода, какая разница,
торопиться некуда. Через 20-25 минут почувствовал какую-то усталость,
захотелось прилечь. Поделился с троеборцем. Он тоже немного забалдел.
Оказывается, радон – не просто так, и общаться с ним надо не более 10
минут. Век живи – век учись.
Так закончился двенадцатый день нашего пребывания в Ките. Даже
эти жулики с сувенирами и «мудрец» из центра не испортили нашего
впечатления об увиденном, столько было хорошего. Особенно, повторюсь,
люди: приветливые, улыбающиеся, добрые, трудолюбивые и патриотичные.
Прошло 7 лет, и я решил своей Оле к малому юбилею – сорокалетию
сделать подарок. Купил такую же путевку. Да мне и самому интересно было
вновь увидеться с обитателями этой загадочной Поднебесной. И вот мы в
Пекине. Прибыли как раз в праздник фонарей. Целые сутки со всех сторон
гремели канонады, всюду фейерверки, праздничные лица, улыбки, смех
веселье. Было такое впечатление, что они за один день хотят утилизировать
все боеприпасы страны и полностью разоружиться. На этот раз в номере
было скромнее – никаких фруктов, печенья. Халат один, а вместо белых
тапочек - резиновые черные сланцы многоразового пользования. В первый
день нашего пребывания никаких экскурсий – все гуляют. На следующий
день повезли, естественно, на чудо света. Ехали молча. Наконец приехали.
Гид сообщила, что мы свободны и через два с половиной часа собираемся на
этом месте. Что? Где? Куда? – никто ничего не понял. Стали слоняться туда и
обратно. Я стал Ольге рассказывать про эту стену, вспоминая рассказ
семилетней давности. Но моих знаний, к сожалению, хватило минут на
пятнадцать, не больше. Мы могли ехать дальше, но пришлось тосковать до
прибытия гида. Приехала она ровно в назначенное время и сообщила, что
теперь поедем на площадь Тяньаньмэнь. «Вот она, – нарушив всеобщее
молчание сообщила девушка на ломаном русском – Хотите, остановимся на
этой площади, хотите – объедем её два раза». Никто не изъявил желания
стоять там еще два с половиной часа. Объехали эту площадь и вернулись
восвояси. Правда, с близ сидящими я успел поделиться своими познаниями:
рассказал о той трагедии, что площадь самая большая в мире и вымощена
гранитными столбами в два уровня. Долго девушка-гид нас не держала,
вернулись в отель аж за 3 часа до ужина. Чтобы как-то убить время, решили
махнуть с Ольгой по соточке коньяка и закусить маленькими шашлычками.
Оказывается, тот коньяк, который я пил 7 лет назад и платил за бутылку один
доллар, теперь стоит 3 доллара и всего лишь за 100 граммов, а шашлычок,
которых тогда давали аж 8 штук на доллар, теперь у них стоит 1 доллара и
только за один. Вот это метаморфозы!
Что делать? Заказал. Коньяк таким и остался, как 7 лет назад, а
шашлык после поджарки так съежился, что мяса я там не обнаружил вовсе,
ну, прямо, как в наших сосисках – ни грамма – один лук. А на витрине лежал,
вроде бы ничего, приличный. Все, решил я, это не прежние времена, надо
быть бдительней. На следующий день нас повезли в Центр тибетской
медицины. Я-то думал центр и есть центр, и нас привезут туда же, куда
возили 7 лет назад, а оказалось, этих центров у них не меньше, чем у нас
аптек и стоматологический центров. Ладно, интересно, чем нас удивят. Для
начала нам объяснили, что всем сделают бесплатный массаж стоп, а затем
врач по пульсу поставит всем без исключения диагноз. Вынесли каждому по
тазику с теплой водой и посоветовали опустить свои нижние конечности в
воду. Я от этой процедуры отказался, сославшись на то, что у меня там
трофическая язва. Ладно. Вышли мальчики и принялись за дело - щекотать
пятки. И вдруг, без всякого музыкального сопровождения мы увидели, как по
коридору ведут Самого. Сцена напоминала кадры, как на ринг ведут
Александра Поветкина или Виталия Кличко. Наконец, привели. Ближе всех
оказался я, да и ноги мои не мокли в тазу, ведь мог уйти. Он сел около меня,
взял за запястье (знает же черт, где лучше пульс прощупывается) и, уставив
10
свои природные щелки в потолок, немного подумав, что-то сказал
переводчику. Тот незамедлительно перевел
- У Вас горячие почки.
- А что это значит-то – горячие?
Переводчик ответил сам, без подсказки мудреца.
- Вам нужны таблетки. Стоят они 250 долларов.
- Так я перед отъездом проверял почки. Сказали все хорошо.
Эти сомнения он передал своему подельнику. Тот подумал и подвел
черту
- У Вас горячая печень.
- Сколько? – спросил я.
- Триста.
- Понял.
- А пусть скажет, что это у меня на ладони, - и показал рубец около
четвертого и пятого пальца на правой кисти. Тот посмотрел и сделал вид, что
не расслышал.
- Делаю подсказку - и показываю такой же рубец на другой ладони.
Мудрец опять, вроде бы, не понял. Он, наверное, сосредоточил свое
внимание на руках совсем по другому поводу. Ждал, полезу ли я в карман за
валютой или нет.
- Переведи ему, что это апластическое затвердевание ладонного
апоневроза или, точнее – контрактура Дюпюитрена. И еще переведи, что я
уролог, профессор, и могу его проконсультировать. Понял?
Они, как будто, не расслышали и пошли врачевать дальше. Может кто-
то и передумал консультироваться, услышав наш разговор, но не тут-то
было, все привязаны тазиками с водой, не разбежишься. Наконец, подошла и
Ольгина очередь. Взяв привычно за запястье, уверенно изрек:
- Горячие почки .
- И что теперь делать?
- Вам нужны таблетки. Они есть. Надо 300 долларов и будете потом
наблюдаться у уролога.
- Так вот он – уролог, мой муж, профессор.
Он зло посмотрел в мою сторону и отвалил вообще. Массаж в это
время закончился, но просто так уйти никому не удалось. «Дай пять
долларов, дай» и все. Так массаж-то бесплатный. А они же не понимают по-
русски. «Дай пять долларов» - это они четко заучили. Никуда не денешься.
Все дали. Не обошлось и без пекинской утки. На этот раз привезли в
ресторан, наподобие рабочей столовой 60-х годов. Мы еле протиснулись
между заставленными столами в противоположный угол помещения. Вокруг,
как говорят, много китайцев. Все о чем-то разговаривают, смеются. Мы
сняли верхнюю одежду и, как все остальные, повесили на спинку стула.
Итак, повар не заставил себя ждать. Подкатил столик на колесах и лихо стал
разделывать не одну, как 7 лет назад, а две утки. Каждая из них напоминала
«карцевских крабов», но не по пять, а по 3 рубля, да еще и вчерашних, ну,
совсем маленьких. Такое впечатление, что они в этот ресторан шли пешком с
Тибета, ну, уж больно маленькие, прямо, как стайеры. Мы еще раз
убедились, что китайцы не только трудяги, но и умельцы. Повар так быстро
орудовал ножом, что минут через 10 всем вручили, как и положено по 118
кусочков. Честно говоря, и кусочками-то их назвать было трудно, но все
равно, значительно крупнее рисового зерна. Такой мастер, такой мастер, что
вторая утка не понадобилась – просто виртуоз. Никто спорить не стал, да и
какой толк от этой, второй. Всем хотелось быстрей оказаться на воле.
Были еще экскурсии: в центр чая, в центр жемчуга. Там теперь тоже
одни центры, видно с нас слизали. Повсюду втюхивали сувениры, какие-то
одеяла, тот же жемчуг, парфюм. В общем, устроили настоящий шоп-тур, не
больше. А дальше полетели на остров. Я захватил у дома старые фотографии,
на которых видно, как китаянка одевала мне резиновые перчатки в ресторане.
Думаю, зайду, покажу, должна же вспомнить, хоть и прошло 7 лет. Да не тут-
то было. Там столько понастроили отелей, магазинов, высоток, столько дорог
с развязками, что от того ресторана и воспоминаний-то не осталось. Я так и
не смог найти тот отель, где отдыхал 7 лет назад, а может, и его давно
снесли – ничего удивительного. На этот раз никаких покупок мы не делали.
А какой в этом смысл. Хоть в Китае есть то, что я ни в одной стране мира не
видел, хоть и говорят: «Есть все, как в Греции». А вот совсем не так. В
Греции не видел таблеток от аппендицита, а в Китае есть. В Греции не
делают ароматизацию ушей за 35 долларов, а в Китае – пожалуйста. В
Греции не делают запечатывание кетгута воском, а в Китае, плати – сделают.
Я, правда, не знаю что это за процедура, а делают.
У нас в России, да и в других странах все китайское, даже с немецким,
английским и французским лейблом, и что интересно, намного дешевле, чем
в самом Китае. Так что, есть смысл китайцам приехать к нам в Тверь и здесь
отовариться. Милости просим, товарищи.